Слайд 1Тема № 5
ФИРМА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
Слайд 2План:
Экономическая природа фирмы
Основные формы организации предпринимательства
Малый бизнес: индивидуальное
предпринимательство и товарищество
Крупный бизнес: акционерное общество
Государство
как предприниматель. Унитарные предприятия
Ценные бумаги и фондовая биржа
1
2
3
2.1
2.2
2.3
Слайд 31. Экономическая природа фирмы
Слайд 4Фирма как субъект рынка
Одним из основных экономических агентов является фирма.
Слайд 5Фирма -
это экономическая единица, состоящая из одного или нескольких
предприятий, которая:
самостоятельно принимает решения;
использует факторы производства для изготовления и продажи
продукции;
стремится к максимизации прибыли.
Слайд 6Под предприятием
принято понимать имущественный комплекс – совокупность зданий, сооружений,
оборудования, сырья
и т.д.
Слайд 7Первоначально фирма
(от итал. firma – подпись) означала торговое имя коммерсанта.
Ныне этот термин обозначает институт, преобразующий ресурсы в продукцию.
Слайд 8Конечная цель деятельности фирмы – максимальное увеличение благосостояния
ее владельцев.
Слайд 9Существуют две основные формы организации хозяйственной деятельности: спонтанный порядок и
иерархия.
Слайд 10Спонтанный порядок
предполагает согласование действий через рынок, когда решение принимается
участником сделки самостоятельно на основе собственных мотивов
и имеющейся информации.
Слайд 11Как правило, при этом значительное влияние
на принятие
решения оказывает информация о ценах.
Слайд 12Иерархия
предусматривает подчинение индивидуальных действий отдельных участников распоряжениям центральной власти
(«иерархия» происходит
от греч. hierarchia — священная власть).
Слайд 13Роль координатора
в иерархической системе выполняет руководитель.
Его приказы безоговорочно принимаются подчиненными и обязательны для исполнения.
Слайд 14При этой форме организации экономики приоритетное место отводится не цене,
а диктату руководителя, сознательно все планирующего
и организующего.
Слайд 15В отличие от стихийного рыночного порядка
фирмы базируются
на иерархическом принципе организации экономической деятельности.
Рынок предполагает обособление средств производства,
фирма – их концентрацию.
Слайд 16В условиях рынка господствуют косвенные методы контроля,
на фирме –
прямые.
Рынок исключает диктат,
он основывается на экономических стимулах,
фирма, наоборот, предполагает единоначалие, основывается на административных формах управления.
Слайд 17Если исходить из того, что рыночный механизм достаточно совершенен, что
только он эффективно распределяет ресурсы и обеспечивает взаимное согласование цен
и объемов экономических благ, то непонятно, зачем нужны фирмы, почему они возникают?
Слайд 18В научной литературе существуют разные объяснения причин возникновения фирмы.
Наибольшее
признание получила теория американского экономиста
Рональда Коуза.
в следующем:
фирма как экономический институт возникает в ответ на дороговизну рыночной координации.
Слайд 20В условиях частной собственности фирма сокращает издержки рыночного обмена, которые
могли бы нести индивидуальные,
не объединенные в организации производители.
Слайд 21Р. Коуз назвал их трансакционными издержками
(от лат. transactio – сделка).
Слайд 22Трансакционные издержки –
это расходы, связанные
не с производством как таковым, а с его организационной стороной, т.е. процессом налаживания отношений между рыночными агентами в ходе заключения ими различных сделок.
Слайд 23Р. Коуз выделил четыре категории трансакционных затрат:
1. На сбор и
обработку информации
(о потенциальных поставщиках и покупателях, ценах, характеристиках товаров и услуг).
2. На проведение переговоров и принятие решений (заключение контрактов).
Слайд 243. На контроль за соблюдением условий договора.
4. На юридическую защиту
контракта.
Слайд 25Фирмы (иерархический путь) выживают в тех случаях, когда трансакционные издержки
внутри фирмы оказываются ниже аналогичных рыночных издержек.
Слайд 26В противном случае торжествует стихийный порядок.
Слайд 27Причины эффективности фирмы:
а) эффективное проведение сложных операций:
Аккумулируя большее количество
ресурсов на длительное время, фирма имеет возможность заменить ряд отдельных
трансакций по привлечению факторов одним единственным долгосрочным контрактом.
Слайд 28Наличие иерархии внутри фирмы позволяет управлять размещением и использованием ресурсов.
