Разделы презентаций


Лекция 1. Концепции происхождения и сущность денег

Содержание

План 1. История возникновения и развитие денег. 2. Современное подходы к сущности денег. 3.Взаимодействие денег с другими экономическими категориями и макроэкономическими параметрами.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Лекция 1. Концепции происхождения и сущность денег

Лекция 1. Концепции происхождения и сущность денег

Слайд 2План
1. История возникновения и развитие денег.
2. Современное подходы

к сущности денег.
3.Взаимодействие денег с другими экономическими категориями и

макроэкономическими параметрами.


План 1. История возникновения и развитие денег. 2. Современное подходы к сущности денег. 3.Взаимодействие денег с другими

Слайд 3Факты о деньгах
Первые бумажные деньги (сертификаты) появились в Китае в

XVI веке
Первая страна, которая начала использовать в качестве валюты банкноты,

- Швеция, 1661, билет Стокгольмского банка
Факты о деньгахПервые бумажные деньги (сертификаты) появились в Китае в XVI векеПервая страна, которая начала использовать в

Слайд 4Понятие денег
Поль Самуэльсон: «Современное средство обращения и мера стоимости, в

которой выражены цены и долги»
А. Смит: «Не на золото и

серебро, а только на труд первоначально были приобретены все богатства мира; и стоимость их для тех, кто владеет и кто хочет обменять их на какие-либо новые продукты, в точности равна количеству труда, которое он может купить на них или получить в свое распоряжение»

Понятие денегПоль Самуэльсон: «Современное средство обращения и мера стоимости, в которой выражены цены и долги»А. Смит: «Не

Слайд 5В экономической науке существует несколько трактовок денег:
Деньги – это всеобщий

эквивалент, роль которого выполняет товар, обладающий всеобщей полезностью и всеобщей

обмениваемостью.
Деньги – абсолютно ликвидный актив, альтернативный другим формам имущества.
Деньги – это институт, созданный людьми для упрощения обмена, способствующий упорядочиванию рыночных отношений и сокращению трансакционных издержек рыночного взаимодействия.

В экономической науке существует несколько трактовок денег:Деньги – это всеобщий эквивалент, роль которого выполняет товар, обладающий всеобщей

Слайд 6Происхождение денег
-Рационалистический подход -Эволюционный подход (трудовая, маржинальная теории стоимости, идея о

«представительной стоимости денег) -Функциональный подход

Происхождение денег -Рационалистический подход -Эволюционный подход  (трудовая, маржинальная теории стоимости, идея о «представительной стоимости денег) -Функциональный

Слайд 7Трудовая теория стоимости

Трактовка стоимости
Уильям Петти, Адам Смит, Давид Рикардо,


Карл Маркс
Положение 1. Разнородные продукты рыночного обмена имеют одинаковое внутреннее

содержание - стоимость. Поэтому они могут приравниваться друг к другу в определенной меновой пропорции.
Трудовая теория стоимостиТрактовка стоимости Уильям Петти, Адам Смит, Давид Рикардо, Карл МарксПоложение 1. Разнородные продукты рыночного обмена

Слайд 8Трудовая теория стоимости

Положение 2. Стоимость всех товаров создается общественным трудом

товаропроизводителей. Этот труд является общественным потому, что изготовитель рыночного продукта

работает не на себя, а создает полезную вещь для других => стоимость - воплощенный в товаре общественный труд.
Равенство продуктов по их стоимости означает, что в них заключено одинаковое количество труда.
Трудовая теория стоимостиПоложение 2. Стоимость всех товаров создается общественным трудом товаропроизводителей. Этот труд является общественным потому, что

Слайд 9Трудовая теория стоимости

Положение 3. Сам труд, образующий стоимость, различается по

его сложности или качеству. Можно выделить простой и сложный труд.

На последний предварительно затрачивается время, усилия человека, чтобы приобрести нужные трудовые навыки и знания. Поэтому 1 час сложного труда непосредственно не равен 1 часу простого труда.
Однако при рыночном обмене вещей происходит так называемая редукция труда: 1 час сложного труда сводится к нескольким часам простого труда (меновое соотношение).



