Слайд 1Лекция 10
Основные правила безопасности жизнедеятельности младших школьников
Слайд 2Концепция абсолютной безопасности
Контроль и прогнозирование развития естественных явлений и технологических
процессов, позволяющие избегать возможных опасных ситуаций.
Слайд 3Концепция допустимого риска
Любая среда пребывания человека имеет потенциальные опасности.
Каждая
такая опасность имеет свой логический процесс развития к реальному нежелательному
последствию.
Невозможно предусмотреть с полной гарантией это развитие.
В обеспечении безопасности играет роль личность.
Слайд 4Причины несчастных случаев
Человеческий фактор – 75%
Техника
-- 15%
Среда - 10%
Слайд 5Безопасность жизнедеятельности
Это совокупность знаний и правил поведения, которые обеспечивают здоровье,
долголетие, раскрытие творческого потенциала человека, обеспечивают оптимальные условия существования
Изучает опасности,
их закономерности, способы предупреждения и защиты от них
Слайд 6Понятия БЖД
Безопасность – это состояние защuщенности лица и общества от
риска понести ущерб
Это степень свободы от риска или же отсутствие
недопустимого риска, связанного с возможностью нанести любой ущерб жизни и здоровью человека при любых условиях существования
Слайд 7Аксиома о потенциальной опасности деятельности
Ни в одном виде деятельности невозможно
достичь абсолютной безопасности
ОПАСНОСТЬ –явления, процессы, объекты, способные в определенных условиях
наносить убытки здоровью человека.
Слайд 8Классификация опасностей
По происхожденю – естественные
техногенные
антропогенные
экологические
смешанные
Физические, химические, биологические,психофизиологические
Слайд 9По времени воздействия
Импульсные и
кумулятивные
Локализации литосфера
гидросфера
атмосфера
космос
Слайд 10По результатам
Утомление
Заболевание
Травмы
Аварии
Пожары
Смертельные случаи
Слайд 11По убыткам
Социальные
Технические
Экологические
По сфере проявления – бытовые
спортивные
ДТП
производственные
военные
Слайд 12По структуре
Простые и производственные
ПО ХАРАКТЕРУ ВОЗДЕЙСТВИЯ
Активные и пассивные
Слайд 13Риск
Это количественная оценка опасности,
Отношение числа тех или иных фактических
проявлений опасности к их возможному теоретическому числу за определенный период
времени.
Слайд 14Методы определения риска
Инженерный – основан на статистике
Модельный – построение
моделей
Экспертный - вероятность событий определяется опытными специалистами
Социологический – основан на
опросе населения и работающих.
Слайд 15Фактор
Это условие, движущая сила любого процесса, явления.
Нейтральные факторы – факторы
не влияющие на жизнедеятельность человека
Необходимые факторы – это ф. окружающей
среды, создающие наиболее благоприятные условия существования и при условии отсутствия которых возникает угроза для существования
Слайд 16Опасные факторы
Это материальные носители потенциальной опасности
Опасные факторы могут приводить
к травмам, внезапному ухудшению здоровья и к летальному исходу.
ВРЕДНЫЕ факторы
вызывают заболевание, переутомление, ухудшение здоровья
Слайд 17Классификация факторов
Механические
Термические
Электрические
Электромагнитные
Ядерные
Химические
Биологические
психофизиологические
Слайд 18фактора
Интенсивность- количественная оценка возможного вреда для здоровья
Летальная доза
Предельно допустимая
доза
Слайд 19Опасные события
Совокупность условий при которых возникает возможность влияния на человека
вредных и опасных факторов
Авария – о.с. Техногенного характера
Стихийное бедствие –
о.с. Естественного происхождения
Катастрофа – крупномасштабная авария
Слайд 20Лекция 10 часть 2
Программа по ОБЖ в начальной школе
Слайд 21дидактика
Преемственность
Последовательность
Развивающее обучение
Доступность
наглядность
Слайд 22метод
Рассказ
Рассказ-объяснение
Беседа
Работа с иллюстрациями
Игра
Экскурсия
Слайд 231 класс
Общие понятия оЧС, аварии, катастрофе, стихийном бедствии
Первая помощь при
порезах. Ожогах, укусах, кровотечениях
Безопасный путь из школы домой
В парке, в
лесу. Ориентировка на местности
Опасные животные
Слайд 242 класс
Водоемы зимой
На пляже
В лесу. В поле
Поведение во время дождя.
