Слайд 1Лекция 20. Одиннадцатый член Символа веры
Слайд 2«Чаю воскресения мертвых»
Что такое воскресение мёртвых?
Воскресение мёртвых, которого мы ожидаем
— это действие всемогущества Божия, через которое тела умерших людей,
соединившись опять с их душами, оживут и станут духовны и бессмертны.
Сеется тело душевное, возстает тело духовное (1 Кор. 15:44). Тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в безсмертие (1 Кор. 15:53).
Может ли тело воскреснуть?
Тело, истлевшее в земле и рассыпавшееся, воскреснет. Поскольку Бог в начале сотворил тело из земли, постольку Он в конце из земли восстановит рассыпавшееся. Апостол Павел объясняет это подобием посеянного зерна, которое истлевает в земле, но из которого произрастает растение. То, что ты сеешь, не оживет, если не умрет (1 Кор. 15:36).
Слайд 3Пророчество Иезекииля о воскресении мертвых
Была на мне рука Господа, и
Господь вывел меня духом и поставил меня среди поля, и
оно было полно костей, и обвел меня кругом около них, и вот весьма много их на поверхности поля, и вот они весьма сухи. И сказал мне: сын человеческий! оживут ли кости сии? Я сказал: Господи Боже! Ты знаешь это. И сказал мне: изреки пророчество на кости сии и скажи им: `кости сухие! слушайте слово Господне!' 5 Так говорит Господь Бог костям сим: вот, Я введу дух в вас, и оживете. И обложу вас жилами, и выращу на вас плоть, и покрою вас кожею, и введу в вас дух, и оживете, и узнаете, что Я Господь. Я изрек пророчество, как повелено было мне; и когда я пророчествовал, произошел шум, и вот движение, и стали сближаться кости, кость с костью своею. И видел я: и вот, жилы были на них, и плоть выросла, и кожа покрыла их сверху, а духа не было в них. Тогда сказал Он мне: изреки пророчество духу, изреки пророчество, сын человеческий, и скажи духу: так говорит Господь Бог: от четырех ветров приди, дух, и дохни на этих убитых, и они оживут. И я изрек пророчество, как Он повелел мне, и вошел в них дух, и они ожили, и стали на ноги свои - весьма, весьма великое полчище (Иез. 37:1-10).
Слайд 4А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний
день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию; и я
во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его… (Иов. 19:25-27).
Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! (Ис. 26:19).
И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление (Дан. 12:2).
Царь мира воскресит нас, умерших за Его законы для жизни вечной (2 Мак. 7:9).
Слайд 5Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда
мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут… Не дивитесь
сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло - в воскресение осуждения (Ин. 5:25-29).
Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день (Ин. 6:40).
Ибо если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес. А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших. Поэтому и умершие во Христе погибли. И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков. Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его (1 Кор. 15:16-23)
Слайд 6Всеобщность и одновременность воскресения мертвых
Все умершие воскреснут, а грубые тела
тех, кто во время общего воскресения останется в живых, мгновенно
изменятся и станут духовными и бессмертными. Не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся (1 Кор. 15:51-52).
Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут” (1 Кор. 15, 22).
Все, находящиеся во гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения” (Ин. 5, 28–29).
Слайд 7Воскресение мёртвых совершится в конце этого видимого мира
Чем кончится видимый
мир?
Этот мир, в котором царствует смерть, окончится тем, что преобразится
в мир без смерти. Сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих (Рим. 8:21). По обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда (2 Пет 3:13).
Посредством чего мир должен преобразиться?
Мир преобразится посредством огня. Нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков (2 Пет 3:7).
Слайд 8Состояние душ умерших до дня всеобщего воскресения
Души умерших праведников до
всеобщего воскресения пребывают во свете, покое и предначинании вечного блаженства,
а души грешников — в противоположном тому состоянии.
В полном ли блаженстве пребывают души умерших праведников?
Души праведных не воспринимают полного блаженства, потому что полное воздаяние по делам предопределено получить человеку по воскресении его тела и последнего Суда Божия. Апостол Павел говорит: А теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем возлюбившим явление Его (2 Тим. 4:8). И ещё: Всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое (2 Кор. 5:10)..
Слайд 9Откуда мы знаем, что души праведных пребывают в предначинании блаженства?
