Слайд 1Министерство образования Российской Федерации
Казанский государственный технический университет им. А.Н.Туполева
Кафедра АСОИУ
Интеллектуальные
информационные системы
ЛЕКЦИЯ № 4
Приобретение знаний
2011
ИИС
Источники МПЗ БЗ
знаний
Слайд 3
Приобретение знаний
Аналитик Программист
Источники
знаний БЗ
Средства
автоматизации
Источники знаний: - эксперты;
- тексты;
- эмпирические данные.
Слайд 4Приобретение знаний
Этапы приобретения знаний
1. Предварительная фаза
2. Начальная фаза
3. Фаза накопления
Слайд 5Методы извлечения знаний
Коммуникативные Текстологические
DM&KM
методы
методы
DM - Data Mining
KM - Knowledge Manufacturing
Слайд 6Коммуникативные методы
Работа инженера по знаниям
Построение первичной модели семантической репрезентации реальности
и опыта эксперта
Вербализация опыта эксперта о способах рассуждения
Интерпретация, формирование собственного
представления о ПО
Формирование модели
Слайд 7Коммуникативные методы
(Мицич, 1978)
Автор Верба-
лизация
100% 90%
Слайд 8Коммуникативные методы
(Мицич, 1978)
Автор Верба-
Сказано
лизация
100% 90% 80%
Слайд 9Коммуникативные методы
(Мицич, 1978)
Автор Верба-
Сказано Услы- Понято
лизация шано
100% 90% 80% 70% 60%
Слайд 10Коммуникативные методы
(Мицич, 1978)
Автор Верба-
Сказано Услы- Понято
Запомнено
лизация шано
100% 90% 80% 70% 60% 24%
Основные аспекты: психологические проблемы,
лингвистические проблемы.
Слайд 11Коммуникативные методы
Психологические проблемы
Контактный слой: возраст, пол, мотивация,
темперамент, стиль общения, …
Процедурный слой: место, время, дистанция,
оборудование, …
Когнитивный слой: личные предпочтения,
в решении задач
Лингвистические проблемы
Общий код
Иерархия понятий
Словарь пользователя
Слайд 12Лингвистические проблемы
Иерархия понятий
Общий код
Словарь пользователя
Слайд 17Текстологические методы
приобретения знаний
Текст – вербализированное представление модели
мира автора на ЕЯ
Слайд 18В любом тексте можно выделить:
a). Наличие некоторой системы понятий,
соответственно предметной области.
b). Некий первичный материал в виде результатов
собственных наблюдений.
c). Собственные взгляды автора
по излагаемому вопросу.
d). Кроме личных мыслей используются
заимствования из других источников.
e). Общие места.
( a, b, c, d, e )
Слайд 19Этапы восприятия текста
1. Чтение. Восприятие текста,
как последовательности
синтаксических конструкций.
2. Понимание смысла. Интерпретация
содержания синтаксических конструкций.
Результат понимания - формирование модели
мира в сознании читателя