Слайд 1Лабораторные исследования
Экономика и организация инновационной деятельности
Слайд 2Лабораторная 1
Тема: Разработка системы технико-экономических показателей деятельности предприятия, отражающих характеристики
его инновационной активности для заданной модели стратегического анализа
Слайд 3Модель Сумадипа Саркара
Сравнительный анализ показателей предприятий, осуществляющих инновационную деятельность, предполагает
использование модели, отображающей взаимосвязь инновационной деятельности с выбранной маркетинговой стратегией.
При этом успешной может считаться только та инновационная деятельность, которая приводит к планируемому положению на рынке и высоким финансовым результатам.
Слайд 5Краткое описание модели
Архетип. Продукт (или монопродуктовая фирма) располагается в пространстве
архетипа по двум измерениям: внешнее (рыночное) и внутреннее (стратегическое). Внешнее
рыночное измерение является данным для фирмы, и есть давление рыночной конкуренции, с которым она сталкивается. Второе измерение - стратегическая переменная ориентации, которая представлена степенью инновационности или продуктовой дифференциации. Четыре архетипа представлены животными: Волки, Лисы, Медведи и Овцы.
Стратегия. Второе из четырех пространств позиционирует продукт или монопродуктовую фирму с позиций ее стратегической ориентации (инновации/ дифференцирование продукта) и получающегося рыночного результата в виде доли рынка. Эти два показателя связаны через зависимость.
Результат. В пространстве результата прослеживается отношение между двумя показателями рыночных результатов (доли и прибыли). Область результата - результат стратегического позиционирования фирмы.
Рынок. Это пространство определяет уровень конкуренции, с которым сталкивается продукт и прибыль от продаж.
Чем качественнее инновационное решение, тем большую добавленную ценность оно способно принести. Отсутствие аналогов позволяет создать либо новый рынок, либо обеспечивает высокую долю на существующем рынке. При этом компенсация затрат на разработку происходит через большую маржу.
Компания может придерживаться разных стратегий: ориентироваться на низкую долю рынка, обеспечивая прибыль за счет высокой маржи, либо наоборот, за счет понижения цены стремиться увеличить объемы продаж.
Слайд 6Задание
1. Провести вычисление технико-экономических показателей, характеризующих инновационную деятельность предприятий, осуществляющих
инновации для конкретного продукта на основе интегрированной инновационной модели С.
Саркара.
1.1. Предложить и обосновать перечень показателей, для определения положения продукта предприятия по каждому из пространств модели.
1.2. Построить кривые изменения положения продукта в базовом и отчетном периоде.
1.3. Интерпретировать полученные результаты.
2. Оценить изменение инновационных возможностей предприятия
2.1. Предложить показатели, отражающие изменение представленных в таблице факторов инновационных возможностей предприятия
2.2. Произвести оценку состояния факторов в отчетный и предшествующий период по десятибалльной шкале, результаты представить в таблице.
Слайд 7Сделать выводы, демонстрирующие результаты оценки использования инновационных возможностей предприятия, указать
область деятельности производственного предприятия, в которой наиболее приемлема разработка инновационных
проектов, а также рекомендации повышения инновационных возможностей.
Слайд 8Оформление
Лабораторные работы выполняются на компьютерах, с использованием программ пакета Microsoft
Office.
Каждый студент получая задание по каждой теме, моделирует задачи,
проводит расчет на компьютере, оформляет отчет и защищает перед преподавателем.
Отчет по каждой лабораторной работе должен содержать:
титульный лист (в соответствии с образцом);
название темы и указание цели лабораторного занятия;
описание хода выполнения задания и произведенные расчеты;
формализованные полученные результаты расчетов и заключительный вывод об уровне инновационных возможностей;
выводы и рекомендации по повышению уровня инновационных возможностей предприятия.
Слайд 9Лабораторная 2
Тема: Сравнительный анализ конкурентоспособности альтернативных вариантов продукции с использованием
бенчмаркинга.
Слайд 10Расчет показателя конкурентоспособности
Слайд 11Расчет относительного параметра качества
Слайд 12Расчет индекса экономических параметров
Слайд 13Расчет цены на новый продукт по методу удельной цены
Слайд 14Анализ конкурентоспособности на основе стратегической канвы
Слайд 15Задание
Предприятию "Норд", производящему холодильные камеры, необходимо выбрать наиболее сильного конкурента.
Марки холодильников "Пурга", "Сириус" и "Фриз" - марки предприятия "Норд".
Оцените показатели конкурентоспособности марок предприятии "Норд" и выберете марку, в максимальной степени соответствующей требованиям рынка.
Рассчитайте вариант конкурентоспособной цены для каждой марки по методу базового узла (обосновав его выбор).
Постройте стратегическую канву и определите направления изменения параметров продукции для указанного преподавателем продукта.
По аналогии выполните сравнительный анализ конкурентоспособности отраслевых продуктов на основе информации из открытых источников.
Слайд 16Лабораторная работа 3
Тема: Разработка системы технико-экономических показателей новой продукции, характеризующих
ее конкурентоспособность
Слайд 17«Дом качества»
1 – список потребностей;
2 – веса (рейтинги) потребностей;
3 –
список технических характеристик продукции, удовлетворяющих потребности;
4 – реляционная матрица;
5 –
веса (рейтинги) технических характеристик;
6 – таблица потребительского бенчмаркинга;
7 – таблица технического бенчмаркинга;
8 – корреляционная матрица для технических характеристик.
