Слайд 1Интеллектуальный капитал предприятия
Слайд 2Лекция 1.
Общие представления об интеллектуальном капитале
Слайд 3Компоненты стоимости современной компании
Слайд 4Интеллектуальный капитал
знания, навыки и производственный опыт конкретных людей и
нематериальные активы, включающие патенты, базы данных, программное обеспечение, товарные знаки
и др. .
Слайд 5Интеллектуальный капитал
Нематериальные активы, включающие знания, навыки и производственный опыт конкретных
людей (человеческий капитал)
Нематериальные активы, включающие патенты, базы данных, программное
обеспечение, товарные знаки и др.
Слайд 7Нематериальные активы (НМА)
это «идентифицируемые объекты без материально-вещественной формы, способные приносить
организации экономические выгоды в будущем, со сроком полезного использования свыше
12 месяцев»
Слайд 8К НМА относятся:
Рыночные активы
Человеческие активы
Интеллектуальная собственность
Инфраструктурные активы
Слайд 9НМА отличаются от материальных активов тем, что:
1. Человек, передающий знания,
остается его владельцем. Одно знание может передаваться неограниченное количество раз,
и при передаче знания у него становится на одного владельца больше.
2. Знание не изнашивается, а при постоянном использовании оно развивается и становится более ценным.
3. Знание существует виртуально и может быть как формализованным (явным), так и персонализированным (неявным). Другие ресурсы существуют объективно.
Слайд 10Функции интеллектуального капитала (ИК)
Информационная накопление, систематизация и передача знаний,
умений, навыков, информации;
Преобразовательная превращение знаний в новые результаты интеллектуальной
деятельности (информация, продукты, услуги и др.)
Научно-исследовательская организация и проведение научных исследований ;
Аксиологическая оказание помощи людям в осознании значимости тех или иных событий и явлений, продукций, работ, услуг, участие в формировании личностного отношения к ним;
Культурологическая расширение кругозора, образование, самообразование, развитие культуры мышления субъектов и т.д.;
Практическая (утилитарная) содействие решению социально-экономических, культурных и других задач;
Охранительная охрана результатов интеллектуального труда путем их использования в повседневной деятельности.
Слайд 13Человеческий капитал
знания,
творческий и интеллектуальный потенциал,
личные качества,
моральные ценности,
умения
и навыки,
лидерство,
культура труда
которые используются для получения дохода организацией
либо индивидом.
Слайд 15ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА:
Состав человеческих ресурсов организации и управление ими.
Степень удовлетворенности персонала.
Продажи в расчете на каждого занятого.
Добавленная стоимость
в расчете на одного занятого.
Образование персонала.
Опыт персонала, число лет в рамках данной профессии.
Затраты на обучение в расчете на одного занятого.
Количество рабочих дней в году, потраченных на повышение квалификации работников.
Текучесть персонала.
Слайд 16Сумма персональных интеллектуальных капиталов всех работников организации составляет величину человеческого
капитала данной организации.
Слайд 17ПУТИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА
Внедрение в компании целостной системы обучения персонала
и повышения его квалификации.
Повышение квалификации персонала способствует:
привлечению хороших специалистов,
снижению текучести кадров,
использованию новых технологий,
улучшению качества продукции и услуг,
а значит, удовлетворению потребностей клиентов,
выявлению потенциальных лидеров и руководителей,
позволяет компании быстрее реагировать в изменяющихся условиях рынка.
Слайд 18ПУТИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА
2. Формирование неформальных интеллектуальных группы внутри организации.
Участники
неформальных групп сотрудничают друг с другом, инициативно делятся идеями и
учатся друг у друга, передают свои знания и опыт группе.
3. Соглашение между руководителями и сотрудниками.
Соглашение становится эффективным, если в нем отражаются ожидания обеих сторон
Слайд 19ПУТИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА
4. Мотивация и стимулирование персонала
Мотивация это
формирование внутренних побуждающих факторов, действующих через самосознание.
Слайд 20ФАКТОРЫ МОТИВАЦИИ
1.ВНУТЕРННИЕ
- самореализация,
- самоутверждение,
- творчество,
- убежденность,
- любопытство,
- потребность в общении
и т. п.
2. ВНЕШНИЕ
- деньги,
- карьера,
- положение в обществе,
- признание
и т. п.
Слайд 21ИНСТРУМЕНТЫ МОТИВАЦИИ
Льготы, связанные с графиком работы
Материальные нефинансовые вознаграждения
Общефирменные мероприятия, посвященные
значимым событиям или праздникам
"Вознаграждения-признательности«
Вознаграждения, связанные с изменением статуса сотрудника
Вознаграждения, связанные
с изменением рабочего места
Создание совместного владения
Слайд 22ОСОБЕННОСТИ ИНВЕСТИЦИЙ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ
А) отдача от инвестиций в интеллектуальный
капитал непосредственно зависит от продолжительности трудоспособного периода его носителя.
Слайд 23ИЗНОС ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА
Определяется степенью естественного старения человеческого организма и присущих
ему психофизических функций
Определяется степенью морального устаревания знаний
характер и виды вложений
в человека обусловлены историческими, национальными, культурными особенностями и традициями
по сравнению с инвестициями в иные различные формы капитала инвестиции в интеллектуальный капитал являются наиболее выгодными как с точки зрения одного человека, так и точки фения всего общества
Слайд 24Лекция 3.
Организационный капитал
Слайд 25ВИДЫ ОРГАНИЗАЦИОННОГО КАПИТАЛА:
ИННОВАЦИОННЫЙ
ПРОЦЕССНЫЙ
Слайд 27ИННОВАЦИОННЫЙ КАПИТАЛ
состоит из законных прав (патентов, лицензионных соглашений), а также из
того, чему трудно дать точное определение, но что в большой степени
определяет стоимость компании (идеи, торговые марки).
Слайд 28ПРОМЫШЛЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ – ОСНОВА ОРГАНИЗАЦИОННОГО КАПИТАЛА
Слайд 291. ИЗОБРЕТЕНИЕ
техническое решение задачи, обладающее новизной, неочевидностью (изобретательским уровнем) и
пригодное к осуществлению промышленным путем.
Слайд 33Изобретение охраняется патентом
Патент на изобретение официальный непубликуемый документ, удостоверяющий
признание чего-либо изобретением и подтверждающий исключительное право патентообладателя на него.
Слайд 35Описание изобретения
Описание изобретения к патенту опубликованный документ, раскрывающий содержание
изобретения и определяющий границы прав владельца патента на изобретение.
Является
неотъемлемым приложением к охранному документу (патенту).
Содержит следующие разделы:
область техники, к которой относится изобретение;
уровень техники; раскрытие изобретения;
описание чертежей, схем, рисунков, эскизов (если они содержатся в заявке);
осуществление изобретения.
Слайд 372. ПОЛЕЗНАЯ МОДЕЛЬ
конструктивное выполнение средств производства и предметов потребления, а
также их составных частей. Полезная модель может вносить изменения и
усовершенствования в конструкцию машин.
Слайд 38Полезная модель охраняется свидетельством на полезную модель
Свидетельство на полезную модель
непубликуемый документ, аналогичный патенту на изобретение, удостоверяющий права автора
на полезную модель.
Слайд 39Описание полезной модели к свидетельству
опубликованный документ раскрывающий суть технического
решения и определяющий границы прав владельца свидетельства на полезную модель.
Слайд 403. ПРОМЫШЛЕННЫЙ ОБРАЗЕЦ
полученное в результате художественно-конструкторской (дизайнерской) деятельности решение внешнего
вида какого-либо объекта (изделия).
Слайд 41Промышленный образец охраняется патентом на промышленный образец
Патент на промышленный образец
непубликуемый документ, который выдается его патентообладателю и который удостоверяет
приоритет, авторство и исключительное право на промышленный образец.
Слайд 42Сведения о патенте на промышленный образец
опубликованный документ, который содержит
описание и, в ряде случаев, изображение промышленного образца, а также
сведения о патентообладателе.
Слайд 43ПАТЕНТОСПОСОБНОСТЬ
совокупность свойств технического решения, без наличия которых оно не может
быть признано изобретением, полезной моделью или промышленным образцом на основе
действующего законодательства.
Слайд 45Документы, необходимые для подачи заявки на получение патента
Заявление о
выдаче патента
Описание изобретения
Формула изобретения
Чертежи и иные материалы
Реферат
Данные о приоритетной заявке
Слайд 46Основные этапы процедуры патентования
3. Составление заявки на получение патента и
подача заявки в патентное ведомство
4. Проведение формальной экспертизы
5. Проведение экспертизы
заявки по существу
6. Публикация сведений о заявке на изобретение
1.Проведение патентного исследования
2.Подготовка материалов (описание, формулы, чертежи, реферат)
7. Государственная регистрация и выдача патента
8. Поддержание патента в силе
Слайд 474. ТОВАРНЫЕ ЗНАКИ, ЗНАКИ ОБСЛУЖИВАНИЯ
обозначения, предназначенные для того, чтобы отличать
товары и/или услуги одних производителей от однородных товаров и услуг
других.
Слайд 48Товарный знак охраняется свидетельством на товарный знак
Свидетельство на товарный знак/знак
обслуживания непубликуемый документ, удостоверяющий приоритет товарного знака/знака обслуживания и
исключительное право на товарный знак/знак обслуживания в отношении товаров и услуг, указанных в свидетельстве.
