Слайд 1Культура России XVIII в
Пащенко Л.В. к.ф.н., доцент кафедры истории и
права МАГУ
Слайд 2Особенности развития культуры XVIII в.
В XVIII столетии в России сложился
тип культуры Нового времени, которая многим отличалась от средневековой. Ее
главной особенностью был светский характер.
Испытывала сильное культурное влияние наиболее развитых европейских стран, прежде всего Франции и Италии.
Появились такие самостоятельные виды искусства, как театр, скульптура.
По своему содержанию была дворянской, т.е. выражала интересы и вкусы этого сословия русского общества.
В результате петровской модернизации в России произошел культурный раскол. Культура аристократических кругов утратила самобытность, стала чужеродной для основной массы населения.
Противостояние двух культур - важнейший признак развития русской культуры XVIII-XIX вв.
Народ, упорным постоянством удержал бороду и русский кафтан. Народ был искренне удовлетворен своей победой и уже равнодушно смотрел на немецкий образ жизни своих обритых бояр.
А.С. Пушкин
Слайд 3Первая русская печатная газета «Ведомости»
1703
В начале XVIII в. в Москве
стала выходить первая русская печатная газета «Ведомости»
Петр принимал деятельное участие
в составлении «Ведомостей», отмечал карандашом места для перевода из голландских газет и правил корректуру; в московской синодальной библиотеке хранятся корректуры «Ведомостей» с его поправками.
Введение гражданской азбуки в 1708 году
Слайд 4Введение гражданской азбуки в 1708 г.
Петр 1 ввел в русской
алфавит букву «Э»
Раньше все книги издавались исключительно церковными шрифтами, которые
были очень массивными, и читать которые было крайне тяжело.
Одновременно вводились в обиход арабские цифры. Ранее все цифры обозначались буквами
При Петре Великом не только бояре и боярыни, но и буквы русские сбросили с себя широкие шубы, нарядившись в летние одежды.
Михаил Ломоносов
Слайд 5Введение Петром I нового порядка летоисчесления
19 декабря 7208 года ("от
сотворения мира") Петром I был подписан указ о реформе календаря.
Вводились новое начало года - от 1 января и новая эра - христианское летосчисление "от Рождества Христова".
Перенос празднования Нового года с 1 сентября на 1 января.
В ночь с 31 декабря 1699 г. на 1 января 1700 г. праздник впервые отметили по петровским предписаниям.
5508 г. + 1700 г. = 7208
Слайд 6При Петре I был открыт первый в России естественнонаучный музей
Кунсткамера основана в Санкт-Петербурге в 1714 году по распоряжению царя Петра
I.
В основу Кунсткамеры положены личные собрания Петра I, анатомические коллекции, хранившиеся в Главной аптеке, и другие экспонаты.
Кунсткамера.
Строительство продолжалось с 1718 по 1734 г. Проект музея создал Георг Иоганн Маттарнови.
Слайд 7Литература
Появился новый жанр – историческая повесть «гистории».
Литература начала обретать
светские черты
Распространение получили повести о русском матросе Василии Кориотском, дворянине
Александре, купце Иоанне, задача коих убедить читателя, что все жизненные успехи связаны с личными достоинствами.
Крупным писателем и публицистом 1-й четверти XVIII в. предстает Ф. Прокопович, заложивший основы теории литературы и художественно-эстетические принципы раннего классицизма (трактаты «О поэтическом искусстве», «Риторика»
Слайд 10В первой половине XVIII в. в России получил широкое распространение
художественный стиль барокко. Он пришел к нам из Западной Европы.
В буквальном переводе с итальянского слово «барокко» означает «вычурный», «причудливый».
Архитектуре барокко присущи необыкновенная пышность и нарядность. Стены барочных дворцов покрывает причудливая лепнина.
Архитектура барокко очень красочна. Стены зданий окрашивали в синий, голубой, желтый цвета, архитектурные детали — колонны, пилястры, наличники окон — в белый. Скульптурные украшения нередко золотили.
