Слайд 1
Л Е К Ц И Я
по дисциплине «Экология»
Тема №
1: «Экология и экологические проблемы»
Слайд 2Старший преподаватель кафедры сервис безопасности,
подполковник вн.службы
Панфилова Лола Насимовна
Слайд 3Цели лекции:
Сформировать представление об экологии, как о научной основе
выживания человечества.
Ознакомить с глобальными экологическими проблемами человечества.
Воспитывать чувство
ответственности и грамотный подход в решении вопросов экологической безопасности, от чего зависит дальнейшее существование человечества и всего живого на нашей планете.
Слайд 4Учебные вопросы:
1. Основные этапы развития науки экологии.
2. Влияние человека
на природу в условиях научно-технического прогресса.
3. Глобальные экологические проблемы.
Слайд 5Литература:
Основная:
Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология: Учебник для вузов.- Ростов
н/Д.: Феникс, 2011.
Хотунцев Ю.Л. Экология и экологическая безопасность.- М.:
Издательский центр «Академия», 2004.
Слайд 61. Основные этапы развития науки экологии
Слайд 7«экология» - от греческого oikos — жилище и logos —
наука
Слайд 8Экология - наука, изучающая закономерности взаимодействия организмов и среды их
обитания, законы развития и существования экосистем как комплексов взаимодействующих живых
и неживых компонентов в различных участках биосферы.
Слайд 9Первый этап.
Зарождение и становление экологии как науки (до 60-х гг.
ХIX в.).
Накопление данных о взаимосвязи живых организмов со средой
обитания, появление первых научных сообщений.
В XVII—XVIII вв. экологические сведения содержались в исследованиях русских ученых И. И. Лепехина, А. Ф. Миддендорфа, С. П. Крашенникова, французского ученого Ж. Бюффона, шведского естествоиспытателя К. Линнея и др.
В этот же период Ж.-Б. Ламарк (1744—1829) и Т. Мальтус (1766—1834) впервые предупреждают человечество о возможных негативных последствиях воздействия человека на природу.
Слайд 10Второй этап
Оформление экологии в самостоятельную отрасль знаний (после 60-х гг.
XIX в.).
Выход работ русских ученых К. Ф. Рулье (1814—1858),
Н. А. Северцова (1827—1885), В. В. Докучаева (1846—1903), впервые обосновавших ряд принципов и понятий экологии.
В конце 70-х гг. XIX в. немецкий гидробиолог К. Мёбиус (1877) вводит важнейшее понятие о биоценозе как о закономерном сочетании организмов в определенных условиях среды.
Неоценимый вклад в развитие основ экологии внес Ч. Дарвин (1809—1882), вскрывший основные факторы эволюции органического мира. То, что Ч. Дарвин называл «борьбой за существование», с эволюционных позиций можно трактовать как взаимоотношения живых существ с внешней, абиотической средой и между собой, т. е. с биотической средой.
Немецкий биолог-эволюционист Э. Геккель (1834—1919) первый понял, что это самостоятельная и очень важная область биологии и назвал ее экологией (1866). В своем капитальном труде «Всеобщая морфология организмов» он писал: «Под экологией мы понимаем сумму знаний, относящихся к экономике природы: изучение всей совокупности взаимоотношений животного с окружающей его средой, как органической, так и неорганической, и прежде всего — его дружественных или враждебных отношений с теми животными и растениями, с которыми он прямо или косвенно вступает в контакт. Одним словом, экология — это изучение всех сложных взаимоотношений, которые Дарвин назвал «условиями, порождающими борьбу за существование».
Слайд 11Как самостоятельная наука экология окончательно оформилась в начале XX столетия.
В этот период американский ученый Ч. Адаме (1913) создает первую
сводку по экологии, публикуются другие важные обобщения и сводки (В. Шелфорд, 1913, 1929; Ч. Элтон, 1927; Р. Гессе, 1924; К. Раункер, 1929 и др.). Крупнейший русский ученый XX в. В. И. Вернадский создает фундаментальное учение о биосфере.
