Разделы презентаций


Лекция 12. ЭКЛЕКТИКА Конец Х1Х- начало ХХ вв

Содержание

Принципы классицизма Лежащие в основе эстетики классицизма идеи Просвещения и рационализма обусловили следующие принципы: взгляд на художественные произведения как на плод разума и логики, торжествующих над хаосом и текучестью чувственно воспринимаемой

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Лекция 12. ЭКЛЕКТИКА Конец Х1Х- начало ХХ вв.
Эклектика как реакция

на противоречия классицизма.
Версии и направления эклектики.
Новые принципы

формообразования
в творчестве ведущих архитекторов эпохи.
Лекция 12. ЭКЛЕКТИКА  Конец Х1Х- начало ХХ вв. Эклектика как реакция на противоречия  классицизма. Версии

Слайд 2Принципы классицизма
Лежащие в основе эстетики классицизма идеи Просвещения и

рационализма обусловили следующие принципы:
взгляд на художественные произведения как на

плод разума и логики, торжествующих над хаосом и текучестью чувственно воспринимаемой жизни, художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания;
эстетической ценностью в классицизме обладает лишь непреходящее, неподвластное времени, только вечное, неизменное, только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки;
придавая огромное значение общественной и воспитательной функции искусства, классицизм выдвигает новые этические нормы, формирующие образ его героев: стойкость перед жестокостью судьбы и превратностями бытия, подчинение личного общему, страстей — долгу, разуму, верховным интересам общества, законам мироздания;
в основе классицизма лежат идеи рационализма, идущие из философии Декарта;
многие правила и каноны классицизм берет из «Великой эстетической теории» античного искусства в основу которой заложены взгляды Аристотеля и Платона.

ПРИНЦИПЫ ВЕЛИКОЙ ЭТЕТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

 ПРИДАНИЕ КАЖДОМУ ПОНЯТИЮ ЕГО ИДЕИ И ЕГО ФОРМЫ легло в основу принципов, действующих в искусстве.
ПРИНИП "ЦЕЛОЕ и ЧАСТЬ" Был первым из них.
Одновременно с принципом "Целое и часть" действовал и другой -«ПРИНЦИП СОПОСТАВИМОСТИ»
В эстетических принципах почетное место занимают ОТДЕЛКА и ОРНАМЕНТ. Они были результатом естественной ПОТРЕБНОСТИ ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ И СИМВОЛА ТОГО ВРЕМЕНИ.
ПРЕКРАСНОЕ, берущее свое начало в ЦЕЛЕСООБРАЗНОМ.
точно найденная СОВОКУПНОСТЬ ЧАСТЕЙ.
ОБРАЗЫ ТЕКТОНИКИ, достигаемые гармоничным отношением ЧАСТЕЙ И ПЛАСТИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКОЙ ДЕТАЛЕЙ.
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ.
 


Принципы классицизма Лежащие в основе эстетики классицизма идеи Просвещения и рационализма обусловили следующие принципы: взгляд на художественные

Слайд 3В классицизме окончательно утверждались новые методы творчества.
Гармонизация произведения архитектуры,

его частей и целого осуществлялась уже на работе над проектным

чертежом. Тем самым окончательно закреплялось разделение труда, сменившее былую «артельность».
Замысел и разработка формы, несущей образ, стали делом одного архитектора, выступающего в роли автора (хотя к этому не скоро привыкли за пределами профессии, из-за чего и осталось так много вопросов, связанных с авторством произведений раннего классицизма, включая крупнейшие, как Пашков дом и дворец Разумовского в Москве или Инженерный замок в Петербурге).
Для архитектурной формы, во всех деталях предопределенной проектом, образцами служили уже не столько здания, сколько их изображения, аналоги проектного чертежа.
Нормы классицизма были сведены в строгую систему. Все это вместе позволяло полно и точно осваивать стиль по чертежам и текстам теоретических трактатов, что было почти невозможно для барокко с его капризной индивидуальностью.

В классицизме окончательно утверждались новые методы творчества. Гармонизация произведения архитектуры, его частей и целого осуществлялась уже на

Слайд 4Проектирование обособилось от строительства; это расширило влияние на архитектуру профессиональной

литературы и книжности вообще. Возросла роль слова в формировании архитектурного

образа. Связь его с образами историческими и литературными обеспечивала общепонятность для людей начитанных (просвещенный слой дворянства объединялся общим кругом чтения и книжных знаний).
Это сделало стиль равно отвечающим намерениям абсолютистской власти и идеям ее просвещенной оппозиции, вкусам богатейших, могущественных вельмож и ограниченных в средствах небогатых дворян.

Закреплению теоретических доктрин классицизма способствовала деятельность основанных в Париже Королеских академий — живописи и скульптуры (1648) и архитектуры (1671).



