Слайд 1
ЛЕКЦИЯ 2. Проект как система. Критерии классификации проектов
Слайд 2
План лекции
1. Система проекта. Стимулирующие и лимитирующие факторы.
2. Объекты и субъекты
проектирования.
3. Критерии классификации проектов.
Слайд 3Проект – ограниченное во времени целенаправленное изменение отдельной системы с
установленными требованиями к качеству результатов, ограничениями расхода средств и ресурсов
и специфической организацией.
Проект направлен на достижение конкретных целей;
Предполагает координированное выполнение взаимосвязанных последовательных действий;
Обладает определенной новизной и уникальностью;
Возникает и развивается в сложном и изменчивом окружении – внешней среде;
Состоит из подсистем и элементов (обладает внутренней структурой) с существенными и устойчивыми связями между ними.
Свойства проекта как системы
Слайд 5ТРОЙСТВЕННАЯ ОГРАНИЧЕННОСТЬ
ПРОЕКТА
ЗАКОН ЛЕРМАНА: Любую техническую проблему можно преодолеть,
имея достаточно времени и денег
СЛЕДСТВИЕ ЛЕРМАНА: Вам никогда не будет
хватать либо времени, либо денег
Слайд 6СИСТЕМНАЯ СУЩНОСТЬ ПРОЕКТА
Система – упорядоченная совокупность взаимодействующих элементов, образующих
единое целое, обладающая особенностями, которые отсутствуют у ее элементов в
отдельности (т.е. эмерджентностью)
Проект – это сложная система:
единая цель функционирования;
иерархически связанные уровни управления;
наличие подсистем с собственными целями функционирования;
значительное число связей между подсистемами и элементами;
комплексные состав проекта (люди, машины, среда и пр.)
- устойчивость к внешним и внутренним факторам.
Слайд 9ОБЪЕКТ ПРОЕКТИРОВАНИЯ – это среда или процесс, в контексте которых
происходят изменения
Туристские продукты:
туристское путешествие
туристский поход
экскурсия
Туристские услуги
Туристские предприятия и организации
Туристские
территории:
- туристско-рекреационные комплексы, системы и кластеры
туристские регионы
специализированные виды туристских пространств (природное, рекреационное, событийное, мифологическое и пр.)
Туристские бизнес-процессы (совокупность последовательных действий, направленных на получение необходимых результатов в системе производственно-сбытовой деятельности)
Слайд 10СУБЪЕКТ ПРОЕКТИРОВАНИЯ – физическое или юридическое лицо, занимающееся или заинтересованное
в целенаправленных преобразованиях объекта проектирования
исследователи
организации
учреждения
социальные институты
органы государственной власти
субъекты
туристского рынка
Слайд 11ЦЕЛИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ – создание нового (оригинального или уникального) продукта или
услуги в рамках выделенных ресурсов, в определенные сроки и с
определенными требованиями к качеству
Слайд 12КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОЕКТОВ
По типам в соответствии со сферой деятельности:
Технические проекты (строительство
здания, сооружения, внедрение новых технических средств, программного обеспечения и пр.)
Организационные
проекты (внедрение новой системы управления, проведение мероприятия и пр.)
Экономические проекты (внедрение новой системы финансового планирования, бюджетирования, введение новой системы налогообложения и т.д.)
Социальные проекты (социальная защита необеспеченных слоев населения, поддержка детей-сирот, преодоление последствий социальных потрясений)
Смешанные проекты
Слайд 13КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОЕКТОВ
2. По составу, структуре и предметной области
Монопроекты – направленные
на решение преимущественно одной задачи, чаще всего в рамках одного
предприятия, имеют определенную цель, четкие ограничения, разрабатываются единой командой (чаще всего это инвестиционные, инновационные проекты)
Мультипроекты – комплексные, состоящие из взаимосвязанных монопроектов, объединенных общей целью (социальные, организационные, технические проекты).
Мегапроекты – целевые программы по реформированию экономики страны, развития регионов, отраслей, включающие комплекс мульти- и монопроектов. Характерна высокая стоимость, сложность организационной структуры управления, многоаспектность влияния, множество участников. Такие проекты становятся точками роста в регионе или стране.
Слайд 14КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОЕКТОВ
3. По масштабам проекта (размеры проекта, число участников, степень
влияния на окружающее пространство)
Мелкие
Средние
Крупные
Очень крупные
Международные
Межгосударственные
Национальные
Межрегиональные
Региональные
Межотраслевые
Отраслевые
Корпоративные
Ведомственные
Проекты одного предприятия
Слайд 15КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОЕКТОВ
4. В зависимости от характера предметной области
инвестиционные
инновационные
научно-исследовательские
учебно-образовательные
смешанные
5. По
длительности
сверхкраткосрочные (несколько месяцев)
краткосрочные (до 3 лет)
среднесрочные (от 3 до 5
лет)
долгосрочные (свыше 5 лет)
Слайд 16КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОЕКТОВ
6. По сложности
Технологически сложные
Организационно сложные
Комплексно-сложные
Простые
7. По степени новизны
пионерные
новаторские
модернизационные
Слайд 19КРУПНЕЙШИЕ МЕГАПРОЕКТЫ МИРА
Мегапроект — это целевая программа, содержащая совокупность взаимосвязанных проектов,
объединенных общей целью, выделенными ресурсами и отпущенным на их выполнение
временем.
