Слайд 1ЛЕКЦИЯ 3
ПЕРВЫЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПОЭТЫ КИТАЯ
Слайд 2ВОПРОСЫ:
1.屈原 Цюй Юань (340(339?) – 278 гг. до н.э.)
2.宋玉 Сун
Юй (290-223 гг. до н.э.)
3.贾谊 Цзя И (200-168 гг. до
н.э.)
4.司马相如 Сыма Сянжу (179-118 гг. до н.э.)
Слайд 3 屈原 Цюй Юань
(340(339?) – 278 гг. до
н.э.)
Чуские строфы (楚辞): “离骚” "Скорбь изгнанника",
“天问” "Вопросы к небу",
“九章” "9
элегий",
(“哀郢” "Плачу по столице Ину"),
《招魂》 «Призывание души»。
Слайд 4屈原 Цюй Юань“离骚” поэма "Скорбь изгнанника" ("Скорбь отлученного")
Фан Ши
" Цюй Юань – основоположник поэзии": «в «Скорби изгнанника» наиболее
четко выражены необыкновенно смелое мировоззрение автора, его высокие и чистые стремления, его горячие чувства и проницательная сила фантазии. С этой поэмой до нас дошла одна из трагедий Китая, истерзанного междоусобными войнами. В нем одном, может быть, больше исторических откровений, чем в массе ценных, но однообразных и формальных летописных повествований. Это действительно голос самой жизни, правдивый рассказ о целой исторической эпохе».
Слайд 5屈原 Цюй Юань“离骚” поэма "Скорбь изгнанника" ("Скорбь отлученного")
Лирический герои Цюй
Юаня - это человек страстной убежденности, высокой души, непримиримый ко
всякому проявлению подлости, вероломства.
Мотив родины постоянно повторяется, ибо для Цюй Юаня Чуская земля - само олицетворение родины, отчего дома.
Слайд 6屈原 Цюй Юань“离骚” поэма "Скорбь изгнанника" ("Скорбь отлученного")
В поэме "Скорбь
изгнанника" насчитывается более 370 строк, которые можно условно разбить на
3 части и эпилог.
1-ая часть:
возвышенное самоутверждение,
воспевание родины,
раздумья о ценности времени и жизни,
причины преуспевания и гибели, успехов и поражений властителей в истории китайского народа,
осуждение современных ему правителей царства Чу за произвол, самоуправство, политический кризис.
Слайд 7屈原 Цюй Юань“离骚” поэма "Скорбь изгнанника" ("Скорбь отлученного")
2-ая часть -
кульминационный пункт поэмы.
Цюй Юань выражает свои принципы управления страной
и усовершенствования человека.
Он стремится к изменению проводимой царским двором политики; обращается к древним мудрецам, и душа его переносится в иной мир.
В погоне за своим идеалом, поэт, обуздав драконов и птиц, совершает воображаемый полет, возносится к поднебесью и вновь спускается на землю.
До глубины души его возмущает то, что мир небесный с его порядками ничем не отличается от земного мира.
Слайд 8屈原 Цюй Юань“离骚” поэма "Скорбь изгнанника" ("Скорбь отлученного")
В 3-ей части
раскрываются беспредельные страдания и тоска поэта, который мучительно ищет ответа
на вопрос, как быть, чему следовать в жизни. Многие строки его произведения окрашены грустью и скорбными чувствами.
Наконец, Цюй Юань распускает крылья фантазии и взлетает в полное света и тепла небо. Но как только взгляд его падает на землю, он не в силах удержаться от того, чтобы не вернуться на свою многострадальную родину.
Беспощадная, исполненная душевной боли, поэма таит в себе ощущение озаренности надеждой, верой в разум и мудрость человека, проникнута духом самопожертвования, гуманизма и благородства.
Именно личность Цюй Юаня, человека и певца, является в поэме тем духовным центром, без которого немыслимо само произведение.
Слайд 9屈原 Цюй Юань“离骚” поэма "Скорбь изгнанника" ("Скорбь отлученного")
Художественные особенности :
использование
автором формы диалога в ритмическом контексте.
обильное использование так называемых
двузначных иероглифов, синонимичных и тавтологических пар.
Это дало возможность поэту добиться особой плавности тонов, музыкальности, певучести и прекрасно передать настроение глубокой печали и скорби.
Поэма написана свободным и изящным стилем, особенностью которого является богатство образов, живость впечатлений и лирический дух.
Слайд 10 屈原 Цюй Юань
“天问” "Вопросы к небу":
Кто мог донести до нас
рассказы об изначальных временах?