Проектирование обособилось от строительства; это расширило влияние на архитектуру профессиональной литературы и книжности вообще. Возросла роль слова

Слайд 5Архитектуре классицизма в целом присуща:
обращение к формам античного зодчества

как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности;
регулярность

планировки и четкость объемной формы.
основой архитектурного языка классицизма стал ордер, в пропорциях и формах близкий к античности,
симметрично-осевые композиции,
сдержанность декоративного убранства,
регулярная система планировки городов.
гражданские идеалы, основанные на идеях философского рационализма Просвещения;
о разумной закономерности мира, о прекрасной, облагороженной природе, стремление к выражению большого общественного содержания, возвышенных героических и нравственных идеалов;
строгость формы,
ясность пространственного решения,
геометризм интерьеров,
мягкость цветов;
лаконизм внешней и внутренней отделки сооружений;.
в отличие от построек барокко, мастера классицизма никогда не воздавали пространственных иллюзий, искажавших пропорции здания.
Архитектуре классицизма в целом присуща: обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической

Слайд 6Противоречия классицизма
Несоответствие функциональных и конструктивных ее элементов — с одной

стороны, и сугубо декоративного облика сооружений — с другой.
Эстетика классицизма

отражала стремление к идеализации действительности, за счет отказа от изображения сложной и многоплановой реальности.

Различным функциям по-прежнему служили немногие варианты простых планов, уже использовавшиеся русским барокко.


Противоречия классицизмаНесоответствие функциональных и конструктивных ее элементов — с одной стороны, и сугубо декоративного облика сооружений —

Слайд 7Эклектизм предлагал выход из обострявшегося конфликта между архитектурой и жизнью,

но выход компромиссный:
вместо ориентации на нормы классицизма оказалась возможной

свобода обращения к любым формальным системам, созданным зодчеством в его истории;
.сохранялась и убежденность в том, что форма может и должна развиваться по собственным законам.

Эклектика это - не стиль, а сложный поток формообразования, возникший как реакция на противоречия классицизма

Эклектизм предлагал выход из обострявшегося конфликта между архитектурой и жизнью, но выход компромиссный: вместо ориентации на нормы

Слайд 8ТЕНДЕНЦИИ ФОРМООБРАЗОВАНИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ ЭКЛЕКТИКИ
НА РУБЕЖЕ Х1Х-ХХ вв.
Возникновение

различных тенденций формообразования в архитектуре на рубеже 19-20 столетий обусловлено

рядом факторов.
Достижениями научно-технического прогресса.
Политическими, социальными и идеологическими условиями, сложившимися в Европе.
Внутрипрофессиональными противоречиями классицизма:
форма/образ;
форма/конструкция;
форма/функция.
Влияние этих факторов закономерно. Поэтому необходимо изучение архитектуры XIX века во всех ее составляющих.
.
ТЕНДЕНЦИИ ФОРМООБРАЗОВАНИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ ЭКЛЕКТИКИ НА РУБЕЖЕ Х1Х-ХХ вв. Возникновение различных тенденций формообразования в архитектуре на рубеже

Слайд 91
Достижения
научно-технического прогресса.

Классицизм с определенного момента перестал

удовлетворять идеологическим, социальным, и политическим требованиям.

1Достижения научно-технического прогресса.Классицизм с определенного  момента  перестал  удовлетворять идеологическим, социальным, и политическим требованиям.

Слайд 102
Политические,
социальные и идеологические условия
«Римской» эстетике классицизма уже в

конце XIX века патриотически и националистически настроенные романтики стали противопоставлять

художественные вкусы «варварской», германско-кельтской Европы. В своём роде это было противопоставление разума и чувств, рационализма и иррационализма. Эта несовместимость римской эстетики и эстетики «варварской», то есть не римской, вызвала к жизни само название «готики».

Развитие промышленности во второй половине XIX в. вызвало приток населения в города. Старые города Европы росли и перестраивались. Тогда появилась новая форма жилого здания — доходный дом, где квартиры сдавались внаём жильцам разного достатка. Из-за дороговизны земли застройка становилась плотнее, дома поднимались ввысь — так формировался современный тип западного многоэтажного города.

2Политические, социальные и идеологические условия «Римской» эстетике классицизма уже в конце XIX века патриотически и националистически настроенные

Слайд 113
Внутри-
профессиональные противоречия классицизма:
форма/образ;
форма/конструкция;
форма/функция.

3Внутри-профессиональные противоречия классицизма:форма/образ;форма/конструкция;форма/функция.

Слайд 12Форма/образ
Классицизм не давал возможности выявить в полной мере начала национальных

культур, а они в этот период становятся важным фактором социально-политической

и идеологической жизни в государствах Европы.
В странах Европы, сбросивших с себя иго наполеоновской Франции, усилились патриотические настроения. Резко возрастает интерес к своему собственному национальному наследию. Все это привело в области архитектуры к стремлению выработать иные, новые формы, исходящие из новых требований, предъявляемых к архитектуре -- из национальных художественных традиций.


Форма/образКлассицизм не давал возможности выявить в полной мере начала национальных культур, а они в этот период становятся

Слайд 13Форма/конструкция

В Х1Х веке уже использовались металлы — чугун, кованое железо,

облегченные своды. Во второй половине XIX века стала применяться сталь,

позже — железобетон. С годами роль новых строительных материалов все возрастала, однако в течение длительного времени они рассматривались как вспомогательные, скрывались под каменными оболочками, под облицовкой или же приобретали старые, архаические, не свойственные им декоративные формы.

