Слайд 1
КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«МАРКЕТИНГ»
Д.Э.Н., ПРОФЕССОР
ГАЛЕЕВА
ЕВГЕНИЯ ИСАЕВНА
Слайд 2
Тема 11. Бизнес планирование
Вопросы:
Сущность бизнес-плана и его роль в деятельности
компании
Круг пользователей бизнес-плана
Требования к бизнес-плану
Структура бизнес-плана
Слайд 3 1. Сущность бизнес-плана и его роль в деятельности компании
Бизнес-план
– это документ, в котором формулируются цели компании, дается их
обоснование, определяются пути достижения целей и необходимые для этого финансовые ресурсы, а также конечные технико-экономические показатели работы компании.
Бизнес-план разрабатывается на несколько лет (от 3 до 5-ти), с разбивкой по годам. Данные первого года даются с разбивкой по месяцам.
Слайд 4 Длительность действия бизнес-плана зависит от характера и масштабов деятельности
организации. Срок действия плана должен быть достаточным для полного завершения
реализации проекта, либо для выхода организации на планируемую мощность производства и сбыта, либо сроков окупаемости вложений и рентабельности.
Бизнес-план обычно разрабатывает предприниматель либо организация (лицо или группа лиц), либо кто-то по их заказу.
Слайд 5 2. Круг пользователей бизнес-плана
Разработчики бизнес-плана, для которых
сам процесс его разработки является полезным, поскольку им приходится решать
и продумывать конкретные вопросы:
- налаживание производства;
- разработка комплекса маркетинга;
- организация управления и контроля;
- поиск партнеров и источников финансирования.
Слайд 6 Сотрудники компании, которые могут принимать участие в подготовке бизнес-плана.
Это позволяет им получить четкое представление о стратегических направлениях развития
организации, а также о тактических приемах для реализации стратегии. При этом каждый специалист определяет свой диапазон обязанностей в решении общих проблем компании.
Потенциальные инвесторы, которых необходимо убедить в эффективности, перспективности, проработанности и окупаемости проекта.
Слайд 7 Разработка бизнес-плана необходима для решения следующих задач:
- четкой формулировки целей
организации, определении конкретных количественных показателей и сроков их достижения;
- разработки
взаимоувязанных производственных, маркетинговых и организационных программ для достижения поставленных целей;
- определения необходимых объемов финансирования и поиска их источников;
Слайд 8 - выявления проблем, с которыми придется столкнуться компании в ходе
реализации проекта;
- организации системы контроля над ходом осуществления проекта;
- подготовки
развернутого технико-экономического обоснования, необходимого для привлечения инвесторов к финансированию проекта.
3.Требования к бизнес-плану:
- он должен быть написан простым и понятным языком;
Слайд 9 - его объем не должен превышать 20-25 страниц;
- он
должен включать всю информацию по проекту, представляющую интерес для инвесторов;
-
он должен опираться на реальные факты и обоснованные предложения;
- должен содержать стратегию достижения поставленных целей;
- должен содержать производственное, организационное и финансовое обеспечение;
Слайд 10 - иметь перспективный характер и сохранять преемственность развития:
- обладать гибкостью;
-
иметь четкие графики работ, контрольных сроков и показателей.
4. Структура бизнес-плана
1. Титульный лист;
2. Вводная часть;
3. Анализ положения дел в отрасли;
4. Сущность проекта;
5. План маркетинга;
Слайд 11 6. Производственный план;
7. Организационный план;
8. Оценка рисков;
9. Финансовый план;
10. Приложения.
1. Титульный
лист. Здесь необходимо дать представление о проекте на основе которого
потенциальный инвестор должен сразу определить, представляет ли для него интерес участия в данном проекте.
