Слайд 1Курс «Информационные войны: история и современность»
Слайд 2Общая характеристика курса
Курс рассчитан на 36 часов (24+12).
Порядок проведения
занятий: 4 часа – лекции, 2 часа семинар.
Вопросы на семинар
будут даваться на лекциях.
В конце курса – зачет.
Требования к зачету:
1)Не менее 3 докладов, презентаций и выступлений;
2)Активная работа на лекциях и семинарах;
3)Выполнение контрольных работ и практических заданий.
Слайд 3Изучаемые проблемы
Введение в курс «Информационные войны: история и современность».
Исторические
этапы формирования и развития информационных войн.
Психологическая война и психологические
операции.
Сетевые войны.
Подготовка иностранных государств к глобальной информационной войне.
Современные прецеденты информационных войн.
Направления деятельности государства в сфере обеспечения информационной безопасности.
Слайд 4Введение в курс «Информационные войны: история и современность»
Лекция № 1.
Слайд 5Учебные вопросы
1. Объект и предмет курса «Информационные войны: история и
современность».
2. Основные понятия, применяемые при анализе информационных войн.
3.Степень разработанности проблемы
информационных войн.
Слайд 6Литература
Барабаш В.В., Бордюгов Г.А., Котеленец Е.А. Государственная пропаганда и информационные
войны. Учебное пособие. М.: АИРО-XXI, 2015.400 с. (Авторы – представители
РУДН)
Информационная война. Информационное противоборство: теория и практика: Монография. /В.М.Щекотихин, А.В.Королев, В.В.Королев и др. Под ред. В.М.Щекотихина. М.: Академия ФСО России, ЦАТУ, 2010. 999 с.
Нартов Н.А. Информационная война: история и современность: монография. М.: НОУ ВПО МИПП, 2014. 214 с.
Слайд 7Актуальность изучения проблемы
1)Современная ситуация в мире характеризуется постоянным ведением информационных
войн.
Информационные войны ведутся против России, государств СНГ, многих других стран.
Об
этом свидетельствуют т.н. цветные революции, сетевые войны, государственные перевороты. Информационные войны сопровождают вооруженные конфликты.
2)Для того, чтобы противостоять этим войнам, необходимо знать, что это такое.
Нас порой раздражает усиление активности российских СМИ, особенно телевизионных информационных программ, но, к сожалению, это стало необходимостью.
Слайд 8Цели лекции
1) Познакомиться с курсом «Информационные войны: история и современность»,
что изучается в данном курсе, каковы его объект и предмет;
2)Рассмотреть
основные понятия, которые применяются в курсе (информационная война (ИВ), психологическая война, идеологическая борьбы, пропаганда);
3)Изучить степень разработанности проблемы ИВ в России, познакомиться с источниками, литературой и авторами.
Слайд 91. Объект и предмет курса «Информационные войны: история и современность».
1
Слайд 10Объект курса
Объектом изучения является все, что связано с информацией, ее
производством, распространением, потреблением, средствами распространения и средствами информационного противоборства.
Информация, информационные
процессы, информационные системы, компьютерные сети, сознание людей.
Предпосылки современных информационных войн.
Слайд 11Предпосылки современных информационных войн
Важной предпосылкой современных ИВ является формирование информационного
общества.
Информационное общество— общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением,
переработкой и реализацией информации, особенно высшей её формы — знаний.
Слайд 12Черты информационного общества
1)Увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в
жизни общества;
2)возрастание числа людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством
информационных продуктов и услуг, рост их доли в валовом внутреннем продукте;
3)нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ;
4)создание глобального информационного пространства.
Слайд 13Создание глобального информационного пространства
Создание глобального информационного пространства обеспечивает:
эффективное информационное взаимодействие
людей;
их доступ к мировым информационным ресурсам;
удовлетворение их потребностей в информационных
продуктах и услугах;
Развитие электронных социальных и хозяйственных сетей и др
Слайд 14Зарождение концепции информационного общества
Термин «информационное общество появился в начале 1960-х
годов.
Считается, что впервые он был упомянут в беседе двух японских
ученых Кисё Курокава и Тадао Умесао в 1961 г.
В последующем эта концепция развивалась в Японии и США.
В Европе наиболее известным автором и экспертом является немецкий ученый и политический деятель Мартин Бангеман.
Слайд 15Курокава Кисё (1934-2007) и
Умесао Тадао (1920-2010)
Слайд 16Мартин Бангеман
(род. в 1934 г.)
М.Бангеман – немецкий политический и общественный
деятель, ученый.
В 1990-е гг. возглавлял Экспертную группу Европейской комиссии по
развитию информационного общества.
Слайд 17Развитие информационного общества в России
Считается, что информационное общество развивается прежде
всего в западных странах.
Но и в России этому уделяется большое
внимание.
В 2008 г. в России принята Стратегия развития информационного общества.
В 2010 г. принята Программа развития информационного общества до 2020 г.
В настоящее время много делается в области развития информационных услуг, информатизации и компьютеризации, компьютерной грамотности, но проблема доступа к широкополосному Интернету и др.
Слайд 18Предмет курса
Законы и закономерности организации и ведения информационных войн, а
также противодействия этим войнам.
Слайд 19Основные предметные области курса
Взаимодействие между информационным обществом и информационными войнами;
Связи
между информационными технологиями и информационными войнами;
Взаимодействие между политикой и информационными
войнами;
Механизмы воздействия информационных войн на сознание масс;
Закономерности обеспечения информационной безопасности общества.
Слайд 20Две стороны предмета курса
Предмет курса включает две стороны: 1)информационно-техническую (информация,
ИТ, средства распространения информации и средства защиты информации);
2)информационно-психологическую (механизм информационного
воздействия на сознание людей, закономерности защиты сознания людей).
Слайд 21
2. Основные понятия, применяемые при анализе информационных войн
Слайд 22При изучении курса используются следующие понятия:
Информационная война;
Психологическая война;
Идеологическая борьба;
Пропаганда.
Слайд 23Информационная война
Информационная война – информационное воздействие на население и военнослужащих
другого государства с целью изменения их сознания и поведения и
достижения информационного превосходства.
Особенности данного понятия:
Главной особенностью ИВ является информационное воздействие, воздействие путем распространения определенной информации .
Другие виды воздействий – политическое, дипломатическое, военное – также могут применяться и дополнять инф. воздействие.
Слайд 24Цели информационной войны
1)Изменение сознания и поведения населения и военнослужащих противостоящего
государства ;
2)Достижение инф. превосходства путем воздействия на информацию, на
информационные системы и инф. процессы.
3)Воздействие на лидеров, принимающих важные решения.
4)Создание раскола в обществе между населением и руководством страны, между военнослужащими и командованием, ослабление воли к борьбе и победе, отказ от защиты нац. ценностей.
5)Навязывание чуждых целей и ценностей.
Слайд 25Появление термина «ИВ»
Термин «информационная война» пришел в русский язык из
английского языка. Первоначально он применялся в документах военных кругов США.
Речь шла об информационной или информационно-психологической войне.
В русском языке понятие «ИВ» стало применяться в начале 21 века (с 2000 г.).
Слайд 26Наступательный и оборонительный аспекты ИВ
Информационная война имеет наступательный и оборонительный
аспекты.
Наступательный означает воздействие на инф. системы и сознание противника, оборонительный
– защиту своих инф. систем и процессов и защиту сознания населения и военнослужащих своей страны.
Слайд 27Когда зародилась инф война?
Многие исследователи считают, что ИВ зародилась в
древнем мире вместе с войнами, когда информация стала использоваться как
средство воздействия на противника.
В этих целях широко использовалось распространение слухов, ложных сведений.
Понятие «ИВ» появилось совсем недавно, в последние десятилетия ХХ века.
Слайд 28Кто или что является объектом ИВ?
Объектом ИВ являются массовое сознание
и индивидуальное сознание, информационные процессы и системы.
Под массовым сознание понимается
сознание масс, социальных общностей, объединенных вокруг определенных ценностей и интересов.
Прежде всего, это общественное мнение.
Общественное мнение представляет собой сознание определенных масс населения, включающее знания, оценки и волевые компоненты.
Массы могут перейти к практическим действиям.
Слайд 29Индивидуальное сознание как объект ИВ
Индивидуальное сознание означает сознание отдельной личности,
прежде всего, политических и военных лидеров. От деятельности этих лидеров
зависит принятие важных политических и военных решений.
В наст время происходит активное воздействие на сознание президента РФ, председателя правительства, министра обороны и др.
Слайд 30Информационная система
Информационная система – это система производства, обработки и распространения
информации.
Информационная система предназначена для обеспечения людей надлежащей информацией.
Результатом функционирования
ИС является информационный продукт – документы, массивы информации, базы данных, инф. услуги.
Вполне понятно, что эта сфера является очень важной для государства и его институтов и для каждого человека.
Слайд 31Информационные процессы
Информационный процесс – это процесс создания, получения, сбора, обработки,
накопления, хранения, распределения и использования информации.
Основные инф. процессы: сбор, поиск,
обработка, представление, хранение, защита, использование информации.
Все эти процессы являются очень важными для общества, государства и личности. Поэтому они становятся объектом ИВ.
Слайд 32Средства и методы ИВ
Средствами ИВ являются любые средства передачи информации
(от слухов и сплетен до СМИ и Интернета).
Во времена, когда
не было СМИ, широко использовались слухи.
С появлением СМИ возможности ИВ резко увеличились. В ИВ стали использоваться листовки, газеты, радиопропаганда, телевидение. В настоящее время активно используется Интернет, социальные сети.
Слайд 33Методы ИВ
К числу основных методов ИВ относится вброс дезинформации или
искажение информации в выгодном для себя свете.
Целью этих методов является
изменение сознания населения и военнослужащих противника, формирование желательных для себя оценок.
В конечном счете целью является отказ противника от борьбы, переход на сторону противника, сдача в плен и т.п.
Слайд 34Примеры ИВ
Информационные войны активно велись в годы Первой и Второй
мировых войн. Широкой известностью пользуется деятельность Й.Геббельса, министра народного просвещения
и пропаганды фашистской Германии.
Информационная война велась в годы холодной войны. Некоторые исследователи считают, что распад СССР произошел в результате информационной войны.
Слайд 35ИВ в наши дни
В настоящее время информационные войны сопровождают все
крупные вооруженные конфликты.
Войны против Ирака в 1991, 2003 гг.;
Войну в
Ливии (2011-2015 гг.);
Войну в Сирии (2011-2015 гг.);
Войну в Южной Осетии (2008 г.);
События на Украине (2013-2015 гг.).
Слайд 36Идеологическая борьба
Близким к понятию «ИВ» является термин «идеологическая борьба».
Это понятие
широко применяется в марксизме и использовалось в годы советской власти.
В словаре «Современная идеологическая борьба» (М., 1988. С.106) это понятие определяется так: «Одна из форм классовой борьбы, развертывается в духовной сфере жизни общества. В международном аспекте ИБ является для советских людей борьбой двух идеологий: социалистической и буржуазной».
Слайд 37В настоящее время мы можем сказать, что ИБ – это
борьба идеологий, борьба идей.
И сегодня происходит столкновение между идеологиями либерализма
и консерватизма, национализма и интернационализма и др.
В отличие от информационной войны идеологическая борьба основана на убеждении, доказательстве.
ИВ – на внушении и заражении.
Слайд 38Идеологическая борьба
Понимание идеологической борьбы связано с пониманием идеологии.
Идеология представляет собой
систему взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения
людей к действительности, к существующим социальным отношениям и друг к другу.
В идеологии содержатся цели и программы действий по укреплению существующих условий или их изменению.
Примеры: идеология либерализма, консерватизма, национализма, коммунистическая
Слайд 39Психологическая война
Психологическая война — психологическое воздействие на войска противника и
население с целью их деморализации и склонения к прекращению сопротивления.
Может проводиться в период подготовки к проведению военных операций и/или в их ходе. В СССР в том же значении использовался термин спецпропаганда.
Слайд 40Появление термина «психологическая война»
Начиная с 1960-х гг. в нашей стране
появляются работы по психологической войне. Первые работы были небольшиими пропагандистскими
материалами, подготовленными в ГЛАВПУРе, но в последующем эта тема получила развитие.
Наиболее серьезным автором был генерал Д.А.Волкогонов, который написал книгу «Психологическая война». Первое издание вышло в 1983 г., а последнее – в 1989 г.
Слайд 41Волкогонов Дмитрий Антонович
(1928-1995)
Волкогонов Д.А. - советский, российский историк, политолог, философ,
генерал-полковник.
Автор работ:
Воинская этика,
Доблести,
Советский солдат,
Психологическая война,
Сталин,
Троцкий,
Ленин и др.
Архив Волкогонова его
дочь Ольга передала библиотеке Конгресса США.
Слайд 42Основные идеи книги Волкогонова
общественное сознание как арена идеологической борьбы;
психологическая война
в истории общества;
современная психологическая война империализма;
механизм и методы психологической войны;
средства
ведения психологической войны;
Слайд 43Основные идеи книги Волкогонова
6)центры и аппарат
психологической войны;
7)- антисоветское мифотворчество и ужесточение
психологической войны;
8)психологические операции НАТО в боевой обстановке;
9)противодействие психологическим диверсиям.
(См.: Волкогонов Д.А. Психологическая война: подрывные действия империализма в области общественного сознания. М.: Воениздат, 1983. 288 с.)
Слайд 44Определение Волкогонова психологической войны
Это «специфический способ, средство буржуазии для
разложения общественного сознания своих противников в соответствии со своими идеологическими
установками» (С. 74).
Это «система подрывных идеологических воздействий империализма, направленных на сознание людей преимущественно через сферу общественной психологии» (С.78).
Слайд 45«Механизм психологической войны … основан на манипуляции сознанием масс и
сознательным внесением в сознание дезинформации» С. 112.
Среди методов ПсВ отмечаются:
Подлоги,
слухи, устрашение, дискредитация руководящих органов, метод барража (отвлечения внимания от какой-либо актуальной проблемы), запугивание С.112-126).
Слайд 46Публикации о психологической войне в нашей стране издавались в 1970-е
и 1980-е года, но с наступлением 1990-х гг. они прекратились.
И вновь появились в первые годы 21 века.
Как видим, идейная и психологическая борьба тесно связаны с политическими событиями.
Слайд 47
3.Степень разработанности проблемы информационных войн
Слайд 483.Исследования информационной войны
Первые публикации по информационной войне в России появились
в начале 2000-х гг. Наиболее известные авторы:
И.Н.Панарин,
Г.Г.Почепцов;
В.В.Цыганов,
Р.М.Кириллова,
В.Д.Бирюков, Э.П.Теплов,
Н.А.Нартов,
В.М.Щекотихин и др.
Слайд 49Панарин И.Н.
(1958)
Панарин Игорь Николаевич – российский политолог, доктор политических наук.
Бывший офицер КГБ, окончил Военно-политическую академию В.И.Ленина.
Профессор Дипломатической академии. Автор
многих работ по информационным войнам.
Слайд 50Работы И.Н.Панарина об информационных войнах
Одним из первых проблему информационной войны
стал исследовать российский политолог, профессор Дипломатической академии МИД РФ, ведущий
еженедельной передачи «Мировая политика» на радио «Голос России» Игорь Николаевич Панарин.
Работы И.Н.Панарина:
Информационная война и геополитика. М.: Поколение, 2006. 553 с.
Первая мировая информационная война. Развал СССР. СПб.: Питер, 2010. 256 с.
Слайд 51Понимание Панариным информационной войны
Панарин использует понятие «информационное противоборство», хотя в
названиях работ есть термин «информационная война».
«Информационное противоборство (борьба) – форма
борьбы сторон, представляющая собой использование специальных… методов, способов и средств для воздействия на информационную среду противостоящей стороны и защиты собственной в интересах достижения поставленных целей» (Инф война и геополитика. С.172).
Слайд 52Цели геополитического информационного противоборства
Геополитическое информационное противоборство – одна из форм
борьбы между государствами. Его целями являются:
- нарушение инф. безопасности враждебного
государства;
- нарушение устойчивости системы государственного управления;
- эффективное информационное воздействие на руководство, политическую элиту , системы формирования общественного мнения;
- завоевание информационного превосходства в мировом инф пространстве (Там же. С.173).
Слайд 53Виды информационного противоборства
1)информационно-техническое;
2)информационно-психологическое.
Информационно-техническое противоборство означает воздействие и защиту информационно-технических систем
(систем передачи, систем защиты информации и т.д.).
Информационно-психологическое противоборство означает воздействие
на сознание элиты и населения противника, а также защиту сознания субъектов в своей стране. (Там же. С.173).
Слайд 54Работа В.В.Цыганова, С.Н.Бухарина об информационной войне
Основные идеи:
- Примеры информационных войн
из отечественной и мировой практики;
- механизм информационных войн;
- Изменение сознания
в информационном противоборстве;
- Адаптивные системы управления информационными войнами;
- Выбор объектов и времени информационного противоборства;
Слайд 55Работа В.В.Цыганова, С.Н.Бухарина об информационной войне
- Методология обмана;
- Методология психического
воздействия;
- Методология манипуляции личностью;
- Методология распространения информации.
(См.: Цыганов В.В., Бухарин
С.Н. Информационные войны в бизнесе и политике: Теория и методология. М.: Академический Проект, 2007. 336 с.).-
Слайд 56Понимание информационной войны
Информационная война – это динамический процесс, происходящий в
сложной самоорганизующейся системе. В ходе войны эта система или меняется,
или исчезает, и вместо нее возникает новая. Выделяются два типа инф войн:
1)Первый связан с влиянием на процесс саморазвития организации. Пример – ИВ , ухудшающая инвестиционный климат и среду таким образом, чтобы обеспечить инвестиционную непривлекательность предприятия. В сознании заинтересованных лиц формируется соответствующий образ.
Слайд 57Второй тип связан с воздействием на механизмы, благодаря которым организация
поддерживает определенный уровень работоспособности при изменении внешних и внутренних условий.
(С.40-41). Такой тип применяется в общественных организация, например, в партиях.
Слайд 58Выводы
В курсе изучаются закономерности и механизмы организации, ведения и противодействия
информационным войнам.
ИВ имеют информационно-техническую и информационно-психологическую стороны.
Информационная война может
быть оборонительной и наступательной.
Близкими понятиями являются идеологическая борьбы и психологическая война.