Разделы презентаций


ЛЕКЦИЯ 3

Содержание

На рубеже XYI-XYII вв. происходят значительные события, обусловившие возникновение новых педагогических идей: а) цивилизационные: интенсивное развитие буржуазных отношений в обществе; возникновение потребности в науке как основе производства; распространение идей протестантизма вначале

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1ЛЕКЦИЯ 3
ВОПРОСЫ:
1.СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ И ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ЗАРОЖДЕНИЯ ПЕДАГОГИКИ КАК НАУКИ
2.

ФИЛОСОФИЯ И ДИДАКТИКА Я.А.КОМЕНСКОГО КАК ОТРАЖЕНИЕ ИДЕЙ НОВОГО ВРЕМЕНИ
3. РАЗВИТИЕ

КЛАССИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКИ В РАБОТАХ ДЖ. ЛОККА
4. ШКОЛА ЕВРОПЫ И РОССИИ XYII в
5. ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ШКОЛУ И ПЕДАГОГИКУ
6. РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ И ПЕДАГОГИКИ в XIX в.

ЛЕКЦИЯ 3ВОПРОСЫ: 1.СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ И ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ЗАРОЖДЕНИЯ ПЕДАГОГИКИ КАК НАУКИ2. ФИЛОСОФИЯ И ДИДАКТИКА Я.А.КОМЕНСКОГО КАК ОТРАЖЕНИЕ ИДЕЙ

Слайд 2На рубеже XYI-XYII вв. происходят значительные события, обусловившие возникновение новых

педагогических идей: а) цивилизационные: интенсивное развитие буржуазных отношений в обществе;

возникновение потребности в науке как основе производства; распространение идей протестантизма вначале как оппозиции авторитарному устройству церкви, затем- как широкого буржуазно-демократического движения (основные лозунги: свобода, равенство, братство); появление новых форм правления ( парламент в Нидерландах, затем в Англии),буржуазные революции, народно-освободительные движения в странах Восточной Европы, инквизиция
На рубеже XYI-XYII вв. происходят значительные события, обусловившие возникновение новых педагогических идей: а) цивилизационные: интенсивное развитие буржуазных

Слайд 3Б)Социокультурные предпосылки: распространение научных знаний об окружающем мире ( Н.Коперник,

Г.Галилей, Дж. Бруно, И.Ньютон, кругосветные путешествия Магеллана и Колумба и

др.); появление первых научных трактатов об устройстве мира («Основы натурфилософии И.Ньютона); формирование философских течений сенсуализма (мир познаваем, источником знаний являются чувственно воспринимаемые объекты материального мира) и эмпиризма ( научное знание только тогда может быть признано истинным, если подтверждено на опыте; Появление учения Ф.Бэкона о методе научного познания(«Новый органон»,1620г.) . Идеи гуманизма предшествующей эпохи сохраняют свое значение
Б)Социокультурные предпосылки: распространение научных знаний об окружающем мире ( Н.Коперник, Г.Галилей, Дж. Бруно, И.Ньютон, кругосветные путешествия Магеллана

Слайд 4Ян Амос Коменский
28 марта 1592— 15 ноября 1670
чешский педагог-гуманист, писатель,

общественный деятель, епископ Чешскобратской церкви, основоположник научной педагогики, систематизатор и

популяризатор классно-урочной системы.
Ян Амос Коменский28 марта 1592— 15 ноября 1670чешский педагог-гуманист, писатель, общественный деятель, епископ Чешскобратской церкви, основоположник научной

Слайд 5Философские воззрения
По своим философским взглядам Я. А. Коменский был близок

к материалистическому сенсуализму. Признавал три источника познания:
чувства,
разум,
веру.
Главное значение

в познании придавал органам чувств.
В развитии познания он различал 3 ступени:
эмпирическую,
научную,
практическую.
По социальным взглядам- демократ и гуманист, уверенный в спасительной силе знания, науки, образования.Он считал, что всеобщее образование, создание новой школы помогут воспитывать детей в духе гуманизма и , в конечном счете, изменят мир к лучшему. Сторонник всеобщего равенства. «Учить всех всему»
Философские воззренияПо своим философским взглядам Я. А. Коменский был близок к материалистическому сенсуализму. Признавал три источника познания:чувства,

