Разделы презентаций


Лекция 2. Образование как социокультурный феномен

Содержание

Общеметодологический смысл понятия «образование» Образование традиционно определяется как создание челове­ка по образу и подобию. В этом определении может содержать­ся и глубокий религиозный смысл, и светская культурно-исто­рическая трактовка этого понятия. Истоки самого

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Лекция 2. Образование как социокультурный феномен
Подготовили: студентки 3 курса
Савина Т.С.

И Воронина К.А.

Лекция 2. Образование как социокультурный феноменПодготовили: студентки 3 курса Савина Т.С. И Воронина К.А.

Слайд 2Общеметодологический смысл понятия «образование»
Образование традиционно определяется как создание челове­ка по

образу и подобию. В этом определении может содержать­ся и глубокий

религиозный смысл, и светская культурно-исто­рическая трактовка этого понятия. Истоки самого понятия «об­разование», как известно, находятся в раннем средневековье, со­относясь с понятием «образ», «образ Божий». Начиная с Возрожде­ния, когда человек сам становится ценностью, образование рас­сматривается как способ его саморазвития, приобщения, вхож­дения в культуру, в мир, в общение с другими людьми. Образо­вание становится способом создания своего образа, лика, лично­сти.
Общеметодологический смысл понятия «образование» Образование традиционно определяется как создание челове­ка по образу и подобию. В этом определении

Слайд 3Образование, являясь по сути управляемым извне самообразованием, т.е. построени­ем образа

«Я» по образу культуры и ее воспроизводства, может рассматриваться в

трех взаимосвязанных планах:
Образование, являясь по сути управляемым извне самообразованием, т.е. построени­ем образа «Я» по образу культуры и ее воспроизводства,

Слайд 4ОБРАЗОВАНИЕ - целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности,

общества и государства.
Образование – целенаправленная познавательная деятельность людей по получению

знаний, умений и навыков, либо по их совершенствованию.

ОБРАЗОВАНИЕ - целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства.Образование – целенаправленная познавательная деятельность

Слайд 5Образование как система
В России к образовательным системам относятся учреждения следующих

типов:
  дошкольные (детский сад, детские ясли-сад, прогимназия, детский развивающий центр

и др.);
общеобразовательные — школы, гимназии, лицеи (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);
  профессионального образования (начального, среднего и высшего профессионального образования);
  специальные (коррекционные) для детей с отклонениями в развитии; учреждения дополнительного образования; учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (детские дома);
  другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

Образование как системаВ России к образовательным системам относятся учреждения следующих типов:  дошкольные (детский сад, детские ясли-сад, прогимназия,

Слайд 6Образование как процесс
Рассматривая образования как процесс необходимо отметить, что это процесс движения

от целей к результату, процесс субъектно-субъектного взаимодействия педагогов с воспитанниками.



Характерной чертой образования является то, что оно интегрирует в себе:
воспитание как общественное явление;
педагогическую деятельность как особый вид общественно-полезной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта
самообразование и самовоспитание личности.


Образование как процессРассматривая образования как процесс необходимо отметить, что это процесс движения от целей к результату, процесс субъектно-субъектного взаимодействия

Слайд 7Понятие "педагогический процесс" с одной стороны, обозначает весь комплекс явлений,

которые изучаются педагогикой, а с другой — выражает сущность этих

явлений. Педагогический процесс — это движение от целей образования к его результатам путем обеспечения единства обучения и воспитания. Сущностной характеристикой педагогического процесса является целостность как внутреннее единство его компонентов.
Понятие

Слайд 8Образование как результат
Образование как результат фиксирует факт присвоения и государством, и обществом,

и личностью всех тех ценностей, рождающихся в процессе образовательной деятельности.

Образование как результат вбирает в себя такие понятия как грамотность, образованность, профессиональная компетентность, культура, менталитет.
Образование как результатОбразование как результат фиксирует факт присвоения и государством, и обществом, и личностью всех тех ценностей, рождающихся в

Слайд 9Цель современного образования - это система знаний, умений и навыков, которые

формируются в соответствии с моделью специалиста, определяемой соответствующими образовательными стандартами.