Особой пышностью отличаются интерьеры барочных дворцов. Стены залов обтягивали шелковой орнаментальной тканью, потолки покрывали плафонной живописью и лепниной, полы отделывали паркетом со сложным рисунком, двери и окна украшали золоченой резьбой.
Слайд 11Петропавловский собор
В мае 1703 г. на Заячьем острове состоялась торжественная
закладка Петропавловской крепости.
С 1714 г. Петр запретил каменное строительство
везде, кроме Петербурга.
Одним из первых выдающихся сооружений стал Петропавловский собор.
Автором проекта являлся Доменико Трезини (1670-1734), итальянец, прошедший архитектурную школу в Дании
Слайд 12Меншиковский дворец считается первым каменным дворцом в Петербурге. Построен для
губернатора А. Д. Меншикова.
Возведен Джованни Мария Фонтаном и Иоганном
Готфридом Шеделем. Работы проводились с 1710 по 1727 г.
Летний дворец построен по проекту итальянца Доменико Трезини в 1711-1712 гг. Император жил во дворце с 1712 по 1725 г. только с мая по октябрь, так как стены дворца тонкие, а рамы окон и балконов одинарные.
Слайд 13Зеленый кабинет. 1714 – 1720-е гг. Летний дворец Петра I
Столовая.
Летний дворец Петра I
Слайд 14Александро-Невская лавра (монастырь),
построен Д. Трезини.
По распоряжению Петра сюда
из
Владимирской земли был перенесен прах князя Александра Невского, причисленного церковью
к лику святых. Спустя 80 лет в одном из храмов лавры был погребен великий полководец А.В. Суворов
Слайд 15Кикины палаты
Здание Двенадцати коллегий расположено на Васильевском острове.
Первый проект
создал Доменико Трезини.
Строительство началось в 1722 г., в 1734 Трезини
умирает и процессом возведения руководит Михаил Земцов, позже его сменяет Джузеппе Трезини. Работы были завершены в 1744 г., но собрания проводились с 1732 г.
Еще один памятник эпохи петровского барокко — Кикины палаты. Строительство здания началось 1714 г. для советника Кикина Александра Васильевича.
Слайд 16В окрестностях Петербурга на самом берегу Финского залива Петр I
заложил загородную резиденцию — Петергоф
1 этап постройки: 1715-1725 гг. Архитекторы И.Ф. Браунштейн, Ж.-Б. Леблон, Н.
Микетти.
2 этап постройки: 1745-1755 гг. Архитектор Ф.Б. Растрелли.
Слайд 17Меншикова башня (церковь Архангела Гавриила на Чистых прудах) - православный
храм в честь Архангела Гавриила. Церковь была первоначально построена в
1707 году по заказу Александра Меншикова архитектором Иваном Зарудным при помощи Доменико Трезини
Слайд 18Живопись
Начало XVIII века – время возникновения новой русской живописи, светской
по содержанию, реалистической по форме.
Появляются и получают распространение новые
жанры и виды живописи: портрет, батальные композиции, миниатюра
Зарождении исторической и бытовой картины.
К началу XVIII в. в европейской живописи сложилось несколько типов портрета: парадный, камерный и интимный.
В петровское время в России победила светская, свободная от религиозного влияния живопись. Она изображала человека и окружающий его мир.
Слайд 19И.Н. Никитин. Петр I на смертном ложе. 1725. Государственный Русский
музей,
И.Н. Никитин. Портрет Петра I. Первая половина 1720-х гг. Государственный
Русский музей,
Слайд 20И.Н. Никитин. Портрет напольного гетмана. 1720-е. Русский музей
И.Н. Никитин. Портрет
барона С.Г. Строганова. 1726. Государственный Русский музей
Слайд 21Луи Каравак. Портрет царевен Анны Петровны и Елизаветы Петровны. 1717.
Русский музей
Луи Каравак. Портрет царевны Натальи Петровны. 1722–1723. Русский музей
Слайд 22А.Ф. Зубов. Вид Санкт-Петербурга. 1727
И.Ф. Зубов. Ботик Петра I. Вид
с правого борта. 1722
Слайд 23Елизаветинское барокко – уникальный стиль в архитектуре, который появился в
Российской империи во времена правлении Елизаветы Петровны
Рост и укрепление абсолютной
монархии в России определили торжественность, репрезентативность, пространственный размах регулярных ансамблей середины XVIII века как в градостроительстве, так и в садово-парковом искусстве.
