Слайд 1
КУРС «СОЦИОЛОГИЯ»
Презентационный альбом
Автор: к.соц.н. Калмыков С.Б.
г. Москва 2011 г.
Слайд 3ФРАНЦУЗСКИЙ УЧЕНЫЙ О. КОНТ
ПОЗИТИВИСТСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ
Слайд 4Английский мыслитель Герберт Спенсер:
обоснование структурно – функциональной эволюции общества
главный закон
– эволюция, развитие
Слайд 5Карл Маркс
диалектико –материалистическая социология
Слайд 6
Французский социолог Эмиль Дюркгейм: структурный функционализм
Слайд 7Немецкий социолог Макс Вебер: «понимающая» социология
Слайд 8Первые российские социологи: поиски факторов общественного прогресса
Слайд 9Определение и предмет социологии
Слайд 11Иерархия социологического знания
Слайд 12Основные группы парадигм социологии
Слайд 13Программа социологического исследования
Слайд 14Объект, предмет, цель и задачи социологического исследования
Слайд 15Основные социологические методы при сборе первичных данных
Слайд 16Виды вопросов анкеты (1ч.)
Закрытый вопрос – содержит возможные вариантов
ответов (закрытых), из которых респонденту предлагается по заданному критерию выбрать
один или несколько вариантов
Слайд 17Виды вопросов анкеты (2ч.)
Открытый вопрос - предусматривает в логической структуре
вопроса только побудительную часть, но не включает специальной разработанной ответной
части
Слайд 18Виды вопросов анкеты (3ч.)
Полузакрытый вопрос – включает три логических элемента:
побудительную часть вопроса; ответную часть, включающую специально разработанный перечень возможных,
ожидаемых вариантов ответов; свободные строчки для дополнительных вариантов ответов, самостоятельно сформулированные респондентом
Слайд 19Контент – анализ: технология получения выводов путем анализа содержания текста
Слайд 22Экономическая сфера
включает четыре главных вида деятельности:
производство, распределение, обмен и
потребление.
К ней относятся не только фирмы, предприятия, заводы, рынки,
но также потоки денег и инвестиций, оборот капиталов и проч.
Слайд 23Политическая сфера
это Президент и аппарат; Правительство и Парламент (Федеральное собрание),
его аппарат;
региональные и местные органы власти;
армия, полиция, налоговая
и таможенная служба – все вместе: государство;
а также политические партии, не входящие в него
Слайд 24Духовная сфера
университеты и лаборатории, научно – исследовательские институты;
музеи и
театры, художественные галереи, памятники культуры и национальные художественные сокровища;
СМИ
религиозные
общины и т.д.
Слайд 25Cоциальная сфера
охватывает классы, социальные слои, нации,
взятые в их отношениях
и взаимодействии друг с другом
Слайд 27Существующие типологии общества
Закрытые и открытые общества
Дописьменные и письменные
Первобытные, рабовладельческие, феодальные,
капиталистические и социалистические
Доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные
Слайд 28Третий тип классификации общества
Эволюция способа существования
Слайд 30Индустриальное и постиндустриальное общества
Индустриальное общество можно определить количеством произведенных товаров
Постиндустриальное
общество можно определить умением вырабатывать и передавать информацию
В постиндустриальном обществе
основную роль играют не промышленность и производство, а наука и технологии
Слайд 31Модернизация
Революционный переворот от доиндустриального к индустриальному или капиталистическому обществу, осуществляющийся
путем комплексных реформ, растянутых по времени
Предусматривает кардинальные изменения социальных институтов
и образа жизни людей
Слайд 32Социальная структура
Совокупность функционально взаимосвязанных элементов, составляющих внутреннее строение общества
Слайд 33Социальный статус
Определенная позиция в социальной структуре группы или общества,связанная с
другими позициями через систему прав и обязанностей
Слайд 34Социальная роль
Модель поведения, ориентированная на данный статус или шаблонный вид
поведения, направленный на выполнение прав и обязанностей, предписанных конкретному статусу
Слайд 35Стратификационный профиль
Графическое выражение положения индивидуальных статусов на четырех шкалах стратификации
Слайд 39Профиль стратификации США и России в 1992 г.
Слайд 40Социальная мобильность
Совокупность социальных перемещений людей в обществе, т.е. изменений своего
статуса
Слайд 41Категории мигрантов (классификация ООН)
Слайд 42Социальный институт
приспособительное устройство общества, созданное для удовлетворения его
важнейших потребностей и регулируемое сводом социальных норм
Слайд 43Пять основных потребностей социальных институтов (основные социальные институты):
потребности в
воспроизводстве рода (институт семьи и брака);
потребности в безопасности и
социальном порядке (политические институты, государство);
потребности в добывании средств существования (экономические институты, производство);
потребности в передачи знаний, социализация подрастающего поколения, подготовка кадров (институты образования в широком смысле, т.е. включая науку и культуру);
потребности в решении духовных проблем, смысла жизни (институт религии).
Слайд 44Функции, дисфункции, явные и латентные
Функция социального института – польза, которую
институт приносит обществу: совокупность решаемых задач, достигаемых целей, оказываемых услуг
Дисфункция
- если институт помимо пользы приносит вред
Функции и дисфункции бывают явные, если они официально заявлены всеми осознаются и очевидны, и латентные, если они скрыты от глаз, не заявляются
Слайд 45Логический квадрат функций социальных институтов
Явные
Латентные
Слайд 46Институт семьи и брака
Семья – это основанная на браке или
кровном родстве малая группа члены которой связаны общностью быта, взаимной
помощью, моральной и правовой ответственностью.
Жизненный цикл семьи – последовательность значимых, этапных событий в существовании семьи – начинается с заключения брака и кончается его расторжением.
Брак – институт, регулирующий отношения только супругов, а семья – институт, регулирующий еще и отношения между родителями и детьми.
Слайд 47Социальный институт образования
Целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах
человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством
образовательных уровней (образовательных цензов).
Цель образования – передача нового знания новым поколениям людей, молодежи.
Слайд 48Наука
Самая сложная область интеллектуальной деятельности человека. Исторически возникла позже религии,
искусства, образования
Основная функция науки – выработка и теоретическая систематизация объективных
знаний о действительности. Цель научной деятельности – получение нового знания
Стараются не разрывать процессы получения и распространения нового знания