Грозы, снегопада
Ядовитые растения
Опасные животные
Опасные инфекции
Избыточный вес
Травмы, порезы, ссадины
отравления
Слайд 253 класс
Водоемы зимой
Водоемы летом
Лес, поле
Открытая местность
Ядовитые растения грибы, ягоды
Опасные животные
Как
работают наши органы. Здоровье
ЧС
Травмы, порезы, ссадины, царапины
Слайд 263 класс уметь
Переходить по льду
Вести на пляже
Плавать
Ориентироваться в лесу
Вести при
встрече с животными
Распознать отравление
Оказать первую помощь при царапине, ссадине, порезе,
ожоге, отморожении
При сигнале внимания
Слайд 274 класс
Правила перехода дороги
При движении на велосипедах
Правила при следовании ЖД
Спасание
утопающих
Ориентироваться на местности
Безопасная переправа через водную преграду
Порядок вызова скорой помощи
Основные
понятия «здоровье» и PJ:
Факторы, влияющие на здоровье
Слайд 284 класс уметь
Правильно переходить дорогу
Определять стороны горизонта по компасу и
местным признакам
Определять расстояние по карте и по местности
Организовать переправу через
небольшой ручей
Завязать 2 вида узлов
Развести и погасит костер
Вызвать скорую, оказать первую помощь при порезах. Ссадинах, ушибах, ожоге. Попадании инородного тела в глаз, ухо или нос, при укусе, при кровотечении из носа
Первая помощь при травме опорно-двигат. аппарата
Слайд 29Содержание программы
1 класс
1 Защита человека в ЧС.(общие понятия ЧС)
2. Основы
ЗОЖ (понятия З и ЗОЖ, режим дня первоклассника и т.д.,
личная гигиена)
3. Основы медицинских знаний и первая помощь
4.Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни (дома, на улице)
Слайд 30Содержание программы
1 класс
Защита человека в чрезвычайных ситуациях
1.1. Чрезвычайные ситуации. Общие
понятия
Общие понятия опасности и чрезвычайной ситуации. Авария на производстве, экологическая
катастрофа, стихийное бедствие.
II. Основы здорового образа жизни
2.1. Основные понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни»
Режим дня первоклассника, необходимые условия, обеспечивающие сохранение и укрепление его здоровья, умственная и физическая работоспособность, нарушение режима дня, профилактика переутомления.
2.2. Основы личной гигиены
Умывание и купание. Как ухаживать за своим телом.
III. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи
3.1. Основные виды травм у детей младшего школьного возраста
Ожоги. Как уберечься от ожогов.
3.2. Оказание медицинской помощи при порезах, ожогах, укусах насекомых
Первая медицинская помощь при кровотечениях, ожогах, укусах насекомых.
Слайд 31V. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся
4.1. Безопасное поведение
дома
Возможные опасности и опасные ситуации, которые могут возникнуть дома. Их
профилактика. Как вести себя, когда ты дома один. Не торопись быть взрослым.
Электричество и газ как источники возможной опасности.
Лекарства и средства бытовой химии как источники опасности.
«Опасная высота» — опасности, возникающие при нарушении правил поведения в жилище, на балконах и лестничных клетках.
4.2. Пожарная безопасность и поведение при пожаре
Огонь и человек. Причина возникновения пожаров в доме. Дым и его опасность. Правила безопасного поведения при возникновении пожара в доме.
4.3. Безопасное поведение в ситуациях криминогенного характера
Опасные ситуации, которые могут возникнуть при контактах с незнакомыми людьми. Правила безопасного общения с незнакомыми людьми на улице, в подъезде дома, по телефону, в случае если незнакомый человек стучится или звонит в дверь. Где можно и где нельзя играть.
4.4. Безопасное поведение на улицах и дорогах
Наиболее безопасный путь в школу и домой. Правила перехода дорог. Движение пешеходов. Дорожные знаки. Сигналы светофора и регулировщика.
Мы — пассажиры, обязанности пассажира. Безопасная поза при аварийной ситуации в транспорте.
4.5. Безопасное поведение на природе
Температура окружающего воздуха, ее влияние на здоровье человека. Одежда по сезону. Погодные условия (ветер, дождь, снег), правила поведения.
Слайд 322 класс
I. Защита человека в чрезвычайных ситуациях
1.1. Чрезвычайные ситуации
Какими бывают чрезвычайные
ситуации. Чрезвычайные ситуации природного происхождения. Наводнения, причины наводнений. Мероприятия по
защите от наводнений.
1.2. Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения
Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях.
Сигнал «Внимание всем!». Что необходимо сделать по сигналу «Внимание всем!».
Слайд 33 II. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи
2.1. Болезни, их
причины и связь с образом жизни
От чего зависит наше здоровье.
Как живет наш организм, из чего состоит тело человека.
Наши органы: головной мозг, нервы, глаза, уши, зубы, мышцы, кости и суставы; сердце и кровеносные сосуды, желудок и кишечник. Органы дыхания.
Болезни и их возможные причины. Пути передачи инфекционных заболеваний.
Заноза, кровотечение, укус, ушиб.
2.2. Первая медицинская помощь при отравлении пищевыми продуктами
Отравления. Причины отравлений. Признаки отравлений. Первая помощь при отравлении грибами.
Слайд 34Опасные ситуации 2 класс
3.1. Безопасное поведение на воде
Чем опасны водоемы зимой.
Меры предосторожности при движении по льду водоемов.
Правила купания в оборудованных
и необорудованных местах. Правила поведения на пляже.
Уроки плавания:
— подготовительные упражнения для освоения в воде;
— техника спортивного плавания «кроль на груди».
3.2. Безопасное поведение на природе. Нарушение экологического равновесия в местах проживания, правила поведения
Чистый воздух, его значение для здоровья человека, причины загрязнения.
Правила безопасного поведения в лесу, в поле, у водоема. Как ориентироваться в лесу. Как вести себя на реке зимой.
Опасные ситуации в природе: дождь, гроза, снегопад и др. Ориентирование. Правила поведения.
Ядовитые растения, грибы, ягоды, меры безопасности.
Опасные животные и насекомые. Правила поведения при встрече с опасными животными и насекомыми, меры защиты от них.
3.3. Безопасное поведение на дорогах
Движение пешеходов по дорогам. Элементы дорог.
Правила перехода дорог. Перекрестки. Сигналы светофора и регулировщика.
Правила перехода дорог при высадке из транспортного средства. Обязанности пассажира. Безопасная поза при аварийной ситуации в транспорте.
Безопасное поведение на улицах и дорогах. Где можно и где нельзя играть.
Слайд 353 класс
I. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся
1.1. Безопасное
поведение на дорогах
Движение пешеходов по дорогам. Правостороннее и левостороннее движение.
Элементы
дорог. Дорожная разметка. Перекрестки. Их виды.
Переходим дорогу, перекресток. Сигналы светофора и регулировщика.
Виды транспортных средств. Специальные транспортные средства. Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств. Скорость движения городского транспорта. Состояние дороги, тормозной путь автомобиля. Загородная дорога, движение пешехода по загородной дороге.
1.2. Мы — пассажиры
Безопасность пассажиров. Обязанности пассажиров. Правила посадки в транспортное средство и высадки из него. Поведение при угрозе и во время аварии. Безопасная поза.
1.3. Пожарная безопасность и поведение при пожаре
Пожар в общественных местах (школа, кинотеатр), причина пожаров. Правила поведения при возникновении пожара в общественных местах. Страх, навыки безопасного поведения.
Возникновение пожара в общественном транспорте, правила поведения.
1.4. Безопасное поведение дома
Лифт — наш домашний транспорт.
Меры безопасности при пользовании предметами бытовой химии. Профилактика отравлений.
Соблюдение мер безопасности при пользовании электрическими приборами в быту.
Соблюдение мер безопасности при пользовании газовыми приборами и печным отоплением.
1.5. Безопасное поведение в ситуациях криминогенного характера
Правила обеспечения сохранности личных вещей.
Защита квартиры (дома) от воров и грабителей: звонок в дверь, звонок (беседа) по телефону.
Особенности поведения с незнакомыми людьми: опасные незнакомцы
Слайд 363 класс
II. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи
2.1. Первая медицинская
помощь при отравлении газами
Отравление. Причины отравлений газообразными или вдыхаемыми токсическими
веществами. Профилактика отравлений. Признаки отравления угарным газом. Первая помощь при отравлении угарным газом
Слайд 373 класс
III. Защита человека в чрезвычайных ситуациях.
3.1. Чрезвычайные ситуации
Чрезвычайные ситуации природного происхождения —
стихийные бедствия. Примеры стихийных бедствий: тайфуны, ураганы, бури (штормы), смерчи,
снегопады, метели, наводнения. Их последствия, мероприятия по защите.
Лесные пожары. Действия школьников по их предупреждению.
3.2. Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения
Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. Примеры содержания речевой информации о чрезвычайных ситуациях
Слайд 384 класс
I. Основы здорового образа жизни
1.1. Основные понятия «здоровье» и «здоровый образ
жизни»
Понятие здоровья. Факторы, влияющие на него. Основы здорового образа жизни
и безопасность человека. Режим дня. Здоровое питание. Профилактика переедания, пищевых отравлений. Инфекционные болезни. Пути передачи инфекционных заболеваний. Профилактика инфекционных заболеваний.
1.2. Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек
Курение и его влияние на состояние здоровья. Алкоголь и его влияние на умственную и физическую работоспособность человека. Профилактика вредных привычек.