К основным характерным чертам елизаветинского барокко относят:
огромное количество декоративных деталей;
пластичность;
многообразие украшений;
использование контрастных цветовых решений;
трехчетвертные колонны;
пилястры;
масштабное декорирование внутреннего пространства;
отдельные черты и элементы традиционного русского зодчества
Слайд 24Франческо Бартоломео Растрелли
Был сыном скульптора Бартоломео Карло Растрелли, работавшего
при дворе французского короля и перебравшегося в Россию в 1715
г
В возрасте 20 с лишним лет продолжил свое художественное образование в Италии и Франции. Первая известная работа зодчего – дворец Кантемира в российской столице (1721-1727).
При Елизавете Петровне он создал свои основные произведения.
Мастер участвовал в создании Большого дворца в Петергофе (1747-1752), полностью перестроил царскосельский Екатерининский дворец (1752-1757).
Одним из главнейших построек того времени – Смольный монастырь (1748-1757) и новый Зимний дворец (1754-1762).
Слайд 25Зимний дворец считается самым большим в России. В нем более
1000 помещений, свыше 100 лестниц, 1886 дверей, почти 2000 окон.
Его фасады украшают около 400 колонн.
Слайд 26Царскосельский дворец Лазурные стены дворца украшают белоснежные колонны и пилястры,
нарядная лепнина. Скульптурные фигуры атлантов подпирают могучими руками антаблемент, разделяющий
первый и второй этажи.
Слайд 27
Ф.Б. Растрелли. Собор Смольного
монастыря в Петербурге. 1748–1764 гг.
Архитектурная сказка. Его
стены, идущие мощными вертикальными уступами, кажутся подвижными.
Слайд 28КУЛЬТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII ВЕКА
Слайд 29На вторую половину XVIII в. пришелся расцвет русской художественной культуры.
В это время господствовал стиль классицизм, который отличала благородная красота.
Классицизм господствовал в русской архитектуре с 1760-1820 гг.
Для классицизма характерны строгие линии и формы, симметрия фасадов, ордерная система, архитектурные элементы: колонны, полуколонны, треугольные фронтоны, барельефы в круглых медальонах, статуи, в том числе кариатиды и атланты, ротонды на крыше.
В России классицизм сформировался как направление эпохи «просвещённого абсолютизма». Его главной задачей было утверждение идей служения Отечеству.
Слайд 30Образование
В середине − второй половине XVIII в. расширяется сеть учебных
заведений.
Императрица Елизавета Петровна подписала 1755 г. в день памяти св.
Татьяны «Проект об учреждении Московского университета». Согласно Проекту университет состоял из трёх факультетов: юридического, медицинского и философского, всего в количестве 10 кафедр.
В 1773 г. открывается Горное училище в Петербурге. Увеличилось число сословных школ для образования дворян.
В 1764 г. был открыт Смольный институт благородных девиц
В 1773 г. по его плану было открыто Воспитательное коммерческое училище для купеческих детей.
В 1780-х гг. были заложены основы системы начального образования.
Слайд 31Иван Иванович Бецкой (1704 — 1795),
внес большой вклад в
развитие образования в России екатерининской эпохи, был советником в делах
образования при императрице.
Согласно его идеям, в России было необходимо создать сеть закрытых учебно-воспитательных заведений. В них обучить «новых отцов и матерей, которые в тех же правилах воспитают своих детей».
При его содействии в Москве и Петербурге открыты:
воспитательные дома с госпиталем для рожениц,
коммерческое училище,
училище при Академии художеств, куда принимали мальчиков разных сословий (кроме крепостных),
Смольный институт благородных девиц с отделением для девочек-мещанок.
Так же возглавлял комиссию по каменному строению в Санкт-Петербурге и Москве, был президентом Императорской Академии искусств (1763—1795).