Цель современного образования - это система знаний, умений и навыков, которые формируются в соответствии с моделью специалиста, определяемой

Слайд 10Функции образования

Функции образования

Слайд 11Концепции образовательного процесса.
Традиционная – наиболее ранняя концепция. Основы заложил Я.А.

Коменский.
Особенности: ведущую роль играет преподавание, деятельность учителя. Педагог вооружает учащихся

знаниями, организует процесс, регулирует его и оценивает деятельность учащихся. Однако к началу 20в. эта система подверглась резкой критике за вербализм, книжность, оторванность от жизни, за то, что она ставит целью передачу готовых знаний, не способствует развитию мышления. Поэтому в начале 20 века рождаются новые подходы. (В настоящее время эта концепция реализуется в большинстве школ).

Концепции образовательного процесса. Традиционная – наиболее ранняя концепция. Основы заложил Я.А. Коменский. Особенности: ведущую роль играет преподавание, деятельность учителя.

Слайд 12Концепции образовательного процесса.
В основе педоцентристской концепции лежит система Д.Дьюи, трудовая

школа Кершенштейнера, Лая.
Отечествен. авторы: Л.Н. Толстой (теория свободного воспитания).
Особенности: в

центре внимания ребенок, ученик; опора на интересы, способности учащихся, их потребности. Цель обучения: развитие общих и умственных способностей, разнообразных умений детей. Обучение через делание (обучение нужно строить не как преподнесение, заучивание и воспроизведение готовых знаний, а как открытие, получение знаний учениками в ходе их спонтанной д-ти). Однако следование в учении за интересами детей ведет к утрате систематичности, к случайному отбору материала, не дает глубокой проработки материала. (Сейчас возрос интерес к этой концепции: проектно-исследовательская д-ть учеников и педагога).

Концепции образовательного процесса. В основе педоцентристской концепции лежит система Д.Дьюи, трудовая школа Кершенштейнера, Лая. Отечествен. авторы: Л.Н. Толстой

Слайд 13Концепции образовательного процесса.
Современная дидактическая система объединяет в себе и

традиционную, и педоцентристскую концепции.
Особенности: гармоничное развитие личности, вооружение знаниями, формирование

метапредметных знаний и навыков. Большой вклад внесли Амонашвили, Занков, Давыдов и др. Современную концепцию создают такие направления, как программированное, проблемное, развивающее обучение и др.

Концепции образовательного процесса. Современная дидактическая система объединяет в себе и традиционную, и педоцентристскую концепции.Особенности: гармоничное развитие личности,

Слайд 14Концепции образовательного процесса.
Проблемное обучение заключается в создании проблемных ситуаций,

в осознании, принятии и разрешении этих ситуаций в ходе совместной

д-ти учеников и учителя, при оптимальной самостоятельности первых и под общим направляющим руководством последнего.
Достоинства: развивает мыслительные способности учащихся, интерес к учению, творческие силы, прочность усвоения знаний.
Недостатки: не всегда можно применять из-за характера изучаемого материала, неподготовленности учащихся, квалификации учителя; требует много времени. Эта модель обучения восходит к методам системы Д. Дьюи (обучение через делание). В 60-е годы ее вариант – обучение через исследование – разрабатывал Дж. Брунер. В России это делали И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, М.М. Махмутов и др.

Концепции образовательного процесса. Проблемное обучение заключается в создании проблемных ситуаций, в осознании, принятии и разрешении этих ситуаций

Слайд 15Концепции образовательного процесса.
Программированное обучение (основатель Скиннер): изучаемый материал разбивается на мелкие,

легко усваиваемые дозы. Они последовательно предъявляются ученику для усвоения. После

изучения каждой дозы следует проверка. Доза усвоена – переходят к следующей. Это и есть "шаг" обучения: предъявление, усвоение, проверка.
Достоинства: мелкие дозы усваиваются легко, воспитывается умение логически мыслить, темп усвоения выбирается учеником.
Недостатки: не всякий материал поддается пошаговой обработке; большие затраты времени; возникает дефицит общения и эмоций в обучении; не способствует развитию самостоятельности. В отечественном варианте этот тип обучения базируется на теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина.