Слайд 19Проблема 1 – пустые строки (столбцы)
Соответствующая потребность остается неудовлетворенной
Продукт
обладает избыточными функциями
Слайд 20Проблема 2 – строки (столбцы) без сильных взаимодействий
Удовлетворение данной потребности
может потребовать другого технического решения
Допустимое явление
Слайд 21Проблема 3 – строки (столбцы)
где все ячейки заполнены
Абстрактное формулирование
потребности
Категория потребности относится к: экономичность, надежность, безопасность
Слайд 22Проблема 4 – строки (столбцы)
одинаковые
Возможно, дублирующие потребности
Допустимое явление
Слайд 23Проблема 5 – появление кластеров ячеек
Подсказка для выбора конкретного технического
решения, объединяющие элементы кластера в отдельный модуль
Либо единый коллектив разработчиков
Слайд 24Проблема 6 – группировка ячеек в диагональ
Истинные потребности не отделены
от технических характеристик
Слайд 25Проблема 7 – большое количество взаимодействий (преимущественно слабых)
Ошибочное присвоение оценок
Слайд 26Задание
Провести обзор официальных веб-сайтов отраслевых предприятий-производителей, представить описание потребительских и
технических характеристик продукции («дом качества» )
Обосновать выбор технических параметров новой
продукции на основе существующих альтернатив
Слайд 27Лабораторная 4
Тема: Разработка альтернативных вариантов инноваций (управленческих, маркетинговых, технологических)
Слайд 28Задание
Разработать комплекс стратегий маркетинга разработанного продукта (товарная, сбытовая, ценовая, рекламная
стратегии, стратегия работы с персоналом)
Оформить презентацию комплекса маркетинга инновационного продукта
с помощью Microsoft Office PowerPoint (визуальное и звуковое сопровождение).
Слайд 29Рекомендации
В рамках товарной стратегии рекомендуется представить: характеристику продукта с позиции
назначения, основных параметров, функций и свойств, определяющих «инновационность-дифференцированность»; графическое изображение
продукта; инновационную траекторию развития данного вида продукции (историю возникновения продуктов-предшественников, год вывода на рынок, основные характеристики инновационного вида продукции и его предшественников); целевые потребительские рынки (сегменты); перечень основных конкурентов; преимущества и недостатки по отношению к продукции конкурентов; прогноз спроса на продукт.
В рамках сбытовой стратегии необходимо предложить каналы распределения продукции, описать характеристики сбытовой сети.
В рамках ценовой стратегии целесообразно продемонстрировать: цену продукта, стратегию ценообразования, предлагаемую норму рентабельности.
В рамках рекламной стратегии рекомендуется показать направления рекламной политики данного вида продукции и прогноз структуры рекламного бюджета.
В рамках стратегии работы с персоналам необходимо отметить возникающие в связи запуском новой продукции требования к квалификации и мотивации ключевых сотрудников, способы их обеспечения, методы привлечения и удержания ключевых сотрудников.
Слайд 30Задание
Разработать комплекс стратегий маркетинга разработанного продукта (товарная, сбытовая, ценовая, рекламная
стратегии, стратегия работы с персоналом)
Оформить презентацию комплекса маркетинга инновационного продукта
с помощью Microsoft Office PowerPoint (визуальное и звуковое сопровождение).
Слайд 31Лабораторная 5
Тема: Вычисление технико-экономических показателей, характеризующих инновационные процессы. Оценка инвестиционной
привлекательности проекта
Слайд 32Общая схема оценки эффективности проекта
Оценка проводится в два этапа.
На первом
этапе рассчитываются показатели эффективности проекта в целом. Цель этого этапа
— агрегированная экономическая оценка проектных решений и создание необходимых условий для поиска инвесторов. Для локальных проектов оценивается только их коммерческая эффективность и, если она оказывается приемлемой, рекомендуется непосредственно переходить ко второму этапу оценки. Если источники и условия финансирования уже известны, оценку коммерческой эффективности проекта можно не производить.
Слайд 33Общая схема оценки эффективности проекта
Оценка проводится в два этапа.
Второй этап
оценки осуществляется после выработки схемы финансирования. На этом этапе уточняется
состав участников и определяются финансовая реализуемость и эффективность участия в проекте каждого из них.
Эффективность проекта оценивается в течение расчетного периода, охватывающего временной интервал от начала проекта до его прекращения.
Расчетный период разбивается на шаги — отрезки, в пределах которых производится агрегирование данных, используемых для оценки финансовых показателей. Шаги расчета определяются их номерами (0, 1, ...). Время в расчетном периоде измеряется в годах или долях года и отсчитывается от фиксированного момента t0 = 0, принимаемого за базовый (обычно из соображений удобства в качестве базового считают момент начала или конца нулевого шага). Продолжительность разных шагов может быть различной.
Слайд 34Задание
1) Построить общий бюджет движения денежных средств по проекту
2) Обосновать
методику расчета и размер ставки дисконтирования
3) Рассчитать NPV, PI, PP,
IRR