Слайд 1Педагогика древнего мира
(Древней Индии и Китая)
Д.п.н., проф. А.С.Косогова
Слайд 9Варны в древней Индии
Вайшьи – торговцы, скотоводы, земледельцы
Шудры – прислуга
и рабочие
Слайд 12В течение 2-1-го тысячелетий до н. э. территория Индии осваивалась
арийскими племенами. Кастовый строй наложил специфический отпечаток на развитие воспитание
и обучение
Другим не менее важным фактором генезиса воспитания и образования оказалась религиозная идеология: брахманизм (индуизм) в дравидско-арийскую эпоху, буддизм и необрахманизм в последующий период.
Слайд 13 В дравидско-арийскую эпоху сложились достаточно устойчивые представления о воспитании
и обучении.
Основная идея: каждый должен развивать свои нравственные, умственные и
физические качества так, чтобы сделаться органичным членом своей касты. У брахманов ведущими качествами считались интеллектуальные достоинства, у кшатриев - сила и мужество, у вайшьи - трудолюбие и терпение, у шудр - покорность.
Сформировался и взгляд на идеальное воспитание (для высших каст). Согласно ему человек рожден для насыщенной счастливой жизни. Воспитание предусматривало умственное развитие, духовность (способность к самопознанию), физическое совершенство, любовь к природе и прекрасному, самообладание и сдержанность.
Слайд 14Носителем идеального воспитания служил также Рама - герой другого древнеиндийского
эпоса - "Махабхараты". Вот каким был этот образец человеческого совершенства:"
Никто не мог сравниться с царевичем в силе и отваге, и всех превзошел Рама и ученостью, и воспитанием, и мудрым разумением. Исполненный добродетелей, он никогда не кичился и не выискивал пороков у других. Чистый душою, он был приветлив и кроток в обращении, незлобен и прямодушен, почтителен со старшими. Постоянно в часы отдыха он упражнялся в воинском искусстве, он вел полезные беседы с умудренными возрастом, наукой и опытом мужами. Он знал веды, законы и обычаи, был красноречив и рассудителен и никогда не уклонялся с пути долга".
Слайд 15Своеобразной священной и одновременно учебной книгой была также "Бхагавадгита" (1-е
тысячелетие до н. э.). В ней предлагались образцы содержания и
путей воспитания и образования. "Бхагавадгита" написана в форме бесед мудрого учителя с учеником. Суть обучения по "Бхагавадгите" состояла в следующем: Кришна ставил перед Арджуной различные цели, расширяя и углубляя их таким образом, чтобы побудить ученика к самостоятельному поиску истины, научить верным приемам и методам познания. Процесс обучения сравнивался со сражением, побеждая в котором Арджуна поднимался к совершенству.
Слайд 16 К середине 1-го тысячелетия до н. э. в Индии
сложилась определенная традиция семейно-общественного воспитания. На первой ступени - в
семье - систематическое обучение не предусматривалось. Для трех высших каст оно начиналось после особого ритуала посвящения во взрослые и ученики - упанаямы. Не прошедшие инициацию становились отверженными, их лишали права иметь супругами представителей своей касты, получать дальнейшее образование. Так в индоарийском обществе контролировались результаты семейного воспитания и складывалось отношение к ученичеству как закономерному этапу в жизни человека. Для брахманов срок инициации приходился на 8-летний возраст, для кшатриев - на 11-летний, для вайшьев - на 12-летний. Программа образования брахманов была более полной. У кшатриев и вайшьев программа отличалась меньшей насыщенностью, но большей профессиональной направленностью. Кшатрии обучались военному искусству, вайшьи - сельскохозяйственным работам и ремеслам. Длительность обучения обычно не превышала восьми лет.
Слайд 17 В буддийскую эпоху происходят изменения в учебной программе. Главное
внимание начали уделять обучению грамматике санскрита, который с I в.
н. э. становится ведущим языком в Северной Индии. К этому времени был создан древнейший индийский слоговой алфавит - брахми. К III в. н. э. в Индии было распространено несколько систем алфавитно-слогового письма, пришедшего на смену идеографическому письму. Использование алфавитно-слогового письма заметно повышало результативность образования. Во II-VI вв. происходит ренессанс индуизма. В этот период, получивший название "необрахманского", взгляды на воспитание претерпевают значительные изменения. Увеличивается число школ.
