Разделы презентаций


Л Е К Ц И Я   по дисциплине Экология   Тема № 1 : Экология и экологические

Содержание

Старший преподаватель кафедры сервис безопасности, подполковник вн.службы Панфилова Лола Насимовна

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1 Л Е К Ц И Я  по дисциплине «Экология»   Тема №

1: «Экология и экологические проблемы»

Л Е К Ц И Я  по дисциплине «Экология»    Тема № 1:

Слайд 2Старший преподаватель кафедры сервис безопасности, подполковник вн.службы Панфилова Лола Насимовна

Старший преподаватель кафедры сервис безопасности,  подполковник вн.службы  Панфилова Лола Насимовна

Слайд 3Цели лекции:
Сформировать представление об экологии, как о научной основе

выживания человечества.
Ознакомить с глобальными экологическими проблемами человечества.
Воспитывать чувство

ответственности и грамотный подход в решении вопросов экологической безопасности, от чего зависит дальнейшее существование человечества и всего живого на нашей планете.

Цели лекции:  Сформировать представление об экологии, как о научной основе выживания человечества. Ознакомить с глобальными экологическими

Слайд 4Учебные вопросы:
1. Основные этапы развития науки экологии.
2. Влияние человека

на природу в условиях научно-технического прогресса.
3. Глобальные экологические проблемы.


Учебные вопросы:1. Основные этапы развития науки экологии. 2. Влияние человека на природу в условиях научно-технического прогресса. 3.

Слайд 5Литература:
Основная:
Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология: Учебник для вузов.- Ростов

н/Д.: Феникс, 2011.
Хотунцев Ю.Л. Экология и экологическая безопасность.- М.:

Издательский центр «Академия», 2004.

Литература: Основная:Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология:  Учебник для вузов.- Ростов н/Д.: Феникс, 2011. Хотунцев Ю.Л. Экология

Слайд 61. Основные этапы развития науки экологии

1. Основные этапы развития науки экологии

Слайд 7«экология» - от греческого oikos — жилище и logos —

наука

«экология» - от греческого oikos — жилище и logos — наука

Слайд 8Экология - наука, изучающая закономерности взаимодействия организмов и среды их

обитания, законы развития и существования экосистем как комплексов взаимодействующих живых

и неживых компонентов в различных участках биосферы.

Экология - наука, изучающая закономерности взаимодействия организмов и среды их обитания, законы развития и существования экосистем как

Слайд 9Первый этап.
Зарождение и становление экологии как науки (до 60-х гг.

ХIX в.).
Накопление данных о взаимосвязи живых организмов со средой

обитания, появление первых научных сообщений.
В XVII—XVIII вв. экологические сведения содержались в исследованиях русских ученых И. И. Лепехина, А. Ф. Миддендорфа, С. П. Крашенникова, французского ученого Ж. Бюффона, шведского естествоиспытателя К. Линнея и др.
В этот же период Ж.-Б. Ламарк (1744—1829) и Т. Мальтус (1766—1834) впервые предупреждают человечество о возможных негативных последствиях воздействия человека на природу.
Первый этап.Зарождение и становление экологии как науки (до 60-х гг. ХIX в.). Накопление данных о взаимосвязи живых

Слайд 10Второй этап
Оформление экологии в самостоятельную отрасль знаний (после 60-х гг.

XIX в.).
Выход работ русских ученых К. Ф. Рулье (1814—1858),

Н. А. Северцова (1827—1885), В. В. Докучаева (1846—1903), впервые обосновавших ряд принципов и понятий экологии.
В конце 70-х гг. XIX в. немецкий гидробиолог К. Мёбиус (1877) вводит важнейшее понятие о биоценозе как о закономерном сочетании организмов в определенных условиях среды.
Неоценимый вклад в развитие основ экологии внес Ч. Дарвин (1809—1882), вскрывший основные факторы эволюции органического мира. То, что Ч. Дарвин называл «борьбой за существование», с эволюционных позиций можно трактовать как взаимоотношения живых существ с внешней, абиотической средой и между собой, т. е. с биотической средой.
Немецкий биолог-эволюционист Э. Геккель (1834—1919) первый понял, что это самостоятельная и очень важная область биологии и назвал ее экологией (1866). В своем капитальном труде «Всеобщая морфология организмов» он писал: «Под экологией мы понимаем сумму знаний, относящихся к экономике природы: изучение всей совокупности взаимоотношений животного с окружающей его средой, как органической, так и неорганической, и прежде всего — его дружественных или враждебных отношений с теми животными и растениями, с которыми он прямо или косвенно вступает в контакт. Одним словом, экология — это изучение всех сложных взаимоотношений, которые Дарвин назвал «условиями, порождающими борьбу за существование».
Второй этапОформление экологии в самостоятельную отрасль знаний (после 60-х гг. XIX в.). Выход работ русских ученых К.

