Слайд 1Лекция 2
Состав и структура ИС в управлении организацией
Слайд 2Изучаемые вопросы
Структурные составляющие информационной системы.
Характеристика обеспечивающих подсистем ИС.
Слайд 31. Структурные составляющие информационной системы.
Слайд 4Классификация информационных систем
Классификация ИС способствует выявлению наиболее характерных черт, присущих
ИС, обеспечивает лучшее понимание предмета изучения. Существуют различные классификации, преследующие
определенные цели.
В соответствии с классификацией, выполненной компанией Deloitte & Touch, ИС могут быть разделены на четыре группы:
локальные;
малые интегрированные;
средние интегрированные;
крупные интегрированные.
Слайд 5Другой классификационный признак для ИС – степень формализации (структурированности) и
сложности алгоритмов обработки информации функциональных компонентов и соответствующих информационных технологий:
Системы
оперативной обработки данных – OLTP-системы (On-Line Transaction Processing) системы;
Системы поддержки и принятия решений DSS (Decision Support Systems).
К системам оперативной обработки данных относятся традиционные ИС учета и регистрации первичной информации (бухгалтерские, складские системы, системы учета выпуска готовой продукции и т.п.). В этих ИС выполняется сбор и регистрация больших объемов первичной информации, используются достаточно простые алгоритмы расчетов и запросов к базе данных (БД), структура которой стабильна в течение длительного времени (логическая структура базы данных должна быть стабильной в течение 5–7 лет для эффективного функционирования прикладного программного обеспечения).
Слайд 6Системы поддержки принятия решений ориентированы на реализацию сложных бизнес-процессов, требующих
аналитической обработки информации, формирование новых знаний. Анализ информации имеет определенную
целевую ориентацию, например финансовый анализ предприятия, аудит бухгалтерского учета.
Отличительной особенностью этого класса ИС является:
Создание хранилищ данных большой емкости (Data WareHouse – DWH) путем интеграции разнородных источников, находящихся в OLTP-системах;
Использование методов и средств аналитической обработки данных (On-Line Analytical Processing – OLAP-технологий);
Интеллектуальный анализ данных, обеспечивающий формирование новых знаний (Data Mining – DM технологий).
Слайд 7Классификация автоматизированных ИС
Слайд 8Информационная система (ИС) представляет собой совокупность организационных, технических, программных и
информационных средств, объединенных в единую систему с целью сбора, хранения,
обработки и выдачи необходимой информации, предназначенной для выполнения функций управления.
Одним из основных свойств ИС является делимость на подсистемы, которая имеет ряд достоинств с точки зрения разработки и эксплуатации, к которым относятся:
упрощение разработки и модернизации ИС в результате специализации групп проектировщиков по подсистемам;
упрощение внедрения и поставки готовых подсистем в соответствии с очередностью выполнения работ;
упрощение эксплуатации ИС вследствие специализации работников предметной области.
Обычно выделяют функциональные и обеспечивающие подсистемы.
Функциональные подсистемы ЭИС информационно обслуживают определенные виды деятельности экономической системы (предприятия), характерные для структурных подразделений экономической системы и (или) функций управления.
Интеграция функциональных подсистем в единую систему достигается за счет создания и функционирования обеспечивающих подсистем, таких, как информационная, программная, математическая, техническая, технологическая, организационная и правовая подсистемы.
Слайд 9Структура информационной
системы
Слайд 10Функциональная подсистема
Функциональная подсистема ИС представляет собой комплекс организационно-экономических задач управления
(задач менеджмента) с высокой степенью информационно-логических связей.
Функциональные подсистемы обеспечивают информационное
обслуживание определенных видов деятельности системы управления, структурных подразделений или функций управления путем решения прикладных задач.
Слайд 11Функциональная часть информационной системы
Обычно в информационной системе функциональная часть разбивается
на подсистемы по функциональным признакам:
уровень управления (высший, средний, низший);
вид
управляемого ресурса (материальные, трудовые, финансовые и т.п.);
сфера применения (банковские, фондового рынка и т.п.);
функции управления и период управления.
Слайд 12
Структура информационной системы как совокупность обеспечивающих подсистем
Слайд 13Структура ИСУ.
Система управления
Слайд 152. Характеристика обеспечивающих подсистем ИС.
Слайд 16Информационное обеспечение
Подсистема «Информационное обеспечение» - это совокупность единой системы классификации
и кодирования технико-экономической информации, унифицированной системы документации и информационной базы.
Центральным
компонентом информационного обеспечения является база данных, через которую осуществляется обмен данными различных задач.
База данных обеспечивает интегрированное использование различных информационных объектов в функциональных подсистемах.
Слайд 18Схема информационных потоков предприятия
Слайд 19Внутримашинное ИО
Внутримашинное ИО – система специальным образом организованных данных, подлежащих
автоматизированной обработке, накоплению, хранению, поиску и передаче в виде, удобном
для восприятия техническими средствами.
Слайд 20Задачи ИО и методы их решения
Однозначное и экономичное представление информации
в системе
Организация процедур анализа и обработки информации с учетом характера
связей между объектами
Организация взаимодействия пользователей с системой
Обеспечение эффективного использования информации в контуре управления деятельностью объекта автоматизации
Кодирование объектов
Классификация объектов
Экранные формы ввода/вывода данных
Унифицированные системы документации
Слайд 21Требования к ИО
Предоставление полной, достоверной и своевременной информации для реализации
экономических расчетов и принятия управленческих решений.
Минимизация затрат на процедуры сбора,
хранения, поиска, обработки и передачи информации.
Обеспечение взаимной увязки задач функциональных подсистем на основе однозначного формализованного описания их входов и выходов на уровне показателей и документов.
Слайд 22Информационные технологии в менеджменте
Техническое обеспечение
Техническое обеспечение — комплекс технических средств,
предназначенных для работы информационной системы, а также соответствующая документация на
эти средства и технологические процессы.
Слайд 23Информационные технологии в менеджменте
Программное обеспечение
Программное обеспечение — совокупность программ для
реализации целей и задач информационной системы, а также нормального функционирования
комплекса технических средств.
В состав программного обеспечения входят общесистемные и специальные программные продукты, а также техническая документация, в том числе: операционная система, системы программирования, инструментальные средства программиста, тестовые и диагностические программы, программные средства телекоммуникации, защиты информации, функциональное программное обеспечение (автоматизированные рабочие места, системы управления базами данных и т.п.).
В зависимости от функций, выполняемых программным обеспечением, его можно разделить на группы: общесистемное (базовое) программное обеспечение, прикладное (специальное) программное обеспечение и системы программирования.
Слайд 24Математическое обеспечение
Математическое обеспечение — совокупность математических методов, моделей, алгоритмов обработки
информации, используемых при решении задач в информационной системе (функциональных и
автоматизации проектирования информационных систем).
К средствам математического обеспечения относятся:
средства моделирования процессов управления;
типовые задачи управления;
методы математического программирования, математической статистики, теории массового обслуживания и др.
Слайд 25Организационное обеспечение
Организационное обеспечение — совокупность методов и средств, регламентирующих взаимодействие
работников с техническими средствами и между собой в процессе разработки
и эксплуатации информационной системы.
Основная цель организационного обеспечения – анализ существующей системы управления и разработка комплекса организационных решений, направленных на повышение эффективности ИС.
Организационное обеспечение реализует следующие функции:
анализ существующей системы управления организацией, где будет использоваться ИС, и выявление задач, подлежащих автоматизации;
подготовку задач к решению на компьютере, включая техническое задание на проектирование ИС и технико-экономическое обоснование ее эффективности;
разработку управленческих решений по составу и структуре организации, методологии решения задач, направленных на повышение эффективности системы управления.
Слайд 26Правовое обеспечение
Правовое обеспечение — совокупность правовых норм, определяющих создание, юридический
статус и функционирование информационных систем, регламентирующих порядок получения, преобразования и
использования информации.
Главной целью правового обеспечения является укрепление законности.
В состав правового обеспечения входят законы, указы, постановления государственных органов власти, приказы, инструкции и другие нормативные документы министерств, ведомств, организаций, местных органов власти.
Правовое обеспечение этапов разработки информационной системы включает нормативные акты, связанные с договорными отношениями разработчика и заказчика и правовым регулированием отклонений от договора.
Правовое обеспечение этапов функционирования информационной системы включает: статус информационной системы; права, обязанности и ответственность персонала; правовые положения отдельных видов процесса управления; порядок создания и использования информации и др.
Слайд 27Лингвистическое обеспечение
Лингвистическое обеспечение – это совокупность языковых средств, используемых на
различных стадиях создания и эксплуатации информационной системы для повышения эффективности
разработки и обеспечения общения человека с ЭВМ.
Лингвистическое обеспечение — это совокупность языков общения (языковых средств) персонала информационной системы и пользователей с программным, техническим и информационным обеспечением, а также совокупность терминов, используемых в информационной системе.
Лингвистическое обеспечение включает в себя:
информационные языки для описания структурных единиц информационной базы;
языки управления и манипулирования данными;
языковые средства информационно-поисковых систем, систем автоматизации проектирования;
систему терминов и определений, используемых в процессе разработки и функционирования информационной системы, и т.п.
Слайд 28Вариант построения ИС малого предприятия
Слайд 29Вариант построения ИС среднего предприятия
Слайд 30Вариант построения ИС крупного предприятия
Слайд 31Примечание к вопросу 2
Распределенные вычислительные системы (вычислительные сети) создаются в
целях объединения информационных ресурсов нескольких компьютеров.
Ресурсы компьютера - это память,
в которой хранится информация, и производительность процессора (процессоров), определяющая скорость обработки данных.
Совместное использование общих ресурсов сети породило такие понятия и методы, как распределенные базы и банки данных, распределенная обработка данных.
В концептуальном плане вычислительные сети, как и отдельные компьютеры, являются средством реализации информационных технологий и их процессов.
Слайд 32Топологии вычислительных сетей
Звездообразная топология сети
Слайд 33Топологии вычислительных сетей
Кольцевая топология сети
Слайд 34Топологии вычислительных сетей
Шинная топология сети
Слайд 35Топологии вычислительных сетей
Топология звезда-шина
Слайд 36Топологии вычислительных сетей
Топология звезда-кольцо