На титульном листе отражаются следующие данные:
Слайд 12 - полное название фирмы;
- сведения о владельцах или учредителях;
- краткая
характеристика сути предлагаемого проекта (товар или услуга, которые должны производиться
или оказываться, круг обслуживаемых потребителей, способ реализации продукции);
- общая стоимость проекта, потребность во внешних источниках финансирования и предполагаемые его способы получения (паевые взносы, эмиссия акций, кредиты);
- указание на конфиденциальность документа.
Слайд 13 2. Вводная часть. Задача этого раздела – укрепить заинтересованность потенциального
инвестора в проекте. Раздел включает:
- более подробную характеристику направления деятельности
организации, краткое описание товаров и/или услуг, предлагаемых к производству, способы их реализации;
- общую оценку спроса на данную продукцию и перспективы ее изменения в будущем;
- обоснование перспективности проекта;
Слайд 14 - необходимый объем инвестиций для реализации проекта, направления их использования,
участие предпринимателя собственными средствами;
- контрольные сроки реализации проекта (начало, период
строительства, выпуск пробной партии продукции, выход на проектную мощность);
*) к написанию этой части бизнес-плана рекомендуется приступать после подготовки остальных его разделов.
Слайд 15 3. Анализ положения дел в отрасли. Цель данного раздела –
доказать обоснованность идеи проекта. Здесь приводятся данные результатов комплексного маркетингового
исследования по следующим показателям:
- динамика продаж аналогичной продукции в отрасли за ряд предшествующих лет и прогнозируемые темпы их роста;
- тенденции ценообразования (уровень цен, их динамика, ценообразующие факторы, реакция потребителей на изменение цен);
Слайд 16 - характеристика конкурентов (сильные и слабые стороны, возможные стратегии развития
и изменение их роли на рынке);
- новые быстрорастущие фирмы и
отрасли, специфика их рыночных стратегий;
- характеристика потребителей (основные сегменты, насыщенность, факторы потребительского предпочтения, отношение к различным маркам товаров);
Слайд 17 - влияние научно-технического прогресса и социальных факторов (новые виды продукции,
требования экологии, законодательные нормы и стандарты, защита прав потребителей);
- перспективные
рыночные возможности (выявление рыночных ниш).
4. Сущность проекта. В этом разделе отражаются следующие положения:
- основные цели, которые ставит перед собой предприниматель (создание нового дела, внедрение на рынок нового товара,
Слайд 18 выход на новые рынки, расширение рынка);
- характеристика целевой группы потребителей
и ключевые факторы успеха на рынке;
- техническая спецификация изделия, которая
должна соответствовать требованиям сегмента рынка;
- стадия разработки, патентная чистота и защита товара;
- характеристика организации (степень готовности к реализации проекта, преимущества и недостатки местонахождения);
Слайд 19 - общая стоимость проекта, включающая размеры и график производственных капиталовложений,
первоначальные расходы по маркетингу продукции и организации управления.
5.План маркетинга. Здесь
в четкой форме определяются задачи по всем элементам комплекса маркетинга с указанием, что должно быть сделано, кем, когда и какие для этого требуются средства:
Слайд 20 - программа комплексных рыночных исследований, включая анализ результатов пробных продаж;
-
общий объем и ассортимент реализуемой продукции с разбивкой по периодам
осуществления проекта;
- направления совершенствования продукции с учетом сроков прохождения этапов ЖЦТ, ответных действий конкурентов, реакции потребителей;
- требования к упаковке и внешнему виду товара;
Слайд 21 - ценовая политика (уровень цен, скидки, реакция потребителей на
цены);
- планирование сбыта (общая величина с разбивкой по товарным группам,
регионам, методам организации сбытовой деятельности, партнерам);
- планирование товародвижения (запасы, транспортировка, хранение, складирование);
- реклама;
- стимулирование сбыта;
- сервис;
- маркетинговый контроллинг.