Слайд 18В ходе развития организованного воспитания и обучения в Древней Индии
сложились крупные центры образования. Среди подобных центров получили известность, например,
комплексы в Такшашиле (ныне г. Таксила в Пакистане), Наланде (близ г. Бхуванешвара). В Такшашиле, процветавшем почти пятьсот лет (до V в. н. э.), жили известные ученые и философы. Они преподавали медицину, искусство, астрономию, естествознание, коммерцию, обучали магии, заклинанию змей. Такшашила поддерживала культурные связи с Китаем, Ближним и Средним Востоком.
Не менее широкую известность получила просветительская деятельность в Наланде, где в период расцвета (IV в. до н. э.) действовали школы при 13 буддийских монастырях с множеством учеников и учителей. Спектр изучаемых предметов был весьма богат: индуизм и буддизм, логика, веды, медицина, филология, языкознание, право, астрономия и пр.
Слайд 19
Китай — единственная на земле страна, где преемственность государства и
культуры сохраняется на протяжении четырех тысячелетий
Слайд 20 В основе богатых и своеобразных педагогических традиций Древнего Китая,
как и других первых человеческих цивилизаций, лежит опыт семейно-общественного воспитания,
уходящий корнями в первобытную эпоху. В Китае веками складывался педагогический идеал, который предусматривал воспитание начитанного, внешне вежливого, обладающего внутренним самообладанием человека, умеющего "заглянуть глубоко в себя и установить мир и гармонию в своей душе".
В основе воспитательных отношений лежало уважение младших к старшим. Наставник почитался, как отец. Деятельность учителя считалась весьма почтенной. Приобретение образования было делом крайне важным.
Слайд 21 Жизнь в любой семье протекала под знаком сложившихся веками
обычаев и представлений. Так, считалось, что у каждого дома есть
свой покровитель (цзаован), который оценивает поведение, труд и прилежание домочадцев. Всем членам семьи следовало соблюдать определенные правила и ограничения, например, запрет на бранные слова, поступки, которые могут повредить старшим и остальным родственникам. Людям представлялось, что существуют божества, следящие за нравственностью на земле. Подобный настрой усиливала непременная атрибутика в жилище - картинки с изображениями нравоучительных сценок.
Слайд 22 Согласно древним книгам, первые школы в Китае появились в
3-м тысячелетии до н. э. Они назывались сян и сюй.
Сян возникли на месте прибежищ для престарелых, бравшихся обучать и наставлять молодежь. В сюй поначалу учили военному делу, в частности, стрельбе из лука. Позже для обозначения учебного заведения пользовались словом сюэ (учить, учиться). Первые свидетельства о сюэ содержатся в отдельных надписях эпохи Шан (Инь) (XVI-XI вв. до н. э.). В тогдашних сюэ учились лишь дети свободных и состоятельных людей. В программу обучения и воспитания входили шесть искусств: мораль, письмо, счет, музыка, стрельба из лука, управление лошадью.
Слайд 23В древнем Китае, на протяжении столетий, получение образования было доступно,
только детям из аристократических семей, обучавшихся в школах письму, счету,
музыке, морали, стрельбе из лука и верховой езде. Впервые, Конфуций начал обучать бедное население.
Слайд 24 Главной целью обучения было освоение иероглифического письма. Ко времени
возникновения первых школ иероглифическим письмом владели немногие - так называемые
пишущие жрецы. Умение пользоваться иероглификой передавалось по наследству и распространялось в обществе крайне медленно. Первые иероглифы были высечены на черепашьих панцирях и костях различных животных. Начиная с X в. до н. э., стали появляться иероглифы на бронзовых сосудах. В VIII в. до н.э. - начале новой эры для письма -стали использовать расщепленный в пластины бамбук и шелковую ткань, на которых писали соком лакового дерева с помощью заостренной бамбуковой палочки. После того, как в начале II в. н. э. стали изготовлять бумагу и тушь, процесс написания иероглифов и обучения иероглифическому письму стал более простым.