Слайд 32Наука
В исторической науке России видное место занимал Василий Никитич Татищев.
Его главный труд под названием «История Российская» стал первым опытом
научного описания российской истории.
Успешно развивалась российская астрономия. Большой вклад в её развитие внёс Леонард Эйлер. К концу века в стране была создана целая сеть из 70 обсерваторий.
Слайд 33Особое место в истории России 18 века занимает личность
Михаила
Васильевича Ломоносова.
учёный энциклопедист сделал огромный вклад в развитие российской и
мировой науки.
В физике – развил молекулярную теорию строения вещества.
В химии – создал первую в России научно-исследовательскую и учебную химическую лабораторию.
В астрономии – открыл наличие атмосферы на Венере.
В металлургии – написал практические пособия для мастеров горного дела.
В географии – положил начало русской научной геологии.
В истории – написал «Краткий российский летописец», ставший на долгое время основным учебником по истории России.
В литературе– утвердил основы для современного русского литературного языка.
В просвещении – содействовал открытию Московского университета.
Слайд 34По указу Екатерины ІІ в 1783 г. была образована Российская
академия. Её задачей было изучение русского языка и словесности. Основным
достижением Академии стало издание первого толкового словаря русского языка.
Андрей Нартов построил скорострельную артиллерийскую установку.
Иван Моторин отлил Царь-колокол массой около 200 тонн.
Михаил Ломоносов создал первую действующую модель вертолёта.
Иван Ползунов в 1765 году построил универсальную паровую машину.
Иван Кулибин, заведовавший механической мастерской Петербургской Академии наук, изобрёл прожектор, построил механическую «самодвижущуюся повозку», разработал проект 298-метрового одноарочного моста через Неву.
В18 в. значительными были технические достижения российских изобретателей.
Слайд 36Особенность литературы классицизма – воспитательное содержание произведений. Авторы стремились создавать
героев, достойных подражания. Внушить читателю, что жить нужно ради пользы
общества. Екатерина ІІ рассматривала литературу как средство воспитания подданных и способ пропаганды государственной политики.
Вместе с литературой продолжил развитие русский литературный язык.
Василий Кириллович Тредиаковский и Михаил Васильевич Ломоносов стали основоположниками нового стихосложения. Впоследствии оно легло в основу современной русской поэзии. Свои идеи они изложили в «Письме о правилах российского стихотворства».
В 1748 году Михаил Ломоносов представил свой труд «Риторика». Он стал первой российской хрестоматией по зарубежной и отечественной литературе, а также пособием по красноречию.
В «Российской грамматике», изданной в 1757 году, Ломоносов изложил основы и нормы русского языка.
В «Учении о трёх стилях» (было разработано к 1758 году) выстроил стилистическую систему русского языка и литературы.
Литература
Слайд 37Вершиной поэзии русского классицизма стало творчество Гавриила Романовича Державина.
В
своих произведениях автор прославляет великие поступки и порицает зло. Известность
и успех Державину принесла ода «Фелица». Она прославляла просвещённую императрицу Екатерину ІІ. Обличала корысть и алчность двора.
Слайд 38Во второй половине 18 века развитие получила отечественная драматургия.
Александр Петрович
Сумароков – родоначальник русской драматургии.
Сюжеты его трагедий часто были заимствованы
из российской истории («Димитрий Самозванец», «Мстислав»). Комедии затрагивали социальные темы («Лихоимец», «Пустая ссора»).
Популярными стали басни Сумарокова. Написал он их около 400.
Автор обличал несправедливость и пороки современного ему общества, в особенности крепостное право.
Уже в то время большую известность приобрела фраза из его басни «Жуки и Пчёлы»: «…Они работают, а вы их труд ядите».
Слайд 39Денис Иванович Фонвизин (1745 – 1792)
Приобрел славу и популярность благодаря
двум своим произведениям: «Бригадир», «Недоросль».
В комедии «Недоросль» автор обличил крепостнические
устои, невежество и произвол части русского дворянства.
Одним из лучших произведений русской публицистики является «Рассуждение о непременных государственных законах» (конец 1782 — начало 1783 гг.), в которых описывает современную ему действительность, критикует правление Екатерины ІІ, предлагает варианты решения государственных проблем России.
