Слайд 1Образы борьбы и победы в искусстве
Слайд 2
«…то , что у меня на сердце, должно найти себе
выход…»
Л.Бетховен
Памятник Бетховену в Вене. (1770-1827)
Людвиг ван Бетховен
Слайд 3Людвиг ван Бетховен
родился в 1770 году, в Германии, в
городе Бонн. Его семья была очень музыкальной, отец и дед
композитора пели в хоре.
Слайд 5Тридцатилетний Бетховен
«...Взгляните на него, на Бетховена,
этого тридцатилетнего завоевателя, великого виртуоза, блестящего артиста, салонного льва, который
делает вид, что презирает моду, однако высоко поднимает голову над красивым, белым, трижды закрученным галстуком и довольный, гордый (в то же время не совсем спокойный), искоса наблюдает, какое впечатление производит он на окружающих, на Бетховена, у которого хорошее расположение духа, смех во всю глотку, жизнерадостность».
Р.Ролан
Слайд 6К 1800 году он стал самым популярным композитором в Вене.
Он зарабатывал намного больше, чем большинство композиторов того времени, его
слава распространилась далеко за пределы Австрии. Все обследовавшие врачи сошлись в едином мнении – болезнь неизлечима, и однажды он станет абсолютно глухим. Для человека, который доверял звуку свое благосостояние и самые глубокие чувства, это был самый жестокий приговор. «Вот уже два года, как я не участвую в общественной жизни исключительно потому, что я не могу сказать людям: я глухой.» - писал Бетховен в 1801 году.
Слайд 7Симфония №5 посвящена судьбе земли, судьбе человечества
1801 год…Частичная потеря
слуха…
Создаёт одно произведение за другим, полные волевого порыва…
«…Я схвачу судьбу
за глотку!»
Слайд 8"Ни одного дня без строчки..."
"Почему я пишу?
То, что у
меня на сердце, должно найти себе выход. Вот поэтому я
и пишу."
Слайд 9Фрагмент главы 4 из книги Юлиуса Футчика «Репортаж с петлей
на шее»
«…Постарайся понять. Поверь, в этом была сила.
Утренний привет из
соседней камеры: сегодня оттуда выстукивают два такта из Бетховена торжественнее, настойчивее, чем обычно, и стена передаёт их тоже в ином, необычном тоне.
Мы стараемся одеться получше. И так во всех камерах.
К завтраку мы уже в полном параде…»
Слайд 10«…следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная».
А.С. Пушкин
В рукописях Бетховена можно наблюдать работу
скульптора, обтёсывающего материал, из которого рождается образ-тема симфонии.
Слайд 11 Скульптура
итальянского мастера Микеланджело - "Восставший раб"...
Образ прекрасного и сильного юноши, пытающегося разорвать путы.
Греческая
скульптура Ника Самофракийская -богиня Победы.
образ преодоления, победы, торжества, выраженный в скульптурах и в симфонической
музыке Бетховена.
Что в них общего?
Слайд 13А вот так вода видит Симфонию №5 Людвига
ван Бетховена. Оцените…
Масару Эмото «Послания воды…»
Слайд 14Людвиг ван Бетховен
Симфония №5
В 5 симфонии раскрывается основная идея бетховенского
симфонизма – героика борьбы.
Слайд 15Людвиг ван Бетховен
Симфония №5
Так выглядит главная тема симфонии и называется
– «тема судьбы». Бетховен однажды сказал:
«Так судьба стучится в
дверь»
Слайд 16Задание
Послушайте музыку 1 части симфонии №5
Людвига ван Бетховена
и
ответьте на следующие вопросы:
Слайд 17Вопросы для повторения
В какой стране и в каком городе родился
Л. Бетховен?
Какое отношение к музыке имели дед и отец Бетховена?
Какая
главная идея симфонии №5 Л.Бетховена?
Как называется главная тема симфонии?
Для какого оркестра написана симфония: камерного или симфонического?
Слайд 18
Построй устное рассуждение на следующие вопросы и поделись с одноклассниками:
1.Почему
так популярна Симфония №5 Бетховена? Какое значение она имеет для
современников?
2.Бетховен в этом сражении с судьбой оказывается побеждённым или победителем?