Концепции образовательного процесса. Программированное обучение (основатель Скиннер): изучаемый материал разбивается на мелкие, легко усваиваемые дозы. Они последовательно предъявляются ученику

Слайд 16Концепции образовательного процесса.
Знаково-контекстное обучение – форма активного обучения, предназначенная

для применения в высшей школе. Концепция разработана А. А. Вербицким

в 1991 году. Преподавание общеобразовательных дисциплин предлагается трактовать в контексте профессиональной деятельности, отходя в этом от академичного изложения научного знания.

Концепции образовательного процесса. Знаково-контекстное обучение – форма активного обучения, предназначенная для применения в высшей школе. Концепция разработана

Слайд 17Понятие личностно-ориентированного обучения
Личностно-ориентированное обучение (ЛОО) – это такое обучение, которое во

главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса учения.
Личностно-ориентированное

обучение, это не просто учет особенностей субъекта учения, это иная методология организации условий обучения, которая предполагает не «учет», а «включение» его собственно-личностных функций или востребование его субъективного опыта.
Цель личностно-ориентированного образования состоит в том, чтобы «заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа».
Понятие личностно-ориентированного обучения Личностно-ориентированное обучение (ЛОО) – это такое обучение, которое во главу угла ставит самобытность ребенка, его

Слайд 18Функции личностно-ориентированного образования:
гуманитарная, суть которой состоит в признании самоценности человека и

обеспечении его физического и нравственного здоровья, осознание смысла жизни и

активной позиции в ней, личностной свободы и возможности максимальной реализации собственного потенциала.
культуросозидательная (культурообразующая), которая направлена на сохранение, передачу, воспроизводство и развитие культуры средствами образования.
социализации, которая предполагает обеспечение усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта, необходимого и достаточного для вхождения человека в жизнь общества.
Функции личностно-ориентированного образования: гуманитарная, суть которой состоит в признании самоценности человека и обеспечении его физического и нравственного здоровья,

Слайд 19Позиция педагога:

Позиция педагога:

Слайд 20 «Личностно-ориентированное обучение» – такой тип обучения, в котором организация взаимодействия

субъектов обучения в максимальной степени ориентирована на их личностные особенности

и специфику личностно-предметного моделирования мира (См.: Селевко 2005).

«Личностно-ориентированное обучение» – такой тип обучения, в котором организация взаимодействия субъектов обучения в максимальной степени ориентирована

Слайд 22Современное Российское образование.

Современное Российское образование.

Слайд 25Главная задача образования в России
успешная социализация человека в первую

очередь через его профессиональную деятельность.

Главная задача образования в России успешная социализация человека в первую очередь через его профессиональную деятельность.

Слайд 26Основные тенденции современного образования в России

Основные тенденции современного образования в России

Слайд 27Первая тенденция — осознание каждого уровня образования как органической составной

части системы непрерывного народного образования. Идея непрерывного образования трансформировалась от

потребности образования на всю жизнь в тезис – образование через всю жизнь.
Первая тенденция — осознание каждого уровня образования как органической составной части системы непрерывного народного образования. Идея непрерывного

Слайд 28Вторая тенденция — индустриализация обучения, т.е. его компьютеризация и сопровождающая

ее технологизация

Вторая тенденция — индустриализация обучения, т.е. его компьютеризация и сопровождающая ее технологизация

Слайд 29Третья тенденция — переход от преимущественно информационных форм к активным

методам и формам обучения с включением элементов проблемности, научного поиска,

широким использованием резервов самостоятельной работы обучающихся.
Тенденция перехода от «школы воспроизведения» к «школе понимания», «школе мышления».
Третья тенденция — переход от преимущественно информационных форм к активным методам и формам обучения с включением элементов

Слайд 30Четвертая тенденция. Поиск психолого-дидактических условий перехода от жестко регламентированных контролирующих,

алгоритмизированных способов организации учебно-воспитательного процесса и управления этим процессом к