Форма/конструкцияВ Х1Х веке уже использовались металлы — чугун, кованое железо, облегченные своды. Во второй половине XIX века

Слайд 14Форма/функция.
Классицизм с определенного момента перестал удовлетворять

жизненным и бытовым требованиям. Планировочные решения, предлагаемые классицизмом, не могли

вместить нового, общественного содержания, новых функций. Различным функциям по-прежнему служили немногие варианты простых планов.

Форма/функция.Классицизм с определенного  момента  перестал  удовлетворять  жизненным и бытовым требованиям. Планировочные решения, предлагаемые

Слайд 15Сама свобода выбора
способа организации формы делала пространственную структуру сооружений

и их конструкцию уже не столь однозначно зависящими

от стереотипов стиля.


Сама свобода выбора способа организации формы делала пространственную структуру сооружений  и их конструкцию уже не столь

Слайд 16
Устанавливалась связь между
назначением и формой


здания.

Связь эта имела поначалу чисто знаковый, ассоциативно-символический характер.

1
ФОРМА-ФУНКЦИЯ

Устанавливалась связь между назначением и формой здания. Связь эта имела поначалу чисто знаковый,

Слайд 17Подражание стилям, подделка под них являлись всего лишь маскировкой, так

как планы зданий, их функции, а также строительные материалы и

конструкции были вполне современными и не имели ничего общего со средневековьем, эпохой Возрождения или последующими историческими периодами. Возникала лишь иллюзия старой архитектуры
Подражание стилям, подделка под них являлись всего лишь маскировкой, так как планы зданий, их функции, а также

Слайд 18В архитектуре XIX века можно обнаружить два варианта обращения к

историческим стилям :
Первый заключался в более или менее удачном

воспроизведении снаружи и внутри здания композиционно-декоративных форм какого-то одного стиля; это был ретроспективизм.
Второй вариант сводился к употреблению в декоративном убранстве одного здания мотивов различных стилей, иногда смешиваемых друг с другом. Например, фасады здания оформлялись в стиле итальянского барокко, внутренние же помещения подделывались под другие стили - готику, Ренессанс и прочие. Это был уже явный конгломерат стилей, то что называется обычно эклектикой.

В архитектуре XIX века можно обнаружить два варианта обращения к историческим стилям : Первый заключался в более

Слайд 19Неого́тика («новая готика») — наиболее распространённое направление в архитектуре эпохи эклектики

, возрождавшее формы и (в ряде случаев и конструктивные особенности)

средневековой готики.
Возникло в Англии в 40-е годы ХУ111 века.
В отличие от национальных направлений эклектики (таких, как псевдорусский или неомавританский стили) неоготика была востребована по всему миру: именно в этом стиле строились католические соборы в Нью-Йорке и Мельбурне, Сан-Паулу и Калькутте, Маниле и Гуанчжоу, Рыбинске и Киеве.

В XIX веке англичане, французы и немцы оспаривали друг у друга право считаться родоначальниками готики, однако пальму первенства в возрождении интереса к средневековой архитектуре единодушно отдают Великобритании.
Британская империя как в метрополии, так и в колониях вела огромное по размаху и функциональному разнообразию строительство в неоготическом стиле, плодами которого стали такие общеизвестные сооружения, как «Биг Бэн» и Тауэрский мост.
В России востребованность неоготики была ограничена придворными кругами и католическими общинами крупных городов, которые строили архитекьурные капризы и костелы, соответственно. В русскоязычной литературе для обозначения сдобренной национальными элементами неоготики употребляется термин «псевдоготика», так как подлинной готики на территории Древней Руси не существовало.

Неого́тика («новая готика») — наиболее распространённое направление в архитектуре эпохи эклектики , возрождавшее формы и (в ряде случаев

Слайд 20В 1830—1840-х годах в странах Европы — Франции, Германии, Англии

и других — появляются многочисленные здания, облик которых в той

или иной степени воспроизводит мотивы и формы готической архитектуры
В 1830—1840-х годах в странах Европы — Франции, Германии, Англии и других — появляются многочисленные здания, облик

Слайд 21Для католических церквей Англии и США стало обычным обращение к

прообразам поздней готики

Для католических церквей Англии и США стало обычным обращение к прообразам поздней готики

Слайд 22Парламент в Будапеште. Архитектор И. Шнейдль. 1855-1870 гг.

Парламент в Будапеште. Архитектор И. Шнейдль. 1855-1870 гг.

Слайд 24Башня Тома в Оксфорде (1681-82, арх. Кристофер Рен) — единственное в

своём роде готическое сооружение эпохи барокко.

Башня Тома в Оксфорде (1681-82, арх. Кристофер Рен) — единственное в своём роде готическое сооружение эпохи барокко.

Слайд 25Неоготика отразила ностальгические устремления и индивидуалистические ценности пришедшей ей на

смену эпохи романтизма. Интерес к средневековью, и особенно к средневековым

руинам, в Англии пробудился ещё в ХУ111 века.

Замок шотландского герцога Аргайла на озере Лох-Файн (1746-89) — один из первых в Европе памятников неоготики

Неоготика отразила ностальгические устремления и индивидуалистические ценности пришедшей ей на смену эпохи романтизма. Интерес к средневековью, и

Слайд 26Фонтхилл-эбби — загородный дом английского писателя
У. Бекфорда со 100-метровой готической

башней (строился в 1795—1813 гг.).

Фонтхилл-эбби — загородный дом английского писателя У. Бекфорда со 100-метровой готической башней (строился в 1795—1813 гг.).

Слайд 27Лондонский вокзал Сент-Панкрас (арх. Дж. Г. Скотт, 1865-68 гг.) — пример

наложения неоготического декора на современные металлоконструкции.

Лондонский вокзал Сент-Панкрас (арх. Дж. Г. Скотт, 1865-68 гг.) — пример наложения неоготического декора на современные металлоконструкции.

Слайд 28«Мидленд-Гранд-Отель», Сент-Панкрас. Архитектор Джордж Скотт. 1871 г

«Мидленд-Гранд-Отель», Сент-Панкрас. Архитектор Джордж Скотт. 1871 г

Слайд 29Замок в Кардифе. Уэльс. Архитектор Уильям Берджес. 1885 г.

Замок в Кардифе. Уэльс. Архитектор Уильям Берджес. 1885 г.

Слайд 30Вестминстерский дворец. Лондон. Архитекторы Чарлз Бэрри, Огюстес Пьюджин. 1860 г.

Вестминстерский дворец. Лондон. Архитекторы Чарлз Бэрри, Огюстес Пьюджин. 1860 г.

Слайд 32Русская псевдоготика конца XVIII — начала XIX вв. — это в значительной степени

романтические фантазии на темы западного средневековья, которые отражают идеализированное представление

заказчиков о средних веках как эпохе торжества христианства и рыцарских турниров. Первые в России попытки архитектурных стилизаций под готику относятся к 1770-м годам, когда Ю. М. Фельтен по заказу Екатерины II выстроил в диковинных для Петербурга формах Чесменский путевой дворец и церковь при нём, а В. И. Баженов по её заданию занялся проектированием обширной Царицынской усадьбы под Москвой.
Русская псевдоготика конца XVIII — начала XIX вв. — это в значительной степени романтические фантазии на темы западного средневековья, которые

Слайд 33Белая башня в Царском Селе (1821-27, арх. А. А. Менелас)

Церковь

Александра Невского в Петергофе (1831-34, арх. К. Ф. Шинкель)

Белая башня в Царском Селе (1821-27, арх. А. А. Менелас)Церковь Александра Невского в Петергофе (1831-34, арх. К.

Слайд 34Усадьба Марфино близ Лобни (1837-46,
арх. М. Д. Быковский)

Новопетергофский вокзал

(1855-57,
арх. Н. Л. Бенуа)

Ласточкино гнездо (1911-12,
арх. Л. В.

Шервуд)

Усадьба Марфино близ Лобни (1837-46, арх. М. Д. Быковский)Новопетергофский вокзал (1855-57, арх. Н. Л. Бенуа)Ласточкино гнездо (1911-12,

Слайд 35Византийские и древнерусские истоки казались естественными для форм православных храмов.

Новочеркасский

войсковой собор.
Архитектор Ященко

Византийские и древнерусские истоки казались естественными для форм православных храмов.Новочеркасский войсковой собор.Архитектор Ященко

Слайд 40Русская архитектура.
Деревянный дворец
в Коломенском

Русская архитектура. Деревянный дворец в Коломенском

Слайд 41Русская архитектура.
Деревянный дворец
в Коломенском

Русская архитектура. Деревянный дворец в Коломенском

Слайд 42Обращение к «русскому стилю».
Арх. Васильев. Школа домоводства. Ростов-на-Дону.

Обращение к «русскому стилю». Арх. Васильев. Школа домоводства. Ростов-на-Дону.

Слайд 46Пышность необарокко казалась особенно уместной для сферы отдыха и развлечений.

Здание

«Гранд Опера» в Париже.
Архитектор

Пышность необарокко казалась особенно уместной для сферы отдыха и развлечений.Здание «Гранд Опера» в Париже. Архитектор

Слайд 47Разрыв особенно очевиден там, где стремились соединить романтичную живописность с

формальной дисциплиной ордера — примером такого рода стало здание Большой

оперы (1861—1875) в Париже Ш. Гарнье, предмет бесчисленных подражаний в конце века.
Разрыв особенно очевиден там, где стремились соединить романтичную живописность с формальной дисциплиной ордера — примером такого рода

Слайд 53Здания банков имитировали формы раннего итальянского Возрождения, напоминая об историческом

истоке банковского дела

Здание банка в Ростове-на-Дону. 1905 г.

Архитектор Перетяткович М.М.
Здания банков имитировали формы раннего итальянского Возрождения, напоминая об историческом истоке банковского дела Здание банка в Ростове-на-Дону.

Слайд 54Реминисценции античного Рима избирались для официальных учреждений
Здание Гауптвахты в Новочеркасске.


Архитектор

Реминисценции античного Рима избирались для официальных учрежденийЗдание Гауптвахты в Новочеркасске. Архитектор

Слайд 55Характерными для времени, когда отмирал классицизм и утверждались методы эклектики,

стали ордерные композиции, основанные на многократном, равномерном повторении ордерной ячейки.


Такие композиции не имели ни выявленного центра, ни завершающих акцентов на флангах; между ярусами архитектурных ордеров не было качественного различия.

Такая классическая тема (однородной ритмической ткани стены) использовалась для зданий министерств и других казенных присутственных мест .
Отбрасывались основные принципы классицистической композиции:
внутренняя завершенность (принцип «ни убавить, ни прибавить»),
подчиненность центру,
членение на основание, тело и венчание.



Характерными для времени, когда отмирал классицизм и утверждались методы эклектики, стали ордерные композиции, основанные на многократном, равномерном

Слайд 56Для ранней эклектики в Америке также характерны композиции, основанные на

многократном повторении ордерной ячейки и не имеющие выделенного центра.
Нью Йорк.

Универсальный магахин Хауорта.
Арх. Р. Гейнор. 1857г.
Для ранней эклектики в Америке также характерны композиции, основанные на многократном повторении ордерной ячейки и не имеющие

Слайд 57В Петербурге такой характер имеют здания, построенные в 1844—1853 гг.

на Исаакиевской площади для Министерства государственных имуществ. Здесь предвосхищены характерные

черты «офиса», образованного из равноценных конторских ячеек.
В Петербурге такой характер имеют здания, построенные в 1844—1853 гг. на Исаакиевской площади для Министерства государственных имуществ.

Слайд 58Обращение к «мавританскому стилю».
Грязелечебница в Таганроге

Обращение к «мавританскому стилю». Грязелечебница в Таганроге

Слайд 60«Китайщина» и некие конгломераты знаков восточной экзотики на фоне расцвета

классицизма, отмечали выход из сферы ритуализовапной жизни в некое «Зазеркалье»

праздника, карнавала.
«Китайщина» и некие конгломераты знаков восточной экзотики на фоне расцвета классицизма, отмечали выход из сферы ритуализовапной жизни

Слайд 62Расширение круга источников подражания
в пределах традиционного историзма шло следом

за умножением визуальной информации, вовлекавшейся в культурный обиход людей XIX

в.

Расширение круга источников подражания в пределах традиционного историзма шло следом за умножением визуальной информации, вовлекавшейся в культурный

Слайд 63Признание ценности различных культур, вошедшее в программу европейского романтизма,
снимало

ореол исключительности с традиций художественной культуры, шедших от античности и

итальянского Ренессанса.

В архитектуре середины и второй половины XIX в. использовались прообразы, восходящие к византийскому, древнерусскому, романскому и готическому зодчеству, проторенессансу Тосканы, французскому и северному Возрождению, барокко и рококо, Все эти версии и направления и тенденции развивалось параллельно.
Признание ценности различных культур, вошедшее в программу европейского романтизма, снимало ореол исключительности с традиций художественной культуры, шедших

Слайд 64Критерии, на которые опирался классицизм утратили обязательность.
Даже если

архитекторы обращались к воспроизведению античных и ренессансных форм, они следовали

классическим канонам только в рисунке фрагментов, которые связывались в целое чисто практическим подходам к структуре объекта.
Критерии, на которые опирался классицизм утратили обязательность.  Даже если архитекторы обращались к воспроизведению античных и ренессансных

Слайд 65ФОРМА-конструкция

Использование металлических конструкций
не могло не

повлиять на форму здания.



ФОРМА-конструкция    Использование металлических конструкций не могло не повлиять на форму здания.

Слайд 66В XIX в. западная архитектура пережила технологический переворот: появились новые

материалы (чугун, сталь, железобетон) и методы строительства. Но современные конструкции

считались слишком грубыми, недостойными стать основой нового архитектурного
стиля.

Их использовали лишь
при строительстве мостов, вокзалов, крытых рынков,
а также популярных тогда всемирных промышленных выставок.
В XIX в. западная архитектура пережила технологический переворот: появились новые материалы (чугун, сталь, железобетон) и методы строительства.

Слайд 67
Противоречия взаимосвязи
формы и конструкции получили разрешение.

Новые металлические конструкции

получили семантическую связь
с новыми типами сооружений и их назначением.


Противоречия взаимосвязи формы и конструкции получили разрешение. Новые металлические конструкции получили семантическую связь с новыми типами сооружений

Слайд 68В 1851 г. архит. В. Бальтар создал проект металлостеклянных павильонов

оптового рынка — «чрева Парижа» — вместо ранее задуманных массивных

построек.
Металло-стеклянные своды стали применять для дебаркадеров железнодорожных вокзалов — этот стереотип утвердился в 1850-е годы, а в 1863—1865 гг. получил логичное и смелое воплощение в конструкциях лондонского вокзала Сен-Панкрас, основой которых были пологие трехшарнирные арки стрельчатого очертания с пролетом в 73 м, тогда самым большим в мире (инж. У. Барлоу).

В 1851 г. архит. В. Бальтар создал проект металлостеклянных павильонов оптового рынка — «чрева Парижа» — вместо

Слайд 69Элементы из металла и стекла заводского изготовления
Для Хрустального дворца
Галерея

Виктора Эммануила 2
в Милане.
Свод, напоминающий средневековый храм.

Элементы из металла и стекла заводского изготовления Для Хрустального дворцаГалерея Виктора Эммануила 2 в Милане. Свод, напоминающий

Слайд 71Каркас университетского музея в Оксфорде напоминает выставленные здесь скелеты динозавров.

Мост Рэйлвей-бридж (Шотландия).

Каркас университетского музея в Оксфорде напоминает выставленные здесь скелеты динозавров. Мост Рэйлвей-бридж (Шотландия).

Слайд 72Клифтонский подвесной мост (Англия).
инженер Изамбар Кингдом Брюнель сочетал инженерное

мастерство с художественными принципами прошлого. Для удержания мощных металлических тросов

и стержней он возвел из камня массивные «египетские» пилоны.
Клифтонский подвесной мост (Англия). инженер Изамбар Кингдом Брюнель сочетал инженерное мастерство с художественными принципами прошлого. Для удержания

Слайд 73«Гнутое стекло» оранжерея Палм-Хаус (Кью Гарденс, Лондон) из чугуна и

железа. Авторы: Децимус Бартон и Ричард Тернер

«Гнутое стекло» оранжерея Палм-Хаус (Кью Гарденс, Лондон) из чугуна и железа. Авторы: Децимус Бартон и Ричард Тернер

Слайд 74Оранжерея Палм-Хаус (Кью Гарденс, Лондон).
Авторы: Децимус Бартон и Ричард

Тернер

Оранжерея Палм-Хаус (Кью Гарденс, Лондон). Авторы: Децимус Бартон и Ричард Тернер

Слайд 78Угольная биржа. Лондон, Англия. 1849 г.
Автор Дж. Б. Баннинг

Угольная биржа. Лондон, Англия. 1849 г. Автор Дж. Б. Баннинг

Слайд 79Вокзал Кингс- Кросс. Лондон, Англия. Автор Льюис Кабит. 1852 г.
Вокзал

Сен-Панкрас, Лондон, Англия. 1868-1877 гг.
Автор Изамбар Кингдом Брюнель
Восточный вокзал Париж.

1847-1850 гг.
Автор Изамбар Кингдом Брюнель
Вокзал Кингс- Кросс. Лондон, Англия. Автор Льюис Кабит. 1852 г.Вокзал Сен-Панкрас, Лондон, Англия. 1868-1877 гг.Автор Изамбар Кингдом

Слайд 80Национальная библиотека. Париж. Автор Анри Лабруст. 1868 г.

Национальная библиотека. Париж. Автор Анри Лабруст. 1868 г.

Слайд 81Хрустальный дворец в Гайд парке

Хрустальный дворец в Гайд парке

Слайд 85Когда выяснилось, что традиционными средствами невозможно соорудить гигантское здание для

первой Всемирной выставки в Лондоне (1851), было принято предложение садовника

и инженера Дж. Пэкстона -- построить не монумент, а прозрачное вместилище экспонатов и толп зрителей из металла и стекла, подобие оранжерей для тропических растений.
Похожую оранжерею с арочным металлическим каркасом Пэкстон построил в 1836—1840 гг. в Четуорсе, поместье герцога Девонширского. Используя этот опыт, он соорудил «Хрустальный дворец» — пятинефную «оранжерею для машин» со стеклянным сводом на чугунных арках над широким средним нефом.
Металлические конструкции монтировались из стандартных элементов, изготовленных на заводах. Современников поражала эфемерность гигантского объема, где прозрачное стекло заменило массивы стен. Принципиально новой была и композиция, основанная на суммировании стандартизированных ячеек.
Тенденция, наметившаяся в архитектуре 1840-х годов, получала логическое завершение. Отзывы о «Хрустальном дворце» были разноречивы. Однако новизна назначения позволила включить «оранжерею» в число стереотипов, приемлемых для массового сознания. Большие павильоны Всемирных выставок, проводившихся во второй половине XIX в. (местом их стал в 1855—1900-х годах Париж), выполнялись в металлостеклянных конструкциях и стали опытным полигоном для новаторских инженерных решений.

Когда выяснилось, что традиционными средствами невозможно соорудить гигантское здание для первой Всемирной выставки в Лондоне (1851), было

Слайд 86Суровую утилитарность таких конструкций отделяли от городских площадей, на которые

выходили вокзалы: она казалась уместной только в соприкосновении со специфическим

миром железнодорожных путей и дымящих локомотивов. Дебаркадер вокзала Сен-Панкрас скрыла от города «маска» шестиэтажного неоготическогс отеля, над темными кирпичными стенами которого вздымались башни, щипцы и пинакли (Дж. Скотт, 1874). Русско-итальянскую декорацию получили вокзалы, которые построил на конечных станциях дороги Москва — Петербург К. Тон (1851).

Попытки соотнести с новыми конструкциями визуальную форму традиционно монументальных сооружений не встречали понимания.

Примеры такого рода для второй половины XIX в. почти уникальны. Среди них сооруженные инженером А. Лабрустом:
-- библиотека св. Женевьевы (1843—1850);
-- новый читальный зал Национальной библиотеки (1862— 1868) в Париже.