Все это приводит к значительному уменьшению размера трансакционных издержек.
Слайд 29б) снижение риска недобросовестности партнеров:
Фирма снижает риск недобросовестности, которую
могут проявить контрагенты по сделке
во многих формах: прямой обман, сокрытие истинных причин составления договора; использование информации, доступной лишь одной из сторон - участниц соглашения, и т.п.
Слайд 30Чтобы избежать или значительно уменьшить опасность обмана, фирма создает систему
контроля
за выполнением обязательств.
Слайд 31Формы контроля могут быть самые различные: сильная мотивация управляющих на
успех фирмы, аттестация работников, аудиторские проверки, проведение плановых и внезапных
ревизий, инвентаризация и т.д.
Слайд 32в) улучшение адаптации:
Фирма легче приспосабливается
к внезапным изменениям ситуации, что связано с существующей в ней иерархией.
Многие неожиданности легко регулируются простым изменением приказов.
Слайд 33Власти руководства вполне хватает, чтобы скорректировать планы или обеспечить проведение
избранного курса.
Кроме того, фирма как способная
к предвиденью организация может прогнозировать развитие событий, заранее накапливать резервы для минимизации последствий.
Слайд 34Итак, хотя фирма не может полностью избавиться от трансакционных издержек,
осуществление деловых операций внутри нее предполагает меньшие затраты по сравнению
с аналогичными расходами при рыночной организации.
Фирма выступает средством экономии трансакционных издержек.
Слайд 35Любая иерархическая организация так же
не свободна от издержек, как и рынок.
Их можно назвать издержками бюрократического контроля.
Слайд 36Дело в том, что с увеличением размеров фирмы может начаться
сокращение дохода от предпринимательской функции,
так как издержки бюрократического контроля внутри фирмы будут возрастать.
Слайд 37При превышении определенного размера иерархия начинает терять управляемость, так как
в силу вступает действие принципа убывающей доходности управления.
и обработку информации стремительно растут.
Подчинение работников целям фирмы с помощью системы стимулов, контроля и надзора обходятся все дороже и дороже.
Слайд 39Поэтому организация экономики всей страны по типу одной гигантской фабрики
ведет
не к сокращению, а к возрастанию трансакционных затрат в форме затрат бюрократического контроля.
Слайд 40Отсюда следует, что
ни у рынка нет абсолютных преимуществ перед иерархией, ни у иерархии – перед рынком.
В каждом случае есть свои плюсы и минусы.
Слайд 41Критерием оптимальности для фирмы является величина трансакционных издержек.
Слайд 42Как только трансакционные издержки на управление внутри фирмы начинают превышать
затраты на рыночные трансакции вне ее, размер фирмы следует ограничить,
так как она становится неэффективной.
Слайд 43Оптимальные размеры фирмы обычно определяются точкой,
где предельные затраты использования рынка становятся равными предельным затратам использования административного контроля.
Слайд 44До этой границы выгодна «иерархия» (фирма),
после – рынок.
Слайд 45При этом оптимальный размер фирмы будет зависеть от отрасли, технологии,
от степени нтеграции фирмы и т.д.
Слайд 46В теории фирмы принято различать вертикально
и горизонтально
интегрированную фирму.
Слайд 47Вертикальная интеграция означает
объединение фирм, занятых
на целом ряде этапов производственного процесса снизу доверху (например, от добычи нефти до торговли нефтепродуктами).
Слайд 48Горизонтальная интеграция
сопровождается приобретением одной фирмой других фирм, занимающихся одним
и тем же бизнесом.
Слайд 49Разновидностью горизонтальной интеграции является диверсификация (англ. diversification – разнообразие, многообразие).
Она означает проникновение фирмы в разнообразные, технологически не связанные между
собой отрасли.
Слайд 502. Основные формы организации предпринимательства
Слайд 51Несмотря на большое разнообразие фирм, действующих в различных отраслях экономики,
можно выделить три основных типа организации фирм:
индивидуальное предпринимательство;
товарищество;
акционерное общество.
Слайд 52Для классификации фирм берут разные признаки.
Главными из них являются
два:
форма собственности
и размер фирмы.
Слайд 53В зависимости от
формы собственности
различают государственное и частное предпринимательство.
Слайд 54Государственное предпринимательство обычно более капиталоемко и стабильно, ибо обладает финансовой
и организационной опекой правительства.