развивающим, активизирующим, интенсифицирующим, игровым.
Четвертая тенденция. Поиск психолого-дидактических условий перехода от жестко регламентированных контролирующих, алгоритмизированных способов организации учебно-воспитательного процесса и управления

Слайд 31Пятая тенденция. Акцент переносится с обучающей деятельности преподавателя на познающую

деятельность студента, т.е. организация обучения как коллективной, совместной деятельности обучающихся

и обучающего
Пятая тенденция. Акцент переносится с обучающей деятельности преподавателя на познающую деятельность студента, т.е. организация обучения как коллективной,

Слайд 32Основные принципы:
— интеграция всех воспитывающих сил общества
— гуманизация
— дифференциация и

индивидуализация
— демократизация.

Основные принципы:— интеграция всех воспитывающих сил общества— гуманизация— дифференциация и индивидуализация— демократизация.

Слайд 33Отдельный и особо важный вопрос образования всех уровней— воспитание гражданственности,

самостоятельности, личной ответственности, понимания ценности служения обществу, солидарности при решении

проблем построения демократического общества
Отдельный и особо важный вопрос образования всех уровней— воспитание гражданственности, самостоятельности, личной ответственности, понимания ценности служения обществу,

Слайд 34Система образования в России

Система образования в России

Слайд 36Дошкольное образование

Дошкольное образование

Слайд 37Современное дошкольное образование России располагает следующими видами дошкольных учреждений:
детский

сад;
детский сад с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений

развития детей ;
детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалификационной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников;
детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур;
детский сад комбинированного вида (в состав которого могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании);
центр развития ребенка – детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех детей.
Современное дошкольное образование России располагает следующими видами дошкольных учреждений: детский сад; детский сад с приоритетным осуществлением одного

Слайд 38Общее среднее образование

Общее среднее образование

Слайд 39Общее среднее образование включает в себя:
средние общеобразовательные школы;
школы

с углубленным изучением отдельных предметов;
гимназии;
лицеи;
вечерние школы;
образовательные

учреждения типа интернатов;
специальные школы для детей с отклонениями в физическом и психическом развитии;
внешкольные образовательные учреждения
Общее среднее образование включает в себя: средние общеобразовательные школы; школы с углубленным изучением отдельных предметов; гимназии; лицеи;

Слайд 40Среднее профессиональное образование

Среднее профессиональное образование

Слайд 41Среднее профессиональное образование направленно на подготовку специалистов-практиков реализуется по двум

основным профессиональным образовательным программам:
базового уровня - техникум (училище).
Выпускнику присваивается квалификация

L-техник.
повышенного уровня - колледж.
Выпускнику присваивается квалификация L-старший техник
Среднее профессиональное образование направленно на подготовку специалистов-практиков реализуется по двум основным профессиональным образовательным программам: базового уровня -

Слайд 42Высшее профессиональное образование.

Высшее профессиональное образование.

Слайд 43Высшее профессиональное образование.
В зависимости от числа направлений обучения студентов вузы

делятся на:
университеты
академии
институты.

Выпускники вузов могут иметь квалификацию:
бакалавр,
дипломированный

специалист,
магистр по соответствующим направлениям подготовки (специальностям)
Высшее профессиональное образование.В зависимости от числа направлений обучения студентов вузы делятся на: университетыакадемииинституты. Выпускники вузов могут иметь

Слайд 45Образование человека – это не только получение им знаний со

стороны, это его становление, оформление его самости и цельности.
В

итоге: человек образовался, то есть получился, состоялся.
Образование человека – это не только получение им знаний со стороны, это его становление, оформление его самости

Слайд 46Образование в XXI веке не должно сводиться лишь к усвоению

современных знаний и технологий, а предполагает развитие мыслящей и деятельной

личности. Его смысл заключается в том, чтобы ввести ученика в мир развития.
Таким образом, общая стратегия всего образования – обеспечение высокого уровня развития личности.
Образование в XXI веке не должно сводиться лишь к усвоению современных знаний и технологий, а предполагает развитие

Слайд 47Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика