Слайд 1ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЙСТВУЮЩЕЙ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ
ПО ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ
Слайд 2Основным назначением технической эксплуатации является сохранение характеристик ВС, их функциональных
систем и изделий на протяжении установленных ресурсов и сроков службы
в тех допусках, которые определены Нормами летной годности(НЛГС). Техническая эксплуатация обеспечивает также эффективность использования ВС при экономных затратах трудовых, материальных и топливно-энергетических ресурсов.
Техническая эксплуатация включает в себя такие виды деятельности, как:
подготовка ВС к полетам;
управление работой двигателей и функциональных систем в полете;
техническое обслуживание и ремонт;
хранение, транспортирование и списание ВС.
Слайд 3Техническая эксплуатация как система является по своей сути планово-предупредительной и
строится на основе следующих принципов:
соблюдение плановости при проведении форм
ТОиР, в том числе при хранении;
своевременное предупреждение появления отказов функциональных систем и их наиболее важных изделий;
обеспечение экономичности технической эксплуатации.
Весь комплекс операций по ТОиР условно делится на две группы:
плановые профилактические работы, связанные в основном с предупреждением появления отказов и повреждений;
работы по обнаружению и устранению уже имеющих место отказов и повреждений.
Слайд 5Центральное место в системе ТОиР занимает программа ТОиР - основной
документ, содержащий совокупность основных принципов и принятых разработчиком решений по
применению наиболее эффективных методов и режимов ТОиР, реализованных в конструкции объектов при их проектировании и изготовлении и в эксплуатационной документации с учетом заданных требований и условий использования ВС.
Конечным результатом функционирования системы технической эксплуатации является:
обеспечение требуемых уровней летной годности ВС, включая безотказность, долговечность, работоспособность функциональных систем ВС и их изделий;
обеспечение потребных уровней исправности парков ВС;
обеспечение требуемых уровней надежности вылетов по расписанию;
обеспечение требуемых уровней технико-экономических показателей процесса технической эксплуатации.
Слайд 6Процессы технической эксплуатации ВС, в отличие от промышленного производства, имеют
ряд особенностей, которые обуславливают специфический характер деятельности специалиста ИАС:
повышенная
ответственность, связанная с решением задач поддержания летной годности ВС и обеспечения безопасности полетов в соответствии с требованиями нормативной документации;
опосредованное, как правило, восприятие информации о техническом состоянии ВС (через замечания экипажа, ранее обработанные статистические данные), что требует накопления специально упорядоченного значительного объема информации, последующего ее анализа и использования по назначению в соответствии с действующей нормативно-технической документацией;
ограниченный лимит времени для принятия решений в соответствии с требованиями эксплуатационной документации;
специфическое влияние фактора случайности на протекающие процессы и интенсивность эксплуатации ВС;
непрерывная и непосредственная связь специалиста с процессами технической эксплуатации (ТО, комплексной подготовкой ВС к полету, простоями ВС по различным причинам), которые носят динамичный во времени характер и требуют одновременной реализации различных организационно-технических и технологических функций.
Слайд 7СТРУКТУРЫ И ЗАДАЧИ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ
Слайд 8В зависимости от производственных возможностей авиационные компании можно разделить на
следующие группы, обеспечивающие:
весь комплекс работ по техническому обслуживанию базовых ВС
и ВС внешних компаний;
весь комплекс работ по техническому обслуживанию базовых ВС;
только линейное техническое обслуживание своих ВС;
линейное техническое обслуживание своих и транзитных ВС;
линейное техническое обслуживание транзитных ВС (при отсутствии своих ВС).
Слайд 9ЗАО осуществляет управление:
транспортным узлом аэропорта;
организацией услуг по техническому обслуживанию ВС,
коммерческим обслуживанием клиентов;
обработкой грузов;
обеспечением топливом и бортовым питанием;
работой аэровокзального комплекса;
распределением
финансовых потоков между компаниями КЭО.
контроль за качеством и оперативностью предоставляемых аэропортом услуг, соблюдением технологических графиков выполнения работ, оперативное и перспективное планирование рейсов, контроль выполнения планов полетов;
заключение договоров с авиакомпаниями на наземное обслуживание ВС;
проведение взаиморасчетов между авиакомпаниями и предприятиями КЭО.
Слайд 10Все представленные на схеме структуры являются акционерными обществами (компаниями). Они
обеспечивают:
аэровокзальный комплекс — все виды обслуживания пассажиров в аэровокзале; модернизацию
и развитие комплекса;
аэродромный комплекс — эксплуатацию и развитие аэродромного комплекса, руление, взлет-посадку ВС;
авиационно-техническая база (Организация по техническому обслуживанию — ОТО) — техническое обслуживание ВС;
топливо-заправочный комплекс — заправку ВС авиационными топливом и маслами;
фабрика бортпитания — производство и поставку на ВС бортового питания для пассажиров и экипажа;
грузовой терминал — обработку и хранение грузов;
охранное предприятие — авиационную безопасность и охрану;
гостиница — услуги гостиничного комплекса.