Слайд 6Принадлежал к семье южноморавских протестантов. Получил первоначальное образование в братской

( протестантской ) школе, в 1608-1610 учился в латинской школе,

затем в Херборнской академии, Гейдельбергском университете.
Принадлежал к семье южноморавских протестантов. Получил первоначальное образование в братской ( протестантской ) школе, в 1608-1610 учился

Слайд 7Человек являясь частью природы, по мнению Коменского, подчиняется общим её

законам и все педагогические средства должны быть природосообразными.
Вместе с

этим принцип природосообразности воспитания, по Коменскому, предполагает изучение законов духовной жизни человека и согласования с ними всех педагогических воздействий.
Человек являясь частью природы, по мнению Коменского, подчиняется общим её законам и все педагогические средства должны быть

Слайд 8Исходя из природы человека, делит жизнь подрастающего поколения на четыре

возрастных периода:
детство — от рождения до 6 лет включительно

(материнская школа),
отрочество - от 6 до 12 лет (школа родного языка),
юность - от 12 до 18 лет(латинская школа, или гимназия),
зрелость(возмужалость) - от 18 до 24 лет (академии).
Исходя из природы человека, делит жизнь подрастающего поколения на четыре возрастных периода: детство — от рождения до

Слайд 9 В работе « Великая дидактика» (1633-38гг) обосновал основные принципы

научной педагогики, а также предложил классно-урочную систему ( сам он

называл ее методом) Обучение нужно осуществлять в школе с помощью:
общешкольного плана,
классно-урочной организации,
учебников для каждого класса,
запрета пропускать уроки,
учёбы с 6 лет,
проверки знаний.
В работе « Великая дидактика» (1633-38гг) обосновал основные принципы научной педагогики, а также предложил классно-урочную систему

Слайд 10Дидактические принципы:
принцип природосообразности,
принцип наглядности («золотое правило дидактики»,
принцип последовательности,
принцип

сознательности,
принцип посильности,
принцип прочности,
принцип систематичности.

Дидактические принципы:принцип природосообразности,принцип наглядности («золотое правило дидактики», принцип последовательности, принцип сознательности, принцип посильности, принцип прочности, принцип систематичности.

Слайд 11Принцип обучения (формулировки Коменского)

1. «Правила должны поддерживать и закреплять практику»
2.

«Ученики должны делать не то, что им нравится, но то,

что им предписывают законы и учителя».
3. «Упражнения ума будут происходить на специальных уроках, проводимых по нашему методу».
4. «Каждая задача прежде иллюстрируется и объясняется, причем от учеников требуется показать, поняли ли они ее и как поняли. Хорошо также в конце недели устраивать повторения».
Принцип обучения (формулировки Коменского)1. «Правила должны поддерживать и закреплять практику»2. «Ученики должны делать не то, что им

Слайд 12Выдержки из разных трудов Коменского, касающихся урока как формы организации

обучения.
учащиеся должны приниматься в школу одновременно для получения «с начала

до конца постепенного образования. Вместе с тем никто не может быть принят в школу после начала занятий, никто не будет выпущен из школы до конца занятий.
учащиеся должны быть разделены на классы;
сколько имеется классов, столько должно быть классных комнат;
классным занятиям учащиеся ежедневно должны уделять 4 часа
каждый час должен иметь свою определенную задачу, которая обязательно должна быть решена;
в определенное время каждый по данному знаку должен отправиться в учебную комнату и занимать свое, а не чужое место;
когда учитель что - нибудь говорит, излагает, объясняет, то все должны слушать с напряженным вниманием;
после каждого часа должен быть перерыв, отдых.
Выдержки из разных трудов Коменского, касающихся урока как формы организации обучения.учащиеся должны приниматься в школу одновременно для

Слайд 13Принцип природосообразности – главный в работах Я.Коменского
требует учитывать и универсальные

законы природы:и законы природы человека, и законы природы самого воспитания
роль

воспитания понимается «как самое легкое побуждение и некоторое разумное руководство» естественным процессом саморазвития воспитанника.