Суровую утилитарность таких конструкций отделяли от городских площадей, на которые выходили вокзалы: она казалась уместной только в

Слайд 88Архитектор соединяет в здании библиотеки св. Женевьевы массивную каменную аркаду,

замыкающую объем,

с открытым металлическим каркасом, формирующим внутреннее пространство. Своды большого читального зала несут ажурные арки, опирающиеся на стены и ряд тонких чугунных колонн посередине. Такая конструкция обеспечила хорошую освещенность и свободу использования площадей
Архитектор соединяет в здании библиотеки св. Женевьевы массивную каменную аркаду, замыкающую объем,

Слайд 92Эклектика конца Х1Х -начала ХХ веков – это поток формообразования,

определяемый поисками способов и приемов решения противоречий, возникших (вызревавших) внутри

классицистической системы формообразования
Эклектика конца Х1Х -начала ХХ веков – это поток формообразования, определяемый поисками способов и приемов решения противоречий,

Слайд 93
В сфере художественного атаки критиков сосредоточились на:
бутафорности эклектизма в

прикладном искусстве и архитектуре,
на бессмысленном изобилии декорации, разраставшемся в

угоду буржуазному потребителю.
В сфере художественного атаки критиков сосредоточились на: бутафорности эклектизма в прикладном искусстве и архитектуре, на бессмысленном изобилии

Слайд 94Эклектическую бутафорию стали критиковать как проявление лжи и безнравственности буржуазной

цивилизации. Вновь выступили на первый план отношения формы и функции,

которые использовались как главный аргумент критикой классицизма, открывшей путь эклектике.

Однако теперь они рассматривались шире:
как проблема знакового выражения функции через визуальную форму;
широкого осмысления целесообразной зависимости формы от конструктивной структуры, материала и назначения объектов.

Эклектическую бутафорию стали критиковать как проявление лжи и безнравственности буржуазной цивилизации. Вновь выступили на первый план отношения

Слайд 95Принцип «правдивости» форм предметно-пространственной среды во второй половине XIX в.

по-своему разрабатывался в Америке. В соответствии со специфическим культурным климатом

страны, где быстрое развитие промышленности рождало острый интерес к технике и естественным наукам, этот принцип получил прагматические акценты.

В круг эстетических переживаний включались и достижения технического прогресса, отношение к которым окрашивалось той же романтической восторженностью, как и преклонение перед величием природы.
Прошлому, к которому тяготела Европа, была противопоставлена «идея прогресса», вера в развитие по неуклонно восходящей линии и в ценности живого сегодняшнего. Идеал, а с ним истину, искали не в эстетических предпочтениях, уводящих в прошлое, а в целесообразности функциональных связей живого организма или разумно сконструированной машины. В этом интеллектуальном климате складывалась идея «прекрасно-целесообразного», получившая не только эстетическое, но и этическое значение.

Принцип «правдивости» форм предметно-пространственной среды во второй половине XIX в. по-своему разрабатывался в Америке. В соответствии со

Слайд 96Конкретную форму эти идеи стали находить поначалу вне зоны профессионального

мышления архитекторов; первые четкие формулировки исходили от ученых, инженеров, поэтов

и художников. Для ученых была характерна прагматическая окраска идеи, заставлявшая переносить акценты
с правды образной метафоры на правдивость визуального выражения структуры вещи и ее соответствие утилитарному назначению

В 1854 г. на собрании Американской ассоциации науки физик Джозеф Генри заявил: «Дурной вкус — делать подсвечник в виде статуи Аполлона или использовать красивую картину как экран перед камином. Здание должно планироваться изнутри».

Конкретную форму эти идеи стали находить поначалу вне зоны профессионального мышления архитекторов; первые четкие формулировки исходили от

Слайд 97Завершением этой линии мысли были эстетические концепции скульптора Горацио Гриноу

и архитектора Луиса Салливена. Они систематизировали интерпретации механических и биологических

функций в понятиях эстетики, дополнив их прямыми связями с формированием предметно-пространственной среды. Гриноу превратил мечту о прекрасно-целесообразной архитектуре в стройную концепцию.
Красоту он определял как обещание функции, а действие — как осуществление функции. Вне связи с функцией возможно лишь украшение. Гриноу пришел и к мысли о соответствии формы и функции — эта последняя идея получила позднее широкую разработку у Салливена.

Завершением этой линии мысли были эстетические концепции скульптора Горацио Гриноу и архитектора Луиса Салливена. Они систематизировали интерпретации

Слайд 98В статье «Высотные административные здания, рассматриваемые с художественной точки зрения»

(1893), Салливен впервые сформулировал основу своего творческого кредо — закон,

которому он придавал универсальное и абсолютное значение: «Будь то орел в стремительном полете, яблоня в цвету, ломовая лошадь, везущая груз, журчащий ручей, плывущие в небе облака и над всем этим вечное движение солнца — всюду и всегда форма следует за функцией»

У Салливена «закон» стал основой плодотворной творческой концепции. Исходное понятие, «функция» для него — синтетическое понятие, охватывающее не только утилитарное назначение объекта, но и эмоции, которые он должен вызвать.
Соотнося форму и функцию, Салливен имел в виду прежде всего:
метафорическое выражение в форме всего разнообразия проявлений жизни;
прагматические ноты в его концепции отступают па второй план;
в утилитарном он видит лишь часть задачи, притом не ту, которая доминирует в метафоре образа.
Рационалистический идеал «прекрасно-целесообразного» у него прочно соединен с этическими мотивировками.