Слайд 55В то же время частный сектор имеет ряд преимуществ перед
государственным:
он свободен в избрании наиболее прибыльной сферы деятельности;
не регламентирован
в объемах производства;
не ограничен твердой ценой.
Слайд 56По признаку размера предпринимательства различают:
малый,
средний
и крупный бизнес.
Слайд 57Малые и средние фирмы обычно образуются и работают в форме
индивидуального предпринимательства или товарищества (партнерства).
Слайд 58Подавляющее число крупных предприятий организованы в виде акционерных обществ (корпораций).
Слайд 61Если мы сравним эти формы друг с другом, то окажется,
что в США на индивидуальные фирмы приходится свыше 70 %
от общего числа фирм, но только 6-7 % совокупного выпуска,
10 % от
общего числа и 4-5 % выпуска,
на корпорации соответственно 18-20 % и 88-90 %.
Слайд 63Рассмотрим более подробно каждый из названных типов организации фирм.
Слайд 64
2.1. Малый бизнес: индивидуальное предпринимательство и товарищества
Слайд 65Малый бизнес — это динамично развивающийся сектор любой экономики.
Его
высокая эффективность связана с двумя
факторами:
Слайд 66∙ Во многих отраслях минимум средних долгосрочных издержек достигается при
небольших объемах выпуска продукции,
соответственно оптимальным
в этих отраслях является малый размер фирм;
Слайд 67∙ У малых фирм низки внутрифирменные трансакционные издержки.
Малые фирмы динамичны
и гибки, способны на быстрое обновление номенклатуры производимой ими продукции.
Слайд 68Они более приспособлены
к выпуску уникальных, нестандартных изделий, хорошо
учитывают дифференцированный спрос потребителей.
Слайд 69Малые предприятия быстрее
и дешевле перевооружаются технически, требуют меньше капитальных вложений.
Слайд 70
Чаще всего малые предприятия действуют в трудоемких сферах производства.
Поэтому
они — значительный источник новых рабочих мест.
Слайд 71В большинстве стран малые предприятия являются главными налогоплательщиками, обеспечивают значительную
часть доходов бюджета.
Слайд 72Вместе с тем малый бизнес является наиболее изменчивым сектором экономики:
высока «смертность» малых предприятий, особенно
на раннем этапе их существования.
Слайд 73Так, по данным Всемирного банка, из создающихся малых предприятий через
1 год остается примерно половина,
через три года — 7-8 %, а через пять лет — только 3 %.
Но на месте ликвидированных фирм образуются новые.
Слайд 74
Наиболее типичными формами мелкого бизнеса стали система франчайзинга
(от franchise – льготный)
и венчурного (от venture – рисковать) предпринимательства.
Слайд 75Франчайзинг –
это система мелких частных фирм, которые заключают контракт
на право пользования фабричной маркой крупной фирмы
на определенной территории.
Слайд 76Мелкие фирмы становятся розничными продавцами продукции крупных компаний.
Такие контракты
оказываются взаимовыгодными.
Слайд 77Мелкие фирмы получают льготы в виде скидок
на цены, помощь в доставке товаров, приобретении оборудования, кредиты, торговую зону от крупных корпораций.
Слайд 78Крупные фирмы экономят деньги, не затрачивая их на реализацию собственной
продукции, кроме того, получают регулярные платежи от своих подопечных.
Слайд 79Венчурная фирма –
это коммерческая организация, занимающаяся разработкой научных исследований
для их дальнейшего развития
и завершения.
Слайд 80Венчурные предприятия делают бизнес на нововведениях.
Они рискуют «прогореть»,
если новая продукция не будет соответствовать требованиям рынка, потребностям покупателя, низким издержкам.
Слайд 81Поэтому венчурные фирмы стремятся быстрее завершить разработку одних и перейти
к работе над другими видами новой продукции.
Слайд 82Часто венчурные фирмы являются дочерними
от крупных корпораций,
или работают под их покровительством.
Слайд 83Индивидуальное предпринимательство
Самой простой и распространенной организационной формой малого бизнеса
является индивидуальная фирма (по российскому законодательству - индивидуальное предпринимательство)
Слайд 84Индивидуальная фирма –
это фирма, владелец (хозяин) которой самостоятельно ведет
дела в собственных интересах;
управляет ею, получает всю прибыль (остаточный
доход) и несет персональную ответственность по всем ее обязательствам (т.е. является субъектом неограниченной ответственности).