Слайд 11В соответствии с главой 8 (приложение б) Чикагской конвенции все
эксплуатанты обязаны принимать меры к тому, чтобы:
каждый самолет, который они
эксплуатируют, поддерживался в пригодном для выполнения полетов состоянии;
эксплуатационное и аварийное оборудование, необходимое для планируемого полета, являлось исправным;
удостоверение (сертификат) о годности к полетам каждого воздушного судна, который они эксплуатируют, было действительным. Под словами «воздушное судно» в этом документе принято понимать весь бортовой комплекс, включающий планер, силовые установки, воздушные винты, узлы, вспомогательные агрегаты, приборы, оборудование и аппаратуру, в том числе аварийно-спасательное оборудование;
эксплуатанту было запрещено эксплуатировать воздушное судно, если его техническое обслуживание не выполнено и соответствующее Свидетельство о допуске к эксплуатации не оформлено организацией, имеющей на это Сертификат соответствия, выданный государственными авиационными властями того государства, в котором зарегистрировано ВС. (В соответствии с ФАП-145 до внедрения в эксплуатацию нового документа «Свидетельство о техническом обслуживании» документом, подтверждающим выполнение технического обслуживания, являлась карта-наряд);
Слайд 12эксплуатант нанимал на работу и оформлял прием на работу приказом
по авиакомпании группу лиц, которые обеспечивают проведение всех работ по
техническому обслуживанию в соответствии с оформляемым эксплуатантом Руководством по регулированию технического обслуживания;
эксплуатант обеспечивал проведение технического обслуживания его воздушных судов в соответствии с программой технического обслуживания и нес ответственность за соблюдение Правил летной эксплуатации и технического обслуживания этих воздушных судов, предусмотренных эксплуатационной документацией воздушных судов этого типа и обеспечивающих поддержание их летной годности.
Слайд 13Структура производственной части АТЦ
Слайд 14 Планово-диспетчерская служба (ПДС), включающая:
отдел планирования и управления производственной деятельностью;
центральную
диспетчерскую, которая обеспечивает:
разработку и выполнение планов полетов исправными воздушными
судами отечественного производства;
планов заказов необходимых средств и ресурсов на планируемый период;
организацию плановой, ритмичной работы производственных подразделений АТЦ;
организацию оперативного контроля за ходом производственных процессов.
Инженерно-технологический отдел (ИТО), осуществляющий:
инженерно-технологическое обеспечение процессов технического обслуживания и восстановительного ремонта АТ;
руководство выполнением на базовом парке ВС отечественного производства модификаций и доработок в соответствии с требованиями директив летной годности для обеспечения эффективной эксплуатации парка ВС и обеспечения безопасности полетов.
Слайд 15Цехи, которые являются основными производственными подразделениями:
периодического и оперативного ТО ВС,
авиационного и радиоэлектронного оборудования (АиРЭО), средств объективного контроля;
цех специальных видов
работ, обеспечивающий:
ремонт и выполнение доработок элементов конструкции планера;
ремонт лакокрасочных покрытий на наружных и внутренних поверхностях ВС;
подготовку для установки на ВС отечественного производства авиационных двигателей и вспомогательных силовых установок;
ТО колес и тормозных устройств ВС, топливных и других фильтров, насосов санузлов, а также агрегатов водяных и канализационных систем ВС отечественного производства.
Слайд 16Лаборатория диагностики технического состояния авиационной техники (ЛДТСАТ), которая обеспечивает:
выполнение работ
по диагностированию и неразрушающему контролю АТ (за исключением АиРЭО) с
использованием современных методов и средств диагностики и неразрушающего контроля;
оперативный контроль технического состояния воздушных судов и авиадвигателей, выявление отказов на ранней стадии их развития методами и средствами диагностики и неразрушающего контроля;
организацию обработки информации о неисправностях АТ, ее учет и хранение;
разработку оперативных и долговременных рекомендаций по эксплуатации АТ на основе проведения анализа выявленных в процессе диагностирования неисправностей воздушных судов и авиадвигателей.
Слайд 17Группа ТОП осуществляет:
технологическое обеспечение производственных процессов ТО воздушных судов средствами
наземного обслуживания, в том числе с использованием спецавтотранспорта, средств механизации
и другой наземной техники;
технологическое обеспечение производственных процессов обслуживания ВС в зданиях и сооружениях АТЦ, поддержку и совершенствование технологической подготовки производства;
разработку организационно-распорядительных документов по комплексному и перспективному развитию производственной базы АТЦ.
Группа HAT обеспечивает:
организацию процесса сбора, учета и хранения информации о неисправностях и отказах, формирование статистических и аналитических отчетов;
передачу необходимой статистики об отказах и неисправностях АТ в другие подразделения, структуры, руководящие органы и органы контроля.
Слайд 18Группа ОАТП осуществляет:
организацию авиационно-технической подготовки инженерно-технического персонала;
организацию практического освоения регламентных
работ на авиационной технике специалистами АТЦ, прошедшими теоретическое обучение;
организацию работы
местных квалификационных комиссий с целью аттестации и повышения квалификационного уровня инженерно-технического персонала АТЦ;
ведение учетной документации по изучению авиационно-техническим персоналом авиационной техники и наличию допусков к самостоятельному техническому обслуживанию авиационной техники.
Структура системы обеспечения ТО АТЦ включает блоки:
управления качеством ТО;
материально-технического обеспечения;
хозяйственного и кадрового управления;
экономики и финансов.
Слайд 19Структура системы обеспечения ТОиР АТЦ
Слайд 20Структура службы ТО иностранных ВС
Слайд 21Структура ОТО (АТБ) компании без парка своих ВС
Слайд 22МЕТОДИКА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА СТРУКТУРЫ ОТО