Слайд 40Александр Николаевич Радищев
В 1780-е-начало 1790-х годов Радищев активно писал.
В 1780 году он создал «Слово о Ломоносове», в 1781-1783
годах – оду «Вольность»
В своём знаменитом произведении «Путешествие из Петербурга в Москву» подверг критике все стороны государственного и общественного устройства России.
Екатерина ІІ после прочтения «Путешествия» назвала Радищева «бунтовщиком, хуже Пугачёва».
Вскоре автор книги был приговорён к смертной казни, заменённой ссылкой в Сибирь
Слайд 41Всеобщее увлечение литературой не обошло стороной и императрицу Екатерину ІІ.
При её непосредственном участии в России издавался сатирический журнал «Всякая
всячина».
Екатерина II была одним из самых плодовитых русских драматургов XVIII в.
Она сочинила 19 комедий, 3 исторических драмы и 5 либретто для опер.
Слайд 42Видное место в литературе конца XVIII — начала XIX вв.
занимает Гаврила Романович Державин (1743—1816) — разрушитель традиции классицизма в
русской лирике.
В поэзии Державина элементы античной мифологии почти исчезли, его поэзия приблизилась к русской природе, к быту.
Поэзия Державина разнообразна. Оды, элегии и сатирические произведения, широко представленные в творчестве знаменитого "бича вельмож", как называл Державина А.С. Пушкин.
Г.Р. Державин.
Портрет работы В.Л. Боровиковского. 1795. Третьяковская галерея (Москва).
Слайд 43Во второй половине 18 века в России получило развитие театральное
искусство.
По указу Елизаветы Петровны в 1756 году в Петербурге
был основан Российский театр – первый профессиональный театр России.
Его директором стал Фёдор Григорьевич Волков, известный русский актёр и театральный деятель.
Ф. Волков был не только актером и переводчиком, но и автором нескольких пьес. Среди них «Суд Шемякин», «Всяк Еремей про себя разумей», «Увеселение московских жителей о масленице»
В 18 веке появилось большое количество крепостных театров – частных дворянских театров, состоявших из крепостных актёров. Самыми известными из них стали театры Шереметевых, Юсуповых, Потёмкина.
Порой крепостные актёры превосходили в мастерстве профессионалов. Например, на игру Прасковьи Жемчуговой и Татьяны Шлыковой-Гранатовой к Шереметевым специально приезжали из Петербурга.
Лосенко А.П. Портрет актера Ф. Волкова. 1763 г.
Слайд 44Шереметевский театр
На рубеже XVIII–XIX вв. в России насчитывалось около 170
крепостных театров. Лучший из них
принадлежал графу Николаю Петровичу Шереметеву. Он
создал в своей подмосковной усадьбе Кусково крепостную труппу, которая насчитывала более 300 актеров, музыкантов, костюмеров, гримеров, рабочих сцены.
У Шереметева играла талантливая крепостная актриса Прасковья Ивановна Жемчугова (Ковалева)
Репертуар театра был необычайно богат — более 100 опер и балетов на музыку итальянских, французских и русских композиторов.
Крепостной театр графа Н.П. Шереметева был одним из лучших в России и соперничал с императорскими театрами Петербурга и Москвы.
Портрет актрисы П.И. Ковалёвой-Жемчуговой (Шереметьевой)
Художник Н.И. Аргунов
Слайд 45Классицизм в архитектуре
В стиле раннего русского классицизма еще сохраняются элементы
барокко
Первым сооружением Петербурга, построенным в стиле классицизма, было здание Академии
художеств. Его торжественная закладка состоялась в 1765 г. Строительство поручили двум архитекторам французу Жан-Батисту Валлен-Деламоту и русскому Александру Филипповичу Кокоринову.
Открытие академии произошло благодаря фавориту Елизаветы Петровны Ивану Шувалову. Во главе Академии художеств поставлен французский художник Л.-Ф.Лагрене
Слайд 46Среди ярких представителей русского классицизма в архитектуре особого внимания заслуживает
творчество: В. Баженова (1738 – 1799), М. Казакова (1738 –
1812), И. Старова (1748 – 1808).