Слайд 85Преимущества и недостатки индивидуальной
фирмы
Преимущества:
∙ простота организации, благодаря которой коммерческое предприятие, основанное на единоличной
собственности, создается без особых затруднений;
Слайд 86∙ свобода действий владельца фирмы: нет необходимости согласовывать принимаемые решения
с кем бы то ни было (он самостоятелен в ведении
всех своих дел),
Преимущества:
Слайд 87∙ сильная экономическая мотивация (получение всего остаточного дохода одним лицом –
владельцем фирмы).
Преимущества:
Слайд 88∙ ограниченность финансовых
и материальных ресурсов;
∙ отсутствие развитой системы
внутренней специализации производственных и управленческих функций (особенно в условиях малых и средних предприятий),
Недостатки:
Слайд 89∙ неограниченная ответственность собственника по всем обязательствам, взятым на себя его
предприятием.
Недостатки:
Слайд 90Индивидуальное предпринимательство - наиболее распространенная форма бизнеса, характерная для мелких
магазинов, предприятий сферы услуг, ферм, а также профессиональной деятельности юристов
и т.п.
Индивидуальная фирма является преобладающей, но не единственной формой организации малого предприятия.
Слайд 91Дальнейший рост и развитие предприятия требует дополнительного привлечения капитала, который
может быть получен с помощью участия
других лиц.
Эта форма получила название партнерства (по российскому законодательству – товарищество).
Слайд 92Товарищество –
это фирма, организованная рядом лиц, совместно владеющих и
управляющих предприятием.
Слайд 93Организационные формы товариществ
В зависимости от степени имущественной ответственности товарищества делятся
на:
1) полные товарищества;
2) товарищества (общества )
с ограниченной ответственностью;
3) смешанные (коммандитные) товарищества – товарищества на вере.
Слайд 94Организация полного товарищества
предполагает высокую степень доверия его участников друг
к другу и основывается на принципах полной и солидарной ответственности
Слайд 95Участникам приходится отвечать по всем обязательствам предприятия не только его
имуществом,
но и своим личным имуществом.
Слайд 96Учитывая, что полная ответственность связана
с рядом неудобств, большая часть предприятий отдает
предпочтение другой форме — товариществу (обществу) с ограниченной ответственностью - ООО, весьма распространенному, в том числе и в нашей стране.
Слайд 97Общество с ограниченной ответственностью
основано на распространении ответственности лишь
на капитал фирмы.
Слайд 98В случае банкротства фирмы его участник рискует только
своим
паем, вложенным в предприятие.
Иначе говоря, за долги обанкротившейся фирмы не могут быть востребованы личное имущество ее владельцев, ценные бумаги, личные денежные счета.
Слайд 99Поэтому ООО представляет собой очень распространенную организационную форму предприятия.
По российскому
законодательству возможно создание
общества с дополнительной ответственностью – ОДО
Слайд 100В ОДО его участники несут ответственность в одинаковом для всех
кратном размере к стоимости их вкладов.
Слайд 101При банкротстве одного
из
участников его ответственность распределяется между остальными пропорционально их вкладам.
Слайд 102Смешанное (коммандитное) товарищество – товарищество на вере включает:
∙ полных участников
(полных товарищей), которые руководят делом и полностью солидарно отвечают по
всем обязательствам предприятия;
∙ вкладчиков, ответственность которых ограничена размерами вклада (пая).
Слайд 103Данная форма позволяет быстро увеличить капитал предприятия за счет внешних
участников, обещая им хорошую прибыль, и что очень важно, одновременно
страхует их от полного разорения при неудаче.
Слайд 104Одновременно личное богатство полных товарищей служит для партнеров
по сделкам гарантией уплаты по обязательствам.
Слайд 105Преимущества и недостатки
товариществ
Преимущества:
∙ простота организации,
∙ объединение партнеров позволяет
привлечь дополнительные
средства и новые идеи.
Слайд 106Недостатки:
∙ ограниченность финансовых и материальных ресурсов;
∙ неоднозначное понимание целей деятельности
фирмы
ее участниками;
Слайд 107Недостатки:
∙ недолговечность: в случае выхода из фирмы одного из партнеров,
необходимо заново переоформлять учредительные документы, что равнозначно созданию новой фирмы;
Слайд 108Недостатки:
∙ сложности определения меры каждого в доходе или убытке фирмы,
в разделе приобретенного вместе имущества;
∙ неограниченная ответственность собственника по
всем обязательствам, взятым на себя его предприятием.