Слайд 394 класс
II. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи
2.1. Основные виды
травм у детей младшего школьного возраста, первая медицинская помощь
Основные виды
травм у детей младшего школьного возраста. Переломы, вывихи и растяжения связок.
Когда следует вызывать «скорую помощь» и каков порядок ее вызова.
Кровотечение, первая медицинская помощь. Ушибы, сотрясение мозга, попадание инородных тел в глаз, ухо, нос, первая медицинская помощь.
Первая медицинская помощь при укусах насекомых, собак, кошек.
Кровотечение из носа, оказание первой медицинской помощи.
2.2. Практические занятия по отработке навыков оказания первой медицинской помощи
Первая медицинская помощь при наружном кровотечении.
Правила обработки ран. Перевязка ран.
Оказание первой медицинской помощи при ожогах и обморожении.
Оказание первой медицинской помощи при отравлениях.
Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата (при травме кистей рук, бедра, колена).
Слайд 404 класс
III. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся
3.1. Безопасное
поведение в быту (контрольные задания на повторение пройденного в 1—3
классах)
Опасные шалости и игрушки. Профилактика возможных опасных ситуаций в быту. Опасная высота.
3.2. Безопасное поведение на улицах и дорогах (повторение пройденного в 1—3 классах)
Безопасность пешеходов при движении по дорогам.
Элементы дорог. Дорожная разметка. Правила перехода дорог. Перекрестки. Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств.
Соблюдение правил движения велосипедистами. Причины дорожно-транспортного травматизма.
Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД).
Железнодорожный транспорт, его особенности, безопасное поведение при следовании железнодорожным транспортом, обязанности пассажира.
3.3. Безопасное поведение на природе
Ориентирование на местности. Понятие ориентира. Определение сторон горизонта по компасу, солнцу, часам и местным предметам.
Безопасная переправа через водную преграду. Умение вязать узлы. Костер.
Меры пожарной безопасности при разведении костра.
3.4. Безопасное поведение на воде
Основные правила поведения на воде, при купании, отдыхе у воды, катании на лодке. Способы и средства спасения утопающих. Основные спасательные средства.
Слайд 42Формы контроля
— выполнение практических работ,
— самостоятельные работы,
— творческие письменные работы
(сообщения, проекты, исследования).
Слайд 43защита
1.1. Чрезвычайные ситуации
Какими бывают чрезвычайные ситуации. Чрезвычайные ситуации природного происхождения.
Наводнения, причины наводнений. Мероприятия по защите от наводнений.
1.2. Основные мероприятия
гражданской обороны по защите населения
Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях.
Сигнал «Внимание всем!». Что необходимо сделать по сигналу «Внимание всем!».
II. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи
2.1. Болезни, их причины и связь с образом жизни
От чего зависит наше здоровье. Как живет наш организм, из чего состоит тело человека.
Наши органы: головной мозг, нервы, глаза, уши, зубы, мышцы, кости и суставы; сердце и кровеносные сосуды, желудок и кишечник. Органы дыхания.
Болезни и их возможные причины. Пути передачи инфекционных заболеваний.
Заноза, кровотечение, укус, ушиб.
2.2. Первая медицинская помощь при отравлении пищевыми продуктами
Отравления. Причины отравлений. Признаки отравлений. Первая помощь при отравлении грибами.
III. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся
3.1. Безопасное поведение на воде
Чем опасны водоемы зимой. Меры предосторожности при движении по льду водоемов.
Правила купания в оборудованных и необорудованных местах. Правила поведения на пляже.
Уроки плавания:
— подготовительные упражнения для освоения в воде;
— техника спортивного плавания «кроль на груди».
3.2. Безопасное поведение на природе. Нарушение экологического равновесия в местах проживания, правила поведения
Чистый воздух, его значение для здоровья человека, причины загрязнения.
Правила безопасного поведения в лесу, в поле, у водоема. Как ориентироваться в лесу. Как вести себя на реке зимой.
Опасные ситуации в природе: дождь, гроза, снегопад и др. Ориентирование. Правила поведения.
Ядовитые растения, грибы, ягоды, меры безопасности.
Опасные животные и насекомые. Правила поведения при встрече с опасными животными и насекомыми, меры защиты от них.
3.3. Безопасное поведение на дорогах
Движение пешеходов по дорогам. Элементы дорог.
Правила перехода дорог. Перекрестки. Сигналы светофора и регулировщика.
Правила перехода дорог при высадке из транспортного средства. Обязанности пассажира. Безопасная поза при аварийной ситуации в транспорте.
Безопасное поведение на улицах и дорогах. Где можно и где нельзя играть.