Одно из самых известных сооружений Баженова в стиле русский классицизм – дом Пашкова в Москве (1784 – 1786 гг.).
Слайд 47В Москве за классицистическую застройку города отвечал Матвей Казаков. По
заказу Екатерины II В частности, красивейший дворец в Царицыно был
построен под его руководством.
В.И. Баженов. Хлебные ворота (арка) в Царицыно. XVIII в.
Слайд 48В строительство крупных общественных сооружений в Москве большой вклад внес
великий русский зодчий М.Ф. Казаков (1738—1812). Сын подканцеляриста, Казаков родился
и вырос в Москве. Еще мальчиком он работал и учился у Д.В. Ухтомского. В 1760 г. курс обучения Казакова был закончен, он стал "прапорщиком архитектуры".
Основные его работы: Путевой дворец в Твери, здание Сената в Московском Кремле, Пет-ровский дворец в Москве, здания Московского университета, Благородного собрания, Голицынской больницы, множество частных домов в Москве.
Благородное собрание в Москве. Построено по заказу князя Долгорукого в 1787 году
Слайд 49
М. Казаков - яркий выразитель идей русского классицизма в архитектуре
(1738 – 1812). Он был помощником Баженова при проектировании Кремлевского
комплекса.
Наиболее известное строение Казакова в стиле русский классицизм - здание Сената в Кремле (1776 – 1787).
Треугольная форма вписана в комплекс уже имеющихся зданий Кремля. Вершина треугольника стала круглым залом с огромным куполом (в диаметре – 24 метра и высота 28 метров).
Купол ориентирован на Красную площадь, определив центр всей площади. Протяженный фасад равномерно расчленен крупными деталями ордера. Портал оформлен в виде портика со сдвоенными колоннами и треугольным фронтоном. Сочетание портика с фронтоном и круглым куполом станет традиционным для русского классицизма.
Слайд 50.
Петровский путевой дворец на Петербургском шоссе - не менее знаменитый
шедевр гениального архитектора. Петровский дворец имеет черты романтического стиля в
соединении с русским классицизмом. Красный цвет кирпичного фасада сочетается с белым декором в восточном стиле.
Слайд 51Основоположником русской исторической живописи считается
Антон Павлович Лосенко.
Портрет актера
Ф.Г. Волкова
Владимир и Рогнеда
Прощание Гектора с Андромахой
Слайд 52Чудесный улов (1762 г.)
Смерть Адонисa (1764 г.)
Антон Павлович Лосенко (1737-1773
гг.)
Слайд 53Федор Степанович Рокотов родился в семье крепостных князя Репнина. Учился
в Академии художеств. Стал известным портретистом. Призвание Ф.С. Рокотова —
небольшие интимные портреты. Одна из лучших работ художника — портрет Майкова
Портрет В.И. Майкова
Портрет А.П. Струйской.1772 г.
Слайд 54
Самым знаменитым русским художником XVIII в. был
Дмитрий Григорьевич Левицкий
По
заказу канцлера Безбородко Д.Г. Левицкий написал необычный портрет императрицы —
«Екатерина II — законодательница»
Портрет А.Ф. Коко
ринова. 1769–1770 гг.
Слайд 55Первый русский сентименталист. Младшим современником Д.Г. Левицкого был Владимир Лукич
Боровиковский.
Кисти В.Л. Боровиковского принадлежит один из самых обаятельных женских образов
в русской живописи—портрет Лопухиной
Из стихотворения Я.П. Полонского
«К портрету ***» (XIX в.)
Она давно прошла, и нет уже тех глаз,
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье — тень любви, и мысли — тень печали,
Но красоту ее Боровиковский спас.
Так, часть души ее от нас не улетела,
И будет этот взгляд и эта прелесть тела
К ней равнодушное потомство привлекать,
Уча его любить, страдать, прощать, молчать.
Слайд 56Екатерина II в Царском парке.
1794 г.
Портрет князя Куракина. 1802