Слайд 1Не то беда, что мы всегда
Чего-нибудь не знаем,
А то беда,
что иногда
Незнание скрываем.
А если знаешь сам, чего
Не знаешь, не
умеешь,
Тогда добьёшься своего,
Узнаешь, поумнеешь.
Слайд 2Девиз урока:
Грамоте учиться –
всегда пригодится.
Слайд 3Глагол
• самостоятельная часть речи
• обозначает действие предмета
• отвечает на
вопросы: что делает?
что сделает? и т. д.
• изменяется
по числам, лицам, временам,
а в прошедшем времени – по родам
• имеет неопределённую форму
• в предложении чаще всего является
сказуемым
Слайд 4
Читает
Определите время, число и лицо.
настоящее время, ед.
число, 3-е лицо.
Читали
Определите время, число и лицо.
прошедшее время, мн. число,
не определить.
Прочитаем
Определите время, число и лицо.
будущее время, мн. число, 1-е лицо.
Слайд 5Читает. Читал. Прочитаем.
У какого глагола можно определить род?
Вывод :
по родам изменяются глаголы только прошедшего времени.
Слайд 6Сравните два предложения.
Читать – это интересно.
Чтение – это интересно.
Изменился ли
смысл во 2-ом предложении?
Найдите подлежащие в обоих предложениях.
Какой частью речи
они выражены.
Определите род, число, время, лицо у глагола «читать».
Слайд 7Наблюдаем:
Читать – прочитать
Играть - поиграть
На какие вопросы отвечают эти глаголы?
Как
называется эта форма глагола?
Попробуйте назвать тему нашего урока.
Слайд 8Тема урока:
Неопределённая форма глагола.
Слайд 9Поработаем с учебником.
Прочитайте правило на стр. 103
- Что нового вы
узнали о неопределённой форме глагола из теоретического материала учебника?
Слайд 10ВЫВОД:
Неопределённая форма глагола имеет окончание –ть (-ти) и нулевое окончание
в глаголах с основой на –чь
Приведите свои примеры.
Как схематически оформить это правило?
Слайд 11Попробуйте сформулировать цель нашего урока.
Углубить представление о неопределённой форме глагола.
Показать
трудные для написания неопределённые формы глаголов.
Слайд 12Вставьте пропущенные буквы.
Се..ть, ве..ть, ма..ться
Ла..ть, ха..ть, ка..ться,
Чу..ть, ча..ть и зате..ть,
Ре..ть,
та..ть и леле..ть.
Подсказка: во всех словах пропущена одна и та
же буква.
Лексическое значение каких слов вам неизвестно?
В каком словаре можно узнать лексическое значение слова?
Назовите автора самого известного в нашей стране толкового словаря.
- Можно ли проверить написание всех этих слов?
Запишите это стихотворение. Выучите его дома наизусть.
Слайд 13Вставьте пропущенные буквы.
Сеять, веять, маяться
Лаять, хаять, каяться,
Чуять, чаять и затеять,
Реять,
таять и лелеять.
Подсказка: во всех словах пропущена одна и та
же буква.
Лексическое значение каких слов вам неизвестно?
В каком словаре можно узнать лексическое значение слова?
Назовите автора самого известного в нашей стране толкового словаря.
- Можно ли проверить написание всех этих слов?
Запишите это стихотворение. Выучите его дома наизусть.
Слайд 14Глаголный суффикс Я сохраняется перед суффиксом прошедшего времени Л.
Сеял, веял,
маялся
Лаял, хаял, каялся,
Чуял, чаял и затеял,
Реял, таял и лелеял.
.
Слайд 15Редкие глаголы русского языка:
Баять – говорить.
Блеять – издавать блеяние (крик
овец, коз), это слово имеет и переносное значение (груб.) –
невнятно бормотать.
Граять – издавать громкий беспорядочный крик, каркать (о грачах, воронах, галках).
Слайд 16Поработаем у доски:
Выполняем упражнение 620 на стр. 103.
Дополнительное задание: выделите
окончания глаголов в неопределённой форме.
Перед тем, как назвать слово, которое
в современном русского языке не употребляется, выполните следующее задание
Слайд 17Из какого произведения эта цитата?
« Ждёт-пождёт с утра до ночи,
Смотрит
в поле, инда очи
Разболелись, глядючи
С белой зори до ночи…»
Кто автор
сказки?
Почему значение некоторых слов нам непонятно?
Подсказка: когда жил Александр Сергеевич Пушкин?
Как называются такие слова?
Подберите синоним к слову «глядючи».
Слайд 18ЗАПОМНИТЕ:
Устаревшие слова – слова, вышедшие из живого, повседневного употребления вследствие
исчезновения предметов, явлений и отношений, которые они обозначали, или замены
их другими словами. Устаревшие слова помещаются в толковых словарях с пометкой устар.
Слайд 19Разберите по составу слово
СОГЛЯДАТЬ
- Подберите к нему синоним.
Слайд 20Значение слова Соглядать по словарю Даля:
Соглядать
соглядеть что, тайно высматривать,
скрытно обозревать или разузнавать,
лазутничать, разведывать
Слайд 21Сравните:
Старый дуб могуч(?)
Мне пришлось испеч.. пирог.
Задайте вопросы к словам, в
которых пропущены буквы.
Какой частью речи является слово с пропуском в
первом и во втором предложении?
Нужен ли мягкий знак в конце каждого из этих слов? Обоснуйте своё мнение.
Подсказка: стр. 104, стр. 92 учебника.
Слайд 22
Мягкий знак пишется: Мягкий знак не пишется:
зажечь
- силач
речь - скрипач
привлечь - могуч
сберечь - (много) туч
испечь - ткач
пресечь - певуч
остричь - бич
стеречь - линюч
прожечь - кумач
ночь - врач
мелочь - грач
обжечь - богач
запрячь - (пять) задач
прилечь - трескуч
- пахуч
- (несколько) тысяч
Выполняем упр. 623 на скорость у доски.
Слайд 23Выполняем упражнение 624 на стр. 104
Назовите пять признаков однородных членов
предложения:
Отвечают на один и тот же вопрос.
Являются одним и тем
же членом предложения.
Относятся к одному и тому же слову.
Являются одной и той же частью речи.
Произносятся с перечислительной интонацией.
Слайд 251) Неопределённая форма глагола – это..
Обобщим
2) На какие вопросы отвечают
глаголы в неопределенной форме?
3) Какие окончания имеют данные глаголы?
4) Какое
оканчиваются глаголы с нулевым окончанием?
5) Почему начальная форма глагола называется неопределённой?