Слайд 1Культура
Древнерусского государства
в XIII-XIV веках
Работу выполнил
Ученик 6 класса в
Николаев
Даниил
Слайд 2ВВЕДЕНИЕ
В результате монгольского нашествия на Русь были утрачены замечательные памятники
древнерусской культуры. В огне пожаров погибли произведения архитекторов и художников,
летописцев и ремесленников. Было почти полностью потеряно деревянное зодчество, развитие каменного зодчества приостановилось. Исчезли многие ремесла, были утеряны многие технологии в разных сферах культуры и жизни.
Многие талантливые мастера были угнаны в ордынский плен. Некому было передать новым поколениям копившиеся долгие годы традиции ремесла и зодчества. Постепенное возрождение культуры русских земель началось в конце XIII века. Заново отстраивались города. В Твери, Новгороде, Москве, а потом и в других городах снова начали сооружать каменные здания. Возрождалось ремесло, создавались новые летописи.
Слайд 3ВОЗРОЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ
Раздробленность и нашествия монгол привело к увяданию небольших культурных
центров, однако все большее количество ремесленников и других мастеров находило
пристанище в крупных княжествах. Так, центрами возрождения культуры стали Новгородская и Псковская земли, которым удалось сохранить старое наследие Киевской Руси.
Крупные княжества обладали большой силой, которая позволяла оказывать все большее сопротивление монгольским захватчикам. В результате, с усилением борьбы, стали появляться памятники культуры, которые стали отражением этой борьбы. Кроме того, намечается объединение земель, что также способствует развитию ремёсел и искусств. Идея единства Руси и борьбы с захватчиками становится основной в культуре этого периода.
Со 2-ой половины 14 века начинается активная борьба с захватчиками, важным центром в этой борьбе становится Москва. Объединение князей вокруг Москвы также приводит к тому, что город становится и культурным центром.
Слайд 4ПИСЬМЕННОСТЬ
Стремление к единению и победе над захватчиками привело к тому,
что стала активно развиваться литература и письменность. Во многих княжествах
стали составляться различные документы, записи и свидетельства, повествующие об этапах борьбы с монголо-татарами. Начали появляться многочисленные книги о походах, путешествиях, битвах, а также летописи событий.
Особое развитие получил жанр «хождений» - описание путешествий. Самыми яркими примерами этого жанра можно назвать книгу купца Афанасия Никитина – «Хождение за три моря» о путешествии в Индию.
Слайд 5Книги на Руси по-прежнему были рукописными. В XIV веке начали
использовать не только принятый ранее шрифт устав, но и полуустав.
Написание его букв было не таким строгим, они могли иметь наклон, буквенная строка стала менее ровной. С конца XIV века стала распространяться скоропись – буквы начали писать слитно.
В XIV веке на Руси появилась бумага, которую привозили из Италии и Франции. Она стоила дешевле пергамента, на ней было удобнее писать. Появление бумаги привело к тому, что книг стало гораздо больше.
Слайд 6Одним из самых крупных писателей Руси конца XIV – начала
XV века был монах Троице-Сергиева монастыря Епифаний Премудрый. Часть жизни
он провел также в Москве и Твери.
Епифаний был одним из лучших книжных писцов своего времени, украшал книги выразительными миниатюрами.
Он тщательно собирал сведения о великих современниках, об особенностях природы и жизни людей в разных русских землях.
Его перу принадлежат жития Сергия Радонежского, Дмитрия Донского.
Слайд 7В Москве была написана летописная повесть о борьбе с Мамаем.
Она получила широкую известность и вошла в состав многих летописных
сводов. Автор летописной повести не только рассказывал о героических подвигах, но и анализировал причины победы над Мамаем. В его взглядах отразилось мировоззрение жителей русских земель того времени.
Слайд 8АРХИТЕКТУРА
Выдающиеся памятники архитектуры были созданы после возобновления каменного строительства зодчими
Великого Новгорода. Первым из них стала церковь Николы на Липне. Она была
построена в конце XIII века неподалёку от города на островке среди болот («липны»).
В XIV веке новгородцы выработали особый архитектурный стиль, наиболее яркими памятниками которого являются церкви Федора Стратилата и Спаса на Ильине улице. Эти постройки не столь значительны по размерам, как, например, Софийский собор. Простота их форм сочетается с величественностью. Стены украшались очень скромно, более нарядными были главы церквей. Строители использовали самые разные материалы: в ход шли известняковые плиты, валуны, кирпич. Это придавало постройкам особое своеобразие.
Слайд 9 Зарождение каменного строительства в Москве относится
ко времени правления Ивана Калиты. По его приказу в связи
с переездом митрополита Петра построили первый (потом были и другие) Успенский собор. Князь хотел показать, что Москва стала духовным центром русских земель. Знаменитый Успенский собор во Владимире словно передал эстафету своему московскому собрату. Во времена Ивана Калиты построили Благовещенский собор, который стал усыпальницей московских князей.К концу XIV века Московский Кремль был застроен множеством одноглавых белокаменных храмов. Стал формироваться неповторимый архитектурный облик главного города Руси.
Слайд 10.
ЖИВОПИСЬ
В городах Северо-восточной Руси, уцелевших от нашествия живопись долгое время
развивалась на до-монгольской основе. Художественные мастерские были сосредоточены на архиерейских
и княжеских дворах, и их произведения имеют церковный, либо кастовый княжеский характер. Ростовские иконы XIII-XIV вв. характеризуются просвечивающимися красками, нежным и теплым колоритом. Большой популярностью пользовались житийные иконы, в которых ярко выражено литературное повествовательно начало. С Ярославлем связано несколько выдающихся икон и лицевых рукописей XIII-XIV вв. Торжественной красотой выделяется икона «Борис и Глеб», но место ее написание точно не установлено.
Слайд 11Возрождение иконописи связано с именем приглашенного на Русь византийского мастера
Феофана Грека. Он сумел соединить в своем творчестве образцы византийского
искусства и выработанные русскими мастерами приемы.
В конце XIV века Феофан работал в Новгороде и Москве, изучал владимирскую иконопись. Кисти художника принадлежат иконы Донской Богоматери, Святых Петра и Павла, Успения Богоматери. Феофан расписывал также стены храмов. Особенно сильное впечатление производят его фрески в Новгородской церкви Спаса на Ильине улице. Созданные художником образы кажутся суровыми, даже грозными, при этом они наполнены одухотворенностью, словно светятся изнутри.
Слайд 12ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Во второй половине 14 века начинается новый подъем в русской
культуре. Ослабленные после многих лет монголо-татарского ига и феодальной раздробленности, князья, наконец,
начинают объединяться, что приводит к усилению государства и становится толчком к новому развитию культуры.
Пережив тяжелую эпоху монгольского нашествия, русский народ начал возрождать свою культуру. Литература и изобразительное искусство XIII-XIV веков были проникнуты стремлением к высоким духовным идеалам, идеей борьбы за освобождение Родины.
Слайд 13Список использованной литературы
1. Грабарь И.Э. О древнерусском искусстве. М., 1966.
2.
Алпатов М.В. Феофан Грек. М., 1979.
3. Historic.ru
4. Художественно-эстетическая культура
Древней Руси. XI-XVII века. М., 1996.
5. Волкова Е.В. Произведение искусства в мире художественной культуры. М., 1988.