Слайд 1092.2. Крупный бизнес: акционерные общества
играет менее заметную роль.
Он не прочен, так как ему приходится конкурировать как с крупным, так и с мелким предпринимательством, в результате чего он либо перерастает в крупный, либо перестает существовать вообще.
Слайд 111Исключение составляют лишь фирмы, которые являются своего рода монополистами
в выпуске какой-либо специфической продукции, имеющей постоянного потребителя (производство инвалидной техники, ремонт городских часов и т.д.).
Слайд 112Крупный бизнес
отличается большей прочностью, чем средний или мелкий.
Его
положение на рынке дает ему возможность производить дешевую и массовую
продукцию, рассчитанную на удовлетворение потребностей широкого потребления.
Слайд 113
Высокая эффективность крупных компаний опирается:
∙ на экономию на масштабах производства;
∙
на сокращение безусловно постоянных издержек;
∙ на снижение внешних трансакционных издержек,
которые особенно велики в технически сложных, капитало- и наукоемких отраслях, где действуют эти компании.
Слайд 114Основной организационной формой крупной фирмы является корпорация
(по российскому законодательству - акционерное общество - АО).
Слайд 115Акционерное общество
представляет собой обезличенное предприятие
с правом юридического лица,
созданное в разрешительном порядке и обладающее уставным капиталом, разделенным на определенное число равных долей – акций.
Слайд 116Дело в том, что индивидуальным предпринимателям обычно
не под силу создать крупное производство в
промышленности.
Требуется объединение капиталов, причем не капиталов узкого круга лиц, как в товариществе, а широкой публики.
Слайд 117Основная отличительная черта этой формы организации бизнеса заключается в том,
что
АО существует независимо от его собственников.
Ответственность членов общества, которых называют акционерами, ограничивается нарицательной стоимостью приобретенных ими акций.
Слайд 118Преимущества и недостатки
акционерных обществ
∙ неограниченные возможности привлечения денежного капитала,
необходимого для крупного производства при современных масштабах экономики.
Преимущества:
Слайд 119∙ разделение прав акционеров
на имущественные и личные:
К имущественным относится право на получение дивиденда, а также части стоимости имущества фирмы в случае ее ликвидации.
К личным относится право на участие в управлении делами акционерного общества.
Акционер может не принимать участия в управлении, ничего не теряя в имущественном праве;
Преимущества:
Слайд 120∙ ограниченная ответственность акционеров:
в случае банкротства предприятия акционер теряет
только сумму, которую он вложил в данное предприятие.
Преимущества:
Слайд 121∙ стабильность функционирования:
выход из АО какого-либо участника не приводит
к остановке производства, и предприятие продолжает работать.
Преимущества:
Слайд 122∙ привлечение профессиональных специалистов:
АО использует профессиональный менеджмент — наемных
управляющих, специально подготовленных для деятельности
в определенной области и потому способных эффективно решать сложные вопросы (скажем, инженерные, маркетинговые, финансовые и прочие проблемы).
Преимущества:
Слайд 123∙ сложность организации:
создание и ликвидация акционерной компании требует высоких
(по сравнению с ликвидацией малых предприятий) затрат;
Недостатки:
Слайд 124∙ благоприятные возможности
для экономических
злоупотреблений и бюрократизации:
возможен выпуск и продажа акций, не имеющих никакой реальной стоимости, сложная организационная структура АО способствует его бюрократизации.
Недостатки:
Слайд 125∙ разделение функций собственности и контроля:
участие акционеров в управлении
АО
и контроль за ним существенно слабее власти хозяина в малой фирме.
При некоторых условиях наемные менеджеры могут действовать в своих узкокорыстных интересах в ущерб акционерам и компании в целом;
Недостатки:
Слайд 126∙ двойное налогообложение:
прибыль компании дважды облагается налогом на прибыль.
Первый раз облагается налогом полученная предприятием прибыль, а второй раз
налог взимается с полученных акционерами дивидендов.
Недостатки:
Слайд 127Различают два вида акционерных обществ:
∙ закрытое акционерное общество (ЗАО);
∙ открытое
акционерное общество (ОАО).
Слайд 128ЗАО представляет собой предприятие, капитал которого распределен среди замкнутого круга
лиц:
членов трудового коллектива;
учредителей предприятия;
смежников.
Слайд 129Акции могут переходить
от одного лица
к другому только при согласии большинства акционеров.