В статье «Высотные административные здания, рассматриваемые с художественной точки зрения» (1893), Салливен впервые сформулировал основу своего творческого

Слайд 99В 20-е годы, Германский Баухауз, (возникновение которого связано с направлением

экспрессионизма) , начинал с утопической идеи установления всеобщей гармонии через

деятельность художника.
Путь ликвидации противоречий видели в том, что обществу будет предъявлена модель гармоничного порядка — «интегральное произведение искусства». Казалось, если предметная среда — вещественное воплощение социального, то совершенная структура среды должна стать генетическим кодом новой, лучшей организации общества, несущим черты социального и нравственного идеала. Проповеднические идеи воплощались в лаконичные формы-символы, энергия которых казалась противопоставленной пассивности, вторичности изобразительных аллегорий, без которых не могло обойтись морализующее искусство второй половины XIX в.
В 20-е годы, Германский Баухауз, (возникновение которого связано с направлением экспрессионизма) , начинал с утопической идеи установления

Слайд 100Поначалу средства осуществления идеала виделись в возвращении ремесленничества, однако его

место скоро заняла машинная техника. Стандарт и серийность стали ключевыми

понятиями новых концепций. Обеспечивающие эффективность массового производства, они выступали как условия справедливого решения социальных задач и тем самым связывались с этическими ценностями. Этические предпосылки побуждали к унификации, иногда и не обусловленной требованиями технологии, комплексов среды, в которых виделись фрагментарные воплощения утопического идеала (жилые поселки, строившиеся в Германии в конце 20-х годов).
Поначалу средства осуществления идеала виделись в возвращении ремесленничества, однако его место скоро заняла машинная техника. Стандарт и

Слайд 101В Европе 20-х годов, сепарировали короткий афоризм: «форма следует функции».

Заметим,

что и Салливен, и его идейный предшественник Гриноу, используя это

словосочетание, отнюдь не вкладывали в глагол «следует» представление о жестко детерминированной зависимости, да и функцию не отождествляли с одной только утилитарной «технологией», которой осуществляется назначение объекта.
Салливен имел в виду необходимость знакового выражения функции во всей ее внутренней сложности, а не точное соответствие пространственных параметров функционального процесса его оболочке. Формой он называл «внешнюю особенность [вещи], указывающую нам, чем именно она является, в чем ее отличие от нас и от других вещей», т. е. материальные знаки, складывающиеся в метафору, которая раскрывает не только прямое назначение объекта, но и характеристики времени и человеческих отношений, определившие функцию.

В Европе 20-х годов, сепарировали короткий афоризм: «форма следует функции».Заметим, что и Салливен, и его идейный предшественник

Слайд 102В конечном счете западноевропейский архитектурный рационализм 20-х годов (позже, уже

в 30-е годы, его стали называть функционализмом) под давлением технократического

мышления стал превращаться в новый тип профессиональной рутины.

Любая задача сводилась к утилитарной, при решении которой в форме сознательно воплощался лишь минимум практической информации

По-прежнему говорили о правде и правдивости архитектурной формы, но за этими понятиями теперь хотели видеть лишь соответствие визуально воспринимаемой и функционально-конструктивной структуры.

В конечном счете западноевропейский архитектурный рационализм 20-х годов (позже, уже в 30-е годы, его стали называть функционализмом)

Слайд 103Параллели между
эклектикой рубежа 19 и 20 вв.
и эклектикой

рубежа 20-21 вв.

Параллели между эклектикой рубежа 19 и 20 вв. и эклектикой рубежа 20-21 вв.

Слайд 104 взаимосвязь новой формы с городским историческим контекстом

взаимосвязь новой формы с городским историческим контекстом

Слайд 105 Формирование целостного контекста в исторической среде города Таганрога

Формирование целостного  контекста в исторической среде города Таганрога

Слайд 106Неомодерн
в Ростове-на-Дону. Конец 20 - начало 21 веков.

Неомодерн в Ростове-на-Дону. Конец 20 - начало 21 веков.

Слайд 112Разъединение красоты и «прочности» стало само собой разумеющимся в эклектике.


Закономерность связи между декорацией фасадов и системой внутренних пространств здания

перестала быть правилом.

Вокруг проблемы выбора складывался стержень концепций эклектической архитектуры.





Разъединение красоты и «прочности» стало само собой разумеющимся в эклектике. Закономерность связи между декорацией фасадов и системой

Слайд 115Возникали противоречия взаимосвязи формы (оболочки) и структуры внутренних пространств (обусловленной

функциональным процессом).
Закономерность связи
между
декорацией фасадов
и системой внутренних пространств

здания
перестала быть правилом.
Возникали противоречия взаимосвязи формы (оболочки) и структуры внутренних пространств (обусловленной функциональным процессом).Закономерность связи между декорацией фасадов и

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика