Слайд 2Педагогика
Педагогика – это наука о законах воспитания и образования человека,
она изучает закономерности успешной передачи социального опыта старшего поколения младшему.
Она существует для того, чтобы на практике указывать наиболее легкие пути достижения целей и задач.
Предмет педагогики – процесс, нацеленный на усовершенствование и развитие личности в условиях ее обучения, образования, воспитания.
Объект педагогики - воспитание / образование.
Фрэнсис Бэкон, Ян Амос Коменский
Слайд 3Дидактика
Дидактика – это составная часть педагогики; наука об обучении, исследующая
законы, закономерности, принципы, цели, содержание, формы, методы и средства обучения.
Объект
дидактики – это обучение.
Обучение – это целенаправленный и организованный процесс взаимодействия учеников и учителей, направленный на решение учебных задач, в результате которого учащиеся овладевают знаниями, умениями, навыками, развивают личностные качества, формируют компетентности.
Вольфганг Ратке
Слайд 4Концепция В. Райнике
Теорию обучения иностранным языкам составляют:
1) теория овладения языком,
или лингводидактика;
2) дидактика иностранного языка;
3) методика обучения конкретному языку, или
частная методика.
Слайд 5
Лингводидактика - это прикладная лингвистическая дисциплина, описывающая механизмы усвоения языка
и специфику управления этими механизмами в учебных условиях (Лев Владимирович
Щерба).
Дидактика языка понимается как научная область, занимающаяся исследованием проблем отбора и организации содержания обучения, разработки средств обучения.
Методика – это «частная дидактика», т.е. теория обучения конкретному курсу, предмету.
Слайд 6
Лингводидактика исследует общие закономерности обучения языкам, разрабатывает методы и средства
обучения определённому языку в зависимости от дидактических целей, изучает влияние
монолингвизма (одноязычия) или билингвизма (двуязычия) на усвоение языка и решает целый ряд смежных задач.
Объект лингводидактики - практика обучения языку.
Предмет лингводидактики - система обобщенных представлений о процессах обучения и научения языку, его усвоения с позиций современных воззрений на процесс обучения и человека в обучении.
Слайд 7Задачи лингводидактики:
разработка теоретических основ концепций языкового образования;
теоретическая характеристика процесса обучения
и усвоения языков;
выявление условий, способствующих более эффективному процессу обучения и
усвоения языков;
методическое обеспечение процесса обучения и усвоения языков (определение целей языкового образования, установление принципов отбора и структурирования учебного материала, разработка средств, приемов и методов обучения языку, а также форм и методов текущего и рубежного контроля);
совершенствование организационных форм процесса обучения и усвоения языков;
разработка новых технологий и систем обучения и усвоения языков.
Слайд 8Функции лингводидактики:
1. научно-теоретическая функция, которая заключается в непосредственном изучении процесса
обучения и усвоения языков;
2. конструктивно-моделирующая функция, которая заключается в совершенствовании
и преобразовании учебного процесса;
3. интегративная функция, которая заключается в объединении результатов различных научных дисциплин (философии, языкознания, педагогики, психологии, методики, коммуникации, информатики), способствующем достоверному и всестороннему обоснованию процесса обучения и усвоения языков.
Слайд 9Понятия и категории, заимствованные лингводидактикой из родственных научных дисциплин:
1. общенаучные
термины: деятельность, функция, принцип, структура, организация, концепция, процесс, аспект, подход
и др.;
2. философия: теория и практика, форма и содержание, закон и закономерность, причина и следствие, общее и единичное, возможность и действительность, количество и качество и др.;
3. педагогика: образование, воспитание, развитие, педагогический процесс, педагогический эксперимент, педагогический мониторинг и др.;
Слайд 10Понятия и категории, заимствованные лингводидактикой из родственных научных дисциплин:
4. психология:
мышление, восприятие, память, умственное развитие, усвоение, осмысление и др.;
5. логика:
анализ, синтез, дедукция, индукция, обобщение, классификация, систематизация и др.;
6. кибернетика: динамическая система, обратная связь; психологическое языкознание: речевая деятельность, теория речевой деятельности, механизмы речи, восприятие речи, порождение речи и др.
Слайд 11
Советский и российский лингвист-русист, специалист по лексике, фразеологии, словообразованию, морфологии,
синтаксису, этимологии русского языка, языку писателей и русской лингводидактике, методике
обучения русскому языку.
(1922-2005)
Слайд 12Термины в англоязычных странах
- «Преподавание иностранного языка» (англ. language education),
рассматривающее процесс обучения с точки зрения преподавателя;
- «Усвоение второго языка»
(англ. second-language acquisition), рассматривающее данный процесс с точки зрения обучаемого.