Слайд 25Подход к школьному обучению в Древнем Китае сводился к краткой,
но емкой формуле: легкость, согласие между учеником и учителем, самостоятельность
школяров. Наставник заботился о том, чтобы научить своих питомцев самостоятельно ставить и решать различные вопросы.
Китай стоит в ряду древних цивилизаций, где были сделаны первые попытки теоретически осмыслить воспитание и образование. Основные философские школы сформировались в Китае к VI в. до н. э. К ним относились: даосизм, буддизм и конфуцианство.
Наиболее архаичные традиции были свойственны даосизму (основатель Лаоцзы - VII в. до н. э.), рассматривавшему образование как нечто искусственное на пути к гармонии человека и неба. Основное внимание уделялось опрощению, сближению с природой с помощью таких приемов, как молчание и бездеятельность.
Слайд 26 Наибольшее воздействие на развитие педагогической мысли оказали Конфуций и
его последователи.
Конфуций (551-479 гг. до н. э.) создал
свою школу, где, по преданию, прошли обучение до 3 тыс. учеников. В дальнейшем мыслитель почитался как божественный покровитель науки и образования. Методика преподавания в школе Конфуция предусматривала диалоги учителя с учениками, классификацию и сравнение фактов и явлений, подражание образцам.
Конфуций обобщил опыт воспитания и образования Древнего Китая и высказал собственные оригинальные идеи в этой области.
В основе идей лежали общефилософские и социальные воззрения. Конфуций рассматривал воспитание, нравственное самосовершенствование как существенные факторы человеческого бытия, непременные условия благополучия. Стабильность общества, считал Конфуций, покоится на воспитании согласно социальному назначению: "Государь должен быть государем, сановник - сановником, отец - отцом, сын - сыном".
Слайд 27 Классический труд, в котором нашли отражение педагогические взгляды Конфуция,
- это трактат "Беседы и суждения" ("Лунь юй"). В нем
воспроизведены беседы философа с учениками. Начиная с II в. н. э. трактат был обязательным для заучивания наизусть в школе.
Некоторые изречения из этой книги, определявшие высокое назначение и принципы воспитания и обучения: "Учиться и не размышлять - напрасно терять время, размышлять и не учиться - губительно", "Если не можешь совершенствоваться сам, то как ты сможешь совершенствовать других людей?", "Учиться без пресыщения", "Учиться и время от времени повторять изученное".
Слайд 28Интерес к Конфуцию постоянно растёт во всем мире. В настоящее
время в 87 странах мира изучают конфуцианство, провозглашающее пять устоев
– гуманность – жэнь, должная справедливость – и, этико-ритуальная благопристойность – ли, разумность– чжи и благонадёжность – синь.
Слайд 29 Последователями Конфуция на протяжении четырех веков был составлен трактат
"Книга обрядов" (IV-I вв. до н. э.). В этой книге
школьное образование признается необходимым и первостепенным для человека: "Думай о том, чтобы постоянно пребывать в учении". В книге изложена система педагогических принципов, методов и приемов: "Если не пресечь дурное, когда оно обнаружилось, то дурное не преодолеть"; "Благородный муж наставляет, но не тянет за собой, побуждает, но не заставляет, открывает путь, но не доводит до конца", "Благородный муж в учении закаливается, совершенствуется, приобретает знания в развлечениях"; " Если учиться, когда ушло время, успеха не добьешься"; "Питай почтение к последовательности"; "Если учиться в одиночестве, кругозор будет ограничен, а познания скудны", "Учитель и ученик растут вместе" и т.д.
Слайд 30 Перу неизвестного последователя Конфуция и Мэнцзы принадлежит трактат "Заметки
об обучении" ("Сюэ цзи") (III в. до н. э.), где
различаются понятия воспитания и обучения. Автор настаивает на необходимости в учебно-воспитательном процессе идти от простого к сложному.
На исходе эпохи Древнего Китая (II в. до н. э.-II в. н. э.) конфуцианство являлось официальной идеологией, в том числе идеологией образования и воспитания. В этот период образованность получила сравнительно широкое распространение. Вырос престиж обученного человека, сложился своеобразный культ образованности. Школьное дело превратилось в неотъемлемую часть государственной политики. Возникла система государственных экзаменов на чиновничьи должности. Прошедшие курс школьного образования в сдаче таких экзаменов видели путь к общественной карьере.