Слайд 1Л3. Содержание географического образования
Слайд 2План лекции
1. Проблема разработки содержания географического образования
2. Компоненты содержания школьной
географии
2.1. Знания
2.2. Умения и навыки
2.3. Опыт творческой деятельности (ОТД)
2.4. Эмоционально-ценностное
отношение (ЭЦО)
Слайд 3Дидактическая копилка
Прием «Фантастическая добавка»
Использование: все уроки географии и др. предметы
Значение:
повышение интереса к учебному предмету; формирование эмоционально-ценного отношения к изучаемому
Ход:
Учитель
изменяет любой из учебных параметров, который обычно остается постоянным или имеет определенное значение (про бегемотов)
Слайд 4Вопрос 1
Проблема разработки содержания географического образования
Цель и задачи
(для чего учить?)
Содержание
(чему учить?)
Средства обучения
(с помощью чего учить?)
Методы и формы обучения
(как
учить?)
Проблема разработки содержания географического образования
«Методика географии дол-
жна приспособить научную
географию
к нуждам
школьного обучения, сде-
лать из научной географии
школьный предмет»
Н.Н.Баранский
Слайд 6Вопрос 1
Проблема разработки содержания географического образования
Содержание школьного предмета
географии
средство
развития ученика
комплексный подход при изучении «природа – человек – общество»;
целостность представления о человеке и окружающем мире»;
социальное самоопределение;
формирование мировоззрения;
формирование географической культуры
Слайд 7Вопрос 1
Проблема разработки содержания географического образования
Цель
образования
Содержание
географического
образования
Современный
уровень развития
географической
науки
Глобальный
уровень
Локальный уровень
Региональный уровень
Местный уровень
Слайд 8Вопрос 1
Проблема разработки содержания географического образования
«… научное и
педагогическое из-
ложение
науки две
вещи разные …»
К.Д.Ушинский
Слайд 9Вопрос 1
Проблема разработки содержания географического образования
«География
как школьная дисциплина отличается от географии как науки не
только
охватом материала, но и его последовательностью, которая в науке диктуется исключительно
логикой самой науки, а в школьном предмете – в значительной мере, а
подчас и преимущественно – особыми методическими соображениями»
Н.Н.Баранский
Слайд 10Вопрос 1
Проблема разработки содержания географического образования
Особенности переработки научного знания в
педагогические:
- учет возрастных возможностей обучающихся;
- подготовку учащихся по другим предметам;
-
значение того или иного содержания для формирования личности;
- логику усвоения разного учебного материала;
- и др.
Слайд 11Вопрос 1
Проблема разработки содержания географического образования
Главная проблема – поиск базового
содержания по географии
Выделение того минимума
содержания, который был бы доступен
и достаточен для учащихся
Исторический характер, требования времени
Слайд 12Вопрос 1
Проблема разработки содержания географического образования
Соединение педагогических принципов
научности и
доступности
Усиление роли обобщенных теоретических
знаний относительно эмпирических
2. Типологический подход
3.
Выборочный подход к рассмотрению геогра-
фических объектов и процессов
4. Использование межпредметных (МПС) и
внутрипредметных (ВПС) связей
Слайд 13Вопрос 2
Компоненты
содержания школьной географии
Лернер
Исаак Яковлевич
1917 -1996
Скаткин
Михаил Николаевич
1900 - 1991
Слайд 14Вопрос 2
Компоненты содержания школьной
географии
Компоненты содержания школьного образования
Знания
Умения
и навыки
Опыт
творческой
деятельности
Эмоционально-
ценностное
отношение
Гармонично развития личность
Слайд 15Вопрос 2
Компоненты содержания школьной географии
2.1. Знания
Знания – отражение внешнего мира,
идеальное. Воспроизведение в языковой форе объективной действительности
Знания
Теоретические
Эмпирические
(факты и представления)
Методологические
Слайд 16Вопрос 2
Компоненты содержания школьной географии
2.1. Знания
Классификация школьных предметов
(Л.Я. Зорина, И.К.
Журавлев)
Научные
предметные знания
Способы деятельности
(умения и навыки)
география
физика
химия
биология
история
иностранный язык
черчение
физкультура
технология
Слайд 17Вопрос 2
Компоненты содержания школьной географии
2.1. Знания
Знания
Теоретические
(теории, гипотезы, понятия,
принципы, связи,
законы и закономерности)
Эмпирические
(факты, представления)
Методологические
(о методах исследования
и способах деятельности)
Понятия
Основа для
теоретических
знаний
Слайд 18Вопрос 2
Компоненты содержания школьной географии
2.1. Знания
Понятие – форма логического мышления,
отражающая существенные свойства, связи и отношения объектов и явлений.
Значение понятий:
1.
Раскрывают связи и закономерности
2. Формирование научного мировоззрения
Слайд 19Вопрос 2
Компоненты содержания школьной географии
2.2. Умения и навыки
Умения – это
знания о способах деятельности и сами действия, освоенные в процессе
осознанного выполнения упражнений.
Навык – способ деятельности, выполняемый автоматически, но под контролем внимания
Значение умений и навыков:
1. Развитие познавательной деятельности школьников через обучение самостоятельно добывать знания
2. Операционная часть знаний
Слайд 20Вопрос 2
Компоненты содержания школьной географии
2.2. Умения и навыки
Географические умения и
навыки
Общие учебные умения:
учебно-организационные: (планирование деятельности, рациональное выполнение
заданий, самооценка, режим дня);
речевые: (письменные и устные): умение отвечать на вопросы, пересказывать текст, связно излагать, рецензировать;
учебно-информационные: работа с книгой (учебником, хрестоматией), справочниками, библиографией, картами и др.;
учебно-интеллектуальные: мотивация учебной деятельности, логическое осмысление и изложение информации, решение задач, восприятие и воспроизведение, самоконтроль
Слайд 21Вопрос 2
Компоненты содержания школьной географии
2.3. Опыт творческой деятельности
Опыт творческой деятельности
(ОТД) – умственные действия различного характера (сравнения, обобщения, классификация, умозаключения
и т.д.)
Учебные проблемы и принцип
проблемного обучения
Проблемные тексты в учебниках
Проблемные вопросы и задания
Создание на уроках предметных проблемных ситуаций
Слайд 22Вопрос 2
Компоненты содержания школьной географии
2.4.Эмоционально-ценностное отношение
Эмоционально-ценностное отношение (ЭЦО):
– взгляды;
-
убеждения;
- идеалы;
- ценностные ориентации;
- нравственные проблемы;
- мотивы деятельности
Слайд 23Вопрос 2
Компоненты содержания школьной географии
2.4.Эмоционально-ценностное отношение
У школьников мотив поведения
познавательный интерес
Приемы, развивающие познавательный интерес:
- становление связи нового материала с
ранее изученным;
- формулировка проблемы, охватывающей изучение всей темы;
- показ практической значимости географических знаний;
- объяснение неизвестных школьникам явлений;
- внимательность на уроках;
- эмоционально окрашенное изложение учителя;
- см. дидактическую копилку
Слайд 24Вопрос 2
Компоненты содержания школьной географии
Компоненты содержания школьного образования
Знания
Умения
и навыки
Опыт
творческой
деятельности
Эмоционально-
ценностное
отношение
Гармонично развития личность