Слайд 130Для ЗАО характерна зависимость между обладанием акциями
и выполнением акционерами каких-либо производственных функций.
Слайд 131В силу всех этих ограничений в ЗАО затруднен свободный приток
капиталов, но
есть гарантия от захвата со стороны путем скупки акций.
Слайд 132Акции ОАО распространяются
по открытой подписке.
Купить акцию и стать акционером
может любой человек.
Слайд 133С целью предоставления информации о деятельности предприятия, необходимой
для акционеров, ОАО
обязано ежегодно публиковать бухгалтерский баланс, отчет о прибыли и ее использовании, некоторые другие показатели.
Слайд 134Российское законодательство определяет
дочерние и зависимые АО.
Слайд 135Дочерним является такое общество, капитал которого не преобладает
в уставном капитале всего общества.
Поэтому оно не имеет возможности определять решения этого общества.
Дочернее общество не отвечает по долгам основного общества.
Слайд 136Статус зависимого общества предполагает ситуацию,
при которой основное общество имеет
более20 % голосующих акций АО.
Слайд 137Владельцами АО являются акционеры — держатели акций.
А управляют собственностью
АО по их поручению
менеджеры — наемные управляющие, собственниками не являющиеся.
Слайд 138Этим обстоятельством определяется специфика управления акционерной компанией.
По российским законам
система управления акционерным обществом включает
три уровня:
Слайд 139
1-й уровень: СОБРАНИЕ АКЦИОНЕРОВ
Определение цели АО
2-й уровень: СОВЕТ ДИРЕКТОРОВ
Определение
способов достижения цели;
контроль за исполнением
3-й уровень: ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН
Реализация
целей
Слайд 140Собрание акционеров –
высший орган управления АО.
Слайд 141На нем решаются важнейшие производственные, финансовые и социальные вопросы (избрание
директора, утверждение годовых результатов деятельности, изменение устава и т. д.).
Слайд 142Решения принимаются большинством голосов, а каждая акция дает акционеру право
на один голос.
Акционер, сосредоточивший в своих руках значительное количество акций, имеет большее влияние на принятие решений.
Слайд 143Контрольным пакетом называется такое количество акций, которое дает возможность осуществлять
полный контроль
за деятельностью акционерного общества.
Слайд 144Чтобы иметь на собрании абсолютное большинство голосов, теоретически необходимо располагать
50 % плюс 1 акция.
Слайд 145Кроме контрольного пакета, важную роль играет и блокирующий пакет.
Собственники
крупных пакетов (обычно не менее 25% акций),
даже если эти пакеты не являются контрольными, имеют право вето, т.е. запрета проведения невыгодных им решений.
Слайд 146На практике контрольный пакет обычно меньше 50%.
Слайд 147Это связано с двумя причинами:
во-первых, реально не все акционеры пользуются
своим правом голоса,
так как не имеют времени, знаний или желания принимать участие в собрании акционеров;
во-вторых, наблюдается так называемое распыление капитала крупных акционерных компаний.
Слайд 148Акции часто бывают распределены среди тысяч акционеров, большинство из которых
владеет незначительной частью акций компании.
Реальной возможности повлиять
на принимаемые АО решения мелкий акционер не имеет и в голосовании обычно не участвует.
Слайд 149Поэтому все важнейшие вопросы решаются крупными акционерами: достаточно иметь 10—15%
акций, чтобы контролировать деятельность компании.
Слайд 150Основное предназначение совета директоров заключается
в выполнении контрольной функции.
Слайд 151Совет директоров несет главную ответственность за управление делами фирмы и
осуществляет
три основные функции:
контроль за деятельностью администрации;
назначение исполнительного органа АО;
рассмотрение и принятие важнейших стратегических решений.
Слайд 152В совет директоров входят
внешние члены
(лица, не работающие на данной фирме, — представители банков, контрагенты, адвокаты и др.) и внутренние члены (работники фирмы, избираемые акционерами из состава его администрации).
Слайд 153Совет директоров следит за тем, как выполняются желания акционеров
и определяет направления развития компании на длительную перспективу.
Слайд 154Исполнительный орган формируется
из наемных
менеджеров.
Даже генеральный директор является не хозяином, а только служащим фирмы.
Каждый из менеджеров — профессионал в определенной сфере: организации производства, технических разработок, маркетинга, финансов и т.п.
Слайд 155Вмешательство акционеров в его требующую специальных знаний деятельность весьма затруднено.
Чтобы
заставить менеджеров работать в интересах акционеров, большое внимание уделяется системе
стимулирования их труда.
Слайд 156Используются премии, величина которых зависит от результатов работы управляющих.
Часть
жалования руководителям выплачивается акциями своей фирмы, что позволяет «усадить менеджеров
и акционеров в одну лодку».
Слайд 157Если менеджер эффективно управляет предприятием,
то оно работает прибыльно,
соответственно растет цена принадлежащих лично ему акций.
Слайд 158Эффективным средством контроля
за деятельностью менеджера является способность акционеров «голосовать ногами».
Так, акционеры, разочарованные в результатах деятельности своей компании, могут просто продать ее акции.
Слайд 1592.3. Государство как предприниматель. Унитарные предприятия
Слайд 160Обычно в рыночной экономике коммерческая деятельность находится в частных руках.
Однако в некоторых случаях
в качестве предпринимателя может выступать и государство.
Слайд 161Чаще всего государственное предпринимательство представлено:
в отраслях, значение которых жизненно важно
для безопасности страны;
Слайд 1622) естественными монополиями, чтобы воспрепятствовать неизбежному возникновению там частной монополии;
3)
в убыточных, а потому
не привлекающих частной бизнес предприятиях и отраслях, которые по стратегическим соображениям должны быть сохранены.
Слайд 163Государственный бизнес выступает в двух основных организационных формах:
Слайд 1641) предприятия, полностью находящиеся в собственности государства. Имущество этих предприятий
является неделимым, т.е. не может быть распределено по вкладам (акциям,
паям). Поэтому эти предприятия принято называть унитарными (от лат. unitas — единство, одно целое).
Слайд 165Унитарное предприятие –
это коммерческая организация,
не имеющая
права собственности на закрепленное за ней собственником (государством, региональным или местным органом власти) имущество.
Слайд 166В форме унитарных предприятий создаются только государственные
и муниципальные предприятия.
Разновидностью унитарных предприятий являются федеральные казенные предприятия.
Слайд 1672) предприятия, находящиеся под контролем государства через его владение контрольным
пакетом акций.
По своей сути эти предприятия являются обычными акционерными
обществами, но с правом принятия решений государством.
Слайд 169Ценные бумаги
представляют собой финансовые документы,
в которых зафиксированы определенные
имущественные права их владельцев.
Слайд 170Основными их видами являются
акции и облигации.
Слайд 171Акция
представляет собой ценную бумагу, свидетельствующую
о внесении определенной суммы
в капитал акционерного общества.
Слайд 172В зависимости от набора предоставляемых владельцу прав, выделяются
простые (обыкновенные) и привилегированные акции.
Слайд 173Простые
являются наиболее часто встречаемым видом акций.
Главные права держателей
обыкновенных акций заключаются в праве голоса
на собрании акционеров и праве на получение дивидендов, зависящих от размера получаемой АО прибыли.
Слайд 174Само название привилегированных акций говорит о наличии ряда преимуществ (привилегий),
которые предоставляются их владельцам.
Главное из них состоит в праве
на получение фиксированных дивидендов вне зависимости от размеров прибыли АО.
Слайд 175Но привилегированные акции не дают
их владельцам права голоса.
(Впрочем, в России они такое право все же иногда приобретают, если из-за сложного положения АО им не выплачивается фиксированный дивиденд.
Нарушение одного из прав таким способом компенсируется приобретением другого).
Слайд 176Любой вид акции дает владельцам право их свободной продажи,
но не обязывает акционерное общество выкупать их.
С момента приобретения акции их владелец несет вместе с обществом предпринимательские риски.
Слайд 177И если дела компании пойдут плохо и акции превратятся в
бросовые бумаги,
никто не обязан возмещать владельцу вложенные деньги.
номинальную стоимость, написанную на ней самой,
и равную сумме денег, считающейся вложенной ее владельцем в компанию.
Слайд 179По номинальной стоимости акции продаются всего
один раз - в
момент эмиссии (выпуска).
Слайд 180Наряду с номинальной существует рыночная цена, называемая
курсом акции.
Слайд 181Курс акций определяется соотношением спроса
и предложения на них.
Слайд 182А эти величины, в свою очередь, зависят от того, насколько
хорошо работает предприятие,
а также от функционирования экономики в целом.
Слайд 183Облигация –
это ценная бумага, которая удостоверяет отношение займа
между ее владельцем
и предприятием-эмитентом и подтверждает обязательство возвратить ее владельцу номинальную стоимость по истечении указанного в ней срока.
Слайд 184Если предприятие, выпустившее акции, в обмен на привлеченный капитал принимает
на себя бессрочные обязательства перед держателями акций, то выпуск облигаций
ведет к установлению временных отношений между их владельцем и эмитентом.
Слайд 185До истечения срока действия облигации ее держатель
не может требовать возврата номинальной стоимости, однако, имеет полное право на получение фиксированного дохода.
Слайд 186В отличие от владельца акций, собственник облигаций не является совладельцем
капитала предприятия,
не имеет права вмешиваться в его деятельность.
Он — кредитор этого предприятия.
Поэтому и доход, получаемый по облигациям, называется процентом.
Слайд 187Рынок ценных бумаг
Обращение акций и облигации происходит на особом
рынке ценных бумаг.
Слайд 188Основными его участниками являются потребители
и поставщики капитала.
Слайд 189Предприятия, нуждающиеся
в капитале и привлекающие его с помощью
выпуска (эмиссии) ценных бумаг, называются эмитентами.
Слайд 190Поставщики капитала, вкладывающие (инвестирующие) собственные денежные средства
в приобретение ценных бумаг с целью получения дохода, именуются инвесторами.
Слайд 191На рынке ценных бумаг происходит пересечение интересов сторон-участниц.
Так, инвесторы
заинтересованы
в получении высоких доходов от приобретенных ценных бумаг.
Слайд 192Они также хотят, чтобы купленные ценные бумаги были достаточно
надежны и ликвидны.
Слайд 193Надежность –
это свойство ценной бумаги, помогающее избежать потери вложенного капитала
Слайд 194Ликвидность –
это способность к легкой реализации и превращению в наличные
деньги.
Слайд 195Эмитенты
ценных бумаг желают получить средства
в должном
размере, быстро и по доступной цене.
Слайд 196При этом возможность получения необходимых денежных средств
для эмитента связана с автоматически возникающими у него обязательствами по передаче части получаемой прибыли инвесторам.
и вторичный рынки
В зависимости от способа поступления ценных бумаг на рынок, различают
первичный и вторичный рынки ценных бумаг.
Слайд 198На первичном рынке
фирма-эмитент привлекает средства инвесторов.
Первичный рынок дает
рождение ценным бумагам, вся же последующая долгая «жизнь» ценных бумаг
связана со вторичным рынком.
Слайд 199На вторичном рынке
ценные бумаги
могут поменять своих владельцев, то есть перейти от одних инвесторов к другим.
Слайд 200Другими словами, операции
на вторичном рынке,
как правило, происходят без участия эмитента и не приносят ему дополнительных средств.
Слайд 201Вместе с тем происходящие здесь события небезразличны
для эмитента.
Ведь никто не будет приобретать на первичном рынке акции дороже, чем их же можно купить на вторичном.
Слайд 202Фондовая биржа
представляет собой организованный рынок,
где
по заранее определенным жестким правилам совершаются сделки с ценными бумагами.
Слайд 203Фондовая биржа призвана обеспечить быструю, надежную
и эффективную перепродажу ценных бумаг.
Она выступает в качестве организатора проведения сделок между двумя сторонами: поставщиком капитала и его потребителем.
Слайд 204В процессе своей деятельности фондовая биржа выполняет три основные функции:
1)
аккумуляции капитала: находясь
в центре пересечения интересов продавцов и покупателей, биржа аккумулирует разрозненные свободные финансовые средства и помогает их инвестированию в ценные бумаги, а значит, в конечном счете, и в производство.
Слайд 2052) обеспечения межотраслевых переливов капитала: с помощью купли - продажи
ценных бумаг
на бирже капиталы перетекают из отраслей, где существует устойчивое перепроизводство (скажем, старые отрасли, производящие неконкурентоспособные товары), в отрасли, где рынок требует резкого наращивания выпуска.
Слайд 2063) переход управления фирмами к эффективному собственнику: ценные бумаги неэффективно
работающей фирмы из-за стремления многих владельцев избавиться от них резко
понижаются в цене.
Слайд 207Это создает благоприятную возможность для скупки акций
в целях формирования контрольного пакета, и, следовательно, способствует переходу управления компанией в более надежные руки, то есть к эффективному собственнику.