Мегапроекты характеризуются высокой стоимостью (1 млрд. долл. США и более), трудоемкостью (15—20 млн чел-ч), длительностью реализации (5—7 и более лет).
Цели - развитие экономики, создание инфраструктуры (транспортной, социальной), реализация больших социально-экономических задач, дающих качественно новое развитие территории, страны, региона.
Результатом реализации мегапроекта может быть конкретный материальный результат, крупное научно-техническое достижение, начало серийного производства продукции и др.
Реализация мегапроекта оказывает существенное, долгосрочное влияние на развитие общества.
Слайд 20Авиация и космос
Airbus А380 – крупнейший серийный авиалайнер в мире
(высота 24 м, длина 73 м, вместимость 525 пассажиров в
салоне 3 классов, 853 пассажира в одноклассовом варианте). Расстояние беспосадочного перелета – до 15,4 тыс. км
Срок – 10 лет (проект завершился в 2007 г.)
Стоимость – более 12 млрд. евро (окупаемость после продажи около 450 самолетов)
Программы
«Восток» (1957-1964), «Аполлон» (1961-1975)
В настоящее время 232 авиалайнера используются в 15 авиакомпаниях, из них 107 - в Emirates
Слайд 21Транспортная инфраструктуры
Панамский канал (1879-1914) (48 судов в сутки, 5% мировых
океанских грузоперевозок). С 2014 года – проект Никарагуанского канала стоимостью
40 млрд. долл.
Суэцкий канал (1856 – 1869), (49 судов в сутки, 7% мирового грузооборота, доход Египту 5,3 млрд. долл.) С 1981 под каналом – автомобильный туннель, с 2014 – проект «Новый Суэц», 8,5 млрд. долл. (97 судов в день).
Транссиб (1891 – 1916), длина 9288 тыс. км, 100 млн. тонн грузов в год (Москва – Владивосток), время в пути 6 суток
БАМ (1938 – 2003), длина основного пути 4300 км, с 2013 года – БАМ-2
Газопровод Уренгой – Помары – Ужгород (1981 – 1983) 32 млрд. куб. м, длина 4451 км
Евротоннель (1984 – 1994) 51 км (39 – под проливом Ла Манш), 3 по протяженности в мире.
Поворот китайских рек (с 2002 г.) – проект по переброске Янцзы на север, стоимость до 500 млрд. долл.
Слайд 22Энергетика
Асуанские плотины (1960 – 1966) гидротехническая система в Египте на
р. Нил
Волжско-Камский каскад ГЭС (1932 – 1986) крупнейшая транспортно-водная энергетическая
система в Европе, 13 гидроузлов, из них 12 ГЭС
Плотина Гувера (1931 – 1936) бетонная арочно-гравитационная плотина на р. Колорадо, включена в Национальный реестр исторических мест в США, высота 221 м
Слайд 23Строительство новых городов
Бразилиа (1956 – 1960) проект административного города -
столицы
Слайд 24400 тыс. чел. проживает в городе Бразилиа по проекту, 2
млн. чел. – в городах-спутниках.
Слайд 25Аэропорт Пекин Дасин, 13 млрд. долл, 100 млн. пасс. в
год, 1 терминал открыт 25 сентября 2019 г.
Слайд 26Мост Гонконг-Чжухай-Макао, 20 млрд. долл, соединяет 3 города в дельте
Жемчужной реки, самый длинный мост в мире более 50 км.,
4 искусственных острова Срок проекта 14 лет, открыт в 2018 году
Слайд 27Город Neom, 500 млрд. долл, туристский трансграничный умный город в
СА (суша+море), 25 тыс. кв. км
1 этап – 2021-2025 г.
– строительство гостиниц, торговых, развлекательных центров с инфраструктурой.
2 этап – с 2025 г. – реализация концепции полной энергетической независимости на основе солнечной и ветровой энергии, беспилотный транспорт, роботизация (роботы – полицейские, врачи, уборщики, автоматические заводы и фабрики), управление климатом, полная безопасность.
Светящийся песок на пляжах, искусственная луна, впервые будет разрешен алкоголь
Слайд 28Нереализованные проекты
Отель Attraction (1908). Нью-Йорк, США
Антонио Гауди, высота 360 м,
место строительства – место башен-близнецов WTC.
Слайд 29Нереализованные проекты
Башня Татлина (1919). Ленинград, СССР
400 м из стекла в
виде двойной спирали
Слайд 30Нереализованные проекты
Дворец Советов (1931). Москва, СССР
415 м со стометровой статуей
Ленина вместо храма Христа Спасителя
Слайд 31Нереализованные проекты
Филиал музея Современного искусства Гуггенхайма (2015). Хельсинки, Финляндия
Проект победил
1715 претендентов
Слайд 32Нереализованные проекты
Динамичная башня (2010). Дубай, ОАЭ
Вращающаяся башня от погодных условий
и голосовых команд
Слайд 33Нереализованные проекты
Музей нарративного искусства Джорджа Лукаса (2014). Чикаго, США
Возможность реализации
в Лос-Анджелесе и Сан-Франциско в 2021 г.