Слайд 51Сведения о зарегистрированном товарном знаке/знаке обслуживания
опубликованный документ, содержащий:
изображение товарного знака,
имя и адрес правообладателя,
перечень товаров и
услуг, использующих этот товарный знак.
Слайд 525. НАИМЕНОВАНИЕ МЕСТА ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРА (НМПТ)
название географического объекта, используемое для
обозначения товара, особые свойства которого определяются характерными для данного географического
объекта природными условиями или человеческим фактором либо и тем и другим одновременно.
Слайд 53НМПТ охраняется свидетельством об исключительном праве на НМПТ
Свидетельство об исключительном
праве на наименование места происхождения товара непубликуемый документ, включающий
сведения об обладателе свидетельства, указание и описание особых свойств товара, для которого зарегистрировано наименование места происхождения товара.
Слайд 54Сведения о зарегистрированном НМПТ
Сведения о зарегистрированном НМПТ опубликованный документ,
содержащий НМПТ, наименование конкретного товара, сведения о правообладателе.
Слайд 556. НОУ-ХАУ
секреты производства, т. е. сведения любого характера, которые охраняются
режимом коммерческой тайны и могут быть предметом купли-продажи или использоваться
для достижения конкурентного преимущества над другими субъектами предпринимательской деятельности.
Слайд 56Защита ноу-хау
Осуществляется либо путем получения патента, либо в режиме коммерческой
тайны, в соответствии с законом «О коммерческой тайне».
Слайд 58Составляющие процессного капитала
Инфраструктурное обеспечение баз данных, информационных систем, сетей и
технологической инфраструктуры.
Корпоративная культура
Стратегия (системы и процессы управления, позволяющие предприятию концентрироваться
на стратегии и приспосабливать ее к условиям среды).
Слайд 59КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА
совокупность господствующих в организации ценностных представлений, норм и образцов
поведения, определяющих смысл и модель деятельности сотрудников независимо от их
должностного положения и функциональных обязанностей.
Слайд 62ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ ОРГАНИЗАЦИОННОГО КАПИТАЛА
Масштабы, функции и применение информационных систем.
Состав, оборудование
и эффективность административных систем и организационных структур.
Инвестиции: в новые филиалы
и новые методы управления.
Ценности, отношения и т.д.
Стабильность организации, ее возраст, текучесть управленческого персонала, доля персонала со стажем работы в данной организации менее двух лет
Затраты на НИОКР
Слайд 63Лекция 4. Потребительский (клиентский) капитал (капитал отношений)
Слайд 64Потребительский или клиентский капитал
Капитал, который складывается из связей и устойчивых
отношений с клиентами и потребителями.
Одна из главных целей формирования
потребительского капитала – создание такой структуры, которая позволяет потребителю продуктивно общаться с персоналом компании.
Слайд 65Потребительский или клиентский капитал включает:
контракты и соглашения,
репутацию,
маркетинговую стратегию
бренд,
товарные
знаки,
каналы распределения продукции и портфель заказов,
отношения с клиентами.
Слайд 66ДЕЛОВАЯ РЕПУТАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
Складывается из:
этических норм
норм поведения,
социальной ответственности
Представляет
собой рыночную категорию.
Символом деловой репутации часто выступают товарные знаки
и бренды.
Слайд 67БРЕНД
Своеобразный контракт фирмы с покупателями, набор взаимосогласованных обязательств.
Слайд 68Показатели оценки потребительского капитала
Состав клиентов, способы взаимодействия с клиентами и
степень удовлетворения их потребностей.
Прибыль в расчете на одного клиента.
Продажи в
расчете на одного клиента.
Клиенты, формирующие имидж организации.
Количество клиентов, их «возрастная структура» (как долго они являются клиентами организации).
Повторяемость заказов.
Слайд 69Лекция 5.
Управление интеллектуальным капиталом
Слайд 70Стратегии управления интеллектуальным капиталом предприятия
стратегия концентрации клиентского капитала;
стратегия трансформации организационного
капитала;
стратегия социальной диверсификации;
Слайд 71Основные процессы управления ИК
Идентификация знаний
Разработка стратегии развития знаний
Аудит знаний
Документальное оформление
БЗ
Защита знаний
Распространение знаний
Приумножение и обновление знаний.
Слайд 72Элементы управления ИК
Управление «овеществленной частью» системы менеджмента знаний, нацеленное на
накопление знаний, их документальное оформление и оптимальное использование
Управление человеческим капиталом,
нацеленное на создание знаний, их распространение внутри организации, обмен с внешней средой.
Создание организационной культуры, способствующей распространению, приумножению и обновлению знаний на предприятии.