Слайд 1Лекция 1. Концепции происхождения и сущность денег
Слайд 2План
1. История возникновения и развитие денег.
2. Современное подходы
к сущности денег.
3.Взаимодействие денег с другими экономическими категориями и
макроэкономическими параметрами.
Слайд 3Факты о деньгах
Первые бумажные деньги (сертификаты) появились в Китае в
XVI веке
Первая страна, которая начала использовать в качестве валюты банкноты,
- Швеция, 1661, билет Стокгольмского банка
Слайд 4Понятие денег
Поль Самуэльсон: «Современное средство обращения и мера стоимости, в
которой выражены цены и долги»
А. Смит: «Не на золото и
серебро, а только на труд первоначально были приобретены все богатства мира; и стоимость их для тех, кто владеет и кто хочет обменять их на какие-либо новые продукты, в точности равна количеству труда, которое он может купить на них или получить в свое распоряжение»
Слайд 5В экономической науке существует несколько трактовок денег:
Деньги – это всеобщий
эквивалент, роль которого выполняет товар, обладающий всеобщей полезностью и всеобщей
обмениваемостью.
Деньги – абсолютно ликвидный актив, альтернативный другим формам имущества.
Деньги – это институт, созданный людьми для упрощения обмена, способствующий упорядочиванию рыночных отношений и сокращению трансакционных издержек рыночного взаимодействия.
Слайд 6Происхождение денег
-Рационалистический подход
-Эволюционный подход
(трудовая, маржинальная теории стоимости, идея о
«представительной стоимости денег)
-Функциональный подход
Слайд 7Трудовая теория стоимости
Трактовка стоимости
Уильям Петти, Адам Смит, Давид Рикардо,
Карл Маркс
Положение 1. Разнородные продукты рыночного обмена имеют одинаковое внутреннее
содержание - стоимость. Поэтому они могут приравниваться друг к другу в определенной меновой пропорции.
Слайд 8Трудовая теория стоимости
Положение 2. Стоимость всех товаров создается общественным трудом
товаропроизводителей. Этот труд является общественным потому, что изготовитель рыночного продукта
работает не на себя, а создает полезную вещь для других => стоимость - воплощенный в товаре общественный труд.
Равенство продуктов по их стоимости означает, что в них заключено одинаковое количество труда.
Слайд 9Трудовая теория стоимости
Положение 3. Сам труд, образующий стоимость, различается по
его сложности или качеству. Можно выделить простой и сложный труд.
На последний предварительно затрачивается время, усилия человека, чтобы приобрести нужные трудовые навыки и знания. Поэтому 1 час сложного труда непосредственно не равен 1 часу простого труда.
Однако при рыночном обмене вещей происходит так называемая редукция труда: 1 час сложного труда сводится к нескольким часам простого труда (меновое соотношение).
Слайд 10Маржинальная теория стоимости
Карл Менгер (Теория предельной полезности, маржинализм), Джон Бейтс
Кларк, Альфред Маршалл, Артур Пигу.
Исследование предельных экономических величин в масштабе
всего национального хозяйства, отрасли, фирмы как взаимосвязанных явлений экономики.
Слайд 11Идея о «представительной стоимости денег»
Карл Маркс (Закон денежного обращения)
Представительная стоимость
– мера покупательной стоимости, которой обладают неполноценные обеспеченные деньги вследствие
обмена на полноценные
Слайд 12Экономическая сторона анализа денег: какую область анализировать?
Инструмент для совершения сделок
на рынке (стоимость товаров)
Затраты на изготовление денег
Денежная масса в экономике
как способ управления экономикой (отдельная лекция)
Слайд 13
Виды стоимости
стоимость товаров
меновая стоимость
потребительная стоимость
Слайд 14Стоимость товаров
Деньги возникли в результате развития товарного производства и товарного
обращения
Соизмерение разных товаров требует единой общей их основы.
Такой основой является
стоимость товаров (общественный труд, затраченный в процессе производства товара и овеществленный в этом товаре)
Слайд 15
Меновая стоимость
Необходимость количественно измерить общественный труд или стоимость
появляется понятие меновой стоимости (это способность товара обмениваться на другие
товары в определенных пропорциях, т.е. обеспечивается количественное сравнение товаров)
Слайд 16
Потребительная стоимость
Потребительная стоимость - способность продукта удовлетворять какую-либо потребность человека.
При производстве товара для обмена товаропроизводитель интересуется, прежде всего, его
стоимостью и только во вторую очередь – потребительной стоимостью, т.к. если товар не обладает потребительной стоимостью, то он никому не нужен, и его невозможно обменять
Слайд 17
Эволюция форм стоимости
Первая -простая, или случайная
Вторая – развернутая форма стоимости
Третья
– всеобщая форма стоимости
Четвертая — денежная формы стоимости
Слайд 18
Простая(случайная) форма
Свойственна низкой ступени развитая производительных сил.
Х товара А
= У товара В
Развернутая форма
У товара В
Х товара А Z товара С
М товара Т и т.д.
Слайд 19
Всеобщая форма
товар становится главной целью производства
Х товара А =
У
товара В = М товара N
Z товара С =
и т.д.
Денежная форма
Х товара А =
У товара В =
М граммов золота
Z товара С = (серебра)
и т.д.
Слайд 20
Денежная форма
Для денежной формы стоимости характерны следующие черты:
один товар
монополизирует на продолжительное время роль всеобщего эквивалента
натуральная форма денежного товара
срастается с его эквивалентной формой.
Для превращения товара в деньги необходимо:
а) общее признание данного факта, как покупателем, так и продавцом
б) наличие особых физических свойств у товара-денег, пригодных для постоянной обмениваемости
в) длительное выполнение товаром-деньгами роли всеобщего эквивалента
Слайд 22Характеристика системы бартера
Бартер как метод обмена предполагает:
обоюдное совпадение потребностей
общую
меру стоимости
неделимость отдельных товаров
обесценение отдельных товаров
затруднение отсрочки платежа
Слайд 23Место организованного бартера в современных торговых отношениях (классификация товарообменных сделок
ООН)
Слайд 25Характеристика (свойства) денег
деньги – актив общества, обладающий:
-ликвидностью;
-фиксированной номинальной стоимостью;
-всеобщностью;
-единообразием.
Слайд 26Спрос на деньги
Деньги – актив, который находится у экономических агентов
Деньги
обладают спросом, предложением и имеют свой рынок.
Спрос на деньги рождается
у населения, а предложение денег у производителей денег (банковская система).
Денежный рынок объединяет всех участников, имеющих спрос и предложение денег.
Основные теории спроса на деньги:
Классическая
Кейнсианская
Слайд 27Классическая теория спроса на деньги
Представлена количественной теорией денег
Выделяют два подхода:
1.
Подход Фишера
Спрос на деньги – это транзакционный спрос. Деньги используются
людьми в функции средства обращения, нужны для совершения транзакций и определяются количеством товаров и услуг, которые были куплены и проданы за период времени. Md=PQ
2. Кэмбриджский подход
Спрос на деньги – это спрос на остаток наличности у людей. Деньги используются в функции средства накопления. Мотив предосторожности. Md = KPQ (где PQ – денежный доход населения, а K – пропорция, коэффициент, который почти не изменяется в долгосрочном периоде)
Слайд 28Кейнсианская теория спроса на деньги
Теория изложена в книге Кейнса Общая
теория занятости, процентов и денег (1936)
Спрос на деньги растет в
связи с их ликвидностью. Ликвидность – способность актива конвертировать в наличность.
Спрос на деньги – желание иметь остаток средств и необходимость в ликвидности или предпочтение ликвидности.
Мотивы к появлению спроса на деньги и предпочтения ликвидности:
Транзакционный мотив
Мотив предосторожности
Спекулятивный мотив
Спрос на деньги представлен:
активные остатки наличности для совершения транзакций и хранения в превентивных целях
свободный остаток наличности для спекулятивных операций
Слайд 29Активные остатки наличности
Транзакционный спрос на деньги
Деньги в функции средства обращения
Первичный
спрос на деньги
Преодоление разрыва между поступлениями и платежами
Неэластичен по отношению
к процентной ставке
Функция транзакционного спроса на деньги DT=FM(IM),
Где FM – часть денег населения, которая находится на руках в связи с разрывом между их доходами и расходами
IM – денежный доход населения
Спрос на деньги, вызванный мотивом предосторожности
Неэластичен по отношению к процентной ставке
Функция мотива предосторожности DP=FP(IM),
Где FP – часть денег населения, которая находится на экстренный случай
IM – денежный доход населения
Слайд 30Транзакционный спрос на деньги
Мотив получения дохода (Income Motive)
Транзакции домохозяйств
Причина появления
мотива: преодоление разрыва между денежными поступлениями и ежедневным расходованием средств
Количественный показатель: доход на душу населения
Бизнес –мотив (Business Motive)
Транзакции организаций
Причина появления мотива: преодоление разрыва между выручкой и издержками
Количественный показатель: оборот организации
Слайд 31Сравнение экономических категорий
Слайд 32Как провести анализ денег в экономике?
Слайд 33Эмпирические зависимости в долгосрочном и краткосрочном периодах
Какие еще существуют зависимости
на основе инфляции?
Для чего необходимо знать закономерные зависимости?
Слайд 34Эмпирические зависимости: продолжение
Фридман М. и Шварц А. (1963): рост денег
имеет положительную корреляционную зависимость с объемом производства (чем выше рост
денег, тем выше рост объема производства)
Какова причинно-следственная связь между деньгами и объемом производства?
концепция эндогенности (обусловленное экономикой) /экзогенности (обусловленное решениями ЦБ) денег
Слайд 35Особенности концепции эндогенности денег
Причины для появления дополнительных денег возникает со
стороны потребностей экономики; импульс – спрос на деньги (колебания) –
диссонанс с денежно-кредитной политикой
Идея «спрос рождает предложение»
Для чего нужна? Исследовать источники формирования финансов, которые впоследствии идут на инвестиции
Слайд 36Концепция нейтральности денег
Нейтральность денег присутствует в традиционной экономической теории
Изменения в
денежной массе не влияют на реальный сектор экономики (торговля, производство
и потребление)
Изменения в денежной массе влияют только на номинальные переменные, и не влияет на изменения инфляции
Зависит от временных факторов, поэтому на влияет на реальные переменные экономики
Слайд 37Взгляды экономистов: нейтральны ли деньги?
М.Фридман: при определенных условиях изменения денежной
массы не влияют на долгосрочное равновесие экономики; концепция нейтральности не
затрагивает изучение условий функционирования экономики (гиперинфляция, золотой стандарт и т.д.)
Дж.Кейнс: у сторонников концепции нейтральности отсутствуют неденежные индикаторы активности реального сектора экономики; работники не влияют на общий уровень цен (только на собственные номинальные заработные платы)