В 30-е и 40-е гг. экология поднялась на более высокую ступень в результате нового подхода к изучению природных систем. Сначала А. Тенсли (1935) выдвинул понятие об экосистеме, а несколько позже В. Н. Сукачев (1940) обосновал близкое этому представление о биогеоценозе. Следует отметить, что уровень отечественной экологии в 20—40-х гг. был одним из самых передовых в мире, особенно в области фундаментальных разработок. В этот период в нашей стране работали такие выдающиеся ученые, как академик В. И. Вернадский и В. Н. Сукачев, а также крупные экологи В. В. Стан-чинский, Э. С. Бауэр, Г. Г. Гаузе, В. Н. Беклемишев, А. Н. Формозов, Д. Н. Кашкаров и др.
Слайд 12Во второй половине XX в. в связи с прогрессирующим загрязнением
окружающей среды и резким усилением воздействия человека на природу экология
приобретает особое значение.
Начинается третий этап (50-е гг. XX в. — до настоящего времени) — превращение экологии в комплексную науку, включающую в себя науки об охране природной и окружающей человека среды. Из строгой биологической науки экология превращается в «значительный цикл знания, вобрав в себя разделы географии, геологии, химии, физики, социологии, теории культуры, экономики...» (Реймерс, 1994).
Слайд 13Методы экологических исследований
режимные систематические (мониторинговые) наблюдения за состоянием природных
объектов и процессов и влияющими на них антропогенными (техногенными) факторами;
аналитические исследования природных и искусственных (техногенных) объектов;
исследования морфологических параметров природных объектов;
статистические методы оценки процессов и явлений;
дистанционные методы исследований и методы специальной картографии;
методы математического моделирования;
системный анализ;
методы социальной демографии;
паспортизация природных и искусственных объектов;
экологический менеджмент;
экологический аудит.
Слайд 152. Влияние человека на природу в условиях научно-технического прогресса
Слайд 16Техническая революция, начавшаяся в конце XVIII в., привела к тому,
что последствия деятельности человека стали сопоставимы с природными явлениями.
Слайд 17Город Карабаш находится в Челябинской области. По версии ЮНЕСКО, Карабаш
- самый грязный город на планете
Слайд 18Карабаш — город в Челябинской области с населением 15 000
человек. Карабаш возник в 1822 году после открытия золотоносных россыпей
на месте древнего татарского поселения. Название Карабаш в переводе с татарского означает «черная голова». В начале 20 века в Карабаше начали добывать медь. После нескольких десятилетий добычи медной руды и выплавки меди, город стал зоной экологического бедствия. За 100 лет комбинат успел выжечь и засыпать шлаком огромную территорию вокруг себя. За год работы комбинат выбрасывает в атмосферу более 180 тонн газов, которые выпадают в виде кислотных дождей на прилегающую территорию.
Слайд 19Содержание меди в руде меньше 1%. Чтобы добыть 1 тонну
меди нужно переработать 100 тонн породы. После извлечения меди остаются
тысячи тонн шлама. Его сваливают недалеко от завода. Образуются так называемые терриконы (отвалы, создаваемые при разработке месторождений)
Слайд 21Шельф Уилкинса откалывается от Антарктиды.
Слайд 22Добыча нефти на шельфе Арктики: не будите лихо. Фото: Greenpeace.
Слайд 23Человек в окружающей среде, с одной стороны, является объектом взаимодействия
экологических факторов, с другой — сам оказывает воздействие на среду.
Важная черта человека как экологического фактора заключается в осознанности, целенаправленности и массированности воздействия на природу.
Слайд 24Человек в результате трудовой деятельности создает вокруг себя искусственную среду
обитания. Естественные экосистемы вытесняются антропогенными экосистемами, абсолютно доминирующим фактором в
которых является человек.
Слайд 25Среда обитания человека представляет собой сложное переплетение взаимодействующих естественных и
антропогенных факторов. В этих условиях необходим единый интегральный критерий качества
среды, с точки зрения ее пригодности для обитания человека. Согласно Уставу ВОЗ, с 1968 года таким критерием служит состояние здоровья населения.
Слайд 26Термин «здоровье» в данном случае используется в широком смысле как
показатель полного душевного и физического благополучия. По различным данным, более
половины людей в урбанизированных районах находятся в состоянии «предболезни». Это состояние имеет ряд существенных отличий, как от здоровья, так и от болезни. Главным фактором в этом случае является антропологическое напряжение и утомление, связанные с проблемой больших городов.
Слайд 27Экологами доказано, что качеством природной среды «автоматически» может управлять только
биота, т. е. совокупность всех живых организмов Земли. Анализ моделей
и натурные исследования показали, что биологическое разнообразие (разнообразие и количество видов, составляющих экосистему) является главным критерием и признаком устойчивости экосистемы. Искусственно создать среду обитания для человека не удается, что подтверждено многочисленными экспериментами в разных странах мира.
Слайд 283. Глобальные экологические проблемы человечества
Слайд 29Глобальные экологические проблемы
Слайд 312. Сокращение мощности стратосферного озонового экрана
Слайд 32 Сокращение мощности стратосферного озонового экрана
Слайд 33Озоновые дыры
Озоновая дыра -локальное уменьшение количества озона в озоновом слое
Земли.
По теории, выведенной учёными во второй половине XX века,
считается, что озоновые дыры образуются в результате выброса хлора и бромосодержащих фреонов в озоновый слой.
Слайд 343. Химическое загрязнение атмосферы веществами, способствующими образованию кислотных осадков, фотохимического
смога и других соединений, опасных для биосферных объектов, включая человека
и создаваемых им искусственных объектов
Слайд 35Естественные источники образования кислотных дождей
вулканы
грозы
Слайд 36Лесной пожар – это горение растительности, стихийно распространяющееся по лесной
территории.
Слайд 37Лесные пожары на радиационнозагрязнённых территориях несут гораздо большую опасность, так
как способствуют миграции радионуклеидов.
Слайд 38Извержение вулкана, Аляска, гора Redoubt
Слайд 39Ель и сосна – деревья тонкокорые, поэтому погибают при сильных
низовых пожарах. Пороговая температура, при которой происходит отмирание тканей растений
– 60 градусов.
Слайд 404. Загрязнение гидросферы
Загрязнение мирового океана и изменение свойств вод
Истощение и загрязнение всех видов источников пресной воды
Слайд 41Приблизительно 10% пресной воды расходуется на домашние нужды, остальное идет
на нужды сельского хозяйства (70%) и промышленности. Для получения одного
фунта сахара требуется около 200 л воды, для выращивания одного фунта зерна (с учетом осадков) 700 л воды, а для получения одного фунта синтетической резины 1200 л воды
Слайд 43Разлив токсичных отходов (более 800 тысяч кубометров красного шлама) на
заводе в Айке в Венгрии
Слайд 44Разлив токсичных отходов (более 800 тысяч кубометров красного шлама) на
заводе в Айке в Венгрии
Слайд 455. Изменение геохимии ландшафтов
Слайд 526. Продолжающееся опустынивание планеты, углубление процесса опустынивания
Слайд 53
Опустынивание – это процесс необратимого изменения почвы и растительности и
снижения биологической продуктивности, который в экстремальных случаях может привести к
полному разрушению биосферного потенциала и превращению территории в пустыню.
Слайд 547. Замусоривание околоземного космического пространства
Слайд 558. Нарушение глобального и регионального экологического равновесия. Уменьшение биологического разнообразия
Слайд 569. Демографические проблемы:
Абсолютное перенаселение Земли и относительное демографическое переуплотнение отдельных
регионов
Появление новых заболеваний
Усиление социальной нестабильности