Души
праведных пребывают в предначинании блаженства прежде последнего Суда согласно свидетельству
Самого Господа Иисуса Христа, говорящего в притче, что праведный Лазарь тотчас по смерти был отнесён на лоно Авраамово (см. Лк. 16:22).
В чем состоит предначинание блаженства?
Предначинание блаженства соединено с лицезрением Самого Иисуса Христа. В большей степени оно свойственно святым, как это даёт понять апостол Павел: Имею желание разрешиться и быть со Христом (Флп. 1:23).
Слайд 10Молитвы Церкви за усопших
В чём состоит надежда душ верующих, не
успевших принести плоды покаяния?
Душам умерших с верой, но не успевших
принести достойных плодов покаяния, для достижения блаженного воскресения могут помочь возносимые за них молитвы, особенно соединённые с приношением бескровной жертвы Тела и Крови Христовой, и добрые дела, с верой совершаемые в их память.
Это учение основано основано на предании Кафолической Церкви, начала которого видны ещё в Ветхозаветной церкви.
Иуда Маккавей принёс жертву за умерших воинов (см. 2 Мак 12:43). Молитва за усопших всегда является непременной частью Божественной литургии, начиная от литургии апостола Иакова. Святой Кирилл Иерусалимский говорит: Великая будет польза душам, о которых возносится моление в то время, когда предлежит святая и страшная Жертва (Тайноводственное поучение, 5, гл. 9). Святой Василий Великий в молитвах Пятидесятницы говорит, что Господь соизволяет принимать от нас молитвы и жертвы о тех, кто удерживается в аду, с надеждой для них мира, прекращения мучений и свободы.
Слайд 1112 член Символа веры:
«И жизни будущаго века. Аминь»
Жизнь будущего
века — это жизнь, которая будет после воскресения мёртвых и
всеобщего Суда Христова.
Какой будет жизнь будущего века?
Эта жизнь будет для верующих, любящих Бога и делающих добро, столь блаженна, что мы теперь этого блаженства и представить себе не можем. Еще не открылось, что будем (1 Ин.3:2). Знаю человека во Христе… — говорит апостол Павел, — который был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать (2 Кор. 12:2,4).
Слайд 12В чём будет заключаться блаженство жизни будущего века?
Блаженство последует от
созерцания Бога во свете и славе и от соединения с
Ним. Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан (1 Кор. 13:12). Тогда праведники возсияют, как солнце, в царстве Отца их (Мф. 13:43). Будет Бог все во всем (1 Кор. 15:28).
Будет ли тело участвовать в этом блаженстве?
Тело также будет участвовать в блаженстве души. Оно будет прославлено светом Божиим, подобно телу Иисуса Христа во время преображения Его на Фаворе. Сеется в уничижении, возстает в славе (1 Кор. 15:43). Как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного (т.е. Господа нашего Иисуса Христа) (1 Кор. 15:49).
Слайд 13Будет ли это блаженство равным для всех?
Не все будут блаженны
в одинаковой мере. Будут разные степени блаженства, в зависимости от
того, как кто здесь подвизался в вере, любви и добрых делах. Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе. Так и при воскресении мертвых (1 Кор. 15:41-42).
Что будет с неверующими и беззаконниками?
Неверующие и беззаконники будут преданы вечной смерти, или, иначе говоря, вечному огню, вечному мучению, вместе с диаволами. Кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное (Откр. 20:15). Это смерть вторая (Откр. 20:14). Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его (Мф. 25:41). И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную (Мф. 25:46). Лучше тебе с одним глазом войти в царствие Божие, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную, где червь их не умирает, и огонь не угасает (Мк. 9:47-48).
Слайд 14Хочет ли Бог гибели грешников?
Бог не хотел бы гибели грешников,
но они сами погибают за то, что… не приняли любви
истины для своего спасения (2 Фес 2:10).
Помогают ли человеку знания о конце мира?
Размышления о смерти, о воскресении, о последнем Суде, о вечном блаженстве и о вечном мучении помогают нам воздерживаться от грехов и освобождаться от пристрастия к земным вещам; утешают при лишении земных благ; побуждают соблюдать в чистоте душу и тело, жить для Бога и для вечности и таким образом достигать вечного спасения.