Слайд 1Л-4 Целеполагание и задачи воспитания и обучения дошкольников
Слайд 2План
Понятие о цели воспитания
Концепции воспитания дошкольников
Задачи воспитания и
обучения дошкольников
Закономерности и принципы воспитания дошкольников
Слайд 31. Понятие цели воспитания
Цель воспитания- ожидаемый результат деятельности ,
направленный на развитие личности человека. Цель выступает мотивом такой деятельности.
Идеальная цель воспитания- воспитание всесторонне развитой личности ( ориентация на возможности человека, вера в его силы и возможности );
Реальная цель- цель , которая может быть осуществлена в конкретном обществе, по отношению к конкретным целям
Слайд 4Понятие цели воспитания
Цели воспитания направлены на удовлетворение потребности общества в
тех или иных качествах человека.
Цель воспитания носит:
объективный и
субъективный характер.
Объективный характер цели воспитания отражает ценности , принятые обществом и направлена на воспитание необходимых обществу людей (учитываются объективные закономерности развития человека, особенности культуры, быта, традиций и т.п.))
Слайд 5Субъективный характер цели воспитания ( конкретная семья формулирует для себя
, каким они хотят видеть ребенка).
Реальная цель-воспитание эмоционально благополучного
всесторонне развитого, счастливого ребенка
Слайд 62. Концепции воспитания дошкольников
Каждая цель подкрепляется и аргументируется
определенной концепцией
Концепция-это ( от лат- conceptio- понимание, система) определенный
способ понимания. Трактовка какого-либо явления, ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов деятельности
Слайд 7Понятие педагогическая концепция
Педагогическая концепция – это система идей, выводов
о закономерностях и сущности педагогического процесса, принципах его организации и
методах осуществления.
Слайд 8Характеристика моделей обучения и воспитания
Учебно-дисциплинарная модель – характеризуется следующими
признаками.
Цель – вооружить детей знаниями, умениями и навыками; привить послушание;
лозунг в ходе взаимодействия взрослого с детьми – «Делай, как я!».
Способы общения – наставления, разъяснения, запрет, угрозы, наказания, нотации,
Тактика – диктат и опека.
Основной вид деятельности- фронтальные занятия
Взгляд на ребёнка как на объект воспитательного и обучающего воздействия
Результат- безинициативность ребенка, иллюзорная уверенность взрослых в эффективности воспитательных воздействий.
Слайд 9Личностно- ориентированная модель
Является альтернативой дисциплинарной модели. Принцип: « Не
рядом, не над ребенком, а вместе!»
Цель – содействовать
становлению ребёнка как личности (развитие доверия ребёнка к миру, обеспечение психологического здоровья, формирование начал личности (базис личностной культуры); развитие индивидуальности)
Тактика общения – сотрудничество, партнерство
Основной вид деятельности- игра
Взгляд на ребенка – субъект деятельности и воспитательного воздействия
Результат- расширение «степеней свободы» ребёнка с учётом его возрастных особенностей, способностей, прав, перспектив.
Слайд 10Ребенок рассматривается
в качестве субъекта, т.е. носителя предметно практической активности
и познания, как
индивидуальность,
обладающая свободой,
ответственностью,
потребностью
к творческому
преобразованию
себя и окружающего.
Слайд 11 Типы и виды концепций
В философской и педагогической литературе
представлено довольно большое количество концепций воспитания и образования, на основе которых
разрабатываются педагогические программы, системы обучения и воспитания.
Педагогические концепции подразделяются на:
Глобальные;
Частные (авторские) ;
Порождаемые запросами реальной образовательной действительности.
Концепции делятся на:
воспитательные;
образовательные;
развивающие
Слайд 12Концепции воспитания обучения и развития
Основаны на:
теории, которая рассматривает развитие
ребенка как независимый от обучения и воспитания процесс. Представители: А.
Гезелл, 3. Фрейд, Ж. Пиаже и др. Эта теория не признает развивающего обучения. Главное – спонтанность развития, независимость от взрослого и его роли.
теория, базирующаяся на взаимосвязи развития и обучения. Представители: Г.С.Костюк, Н. А. Менчинская и др. Развитие определяется некоторыми внутренними факторами и вместе с тем обучением и воспитанием, конкретный характер которых зависит от реального уровня развития человека. Развитие и обучение
Слайд 13Согласно ТРЕТЬЕЙ ТЕОРИИ, развитие ребенка опосредованно его обучением и воспитанием
(Л. С. Выготский). Взрослый, опираясь на зону ближайшего развития, забегает немного
вперед, опережая развитие ребенка. Он ведет за собой детское развитие, которое вызывает к жизни целый ряд таких процессов, которые вне обучения вообще были бы невозможны. Обучение есть средство развития у ребенка не природных, а культурно-исторических особенностей.
Данные идеи конкретизированы в работах А. Н. Леонтьева, П.Я.Гальперина,
Д.Б. Эльконина, А.В.Запорожца, Л.А. Венгера и др.