Принцип природосообразности – главный в работах Я.Коменскоготребует учитывать и универсальные законы природы:и законы природы человека, и законы

Слайд 14Содержание образования
Традиционные учебные предметы «Семь свободных искусств» средневековой школы Коменский

дополняет основами наук нового времени. Все содержание общего образования обращается

к человеку- его целостному мировосприятию, его стремлений и способностей- «знать, уметь, действовать, говорить».
Содержание образованияТрадиционные учебные предметы «Семь свободных искусств» средневековой школы Коменский дополняет основами наук нового времени. Все содержание

Слайд 15РОЛЬ СЕМЬИ
Учитель стоит на втором месте после родителей
Основными добродетелями является

мудрость, умеренность, мужество и справедливость
Семья является главным средством нравственного воспитания.
Важной

функцией семейного воспитания является пробуждение и поддержание в детях стремления учиться. Образование- ключ к счастливой жизни и средство достижения всеобщего блага

РОЛЬ СЕМЬИУчитель стоит на втором месте после родителейОсновными добродетелями является мудрость, умеренность, мужество и справедливостьСемья является главным

Слайд 16Основные труды Я. А. Коменского:
Мир чувственных вещей в картинках, 1658
Преддверие

латинского языка, Новейший метод языков, 1649
Всеобщий совет об исправлении дел

человеческих, 1643-1670
Единственно необходимое, 1668.
Лабиринт мира и рай сердца, 1632
Великая дидактика, 1633-38
Материнская школа, 1633
Пансофическая школа, 1651
Открытая дверь языков, 1631
Школа — игра, 1656
Основные труды Я. А. Коменского:Мир чувственных вещей в картинках, 1658Преддверие латинского языка, Новейший метод языков, 1649Всеобщий совет

Слайд 17ВЫВОДЫ
Начало формирования классической педагогики Нового Времени положено Я.А.Коменским. Её характерные

признаки:
Массовое образование в технологичной классно-урочной форме
Основная цель обучения- передача базовой

культуры (знаний, умений, навыков). Знания- основа всего.
Основные методы- репродуктивные (усвоение накопленного опыта )
Форма взаимодействия субъект-объектная, ученики- исполнители; учитель- главный, вся ответственность за результаты лежит на учителе (правильно подобрать материал, правильно распределить его по урокам, правильно организовать упражнения


ВЫВОДЫНачало формирования классической педагогики Нового Времени положено Я.А.Коменским. Её характерные признаки:Массовое образование в технологичной классно-урочной формеОсновная цель

Слайд 18Развитие идей классической педагогики в работах Дж. Локка ( 1632-1704)

Воспитывался в пуританской семье, находившейся в оппозиции к господствовавшей в

стране английской церкви и к произволу абсолютной монархии Карла I. В юношеские годы Локк испытывал влияние политических идеалов отца, который отстаивал суверенитет народа, осуществляемый через парламент.
Развитие идей классической педагогики в работах Дж. Локка ( 1632-1704) Воспитывался в пуританской семье, находившейся в оппозиции

Слайд 19Образование и мировоззрение Дж. Локка
Учился в школе при Вестминстерском

аббатстве. 1652 г. - поступает в колледж Христовой церкви в Оксфорде,

где позже становится преподавателем и начинает писать научную карьеру. В число трудов, написанных им, входят: «Элементы натуральной философии», «Опыт о веротерпимости», «Два трактата о государственном правлении», «Некоторые мысли о воспитании», знаменитый трактат «Опыт о человеческом разумении». Опубликовано им также множество статей, писем, заметок, где рассматриваются вопросы экономики, политики, этики, религии, педагогики. Главными областями интересов Локка были естествознание, медицина, политика, экономика, педагогика, отношение государства к церкви, проблема веротерпимости и свобода совести.
Образование и мировоззрение Дж. Локка Учился в школе при Вестминстерском аббатстве. 1652 г. - поступает в колледж Христовой