Трудовая теория стоимостиПоложение 3. Сам труд, образующий стоимость, различается по его сложности или качеству. Можно выделить простой

Слайд 10Маржинальная теория стоимости

Карл Менгер (Теория предельной полезности, маржинализм), Джон Бейтс

Кларк, Альфред Маршалл, Артур Пигу.
Исследование предельных экономических величин в масштабе

всего национального хозяйства, отрасли, фирмы как взаимосвязанных явлений экономики.
Маржинальная теория стоимостиКарл Менгер (Теория предельной полезности, маржинализм), Джон Бейтс Кларк, Альфред Маршалл, Артур Пигу.Исследование предельных экономических

Слайд 11Идея о «представительной стоимости денег»

Карл Маркс (Закон денежного обращения)
Представительная стоимость

– мера покупательной стоимости, которой обладают неполноценные обеспеченные деньги вследствие

обмена на полноценные
Идея о «представительной стоимости денег»Карл Маркс (Закон денежного обращения)Представительная стоимость – мера покупательной стоимости, которой обладают неполноценные

Слайд 12Экономическая сторона анализа денег: какую область анализировать?
Инструмент для совершения сделок

на рынке (стоимость товаров)
Затраты на изготовление денег
Денежная масса в экономике

как способ управления экономикой (отдельная лекция)

Экономическая сторона анализа денег: какую область анализировать?Инструмент для совершения сделок на рынке (стоимость товаров)Затраты на изготовление денегДенежная

Слайд 13 Виды стоимости
стоимость товаров
меновая стоимость
потребительная стоимость

Виды стоимостистоимость товаровменовая стоимостьпотребительная стоимость

Слайд 14Стоимость товаров
Деньги возникли в результате развития товарного производства и товарного

обращения
Соизмерение разных товаров требует единой общей их основы.
Такой основой является

стоимость товаров (общественный труд, затраченный в процессе производства товара и ове­ществленный в этом товаре)

Стоимость товаровДеньги возникли в результате развития товарного производства и товарного обращенияСоизмерение разных товаров требует единой общей их

Слайд 15 Меновая стоимость
Необходимость количественно измерить общественный труд или стоимость

появляется понятие меновой стоимости (это способность товара обмениваться на другие

товары в определенных пропорциях, т.е. обеспечивается количественное сравнение товаров)


Меновая стоимостьНеобходимость количественно измерить общественный труд или стоимость   появляется понятие меновой стоимости (это способность

Слайд 16 Потребительная стоимость
Потребительная стоимость - способность продукта удовлетворять какую-либо потребность человека.

При производстве товара для обмена товаропроизводитель интересуется, прежде всего, его

стоимостью и только во вторую очередь – потребительной стоимостью, т.к. если товар не обладает потребительной стоимостью, то он никому не нужен, и его невозможно обменять

Потребительная стоимостьПотребительная стоимость - способность продукта удовлетворять какую-либо потребность человека. При производстве товара для обмена товаропроизводитель

Слайд 17 Эволюция форм стоимости
Первая -простая, или случайная
Вторая – развернутая форма стоимости
Третья

– всеобщая форма стоимости
Четвертая — денежная формы стоимости

Эволюция форм стоимостиПервая -простая, или случайнаяВторая – развернутая форма стоимостиТретья – всеобщая форма стоимостиЧетвертая — денежная

Слайд 18 Простая(случайная) форма
Свойственна низкой ступени развитая производительных сил.
Х товара А

= У товара В
Развернутая форма

У товара В
Х товара А Z товара С
М товара Т и т.д.



Простая(случайная) формаСвойственна низкой ступени развитая производительных сил.	Х товара А = У товара ВРазвернутая форма

Слайд 19 Всеобщая форма
товар становится главной целью производства
Х товара А =
У

товара В = М товара N
Z товара С =

и т.д.
Денежная форма
Х товара А =
У товара В =
М граммов золота
Z товара С = (серебра)
и т.д.