Слайд 14Понятие акселерации и амплификации детского развития
Педагогические концепции должны учитывать
пути развития детей.
Акселерация (искусственное ускорение развития) зачастую принимает форму симплификации,
т.е. чрезмерного упрощения и обеднения (А. В. Запорожец), когда развитие ребенка отождествляется с накоплением знаний, навыков и умений.
Оптимальным вариантом А. В. Запорожец считал амплификацию детского развития, т.е. его обогащение за счет максимально полного проживания возраста.
Слайд 15Каждый период детства, по утверждению А.В.Запорожца, вносит неповторимый вклад и
обладает непреходящей ценностью, так как создает особые благоприятные условия для
построения нового «этажа» будущей личности.
Слайд 16Концепции детства
В современной дошкольной педагогике выделяют следующие концепции детства
Концепция
Д. Б. Эльконина. Природа детства рассматривается в контексте конкретно-исторических условий,
которые определяют развитие, закономерности, своеобразие и характер изменения детства человека.
Детство рассматривается как социально- психологическое явление в жизнедеятельности человека, как необходимое условие для приобретения личностью человеческих способов удовлетворения органических, социальных, духовных потребностей, овладения человеческой культурой.
Роль взрослого – оказание помощи ребенку в
овладении родным языком, практическими действиями, культурой
Слайд 17Концепция Д. И. Фельдштейна
Детство – особое явление социального мира.
Функционально детство –
необходимое состояние в системе развития общества, состояние процесса вызревания подрастающего
поколения, подготовки к воспроизводству будущего общества.
Содержательно детство – это процесс постоянного физического роста, накопления психических новообразований, определения себя в окружающем мире, собственная самоорганизация в постоянно расширяющихся и усложняющихся контактах и взаимодействиях со взрослыми и другими детьми.
Сущностно детство – особое состояние социального развития, когда биологические закономерности, связанные с возрастными изменениями ребенка, значительно проявляют свое действие, «подчиняясь» во все большей степени регулирующему и определяющему действию социального.
Слайд 18
Концепция Ш.А.Амонашвили
Детство определяется как безграничность и неповторимость, как особая миссия
для себя и для людей. Ребенок наделен от природы неповторимым
индивидуальным сочетанием возможностей и способностей. Взрослый должен помочь ему вырасти, создать условия доброжелательности и заботы, и тогда ребенок, став взрослым, принесет окружающим его людям радость. «Человек нужен человеку, и люди рождаются друг для друга. Сама жизнь, бурлящая по своим законам, вызывает к рождению нужного человека. Вот он и рождается со своей миссией».
Слайд 19Концепция детства В. В. Зеньковского
Подчеркивается особая роль игры в детстве.
В игре ребенок активен, он фантазирует, воображает, творит, переживает, создавая
образы, которые всплывают в сознании и которые служат средством выражения эмоциональной сферы, а сама игра служит целям телесного и психического выражения чувств ребенка.
Слайд 20Концепция А.Б. Орлова
Мир детства наряду с миром взрослости- совершенно
равноправные аспекты мира человека. Мир детства обладает своим содержанием, представляющим
для взрослого особую ценность. Взрослые не должны постоянно контролировать ребенка, а давать свободу проявления чувствам, эмоциям, действиям
Слайд 21Концепции воспитания
Под концепцией воспитания Е. Н. Степанов, Л. М.
Лузина понимают систему взглядов отдельного ученого или группы исследователей на
воспитательный процесс – его сущность, цель, принципы, содержание и способы организации, критерии и показатели его эффективности
В свою очередь эти концепции делятся на :
концепции, ориентированные на коллективное воспитание (общественные ценности, идеи коллективного творческого воспитания, проектирования систем воспитания)
Концепции социального воспитания (социализация, усвоение личностного социального опыта, создание эффективной воспитательной среды)
Личностно ориентированные культурологические
концепции (Сущность воспитания в этих концепциях заключается в воспитании человека культуры и нравственной личности)
Личностно ориентированные концепции самоорганизуемого воспитания (Сущность концепции педагогическая поддержка способностей, ответственность за выбор и самоорганизация)
Слайд 22Концепции воспитания
С развитием общества изменяется и социальный заказ для образования,
от этого в основном зависит характер и значимость любой педагогической
концепции, в том числе и в сфере дошкольного образования
20-30 годы прошлого века идеи Н.К. Крупской о воспитании в детях идейной направленности и коллективизма с целью развития личности
Идеи А.С. Макаренко о воспитании личности в коллективе и через коллектив стали началом разработки целого ряда педагогических концепций того времени (строитель коммунизма)
Слайд 23Концепции воспитания
В 1950-х гг. при участии А.П. Усовой, Е.И. Радиной,
Р.И. Жуковской, В.Г. Нечаевой, Т.А.Макаровой были разработаны экспериментальные теоретические основы
содержания и методики дошкольного обучения ( ориентация на умственное обучение)
психолого-педагогические исследования А.В. Запорожца, Д.В. Эльконина,
В.В. Давыдова, Л.А. Вегнера, Н.Н. Поддъякова и др.
Слайд 24В 1980 г. в западных странах прошел ряд реформ системы
дошкольного образования. Принимается Декларация прав ребенка и Конвенция о правах
ребенка( 1989г.)
В России в 1989 г. тоже принимается новая Концепция дошкольного воспитания, а в 1991 г. издается Временное положение о дошкольном учреждении, которое является юридическим документом, определяющим права ребенка и педагога и отменяющим единую программу как обязательный документ
Слайд 25
В 1989 г. начало реформе дошкольного образования в нашей стране
положила Концепция дошкольного воспитания, утвержденная Государственным комитетом
по народному образованию (
авторы Л.С Выготский, В.В. Давыдов):
ориентация на общечеловеческие ценности;
представлены принципы построения развивающей среды, направленной на воспитание и обучение детей дошкольного возраста;
обоснована личностно ориентированная модель дошкольного образования в Российской Федерации
Слайд 26Ориентиры Концепции
охрана и укрепление здоровья детей (как физического, так
и психического);
− гуманизация целей и принципов образовательной работы с детьми;
−
раскрепощение условий жизни детей и работы воспитателей в детском саду;
− обеспечение преемственности между всеми сферами социального становления ребенка;
− радикальное изменение характера подготовки педагогических кадров, условий финансирования дошкольного воспитания
Слайд 27В Концепции прослеживаются новые подходы, ориентация на личность ребенка, уважение
к ней. Разрабатываются новые вариативные программы ( на сегодня утверждено
17 программ Дошкольного образования)
Слайд 283. Задачи воспитания детей раннего и дошкольного возраста
Задачи отражают
стороны воспитания:
нравственно;
умственное;
физическое;
эстетическое;
трудовое воспитание
Слайд 29Задачи воспитания детей дошкольного возраста
Физическое воспитание:
1. Группа оздоровительных задач:
охрана
и укрепление здоровья, закаливание, развитие движений;
2. Группа воспитательных задач:
а) формирование
нравственно- физических навыков;
б) формирование потребности в физическом совершенстве;
в) воспитание культурно-гигиенических навыков и качеств;
3. Группа образовательных задач:
а) формирование представлений о своем организме, здоровье;
б) навыков выполнения основных движений;
в) представления о режиме, об активности и отдыхе
Слайд 30Задачи воспитания детей дошкольного возраста
Нравственное воспитание:
1. Группа воспитательных задач: формирование
нравственных чувств, привычек, норм, практики поведения;
2. Группа образовательных задач, отражающих
потребности общества в людях, которые обладают конкретными востребуемыми нравственными качествами
Слайд 31Задачи воспитания детей дошкольного возраста
Умственное воспитание
1.Группа воспитательных задач:
а) сенсорное воспитание;
б)развитие
мыслительной деятельности;
в) становление речи;
г) воспитание любознательности,
д) познавательных интересов;
2. Группа
образовательных задач:
формирование системы элементарных знаний о предметах окружающей жизни
Слайд 32Задачи воспитания детей дошкольного возраста
Эстетическое воспитание
1. Группа воспитательных задач направлена
на формирование художественных умений в области разных искусств (обучение рисованию,
конструированию, пению, лепке,
словесному творчеству и т.п.)
2. Группа образовательных задач направлена на формирование эстетического отношения детей к окружающему( красота в природе, искусстве, художественного вкуса, потребность в познании прекрасного)
Слайд 33Задачи воспитания детей дошкольного возраста
Трудовое воспитание
1. Группа образовательных задач:
а) Формирование
представлений о трудовой деятельности;
б) формирование трудовых навыков и умений;
2.
Группа воспитательных задач:
а) воспитание положительного отношения к труду, заложение основ трудолюбия;
б) воспитание нравственно-волевых качеств личности;
в) воспитание положительного отношения детей к труду взрослых;
д) овладение трудовыми навыками и умениями
Слайд 344.Закономерности ребенка и принципы воспитания
Закономерности воспитания- связи между компонентами
системы, которые обеспечивают определенный результат воспитания. Закономерности конкретизируются в принципах
воспитания
Например: закономерность- потребность ребенка в любви; то принцип воспитания- умение прощать, терпимость, поддержка ребенка, проявление участия и любви;
Закономерность- личность развивается в ситуации успеха, то принципом будет принцип уважения к личности ребенка, соблюдение его прав, создание ситуации успеха
Слайд 35Закономерность- потребность в активности (познания , деятельности) то принципом будет
выступать поддержка и направление активности ребенка, создание условий для проявления
активности)
Слайд 36Вывод:
Знание целей, задач, закономерностей воспитания и обучения поможет избежать
ошибок при организации педагогического взаимодействия с ребенком