Слайд 20Педагогическая деятельность
В возрасте 35 лет занял место домашнего врача, советника

и воспитателя в семье либерала и сторонника буржуазного лорда Эшли,

впоследствии получившего титул графа Шефтсбери. В этом лондонском семействе он познакомился со многими прогрессивно мыслящими людьми, оказавшими влияние на его взгляды . Опыт домашнего воспитателя стал основой его педагогических, психологических идей
Педагогическая деятельностьВ возрасте 35 лет занял место домашнего врача, советника и воспитателя в семье либерала и сторонника

Слайд 21О природе познания и учения
Локк продолжил развитие эмпиризма Ф.Бэкона, обосновывая

сенсуалистическое направление (признающее ощущения, восприятия единственным источником познания)в теории познания.

Локк считал, знание проистекает из опыта, а опыт складывается из ощущений. Теория Локка гласила: 1) нет врожденных идей, все познание рождается в опыте; 2) душа или разум человека при рождении подобны чистой доске(tabula rasa); 3) в интеллекте нет ничего, чего раньше не было в ощущениях, в чувствах.
О природе познания и ученияЛокк продолжил развитие эмпиризма Ф.Бэкона, обосновывая сенсуалистическое направление (признающее ощущения, восприятия единственным источником

Слайд 22«Из всех, с кем мы встречаемся, девять десятых являются тем,

что они есть добрыми или злыми, полезными или нет -

благодаря своему воспитанию» . Концепция воспитания и образования изложена в работе «Некоторые мысли о воспитании детей», в которой содержится программа воспитания «джентльмена», «делового человека» нового общества. По мысли Локка, воспитание делового человека включает в себя три аспекта: физическое воспитание; воспитание души (или нравственное воспитание); образование.


«Мысли о воспитании»,
1693 год

«Из всех, с кем мы встречаемся, девять десятых являются тем, что они есть добрыми или злыми, полезными

Слайд 23Выделяя в качестве приоритетных задачи физического и нравственного воспитания, Дж.

Локк цель образования видит не в «создании ученых людей», но

практически образованного делового человека. Для Локка важно, чтобы в процессе образования молодой человек был не только подготовлен к успешному ведению практических дел, но и сознавал свою гражданскую ответственность, был приспособлен к «добродетельной жизни», проявлял интерес к изучению того, в чем он сможет быть полезен своей стране.
Выделяя в качестве приоритетных задачи физического и нравственного воспитания, Дж. Локк цель образования видит не в «создании

Слайд 24Педагогические взгляды
Поскольку цель жизни, а следовательно воспитания заключается в обеспечении

счастья индивида, которое, по Дж. Локку, возможно выразить формулой «здоровый

дух в здоровом теле», становится понятным, почему английский мыслитель столь огромное внимание уделяет закаливанию организма человека, выработке выносливости и умеренности.
Педагогические взглядыПоскольку цель жизни, а следовательно воспитания заключается в обеспечении счастья индивида, которое, по Дж. Локку, возможно

Слайд 25Огромное значение Локк придавал физическому воспитанию. Он предлагал тщательно разработанную,

стоявшую на уровне науки того времени и не потерявшую своего

значения сегодня, систему физического воспитания. Необходимо, считал Локк, с раннего детства закалять ребенка, добиться того, чтобы он легко переносил усталость, невзгоды, перемены. Правильное физическое воспитание способствует и выработке мужества и настойчивости

Педагогические взгляды

Огромное значение Локк придавал физическому воспитанию. Он предлагал тщательно разработанную, стоявшую на уровне науки того времени и

Слайд 26Основу нравственного воспитания Дж. Локк видел в формировании правильного представления

о добродетели. Нравственное воспитание теснейшим образом связано с воспитанием разума,

высшей инстанции, к которой прибегает человек, определяя свое поведение. Нравственная добродетель Локка ассоциируется с полезностью, честью и благопристойностью, тактом, вежливостью, честностью. Основными воспитательными средствами нравственного воспитания по Локку, являются примеры, среда и обстановка.

