Слайд 1Урок в 10 классе, профильный уровень
Культура России XVI века
Слайд 2Куляшова И.П. 2007 г
ОСОБЕННОСТИ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ XVI в.
прекратили
свое существование некогда могущественные культурные центры и школы. Это стало
результатом завершившегося процесса складывания единого государства.
Москва, став общерусским центром культуры, собрала лучших мастеров со всех земель
Религиозное мировоззрение продолжало оставаться единственным, а потому определяло направление духовной жизни общества в XVI столетии.
В XVI в. формировалась общенациональная культура, складывавшаяся на базе тех традиций, которые развивались и совершенствовались в традиционных центрах, сохранивших самобытность, характерную для каждой местности.
Слайд 3Куляшова И.П. 2007 г
ПИСЬМЕННОСТЬ И КНИГОПЕЧАТАНИЕ.
Основной материал для письма –
бумага. Привозили ее из Италии, Франции, Германских государств, Польши.
Центры книгописания
– монастыри.
Появились письменные документы.
Продолжается летописание.
Слайд 5Книгопечатание
около 1553 год - начальный этап развития русского книгопечатания;
в
1563 была открыта типография Ивана Федорова
Слайд 6Куляшова И.П. 2007 г
Первопечатник в России – Иван Фёдоров.
1564 –
начало книгопечатания на Руси.
Помощник – Пётр Мстиславец.
Первая печатная книга, вышедшая
в России,— «Апостол» (1564).
1565 г –«Часослов» - сборник ежедневных молитв.
Русский букварь был напечатан в 1574 г в Литве. Всего в XVI в было издано 20 книг.
Слайд 7Литература
Записей устно-поэтического народного творчества этого времени не сохранилось. Но
о народных песнях, игрищах упоминают некоторые литературные сочинения, документы, например
Стоглав, соборные послания и т. д.
События той эпохи получили отражение в сказках
Расцветает жанр исторической песни
Слайд 8Фольклор. Сказки
В “Сказке о Борме-Ярыжке” ее герой, простой русский
человек, добывает для царя Ивана Грозного знаки царского достоинства в
Вавилоне-граде.
Сходный сюжет развивался в “Повести о Вавилонском царстве”, но в ней речь идет о регалиях для византийского императора.
Слайд 9Фольклор. Пословицы
В пословицах и песнях, поговорках и загадках, словах
и поучениях отразилась живая народная речь, меткая и острая. Таковы,
к примеру, пословицы, которые вписал царь Грозный в свое послание старцам Кирилло-Белозерского монастыря: “Жалует царь, да не жалует псарь”, “дати волю царю, ино и псарю”.
Слайд 10«Лицевой летописный свод» – рассказ о русской истории со времен
первых князей и до царствования Ивана Грозного
Слайд 11«Домострой» - домоводство (размышления о воспитании детей и семейной жизни,
бытовые советы)
Слайд 12Переписка Ивана Грозного и князя А.М. Курбского
А. М. Курбский
обвинял царя
в жестокости и деспотизме;
об ответственности государя перед народом
Иван Грозный
отстаивал свои
самодержавные права;
не царь должен служить народу, а народ – царю.
«Жаловать своих холопей волен, а и казнить волен же»
Слайд 13Великие Четьи-Минеи,
митрополит Макарий
четьи – книги для чтения
минеи – сборники, где
произведения расположены по дням, когда их рекомендуется читать
Великие Четьи-Минеи –
сборник, где жития святых располагались по порядку дней, когда отмечалась их память
Слайд 14Наука и техника
Расцвет литейного дела - школа литейного мастерства Андрея
Чохова
Царь - пушка
самая большая пушка в мире.
вес - 40
тонн, калибр пушки -89 см, диаметр ствола - 120 см, длина пушки - 5,5 метра.
Это гигантское оружие могло стрелять каменными ядрами весом более 800 килограмм.
).
Слайд 15Изобретения - боярский холоп Никита смастерил большие деревянные крылья
Слайд 16Медицина – лечцы (лекари), первая аптека для царской семьи, аптекарский
приказ
Слайд 17Архитектура
работы архитекторов – представителей итальянского Ренессанса
фактически, вся архитектура XVI века
проходит под знаком все большего усвоения черт итальянской архитектуры
шатровый стиль
– вместо купольного барабана высокая башня в виде шатра, на самом верху небольшой купол
Слайд 18Колокольня Ивана Великого
архитектор
Бон Фрязин
Слайд 19Куляшова И.П. 2007 г
шатровый стиль.
Храмы венчались шатром. Шатёр –
завершение центрических сооружений (колоколен, башен, храмов, крылец, ворот) в виде
четырёхгранной пирамиды либо конуса.
Церковь Вознесения в селе Коломенском.
Построена в 1532 г., в честь рождения наследника Василия III - будущего царя Ивана Грозного.
Высота около 62 м с крестом
Здание выстроено из кирпича, почти все архитектурные детали выполнены из белого камня.
Шатер выложен из кирпича, с незначительным отступом каждого последующего ряда по отношению к предыдущему.
«… Бе же та велми чюдна высоьою и светлостью, такова не бывала прежде того на Руси», - писал летописец.
Слайд 20церковь Вознесения в Коломенском
Слайд 21Куляшова И.П. 2007 г
Храм Василия Блаженного.
(Покровский собор).
1555—1561.
.
зодчие Барма и
Постник
построен в честь взятия русскими войсками Казани.
Сначала собор
был окрашен в белый цвет, и только в XVII в получил пёструю окраску.
Соединение переходами, галереями девяти различных столпообразных храмов символизировало объединение земель и княжеств в единое русское государство.
Слайд 23Декоративная отделка церкви – узорочье
Слайд 24Куляшова И.П. 2007 г
Укрепление Москвы.
.
1535—1538 гг: итальянский арх. Петрок Малый
возвел вторую линия укреплений, опоясавшую торгово-ремесленную часть столицы — Китай-город.
1585—1593 гг. под руководством Федора Коня была сооружена третья линия каменных укреплений Москвы — Белый город (в настоящее время Бульварное кольцо).
В конце XVI в. сооружена последняя линия внешнего укрепления Москвы — деревянные стены на Земляном валу — «Скородом» (ныне Садовое кольцо).
Слайд 25архитектор
Федор Конь
стены Белого города
в Москве
крепостные стены
в Смоленске
Слайд 26Иконописание
изображение богословских понятий в зримых образах;
сложный сюжет;
усложнение понятийного аппарата
иконописного искусства;
стремление к отражению в одном произведении множества конкретных событий
и идей
Слайд 28Куляшова И.П. 2007 г
ЖИВОПИСЬ.
Фресковая роспись
фрески Благовещенского собора Московского кремля, выполненные
артелью художников во главе с Феодосием.
Страшный Суд - фреска
Благовещенского собора
Слайд 29Куляшова И.П. 2007 г
ЖИВОПИСЬ.
Фресковая роспись
Благовещенский собор, Фреска "Троица»