Слайд 22 6. Производственный план. Раздел содержит перечень всех задач, которые возникают
в сфере производства и способы их решения:
- производственные мощности (общая
потребность и структура, наличие, необходимость в модернизации и новых мощностях, сроки введения, объем капвложений);
- описание всего технологического процесса с выделением проектной части, а также операций, передаваемых субподрядчикам;
Слайд 23 - субподрядчики (конкретные партнеры, характер контактов, условия сотрудничества, обоснование выбора);
-
оборудование (потребность, возможные поставщики и их условия, наличие контрактов и
обоснование окончательного выбора, расходы на приобретение и монтаж);
- производственные площади (потребность и степень удовлетворения, условия расширения, необходимые вложения);
- сырье (потребность в конкретных видах, возможные поставщики, их условия, наличие
Слайд 24 контактов, обоснование окончательного выбора);
- себестоимость (планируемая величина и возможность
ее снижения).
7. Организационный план. Для существующих организаций он связан с
оценкой степени соответствия их структуры и применяемых методов управления специфике поставленных целей и путей их достижения.
Для вновь создаваемых организаций – с проектированием всех структур в
Слайд 25 максимальной степени увязанных со стратегическими положениями проекта.
Структура раздела включает
следующие
элементы:
- организационно-правовая форма для вновь создаваемых предприятий;
- организационная
структура управления, включающая схему, положения и инструкции, взаимосвязи подразделений;
- характеристика предпринимателей (биографические данные, опыт предпринимательской деятельности);
Слайд 26 - характеристика руководящего состава (биографические данные, опыт руководящей работы, круг
обязанностей);
- характеристика персонала (кадровая политика, потребность в специалистах, обучение, принцип
оплаты труда);
- формирование общекорпоративных ценностей;
- материально-техническая обеспеченность управления (потребность и наличие в оргтехнике, помещениях, затраты на приобретение, аренду и реконструкцию);
Слайд 27 - местонахождение предприятия (оценка сильных и слабых сторон на основе
анализа условий аренды, наличие инфраструктуры, близость к источникам сырья, соответствие
экологическим стандартам, наличие трудовых ресурсов, острота конкуренции и прочие).
8. Оценка рисков. Определение потенциальных проблем и трудностей, с которыми придется столкнуться в ходе реализации проекта:
Слайд 28 - перечисляются все возможные проблемы: действия конкурентов, изменение нормативных документов,
влияние НТП, стихийные бедствия, политические эксцессы и т.д.;
- определяется комплекс
упреждающих мер, которые должны ослабить отрицательное воздействие проблем;
- разрабатываются сценарии поведения в случае наступления неблагоприятных событий;
Слайд 29 - обосновывается низкая вероятность столкновения с проблемами, которые были учтены,
и которыми в силу этого можно пренебречь.
9. Финансовый план. Дается
общая экономическая оценка всего проекта, с точки зрения окупаемости затрат, уровня рентабельности и финансовой устойчивости организации. Для инвестора план позволяет оценить степень привлекательности проекта по сравнению с иными способами использования денежных средств.
Слайд 30 Он включает следующие финансовые документы:
- сводный баланс доходов и расходов
(доходы, себестоимость, накладные издержки, валовая прибыль, налоги, чистая прибыль). Первый
год составляется с разбивкой по месяцам, на последующие периоды – в годовом исчислении;
- план денежных поступлений и расходов с такой же периодичностью (суммарные поступления, платежи по направлениям, остаток денежной наличности);
Слайд 31 - балансовый план на конец первого года (активы, пассивы, собственный
капитал);
- план по источникам (доходы от операций, ссуды, собственные средства,
амортизация). Направления использованию средств (покупка оборудования, строительство, прирост запасов, погашение ссуд, приобретение акций, выплата дивидендов).
На основе этих документов можно получить четкое представление об уровне прибыльности организации, сроках окупаемости затрат, движении денежной
Слайд 32 наличности и ее величине для покрытия текущих затрат, об источниках
формирования средств предприятия и использования их для прироста активов или
покрытия задолженности.
10. Приложения. В заключительной части бизнес-плана приводятся документы и источники, которые были использованы при его подготовке и на которые есть ссылки в основном тексте (письма от клиентов и партнеров, копии договоров и контрактов, различные прейскуранты, статистические обзоры, справки, результаты исследований).
Слайд 34Список литературы
1. Основная литература:
1. Крылова, Г. Д. Маркетинг : учебник /
Г. Д. Крылова, М. И. Соколова. – М. : Магистр,
2009. – 493 с.
2. Кузнецова, Л. В. Основы маркетинга : учеб. пособие / Л. В. Кузнецова, Ю. Ю. Черкасова. – М. : Вузовский учебник, 2008. – 139 с.
3. Маслова, Т. Д. Маркетинг : учебник / Т. Д. Маслова. – 3-е изд., доп.. – СПб. : Питер, 2008. – 384 с.
4. Соловьев, Б. А. Маркетинг : учебник / Б. А. Соловьев, А. А. Мешков, Б. В. Мусатов. – М. : ИНФРА-М, 2013. – 336 с.
5. Соловьев, Б. А. Маркетинг [Электронный ресурс] : учебник / Б. А. Соловьев, А. А. Мешков, Б. В. Мусатов. – М. : ИНФРА-М, 2013. – 336 с. – Режим доступа : http://znanium.com.
Слайд 35 2. Дополнительная литература:
6. Басовский, Л. Е. Маркетинг : курс лекций
/ Л. Е. Басовский. – М. : ИНФРА-М, 2013. –
219 с.
7. Басовский, Л. Е. Маркетинг [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Л. Е. Басовский, Е. Н. Басовская. – 2-e изд., перераб. и доп. – М. : ИНФРА-М, 2014. – 300 с. – Режим доступа : http://znanium.сom.
8. Беляев, В. И. Маркетинг: основы теории и практики [Электронный ресурс] – М. : Кнорус, 2009. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
9. Годин, А. М. Маркетинг : учебник / А. М. Годин. – 9-е изд., перераб. и доп. – М. : Дашков и К, 2012. – 656 с.
10. Данько, Т. П. Менеджмент и маркетинг, ориентированный на стоимость : учебник / Т. П. Данько, М. П. Голубев. – М. : ИНФРА-М, 2013. – 416 с.
Слайд 3611. Завьялов, П. С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах :
учеб. пособие / П. С. Завьялов. – М. : ИНФРА-М,
2012. – 496 с.
12. Маркетинг [Электронный ресурс] : учеб. пособие / под ред. И. М. Синяевой. – М. : Вузовский учебник : ИНФРА-М, 2013. – 384 с. – Режим доступа : http://znanium.com.
13. Панкрухин, А. П. Маркетинг : учебник / А. П. Панкрухин. – 6-е изд., стер. – М. : Омега-Л, 2009. – 656 с.
14. Романов, А. А. Маркетинг : учеб. пособие / А. А. Романов, В. П. Басенко, Б. М. Жуков. – М. : Дашков и К, 2014. – 440 с.
15. Секерин, В. Д. Основы маркетинга : учеб. пособие / В. Д. Секерин. – М. : Кнорус, 2009. – 240 с.
Слайд 37
3. Рекомендуемые журналы и газеты
1. Актуальные проблемы экономики и права.
2. Вопросы экономики.
3. Комерсантъ.
4. Маркетинг в России и за
рубежом.
5. Нижнекамская правда.
6. Нижнекамское время.
7. Республика Татарстан.
8. Российская газета.
9. Российский экономический журнал.
10. Экономика и жизнь.
11. Экономист.
12. Экономический Вестник Республики Татарстан
Слайд 38
3. Рекомендуемые Интернет-сайты
1. http//www.marketing.spb.ru – Сайт по маркетингу
2. http//www.socreklama.ru –
Сайт «Социальная реклама»
3. http//www.allinform.ru – Желтые страницы Интернет
4. http//www.rima.ru –
Маркетинговое образование в России