Слайд 1ЛЕКЦИЯ 3
ВОПРОСЫ:
1.СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ И ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ЗАРОЖДЕНИЯ ПЕДАГОГИКИ КАК НАУКИ
2.
ФИЛОСОФИЯ И ДИДАКТИКА Я.А.КОМЕНСКОГО КАК ОТРАЖЕНИЕ ИДЕЙ НОВОГО ВРЕМЕНИ
3. РАЗВИТИЕ
КЛАССИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКИ В РАБОТАХ ДЖ. ЛОККА
4. ШКОЛА ЕВРОПЫ И РОССИИ XYII в
5. ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ШКОЛУ И ПЕДАГОГИКУ
6. РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ И ПЕДАГОГИКИ в XIX в.
Слайд 2На рубеже XYI-XYII вв. происходят значительные события, обусловившие возникновение новых
педагогических идей: а) цивилизационные: интенсивное развитие буржуазных отношений в обществе;
возникновение потребности в науке как основе производства; распространение идей протестантизма вначале как оппозиции авторитарному устройству церкви, затем- как широкого буржуазно-демократического движения (основные лозунги: свобода, равенство, братство); появление новых форм правления ( парламент в Нидерландах, затем в Англии),буржуазные революции, народно-освободительные движения в странах Восточной Европы, инквизиция
Слайд 3Б)Социокультурные предпосылки: распространение научных знаний об окружающем мире ( Н.Коперник,
Г.Галилей, Дж. Бруно, И.Ньютон, кругосветные путешествия Магеллана и Колумба и
др.); появление первых научных трактатов об устройстве мира («Основы натурфилософии И.Ньютона); формирование философских течений сенсуализма (мир познаваем, источником знаний являются чувственно воспринимаемые объекты материального мира) и эмпиризма ( научное знание только тогда может быть признано истинным, если подтверждено на опыте; Появление учения Ф.Бэкона о методе научного познания(«Новый органон»,1620г.) . Идеи гуманизма предшествующей эпохи сохраняют свое значение
Слайд 4Ян Амос Коменский
28 марта 1592— 15 ноября 1670
чешский педагог-гуманист, писатель,
общественный деятель, епископ Чешскобратской церкви, основоположник научной педагогики, систематизатор и
популяризатор классно-урочной системы.
Слайд 5Философские воззрения
По своим философским взглядам Я. А. Коменский был близок
к материалистическому сенсуализму. Признавал три источника познания:
чувства,
разум,
веру.
Главное значение
в познании придавал органам чувств.
В развитии познания он различал 3 ступени:
эмпирическую,
научную,
практическую.
По социальным взглядам- демократ и гуманист, уверенный в спасительной силе знания, науки, образования.Он считал, что всеобщее образование, создание новой школы помогут воспитывать детей в духе гуманизма и , в конечном счете, изменят мир к лучшему. Сторонник всеобщего равенства. «Учить всех всему»
Слайд 6Принадлежал к семье южноморавских протестантов. Получил первоначальное образование в братской
( протестантской ) школе, в 1608-1610 учился в латинской школе,
затем в Херборнской академии, Гейдельбергском университете.
Слайд 7Человек являясь частью природы, по мнению Коменского, подчиняется общим её
законам и все педагогические средства должны быть природосообразными.
Вместе с
этим принцип природосообразности воспитания, по Коменскому, предполагает изучение законов духовной жизни человека и согласования с ними всех педагогических воздействий.
Слайд 8Исходя из природы человека, делит жизнь подрастающего поколения на четыре
возрастных периода:
детство — от рождения до 6 лет включительно
(материнская школа),
отрочество - от 6 до 12 лет (школа родного языка),
юность - от 12 до 18 лет(латинская школа, или гимназия),
зрелость(возмужалость) - от 18 до 24 лет (академии).
Слайд 9 В работе « Великая дидактика» (1633-38гг) обосновал основные принципы
научной педагогики, а также предложил классно-урочную систему ( сам он
называл ее методом) Обучение нужно осуществлять в школе с помощью:
общешкольного плана,
классно-урочной организации,
учебников для каждого класса,
запрета пропускать уроки,
учёбы с 6 лет,
проверки знаний.
Слайд 10Дидактические принципы:
принцип природосообразности,
принцип наглядности («золотое правило дидактики»,
принцип последовательности,
принцип
сознательности,
принцип посильности,
принцип прочности,
принцип систематичности.
Слайд 11Принцип обучения (формулировки Коменского)
1. «Правила должны поддерживать и закреплять практику»
2.
«Ученики должны делать не то, что им нравится, но то,
что им предписывают законы и учителя».
3. «Упражнения ума будут происходить на специальных уроках, проводимых по нашему методу».
4. «Каждая задача прежде иллюстрируется и объясняется, причем от учеников требуется показать, поняли ли они ее и как поняли. Хорошо также в конце недели устраивать повторения».
Слайд 12Выдержки из разных трудов Коменского, касающихся урока как формы организации
обучения.
учащиеся должны приниматься в школу одновременно для получения «с начала
до конца постепенного образования. Вместе с тем никто не может быть принят в школу после начала занятий, никто не будет выпущен из школы до конца занятий.
учащиеся должны быть разделены на классы;
сколько имеется классов, столько должно быть классных комнат;
классным занятиям учащиеся ежедневно должны уделять 4 часа
каждый час должен иметь свою определенную задачу, которая обязательно должна быть решена;
в определенное время каждый по данному знаку должен отправиться в учебную комнату и занимать свое, а не чужое место;
когда учитель что - нибудь говорит, излагает, объясняет, то все должны слушать с напряженным вниманием;
после каждого часа должен быть перерыв, отдых.
Слайд 13Принцип природосообразности – главный в работах Я.Коменского
требует учитывать и универсальные
законы природы:и законы природы человека, и законы природы самого воспитания
роль
воспитания понимается «как самое легкое побуждение и некоторое разумное руководство» естественным процессом саморазвития воспитанника.
Слайд 14Содержание образования
Традиционные учебные предметы «Семь свободных искусств» средневековой школы Коменский
дополняет основами наук нового времени. Все содержание общего образования обращается
к человеку- его целостному мировосприятию, его стремлений и способностей- «знать, уметь, действовать, говорить».
Слайд 15РОЛЬ СЕМЬИ
Учитель стоит на втором месте после родителей
Основными добродетелями является
мудрость, умеренность, мужество и справедливость
Семья является главным средством нравственного воспитания.
Важной
функцией семейного воспитания является пробуждение и поддержание в детях стремления учиться. Образование- ключ к счастливой жизни и средство достижения всеобщего блага
Слайд 16Основные труды Я. А. Коменского:
Мир чувственных вещей в картинках, 1658
Преддверие
латинского языка, Новейший метод языков, 1649
Всеобщий совет об исправлении дел
человеческих, 1643-1670
Единственно необходимое, 1668.
Лабиринт мира и рай сердца, 1632
Великая дидактика, 1633-38
Материнская школа, 1633
Пансофическая школа, 1651
Открытая дверь языков, 1631
Школа — игра, 1656
Слайд 17ВЫВОДЫ
Начало формирования классической педагогики Нового Времени положено Я.А.Коменским. Её характерные
признаки:
Массовое образование в технологичной классно-урочной форме
Основная цель обучения- передача базовой
культуры (знаний, умений, навыков). Знания- основа всего.
Основные методы- репродуктивные (усвоение накопленного опыта )
Форма взаимодействия субъект-объектная, ученики- исполнители; учитель- главный, вся ответственность за результаты лежит на учителе (правильно подобрать материал, правильно распределить его по урокам, правильно организовать упражнения
Слайд 18Развитие идей классической педагогики в работах Дж. Локка ( 1632-1704)
Воспитывался в пуританской семье, находившейся в оппозиции к господствовавшей в
стране английской церкви и к произволу абсолютной монархии Карла I. В юношеские годы Локк испытывал влияние политических идеалов отца, который отстаивал суверенитет народа, осуществляемый через парламент.
Слайд 19Образование и мировоззрение Дж. Локка
Учился в школе при Вестминстерском
аббатстве. 1652 г. - поступает в колледж Христовой церкви в Оксфорде,
где позже становится преподавателем и начинает писать научную карьеру. В число трудов, написанных им, входят: «Элементы натуральной философии», «Опыт о веротерпимости», «Два трактата о государственном правлении», «Некоторые мысли о воспитании», знаменитый трактат «Опыт о человеческом разумении». Опубликовано им также множество статей, писем, заметок, где рассматриваются вопросы экономики, политики, этики, религии, педагогики. Главными областями интересов Локка были естествознание, медицина, политика, экономика, педагогика, отношение государства к церкви, проблема веротерпимости и свобода совести.
Слайд 20Педагогическая деятельность
В возрасте 35 лет занял место домашнего врача, советника
и воспитателя в семье либерала и сторонника буржуазного лорда Эшли,
впоследствии получившего титул графа Шефтсбери. В этом лондонском семействе он познакомился со многими прогрессивно мыслящими людьми, оказавшими влияние на его взгляды . Опыт домашнего воспитателя стал основой его педагогических, психологических идей
Слайд 21О природе познания и учения
Локк продолжил развитие эмпиризма Ф.Бэкона, обосновывая
сенсуалистическое направление (признающее ощущения, восприятия единственным источником познания)в теории познания.
Локк считал, знание проистекает из опыта, а опыт складывается из ощущений. Теория Локка гласила: 1) нет врожденных идей, все познание рождается в опыте; 2) душа или разум человека при рождении подобны чистой доске(tabula rasa); 3) в интеллекте нет ничего, чего раньше не было в ощущениях, в чувствах.
Слайд 22«Из всех, с кем мы встречаемся, девять десятых являются тем,
что они есть добрыми или злыми, полезными или нет -
благодаря своему воспитанию» . Концепция воспитания и образования изложена в работе «Некоторые мысли о воспитании детей», в которой содержится программа воспитания «джентльмена», «делового человека» нового общества. По мысли Локка, воспитание делового человека включает в себя три аспекта: физическое воспитание; воспитание души (или нравственное воспитание); образование.
«Мысли о воспитании»,
1693 год
Слайд 23Выделяя в качестве приоритетных задачи физического и нравственного воспитания, Дж.
Локк цель образования видит не в «создании ученых людей», но
практически образованного делового человека. Для Локка важно, чтобы в процессе образования молодой человек был не только подготовлен к успешному ведению практических дел, но и сознавал свою гражданскую ответственность, был приспособлен к «добродетельной жизни», проявлял интерес к изучению того, в чем он сможет быть полезен своей стране.
Слайд 24Педагогические взгляды
Поскольку цель жизни, а следовательно воспитания заключается в обеспечении
счастья индивида, которое, по Дж. Локку, возможно выразить формулой «здоровый
дух в здоровом теле», становится понятным, почему английский мыслитель столь огромное внимание уделяет закаливанию организма человека, выработке выносливости и умеренности.
Слайд 25Огромное значение Локк придавал физическому воспитанию. Он предлагал тщательно разработанную,
стоявшую на уровне науки того времени и не потерявшую своего
значения сегодня, систему физического воспитания. Необходимо, считал Локк, с раннего детства закалять ребенка, добиться того, чтобы он легко переносил усталость, невзгоды, перемены. Правильное физическое воспитание способствует и выработке мужества и настойчивости
Педагогические взгляды
Слайд 26Основу нравственного воспитания Дж. Локк видел в формировании правильного представления
о добродетели. Нравственное воспитание теснейшим образом связано с воспитанием разума,
высшей инстанции, к которой прибегает человек, определяя свое поведение. Нравственная добродетель Локка ассоциируется с полезностью, честью и благопристойностью, тактом, вежливостью, честностью. Основными воспитательными средствами нравственного воспитания по Локку, являются примеры, среда и обстановка.
Педагогические взгляды: нравственное и религиозное
Слайд 27Педагогические взгляды
Локк придавал большое значение религиозному воспитанию, но считал, что
главное не приучать детей к обрядам, а вызывать любовь и
почтение к богу как высшему существу.
Главными воспитательными средствами всегда будут не рассуждения, а пример, среда и окружение ребенка. Джон Локк считал, что наибольшее влияние на его поведение будет все-таки оказывать компания, в которой он находится, и образ действий тех, кто ходит за ним. Особенно важно воспитание у детей устойчивых положительных привычек, которое должно начинаться с самого раннего возраста. Нельзя добиться положительных результатов грубостью, насилием; необходимый результат дадут ласковые слова, кроткое внушение. Нельзя прививать несколько привычек одновременно. Нужно закрепить сначала одну, а затем уже перейти к воспитанию другой привычки.
Упражнения- важный метод обучения, формирования привычек
Слайд 28Упражнения и привычки
«Детей нельзя воспитывать правилами, которые ускользают из памяти.
Если вы считаете необходимым приучить их к чему-нибудь, укорените это
посредством практики всякий раз, как представится случай, и, если возможно, сами создайте случай»
Локк выступал противником телесных наказаний, считая, что «рабская дисциплина создает и рабский характер» . Но в случаях упорного нежелания ребенка проявить беспрекословное послушание вполне допускал телесные наказания.
Слайд 29О морали
Свою мораль Локк выводил из принципа пользы и
интересов личности. Настоящий джентльмен — это тот, кто умеет достичь
собственного счастья, но в то же время не препятствует в этом другим джентльменам. Люди должны быть «мудрыми» и не только добиваться того, что им хочется, но и учитывать реальные возможности. Поэтому поведение человека должно быть разумно, он должен уметь руководить своими страстями, быть дисциплинированным. Он должен уметь подчинять себя велениям рассудка.
Слайд 30Для достижения положительных результатов в воспитании следует внимательно изучать индивидуальные
особенности ребенка, наблюдать за ним, когда он ничего не подозревает,
чтобы «заметить его преобладающие страсти и господствующие наклонности»; надо выявлять у детей различные качества. «Сообразно различиям этих качеств должны различаться и ваши методы». Индивидуализация воспитания
Педагогические взгляды
Слайд 31Педагогические взгляды
Умственное воспитание джентльмена – зависит от его будущей деятельности,
или его склонностей, поэтому его надо осуществлять с учетом пользы
для будущего . Не учить одинаково всех всему. Общую для всех культурную основу представляет: обучение чтению, письму,рисованию, родному языку, французскому языку ,географии, арифметике, геометрии ,астрономии, этике, бухгалтерии, верховой езде, танцам, основным сведениям по истории и законоведению . Также Локк рекомендовал также занять воспитанника каким-либо ремеслом.
Слайд 32Выводы
Развитие идей классической педагогики через подтверждение сенсуалистического способа познания, утверждение
авторитета учителя и старших в семье, упражнения как способа формирования
привычек.
Воспитание (образование) – ключ к счастливой жизни индивида
Подкрепление психологическими теориями принципов классической педагогики Коменского, развитие идеи индивидуального подхода в обучении
Появление идеи о пользе ремесленной подготовки