Педагогические взгляды: нравственное и религиозное

Основу нравственного воспитания Дж. Локк видел в формировании правильного представления о добродетели. Нравственное воспитание теснейшим образом связано

Слайд 27Педагогические взгляды
Локк придавал большое значение религиозному воспитанию, но считал, что

главное не приучать детей к обрядам, а вызывать любовь и

почтение к богу как высшему существу.
Главными воспитательными средствами всегда будут не рассуждения, а пример, среда и окружение ребенка. Джон Локк считал, что наибольшее влияние на его поведение будет все-таки оказывать компания, в которой он находится, и образ действий тех, кто ходит за ним. Особенно важно воспитание у детей устойчивых положительных привычек, которое должно начинаться с самого раннего возраста. Нельзя добиться положительных результатов грубостью, насилием; необходимый результат дадут ласковые слова, кроткое внушение. Нельзя прививать несколько привычек одновременно. Нужно закрепить сначала одну, а затем уже перейти к воспитанию другой привычки.
Упражнения- важный метод обучения, формирования привычек
Педагогические взглядыЛокк придавал большое значение религиозному воспитанию, но считал, что главное не приучать детей к обрядам, а

Слайд 28Упражнения и привычки
«Детей нельзя воспитывать правилами, которые ускользают из памяти.

Если вы считаете необходимым приучить их к чему-нибудь, укорените это

посредством практики всякий раз, как представится случай, и, если возможно, сами создайте случай» Локк выступал противником телесных наказаний, считая, что «рабская дисциплина создает и рабский характер» . Но в случаях упорного нежелания ребенка проявить беспрекословное послушание вполне допускал телесные наказания.
Упражнения и привычки«Детей нельзя воспитывать правилами, которые ускользают из памяти. Если вы считаете необходимым приучить их к

Слайд 29О морали
Свою мораль Локк выводил из принципа пользы и

интересов личности. Настоящий джентльмен — это тот, кто умеет достичь

собственного счастья, но в то же время не препятствует в этом другим джентльменам. Люди должны быть «мудрыми» и не только добиваться того, что им хочется, но и учитывать реальные возможности. Поэтому поведение человека должно быть разумно, он должен уметь руководить своими страстями, быть дисциплинированным. Он должен уметь подчинять себя велениям рассудка.
О морали Свою мораль Локк выводил из принципа пользы и интересов личности. Настоящий джентльмен — это тот,

Слайд 30Для достижения положительных результатов в воспитании следует внимательно изучать индивидуальные

особенности ребенка, наблюдать за ним, когда он ничего не подозревает,

чтобы «заметить его преобладающие страсти и господствующие наклонности»; надо выявлять у детей различные качества. «Сообразно различиям этих качеств должны различаться и ваши методы». Индивидуализация воспитания

Педагогические взгляды

Для достижения положительных результатов в воспитании следует внимательно изучать индивидуальные особенности ребенка, наблюдать за ним, когда он

Слайд 31Педагогические взгляды
Умственное воспитание джентльмена – зависит от его будущей деятельности,

или его склонностей, поэтому его надо осуществлять с учетом пользы

для будущего . Не учить одинаково всех всему. Общую для всех культурную основу представляет: обучение чтению, письму,рисованию, родному языку, французскому языку ,географии, арифметике, геометрии ,астрономии, этике, бухгалтерии, верховой езде, танцам, основным сведениям по истории и законоведению . Также Локк рекомендовал также занять воспитанника каким-либо ремеслом.

Педагогические взглядыУмственное воспитание джентльмена – зависит от его будущей деятельности, или его склонностей, поэтому его надо осуществлять

Слайд 32Выводы
Развитие идей классической педагогики через подтверждение сенсуалистического способа познания, утверждение

авторитета учителя и старших в семье, упражнения как способа формирования

привычек.
Воспитание (образование) – ключ к счастливой жизни индивида
Подкрепление психологическими теориями принципов классической педагогики Коменского, развитие идеи индивидуального подхода в обучении
Появление идеи о пользе ремесленной подготовки
ВыводыРазвитие идей классической педагогики через подтверждение сенсуалистического способа познания, утверждение авторитета учителя и старших в семье, упражнения

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика