Слайд 1Лабораторное занятие по ТиМОМ:
«Специфика предпрофильной подготовки в основной школе и
разработка элективных курсов»
Слайд 2Коротко о главном
Суть предпрофильной подготовки – создать образовательное пространство, способствующее
самоопределению учащегося 9-го класса, через организацию курсов по выбору, информационную
работу, профильную и профессиональную ориентации.
Слайд 3– умение объективно оценивать свои резервы и способности к продолжению
образования по различным профилям;
– умение осознанно осуществлять выбор профиля, соответствующего
своим склонностям, индивидуальным особенностями и интересам;
– готовность нести ответственность за сделанный выбор;
– высокий уровень учебной мотивации на обучение по избранному профилю, готовность прикладывать усилия для получения качественного образования.
Цели предпрофильной подготовки
Слайд 4Задачи предпрофильной подготовки
– выявление интересов и склонностей, способностей школьников и
формирование практического опыта в различных сферах познавательной и профессиональной деятельности,
ориентированного на выбор профиля обучения в старшей школе;
– оказание психолого-педагогической помощи в приобретении школьниками представлений о жизненных, социальных ценностях, в том числе связанных с профессиональным становлением;
– развитие широкого спектра познавательных и профессиональных интересов, ключевых компетенций, обеспечивающих успешность в будущей профессиональной деятельности;
– формирование способности принимать осознанное решение о выборе дальнейшего направления образования, пути получения профессии.
Слайд 5Основные составляющие предпрофильной подготовки
Курсы по выбору, которые должны помочь
учащимся реально оценить свои возможности и сориентировать их в дальнейшем
выборе профиля обучения.
Создание муниципальной образовательной сети, которая будет включать в себя самые разные типы образовательных учреждений: школы, учреждения дополнительного образования, профессионального обучения, обладающие ресурсами для проведения предпрофильного и профильного обучения.
Слайд 6Основные составляющие предпрофильной подготовки
Информационная работа, т.е. спланированные действия по информированию
учащихся и их семей об образовательных возможностях территориально доступной им
муниципальной образовательной сети.
Профильная ориентация - специально организованная деятельность, направленная на оказание учащимся психолого-педагогической поддержки в проектировании вариантов продолжения обучения, а также на повышение готовности подростка к социальному, профессиональному, культурному самоопределению в целом.
Слайд 7Основные составляющие предпрофильной подготовки
Новые формы итоговой аттестации выпускников основной ступени,
переход к более объективной «внешней», проводимой муниципальными (районными, окружными, межшкольными)
экзаменационными комиссиями процедуре проведения выпускных экзаменов 9-классников, взамен «внутришкольной» формы итоговой аттестации.
Построение образовательного рейтинга выпускника основной школы, основными составляющими рейтинга должны стать:
- результаты итоговой аттестации ("внешней");
- «портфолио», т. е. совокупность индивидуальных образовательных достижений (личный «портфель учебных достижений»), достигнутых учеником во внеурочной деятельности.
Слайд 8 Учебный план предпрофильной подготовки имеет нежесткую структуру. Она включает в
себя три компонента. Из имеющихся 102 ч рекомендуется большую часть
времени (ориентировочно 2/3, то есть 2 ч в неделю) отводить на специально организованные, краткосрочные (от месяца до полугодия) курсы по выбору.
1/3 объема предпрофильной подготовки (примерно 30–35 ч за год) предполагается отводить на информационную работу (знакомство с учреждениями, в которых можно продолжить образование после 9-го класса, изучение особенностей их образовательных программ, условий приема и т.д.), а также на мероприятия профориентационного характера: пробы, психолого-педагогическую диагностику, консультирование.
Распределение времени учебного плана предпрофильной подготовки:
1) курсы по выбору (элективные курсы) – 70 ч;
2) информационная работа – 15 ч;
3) профконсультирование, профориентационная работа – 15 ч.
Объем предпрофильной подготовки
Слайд 9Элективные курсы по математике
Элективный курс- форма учебной работы, назначение которой
состоит в развитии способностей и интересов учащихся в сочетании с
общеобразовательной подготовкой по избранному предмету и на её основе.
Слайд 10Элективные курсы по математике
Цели организации элективных курсов по математике:
расширение
научного кругозора учащихся;
развитие математического мышления;
формирование активного познавательного интереса к
предмету;
воспитание мировоззрения и ряда личностных качеств средствами углубленного изучения математики;
привитие навыков и вкуса самостоятельной работы, умения работать с математической книгой;
содействие профессиональной ориентации учащихся в области математики и её приложений.
Слайд 11Функции элективных курсов
- дополняют изучение профильных предметов, расширяют практические приложения
предмета;
- способствуют реализации задачи построения индивидуальной образовательной траектории, то есть
максимально должны учитывать интересы и развивать способности учащихся.
Слайд 12Психолого-педагогические требования к разработке элективных курсов
Место курса в образовательном процессе.
При разработке содержания и методической системы элективного курса важно показать,
каково место курса в соотношении как с общеобразовательными, так и с базовыми профильными предметами:
- какие межпредметные связи реализуются при изучении элективного курса;
- какие общеучебные и профильные умения и навыки при этом развиваются;
- каким образом создаются условия для активизации познавательного интереса учащихся, профессионального самоопределения;
- как введение курса в учебный план конкретной школы поможет в выявлении и решении проблем школьного сообщества
Слайд 13Психолого-педагогические требования к разработке элективных курсов
Цели и задачи изучения курса
желательно формулировать в терминах, понятных и учителю, и учащимся: для
чего изучается курс, какие потребности субъектов образовательного процесса удовлетворяет.
В соответствии с целями формулируются задачи изучения курса - что необходимо для достижения целей; над чем конкретно предстоит работать учителю и учащимся при изучении курса. Традиционное разделение задач на три группы — обучение, воспитание, развитие - не обязательно, поскольку оно зачастую является довольно искусственным и не отражает целостности образовательного процесса.
Слайд 14Психолого-педагогические требования к разработке элективных курсов
Методы и формы обучения
Основные приоритеты методики изучения элективных курсов:
- междисциплинарная интеграция, содействующая становлению
целостного мировоззрения;
- обучение через опыт и сотрудничество;
- учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся;
- интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, имитационное моделирование, тренинги, метод проектов);
- личностно - деятельностный и субъект - субъектный подход (большее внимание к личности учащегося, а не к целям учителя, равноправное их взаимодействие).
Слайд 15Психолого-педагогические требования к разработке элективных курсов
Тематический план включает в себя
основное содержание всех разделов/тем курса с указанием бюджета времени на
их изучение. Отдельно выделяются практические и лабораторные работы, экскурсии, учебные проекты и т.п.
Дополнительные обобщающие материалы: литература для учителя и для учащихся (основная и дополнительная), электронные издания (компакт-диски, обучающие компьютерные программы), Интернет-ресурсы.
Слайд 16Психолого-педагогические требования к разработке элективных курсов
Ожидаемый результат изучения курса —
это ответы на вопросы: какие знания, умения, опыт, необходимые для
построения индивидуальной образовательной траектории в школе и успешной профессиональной карьеры по ее окончании, будут получены, какие виды деятельности будут освоены, какие ценности будут предложены для усвоения.