На основании чего можно судить о
той поре, когда земля еще не отделилась от неба?
Кто мог проникнуть взором в глубь тогдашнего
хаоса, и как можно различить, что вращалось в
том круговороте?
Что есть небо, космос, Вселенная?
Как возникли небесные тела, и сама жизнь на Земле?
Слайд 11屈原 Цюй Юань
“天问” "Вопросы к небу":
В поэме отразились мифы и
легенды древности.
С точки зрения стилистики эта поэма очень интересна
богатством вопросительных частиц, вопросительных местоимений, вспомогательных частиц.
Поэма в основном написана четырехзначным размером, но встречаются и др. размеры, вплоть до семизначных.
Если другие поэмы Цюй Юаня вызвали большое число подражаний, то произведение "Вопросы к небу" не нашло последователей.
Только спустя тысячу с лишним лет появился поэт Лу Цзюнъюнь, написавший поэму "Ответы неба", поэтический ответ Цюй Юаню.
Слайд 12ОСОБЕННОСТИ ПОЭМЫ
«Призывание души» 《招魂》:
1. Стилистическая оригинальность.
Использование иероглифа "兮"
(xi), который ранее никогда в поэтических произведениях не употреблялся в
таком значении, и впервые, был использован Цюй Юанем. Знак "си" принадлежит к атрибутам древней поэзии и образует вспомогательную, музыкальную тональность стиха.
По мнению Го Можо, местный диалект, на котором создавалась поэма, представляет разговорный язык "байхуа" того времени.
Знак "си" как раз и являлся элементом разговорного языка, понятного не только для глаза.
Слайд 13ОСОБЕННОСТИ ПОЭМЫ
«Призывание души» 《招魂》:
2. Композиционная стройность.
В поэме дается полное
и точное описание души чусцами.
Этот обряд совершался обращением к
четырем сторонам света в определенной последовательности: восток, запад, юг, север. Затем делалось обращение к небу и земле.
Обряд завершался призывом к душе умершего войти во "Врата исцеления" (休门), т.е. вернуться в старую обитель (古居), и восхвалением родины.
Слайд 14ОСОБЕННОСТИ ПОЭМЫ
«Призывание души» 《招魂》:
З. Красочное описание богатств и роскоши –
различных нарядов, дворцов, яств, певиц и танцовщиц.
4.Особенные космические образы, которые
впоследствии стали благодатной почвой для фантастических сюжетов в китайской литературе:
Слайд 15"九章" ("9 сочинений" или "9 элегий"):
"Ода мандариновому дереву",
"Злой вихрь",
"Печальные
строки",
"Думы",
"Думаю о любимом человеке",
"Плачу по столице Ину",
"Переправляясь
через реку",
"С камнем в объятиях",
"Мне жаль ушедших дней".
Слайд 16Сун Юй
Сходство творчества Сун Юя и Цюй Юаня:
1.Тесная
связь с ораторским искусством, с народной песней - обрядовой и
дидактической;
2.Сун Юй продолжает те же жанры - лирический и лиро-эпический.
З. В цикле элегий - "9 изменений", он близок к философской лирике своего
предшественника.
Слайд 17Сун Юй
Сун Юй переходит от философских проблем к вопросам земного
бытия.
В его творчестве уже проявляется стремление возвеличить одного государя,
перенести на земного царя атрибуты владык небесных. Этого требует назревавшее объединение страны.
В системе образов и в художественных средствах обнаруживается близость Сун Юя у даосским философам.
“九辨”"9 изменений" - наиболее достоверное из созданного Сун Юем. "Изменения" здесь означают смену времен года в природе и их отражение в настроении человека.
Слайд 18Сун Юй
продолжает творить в жанре «赋».
Особенность этого жанра -
прозаическое вступление, в котором излагались причины создания произведения.
Оно позволяло
вводить в оду как самого автора, так и других исторических лиц; свободно переходить от диалога к монологу - пространному ответу на краткий вопрос.
В этом жанре, у Сун Юя представлены целые сцены, которые могут служить иллюстрацией живого общения между ораторами.
Слайд 19Ода《登徒子好色赋》
«Распутный Дэнту»
Вывод: Сун Юй внес новое в форму и
содержание оды; приблизил поэзию, витавшую в сфере высоких философских проблем,
к земному, очеловечил, ввел в нее новые сюжеты. Своим воспеванием красоты природы и человека, чувства любви и земных наслаждений он положил начало светской поэзии в Китае.
Слайд 20 贾谊 (Цзя И)
“吊屈原赋”«Плач по Цюй Юаню» :
Написана
в форме обрядовой песни.
Цзя И скорбит о безвременной кончине
своего предшественника и посылает проклятия сгубившему его грязному миру.
Однако Цзя И не оправдывает его самоубийства и говорит: "И все же виноват он!"
Слайд 21 贾谊 (Цзя И)
“吊屈原赋”«Плач по Цюй Юаню» :
Цзя
И полемизирует с Цюй Юанем как деятель огромной империи со
сторонником областного сепаратизма. Он противопоставляет узости взглядов поэта гигантскую птицу, взирающую на мир с заоблачных высот.
В заключение же, признавая гений Цюй Юаня равным "глотающему суда киту" он выносит приговор его врагам как муравьям, которые расправляются с гигантом, когда тот попадает на мель.
Слайд 22“ 鵩鸟赋” «Ода к сове»:
Выразив конфликт между Цюй Юанем и
обществом Цзя И изобразил в поэме «Плач по Цюй
Юаню» и свою судьбу, горько высмеяв самого себя за мечту принести пользу народу.
Свой отказ от этой мечты он излагает в «Оде к Сове», созданной во время изгнания.
И содержание, и форма раскрывают восприятие Цзя И философской концепции древнего даосизма.
Слайд 23“ 鵩鸟赋” «Ода к сове»:
В оде Цзя И представлено изложение
многих проблем:
Как все в природе находится в непрерывном движении, расцвете
и увядании, так и в жизни человека за началом следует конец. Мудрость заключается в познании законов природы и их соблюдении. Тогда "жизнь/будет/подобна плаванью, а смерть - отдыху".
Человек не должен обременять себя мелочами, растрачивать силы и чувства в погоне за богатством, славой, наслаждениями, ему следует жить и спокойно умереть, чтобы через тление превратиться в другое вещество.
Слайд 24Сыма Сянжу (司马相如):
Переход к индивидуальной лирике, наблюдавшийся в творчестве
Сун Юя, еще в большей мере свойствен Сыма Сянжу в
оде «美人赋» "Красавица", в которой он продолжает жанр, начатый Сун Юем в "Оде о бессмертной".
Он также изображает любовь с первого взгляда, неожиданную встречу с красавицей в местах, похожих на "обитель богов".
Но Любовь у Сыма Сянжу более земная, иная у нее и развязка. Поэт расстается с красавицей не оттого, что она исчезает, словно прекрасное видение, а оттого, что сам он стал стар и "красота его поблекла".
В этот жанр Сыма Сянжу вносит оттенок пессимизма (мысли об угрозе старости, изменчивости надежд).
Слайд 25“长门赋” "Там, где длинны ворота":
Сыма Сянжу предстает мастером пейзажа, но
природа и человек у него сливаются в единое целое.
Облака
представляются покинутой женщине тяжелыми тучами, строения дворца - темными громадами.
Будущее кажется неясным, словно деревья в предрассветном тумане; проблеск надежды ослепляет, точно яркая роспись дворца в лучах солнца.
В этом скорбном монологе об утраченной любви поэт передает настроение женщины то стоном осиротевшего журавля, то печальным мотивом песни.
Покинутая осуждает себя сама за совершенные ошибки. Говоря от лица героини, Сыма Сянжу замечательно передает гамму ее настроений и их смену - от взрыва бури к тончайшим оттенкам скорби.
Слайд 26«子虚赋» «О пустослове Цзысюе»:
Сатира дается намеком.
Так, преувеличенным воспеванием пышности
двора обличается расточительность монарха.
С помощью метких прозвищ (Пустослов, Небылицын,
Небывалый) Сыма Сянжу развенчал советников и послов царей, представив их простыми хвастунами.
Высокий пафос прославления страны в целом, как того требовали интересы империи в противоположность местничеству знати, Сыма Сянжу сумел соединить с откровенной сатирой на расточительство царьков, а также с намеком, смешанным с лестью, на стремление императорского двора к излишествам.
Сыма Сянжу проявил себя также мастером иносказания.
Слайд 27
大人赋” "О великом человеке":
Несмотря на вступление, говорящее о ее герое
как о бессмертном неземном существенна представляет собой панегирик в честь
самодержца Уди.
Воспевая великого человека, поэт не находит ему равных ни на земле, ни в небесах. Чуть ли не все предки китайского народа - герои легенды о "золотом веке" - принимают великого и признают его своим преемником - земным владыкой.
В этой оде - Сыма Сянжу предстает также зачинателем светского торжественно-панегирического стиля. Этот высокий одический стиль продолжается в творчестве других поэтов.