Слайд 11Как самостоятельная наука экология окончательно оформилась в начале XX столетия.

В этот период американский ученый Ч. Адаме (1913) создает первую

сводку по экологии, публикуются другие важные обобщения и сводки (В. Шелфорд, 1913, 1929; Ч. Элтон, 1927; Р. Гессе, 1924; К. Раункер, 1929 и др.). Крупнейший русский ученый XX в. В. И. Вернадский создает фундаментальное учение о биосфере.
В 30-е и 40-е гг. экология поднялась на более высокую ступень в результате нового подхода к изучению природных систем. Сначала А. Тенсли (1935) выдвинул понятие об экосистеме, а несколько позже В. Н. Сукачев (1940) обосновал близкое этому представление о биогеоценозе. Следует отметить, что уровень отечественной экологии в 20—40-х гг. был одним из самых передовых в мире, особенно в области фундаментальных разработок. В этот период в нашей стране работали такие выдающиеся ученые, как академик В. И. Вернадский и В. Н. Сукачев, а также крупные экологи В. В. Стан-чинский, Э. С. Бауэр, Г. Г. Гаузе, В. Н. Беклемишев, А. Н. Формозов, Д. Н. Кашкаров и др.
Как самостоятельная наука экология окончательно оформилась в начале XX столетия. В этот период американский ученый Ч. Адаме

Слайд 12Во второй половине XX в. в связи с прогрессирующим загрязнением

окружающей среды и резким усилением воздействия человека на природу экология

приобретает особое значение.
Начинается третий этап (50-е гг. XX в. — до настоящего времени) — превращение экологии в комплексную науку, включающую в себя науки об охране природной и окружающей человека среды. Из строгой биологической науки экология превращается в «значительный цикл знания, вобрав в себя разделы географии, геологии, химии, физики, социологии, теории культуры, экономики...» (Реймерс, 1994).
Во второй половине XX в. в связи с прогрессирующим загрязнением окружающей среды и резким усилением воздействия человека

Слайд 13Методы экологических исследований
режимные систематические (мониторинговые) наблюдения за состоянием природных

объектов и процессов и влияющими на них антропогенными (техногенными) факторами;


аналитические исследования природных и искусственных (техногенных) объектов;
исследования морфологических параметров природных объектов;
статистические методы оценки процессов и явлений;
дистанционные методы исследований и методы специальной картографии;
методы математического моделирования;
системный анализ;
методы социальной демографии;
паспортизация природных и искусственных объектов;
экологический менеджмент;
экологический аудит.
Методы экологических исследований режимные систематические (мониторинговые) наблюдения за состоянием природных объектов и процессов и влияющими на них

Слайд 152. Влияние человека на природу в условиях научно-технического прогресса

2. Влияние человека на природу в условиях научно-технического прогресса

Слайд 16Техническая революция, начавшаяся в конце XVIII в., привела к тому,

что последствия деятельности человека стали сопоставимы с природными явлениями.

Техническая революция, начавшаяся в конце XVIII в., привела к тому, что последствия деятельности человека стали сопоставимы с

Слайд 17Город Карабаш находится в Челябинской области. По версии ЮНЕСКО, Карабаш

-  самый грязный город на планете

Город Карабаш находится в Челябинской области. По версии ЮНЕСКО, Карабаш -  самый грязный город на планете

Слайд 18Карабаш — город в Челябинской области с населением 15 000

человек. Карабаш возник в 1822 году после открытия золотоносных россыпей

на месте древнего татарского поселения. Название Карабаш в переводе с татарского означает «черная голова». В начале 20 века в Карабаше начали добывать медь. После нескольких десятилетий добычи медной руды и выплавки меди, город стал зоной экологического бедствия. За 100 лет комбинат успел выжечь и засыпать шлаком огромную территорию вокруг себя. За год работы комбинат выбрасывает в атмосферу более 180 тонн газов, которые выпадают в виде кислотных дождей на прилегающую территорию.
Карабаш — город в Челябинской области с населением 15 000 человек. Карабаш возник в 1822 году после

Слайд 19Содержание меди в руде меньше 1%. Чтобы добыть 1 тонну

меди нужно переработать 100 тонн породы. После извлечения меди остаются

тысячи тонн шлама. Его сваливают недалеко от завода. Образуются так называемые терриконы (отвалы, создаваемые при разработке месторождений)
Содержание меди в руде меньше 1%. Чтобы добыть 1 тонну меди нужно переработать 100 тонн породы. После

Слайд 21Шельф Уилкинса откалывается от Антарктиды.

Шельф Уилкинса откалывается от Антарктиды.

Слайд 22Добыча нефти на шельфе Арктики: не будите лихо. Фото: Greenpeace.

Добыча нефти на шельфе Арктики: не будите лихо. Фото: Greenpeace.

Слайд 23Человек в окружающей среде, с одной стороны, является объектом взаимодействия

экологических факторов, с другой — сам оказывает воздействие на среду.


Важная черта человека как экологического фактора заключается в осознанности, целенаправленности и массированности воздействия на природу.
Человек в окружающей среде, с одной стороны, является объектом взаимодействия экологических факторов, с другой — сам оказывает

Слайд 24Человек в результате трудовой деятельности создает вокруг себя искусственную среду

обитания. Естественные экосистемы вытесняются антропогенными экосистемами, абсолютно доминирующим фактором в

которых является человек.
Человек в результате трудовой деятельности создает вокруг себя искусственную среду обитания. Естественные экосистемы вытесняются антропогенными экосистемами, абсолютно

Слайд 25Среда обитания человека представляет собой сложное переплетение взаимодействующих естественных и

антропогенных факторов. В этих условиях необходим единый интегральный критерий качества

среды, с точки зрения ее пригодности для обитания человека. Согласно Уставу ВОЗ, с 1968 года таким критерием служит состояние здоровья населения.
Среда обитания человека представляет собой сложное переплетение взаимодействующих естественных и антропогенных факторов. В этих условиях необходим единый

Слайд 26Термин «здоровье» в данном случае используется в широком смысле как

показатель полного душевного и физического благополучия. По различным данным, более

половины людей в урбанизированных районах находятся в состоянии «предболезни». Это состояние имеет ряд существенных отличий, как от здоровья, так и от болезни. Главным фактором в этом случае является антропологическое напряжение и утомление, связанные с проблемой больших городов.
Термин «здоровье» в данном случае используется в широком смысле как показатель полного душевного и физического благополучия. По

Слайд 27Экологами доказано, что качеством природной среды «автоматически» может управлять только

биота, т. е. совокупность всех живых организмов Земли. Анализ моделей

и натурные исследования показали, что биологическое разнообразие (разнообразие и количество видов, составляющих экосистему) является главным критерием и признаком устойчивости экосистемы. Искусственно создать среду обитания для человека не удается, что подтверждено многочислен­ными экспериментами в разных странах мира.
Экологами доказано, что качеством природной среды «автоматически» может управлять только биота, т. е. совокупность всех живых организмов

Слайд 283. Глобальные экологические проблемы человечества

3. Глобальные экологические проблемы человечества

Слайд 29Глобальные экологические проблемы

Глобальные экологические проблемы

Слайд 301. Изменение климата Земли

1. Изменение климата Земли

Слайд 312. Сокращение мощности стратосферного озонового экрана

2. Сокращение мощности стратосферного озонового экрана

Слайд 32 Сокращение мощности стратосферного озонового экрана

Сокращение мощности стратосферного озонового экрана

Слайд 33Озоновые дыры
Озоновая дыра -локальное уменьшение количества озона в озоновом слое

Земли.
По теории, выведенной учёными во второй половине XX века,

считается, что озоновые дыры образуются в результате выброса хлора и бромосодержащих фреонов в озоновый слой.
Озоновые дырыОзоновая дыра -локальное уменьшение количества озона в озоновом слое Земли. По теории, выведенной учёными во второй

Слайд 343. Химическое загрязнение атмосферы веществами, способствующими образованию кислотных осадков, фотохимического

смога и других соединений, опасных для биосферных объектов, включая человека

и создаваемых им искусственных объектов
3. Химическое загрязнение атмосферы веществами, способствующими образованию кислотных осадков, фотохимического смога и других соединений, опасных для биосферных

Слайд 35Естественные источники образования кислотных дождей
вулканы
грозы

Естественные источники образования кислотных дождейвулканыгрозы

Слайд 36Лесной пожар – это горение растительности, стихийно распространяющееся по лесной

территории.

Лесной пожар – это горение растительности, стихийно распространяющееся по лесной территории.

Слайд 37Лесные пожары на радиационнозагрязнённых территориях несут гораздо большую опасность, так

как способствуют миграции радионуклеидов.

Лесные пожары на радиационнозагрязнённых территориях несут гораздо большую опасность, так как способствуют миграции радионуклеидов.

Слайд 38Извержение вулкана, Аляска, гора Redoubt

Извержение вулкана, Аляска, гора Redoubt

Слайд 39Ель и сосна – деревья тонкокорые, поэтому погибают при сильных

низовых пожарах. Пороговая температура, при которой происходит отмирание тканей растений

– 60 градусов.
Ель и сосна – деревья тонкокорые, поэтому погибают при сильных низовых пожарах. Пороговая температура, при которой происходит

Слайд 404. Загрязнение гидросферы Загрязнение мирового океана и изменение свойств вод

Истощение и загрязнение всех видов источников пресной воды

4. Загрязнение гидросферы   Загрязнение мирового океана и изменение свойств вод   Истощение и загрязнение

Слайд 41Приблизительно 10% пресной воды расходуется на домашние нужды, остальное идет

на нужды сельского хозяйства (70%) и промышленности. Для получения одного

фунта сахара требуется около 200 л воды, для выращивания одного фунта зерна (с учетом осадков) 700 л воды, а для получения одного фунта синтетической резины 1200 л воды
Приблизительно 10% пресной воды расходуется на домашние нужды, остальное идет на нужды сельского хозяйства (70%) и промышленности.

Слайд 42АВАРИЯ В МЕКСИКАНСКОМ ЗАЛИВЕ

АВАРИЯ В МЕКСИКАНСКОМ ЗАЛИВЕ

Слайд 43Разлив токсичных отходов (более 800 тысяч кубометров красного шлама) на

заводе в Айке в Венгрии

Разлив токсичных отходов (более 800 тысяч кубометров красного шлама) на заводе в Айке в Венгрии

Слайд 44Разлив токсичных отходов (более 800 тысяч кубометров красного шлама) на

заводе в Айке в Венгрии

Разлив токсичных отходов (более 800 тысяч кубометров красного шлама) на заводе в Айке в Венгрии

Слайд 455. Изменение геохимии ландшафтов

5. Изменение геохимии ландшафтов

Слайд 46Абразия

Абразия

Слайд 47АБРАЗИЯ

АБРАЗИЯ

Слайд 48Курум (каменная река)

Курум (каменная река)

Слайд 49Землетрясение в Китае 2008

Землетрясение в Китае 2008

Слайд 50Землетрясение в Китае, 2008

Землетрясение в Китае, 2008

Слайд 526. Продолжающееся опустынивание планеты, углубление процесса опустынивания

6. Продолжающееся опустынивание планеты, углубление процесса опустынивания

Слайд 53 Опустынивание – это процесс необратимого изменения почвы и растительности и

снижения биологической продуктивности, который в экстремальных случаях может привести к

полному разрушению биосферного потенциала и превращению территории в пустыню.
Опустынивание – это процесс необратимого изменения почвы и растительности и снижения биологической продуктивности, который в

Слайд 547. Замусоривание околоземного космического пространства

7. Замусоривание околоземного космического пространства

Слайд 558. Нарушение глобального и регионального экологического равновесия. Уменьшение биологического разнообразия

8. Нарушение глобального и регионального экологического равновесия. Уменьшение биологического разнообразия

Слайд 569. Демографические проблемы: Абсолютное перенаселение Земли и относительное демографическое переуплотнение отдельных

регионов Появление новых заболеваний Усиление социальной нестабильности

9. Демографические проблемы:  Абсолютное перенаселение Земли и относительное демографическое переуплотнение отдельных регионов  Появление новых заболеваний

Слайд 5710. Ресурсный кризис

10. Ресурсный кризис

Слайд 5811. Рост числа и тяжести ЧС

11. Рост числа и тяжести ЧС

Слайд 59ГОЛОЛЕД

ГОЛОЛЕД

Слайд 60КРУПНЫЙ ГРАД

КРУПНЫЙ ГРАД

Слайд 61Пожар степного массива

Пожар степного массива

Слайд 62ЛЕСНОЙ ПОЖАР

ЛЕСНОЙ ПОЖАР

Слайд 63Извержение вулкана

Извержение вулкана

Слайд 64Оползень

Оползень

Слайд 65Сель

Сель

Слайд 66Наводнение в Новороссийске

Наводнение в Новороссийске

Слайд 67ЦУНАМИ

ЦУНАМИ

Слайд 68ТАЙФУН

ТАЙФУН

Слайд 69Торнадо

Торнадо

Слайд 70Смерч в Севастополе

Смерч в Севастополе

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика