Слайд 2XVII век — переходный период русской истории от эпохи Средневековья
к Новому времени, когда, по словам современника «старина и новизна
перемешались».
Слайд 3«Обмирщение» русской культуры
(отход культуры от церковных традиций и придание ей
светского характера)
В науке – рост интереса к изучению и обобщению
опыта с целью применения его в жизни
В литературе – формирование светского направления
В архитектуре – сближение облика культовых и светских построек
В живописи – постепенное разрушение иконографических канонов и формирование реалистических тенденций
Слайд 4Образование
Расширялась система начального образования: открывали школы (училища) при монастырях,
частные учебные заведения.
создано несколько государственных школ.
распространение среди
знати получило домашнее образование.
Специальные школы готовили служащих для центральных учреждений (Печатного двора, Аптекарского приказа и т.д.).
Большую роль в развитии просвещения сыграл Ртищев Фёдор Михайлович, русский государственный и культурный деятель.
Пригласив из Киева учёных монахов (Епифания Славинецкого и др.), организовал в Москве школу при Андреевском монастыре (так называемое Ртищевское братство), ставшую предшественницей Славяно-греко-латинской академии.
Слайд 6Для обучения членов царской семьи приглашали известных просветителей.
СИМЕОН ПОЛОЦКИЙ (в
миру Самуил Емельянович Петровский-Ситнианович) (1628–1680), церковный деятель, богослов и писатель.
Родом из Белоруссии, вероятно из Полоцка.
Занимаясь с 1667 воспитанием царских детей, написал для них несколько сочинений, в том числе Вертоград многоцветный (сборник нравоучительных стихов) и Книгу кратких вопросов и ответов катехизических. К 1670 составил Венец веры кафолической.
Слайд 7 В 1687 г. греками братьями Лихудами было открыто
первое в России высшее учебное заведение Славяно-греко-латинское училище
( позже академия)
братья Лихуды
Слайд 8Академический курс начинался с подготовительного класса, который назывался «русской школой».
После него ученики переходили в «школу греческого книжнего писания», изучали
славянскую и греческую грамматику и латынь, затем приступали к изучению иных предметов, соответствующих высшей ступени обучения, – риторики, диалектики, богословия, физики.
Братья Лихуды сами составляли учебники по всем предметам, следуя образцам учебных книг европейских университетов. Так, в учебный материал были включены труды Аристотеля, Демокрита, Кампанеллы, примеры из литературных произведений и богословских текстов.
Слайд 9Появились первые учебники
«Грамматика» Смотрицкого
Меле́тий Смотри́цкий (в миру — Максим Герасимович
Смотрицкий, — православный архиепископ Полоцка; писатель, деятель просвещения.
Слайд 10«Букварь» Бурцева
К концу века Печатный двор выпускал буквари и другие
учебные пособия в тысячах экземпляров. Они стоили недорого и быстро
раскупались.
Слайд 11Научные знания находились ещё на начальной стадии.
Из-за границы в
Россию доставлялись многие технические новинки.
Научные знания:
Слайд 12Обширные сведения о зарубежных странах собирались и обобщались русскими послами.
Интересные сведения о Китае и пограничных территориях Сибири собрал посол
Н. Спафарий
Научные знания:
Н. Спафарий
Слайд 13В 1678 г. была издана первая печатная история Русского государства
с древнейших времён до 70-х годов XVII века – «
Синопсис», ставшая популярной
Научные знания:
Слайд 14Литература
Русские писатели ставили в своих произведениях нравственные вопросы, размышляли о
судьбах Родины, о проблемах, которые выдвигала современная жизнь.
«Житие протопопа Аввакума»
(автобиография)
сатирические повести:
«Повесть о Шемякином суде»
«Сказание о куре и лисице»
«Азбука о голом и небогатом человеке»
Слайд 15Архитектура
«Русское узорочье»
Богатый декор
Красочность
Разнообразие и затейливость форм
Много храмов в Ярославле
«Нарышкинское» (московское) барокко
Ярусность
Симметричность
Наличники
Фигурные фронтоны
Белокаменная резьба по красной кирпичной кладке
Слайд 17Церковь Николая Чудотворца в Хамовниках
Слайд 18Церковь
Ильи Пророка
в Ярославле
Слайд 19.Корина Илона Викторовна
церковь Ильи Пророка в Ярославле
Слайд 20.Корина Илона Викторовна
«Нарышкинское» барокко
Слайд 22Теремной дворец
Московского Кремля
Арх.
Б. Огурцов,
А.Константинов,
Т. Шарутин,
Л.Ушаков
Слайд 23.Корина Илона Викторовна
Храм Покрова
в Филях
Слайд 24Колокольня Новодевичьего монастыря
Слайд 25.Корина Илона Викторовна
Новодевичий монастырь
Слайд 26Живопись
Нарушаются иконографические каноны
Европейское влияние
Возрастание фольклорного начала
Симон Ушаков и Иосиф Владимиров
вводят новшество: «живоподобие» с помощью светотени (фрязь)
Изображение реальных лиц –
уже не икона, но ещё не портрет
С.Ушаков
Живопись
А. Рублев
С.Ушаков
Слайд 28 Симон Ушаков «Насаждение древа государства Российского»
«групповой портрет»
тех, кто способствовал объединению русских земель вокруг Москвы
Символическое дерево –
Успенский собор
Его поливают Иван Калита и митрополит Петр
Центр – Владимирская Богоматерь
Слайд 29 Симон Ушаков
« Спас
Нерукотворный»
Слайд 30Парсуна
Изображение деятелей Русского государства на отдельных досках
Называли «парсуна» (от
латинского «персона») =>
Появился интерес к человеку, к его внешности, поступкам,
к миру, в котором он живёт
Слайд 31Парсуна
Князь Скопин-Шуйский
Царь Фёдор Иоаннович
Слайд 32
Наталья Кирилловна Нарышкина
Алексей Михайлович
Патриарх Никон
Слайд 33В 17 веке родился русский театр.
Глава Посольского приказа А.С.Матвеев предложил
Алексею Михайловичу организовать труппу под руководством пастора из Немецкой слободы.
Тот набрал актеров- сначала из иноземцев, позднее там появились и русские. Построили театральные храмины в селе Преображенском, потом в Кремле. Пьесы играли на библейские сюжеты. После смерти Алексея Михайловича труппа распалась, театр был закрыт.