Всеобщая форматовар становится главной целью производстваХ товара А =У товара В = 		М товара NZ

Слайд 20 Денежная форма
Для денежной формы стоимости характерны следующие черты:
один товар

монополизирует на продолжительное время роль всеобщего эквивалента
натуральная форма денежного товара

срастается с его эквивалентной формой.

Для превращения товара в деньги необходимо:
а) общее признание данного факта, как покупателем, так и продавцом
б) наличие особых физических свойств у товара-денег, пригодных для постоянной обмениваемости
в) длительное выполнение товаром-деньгами роли всеобщего эквивалента

Денежная формаДля денежной формы стоимости характерны следующие черты:один товар монополизирует на продолжительное время роль всеобщего

Слайд 21Стадии эволюции

Стадии эволюции

Слайд 22Характеристика системы бартера
Бартер как метод обмена предполагает:
обоюдное совпадение потребностей
общую

меру стоимости
неделимость отдельных товаров
обесценение отдельных товаров
затруднение отсрочки платежа

Характеристика системы бартера Бартер как метод обмена предполагает:обоюдное совпадение потребностейобщую меру стоимостинеделимость отдельных товаровобесценение отдельных товаровзатруднение отсрочки

Слайд 23Место организованного бартера в современных торговых отношениях (классификация товарообменных сделок

ООН)

Место организованного бартера в современных торговых отношениях (классификация товарообменных сделок ООН)

Слайд 24Бартер

Бартер

Слайд 25Характеристика (свойства) денег
деньги – актив общества, обладающий: -ликвидностью; -фиксированной номинальной стоимостью; -всеобщностью; -единообразием.

Характеристика (свойства) денегденьги – актив общества, обладающий: -ликвидностью; -фиксированной номинальной стоимостью; -всеобщностью; -единообразием.

Слайд 26Спрос на деньги
Деньги – актив, который находится у экономических агентов
Деньги

обладают спросом, предложением и имеют свой рынок.
Спрос на деньги рождается

у населения, а предложение денег у производителей денег (банковская система).
Денежный рынок объединяет всех участников, имеющих спрос и предложение денег.

Основные теории спроса на деньги:
Классическая
Кейнсианская

Спрос на деньгиДеньги – актив, который находится у экономических агентовДеньги обладают спросом, предложением и имеют свой рынок.Спрос

Слайд 27Классическая теория спроса на деньги
Представлена количественной теорией денег
Выделяют два подхода:
1.

Подход Фишера
Спрос на деньги – это транзакционный спрос. Деньги используются

людьми в функции средства обращения, нужны для совершения транзакций и определяются количеством товаров и услуг, которые были куплены и проданы за период времени. Md=PQ
2. Кэмбриджский подход
Спрос на деньги – это спрос на остаток наличности у людей. Деньги используются в функции средства накопления. Мотив предосторожности. Md = KPQ (где PQ – денежный доход населения, а K – пропорция, коэффициент, который почти не изменяется в долгосрочном периоде)


Классическая теория спроса на деньгиПредставлена количественной теорией денегВыделяют два подхода:1. Подход ФишераСпрос на деньги – это транзакционный

Слайд 28Кейнсианская теория спроса на деньги
Теория изложена в книге Кейнса Общая

теория занятости, процентов и денег (1936)
Спрос на деньги растет в

связи с их ликвидностью. Ликвидность – способность актива конвертировать в наличность.
Спрос на деньги – желание иметь остаток средств и необходимость в ликвидности или предпочтение ликвидности.

Мотивы к появлению спроса на деньги и предпочтения ликвидности:
Транзакционный мотив
Мотив предосторожности
Спекулятивный мотив
Спрос на деньги представлен:
активные остатки наличности для совершения транзакций и хранения в превентивных целях
свободный остаток наличности для спекулятивных операций


Кейнсианская теория спроса на деньгиТеория изложена в книге Кейнса Общая теория занятости, процентов и денег (1936)Спрос на

Слайд 29Активные остатки наличности
Транзакционный спрос на деньги

Деньги в функции средства обращения
Первичный

спрос на деньги
Преодоление разрыва между поступлениями и платежами
Неэластичен по отношению

к процентной ставке
Функция транзакционного спроса на деньги DT=FM(IM),
Где FM – часть денег населения, которая находится на руках в связи с разрывом между их доходами и расходами
IM – денежный доход населения


Спрос на деньги, вызванный мотивом предосторожности

Неэластичен по отношению к процентной ставке
Функция мотива предосторожности DP=FP(IM),
Где FP – часть денег населения, которая находится на экстренный случай
IM – денежный доход населения

Активные остатки наличностиТранзакционный спрос на деньгиДеньги в функции средства обращенияПервичный спрос на деньгиПреодоление разрыва между поступлениями и

Слайд 30Транзакционный спрос на деньги
Мотив получения дохода (Income Motive)
Транзакции домохозяйств
Причина появления

мотива: преодоление разрыва между денежными поступлениями и ежедневным расходованием средств


Количественный показатель: доход на душу населения

Бизнес –мотив (Business Motive)

Транзакции организаций
Причина появления мотива: преодоление разрыва между выручкой и издержками
Количественный показатель: оборот организации

Транзакционный спрос на деньги Мотив получения дохода (Income Motive)Транзакции домохозяйствПричина появления мотива: преодоление разрыва между денежными поступлениями

Слайд 31Сравнение экономических категорий

Сравнение экономических категорий

Слайд 32Как провести анализ денег в экономике?

Как провести анализ денег в экономике?

Слайд 33Эмпирические зависимости в долгосрочном и краткосрочном периодах
Какие еще существуют зависимости

на основе инфляции?
Для чего необходимо знать закономерные зависимости?

Эмпирические зависимости в долгосрочном и краткосрочном периодахКакие еще существуют зависимости на основе инфляции?Для чего необходимо знать закономерные

Слайд 34Эмпирические зависимости: продолжение
Фридман М. и Шварц А. (1963): рост денег

имеет положительную корреляционную зависимость с объемом производства (чем выше рост

денег, тем выше рост объема производства)
Какова причинно-следственная связь между деньгами и объемом производства?
концепция эндогенности (обусловленное экономикой) /экзогенности (обусловленное решениями ЦБ) денег
Эмпирические зависимости: продолжениеФридман М. и Шварц А. (1963): рост денег имеет положительную корреляционную зависимость с объемом производства

Слайд 35Особенности концепции эндогенности денег
Причины для появления дополнительных денег возникает со

стороны потребностей экономики; импульс – спрос на деньги (колебания) –

диссонанс с денежно-кредитной политикой
Идея «спрос рождает предложение»
Для чего нужна? Исследовать источники формирования финансов, которые впоследствии идут на инвестиции
Особенности концепции эндогенности денегПричины для появления дополнительных денег возникает со стороны потребностей экономики; импульс – спрос на

Слайд 36Концепция нейтральности денег
Нейтральность денег присутствует в традиционной экономической теории
Изменения в

денежной массе не влияют на реальный сектор экономики (торговля, производство

и потребление)
Изменения в денежной массе влияют только на номинальные переменные, и не влияет на изменения инфляции
Зависит от временных факторов, поэтому на влияет на реальные переменные экономики
Концепция нейтральности денегНейтральность денег присутствует в традиционной экономической теорииИзменения в денежной массе не влияют на реальный сектор

Слайд 37Взгляды экономистов: нейтральны ли деньги?
М.Фридман: при определенных условиях изменения денежной

массы не влияют на долгосрочное равновесие экономики; концепция нейтральности не

затрагивает изучение условий функционирования экономики (гиперинфляция, золотой стандарт и т.д.)
Дж.Кейнс: у сторонников концепции нейтральности отсутствуют неденежные индикаторы активности реального сектора экономики; работники не влияют на общий уровень цен (только на собственные номинальные заработные платы)
Взгляды экономистов: нейтральны ли деньги?М.Фридман: при определенных условиях изменения денежной массы не влияют на долгосрочное равновесие экономики;

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика