Слайд 1Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление.
Слайд 2Деление лексики на группы
в зависимости от…
лексического значения слов
от смысловых
отношений между словами
происхождения слов
употребления слов
однозначные
многозначные
синонимы
антонимы
омонимы
исконно русские
иноязычные
разными группами людей
в различные исторические
эпохи
в разных стилях речи
общеупотребительные
необщеупотребительные
разговорный
книжный
нейтральный
Активная лексика
Пассивная лексика
Слайд 3
Вопросы:
1. Раздел лингвистики, изучающий лексику.
2. Словарный запас одного человека.
3. Слова, имеющие несколько лексических значений.
4. Слова, имеющие одно лексическое
значение.
5. Антоним к слову «тьма».
6. Слова, схожие по звучанию, но разные по значению.
7. Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению.
8. Слова с противоположными значениями.
9. Слова, различные по звучанию, но близкие по лексическому значению.
10. Лексически неделимые, целостные по значению, воспроизводимые в виде готовых речевых единиц словосочетания. ответы
Слайд 4 1. Лексикология
2. Лексикон
3. Многозначные
4. Однозначные
5. Свет
6. Паронимы
7. Омонимы
8. Антонимы
9. Синонимы
10
Фразеологизмы
Слайд 6соблюдение лексических норм достигается в результате:
Понимания лексического значения слова и
употребления слова в соответствии с данным значением.
Знания лексической сочетаемости слов.
Учета
многозначности либо омонимии слов.
Учета расслоения лексики на:
- общеупотребительную и сферы ограниченного употребления;
- активно употребляемую и пассивный словарный запас;
- нейтральную и стилистически окрашенную.
Слайд 9Найдите в данных предложениях слова, употребленные в несвойственном им значении.
Объясните лексическое значение этих слов
1. Этот фильм – настоящий бестселлер.
2. При поездке за границу я не хожу по магазинам и рынкам, а предпочитаю экскурсионный шоп-тур, потому что хочу познакомиться с достопримечательностями страны.
3. Китайская экономика за последние годы пережила настоящую стагнацию: темпы роста производства были очень высокими.
4. Коттоновые брюки, сшитые из шерстяной ткани, мнутся гораздо меньше льняных.
5. Эмигрант – это иностранец, прибывший в какую-либо страну на постоянное жительство.
СЛОВАРЬ
Слайд 10СЛОВАРЬ
БЕСТСЕЛЛЕР – пользующаяся повышенным спросом книга, издаваемая большими тиражами.
ШОП-ТУР
– поездка (обычно за границу) с целью приобретения вещей, продуктов
и т. п.
СТАГНАЦИЯ – застой в производстве, торговле.
КОТТОНОВЫЙ – хлопчатобумажный.
ЭМИГРАНТ – переселенец из своей страны в какую-либо другую. ИММИГРАНТ – иностранец, прибывший в какую-либо страну на постоянное жительство.
ЗАДАНИЕ
Слайд 11Выберите из слов в скобках необходимые
(с учетом лексической сочетаемости
слов)
1. (Облокотиться, опереться) спиной, заклятый (друг, враг), вороной (конь,
цвет), стоимость (высокая, дорогая), цена (низкая, дешевая), играть (значение, роль), (оказывать, производить) впечатление, отъявленный (лодырь, умница), обречен (на успех, на провал), неминуемый (успех, провал), (наступила, началась) война.
2. Утолить (жажду, голод, печаль, страх), плеяда (талантливых ученых, сквернословящих хулиганов), стая (ворон, зайцев, волков), глубокая (старость, юность, ночь), ранний (вечер, день, утро), оказать (помощь, внимание, содействие), одержать (победу, поражение, успех, удачу).
Слайд 12выберите тот из паронимов, который уместен в предложенном словосочетании
1.
Продлить (абонент, абонемент), (архитекторский, архитектурный) коллектив, (будняя, будничная) одежда, (ветреный,
ветряной) человек, (впечатлительное, впечатляющее) зрелище, (гарантийная, гарантированная) зарплата, (глинистая, глиняная) ваза, осиное (гнездо, гнездовье).
2. (Голосистые, голосовые) связки, (гречишное, гречневое) поле, (двухгодичный, двухгодовалый) жеребенок, (деревянная, древесная) кора, (лобная, лобовая) атака, (луковичный, луковый) привкус, (луковичная, луковая) форма куполов, (националистический, национальный) костюм, (снискать, сыскать) уважение.
Слайд 13Исправьте предложения, в которых наблюдается речевая избыточность - плеоназм
1) Я
подпрыгнул вверх и сорвал вишню.
2) От стыда парнишка опустил
голову вниз и молчал.
4) Сергей – настоящий меломан пения и музыки.
5) Врач обнаружил нарушение двигательной моторики желудка.
6) Он крепко держал в своих руках штурвал руля.
7)Все гости получили памятные сувениры.
Слайд 14
ТАВТОЛОГИЯ. Укажите неуместно употребленные однокоренные слова, замените их синонимами
1) Писатель
писал роман в послевоенные годы.
2) Лесник знает
в своем лесничестве каждое деревце.
3)Герои-подпольщики вели себя героически.
4)Илюша говорил, что случился этот случай зимой.
5) Пилот вынужден был совершить вынужденную посадку.
6) Активисты активно участвуют в работе.
Слайд 15Речевые ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов
1. Ошибки в усвоении значения фразеологизмов.
2. Ошибки в усвоении формы фразеологизма.
3. Изменение лексической сочетаемости фразеологизма.
4. Изменение
лексической сочетаемости фразеологизма
Слайд 16Запишите фразеологические обороты, начало которых дано в тексте
На садовом участке
ребята работали дружно, старались не ударить …
Бросились искать приезжего, а
его и след ...
У Сережи с Мишей дружба крепкая: их водой...
Ты всегда преувеличиваешь, делаешь из мухи...
Мы его расспрашиваем, а он словно воды ...