Слайд 1Лекция 3
Словарно-знаковый запас архитектуры
План лекции
Роль знака-первоэлемента в языке
Первоэлементы архитектурного языка
Виды
знаков-первоэлементов
Индексные знаки
Иконические знаки
Символические знаки
Заключение – метаморфозы первоэлементов
Слайд 21. Роль слова-знака-первоэлемента в языке
Смысловая целостность – слово-знак-первоэлемент
Смысловой код (в архитектурной семиотике) – набор элементов
по правилам грамматики (в архитектуре, например, по правилам ордерной архитектуры древних греков или по правилам пяти ордеров Возрождения, или по правилам архитектуры функционализма)
Словари, справочники, глоссарии. Место знака в своей знаковой системе.
Различия языков. Набор знаков-первоэлементов. Русский язык – минимум 10 000 – 30 000 слов, китайский – минимум 3 000 – 5 000 иероглифов
Специфика архитектурного языка. Минимум слов-знаков – максимум значений в своем смысловом коде
Архитектурный знак как таковой может быть в определенных условиях не только существительным или прилагательным, не только словом или предложением, но и романом или поэмой
Слайд 32. Первоэлементы архитектурного языка
Простейшие (шар, параллелепипед, пирамида, цилиндр и их
всевозможные варианты) или сложные (карниз, портал, антаблемент, капитель)
Простой параллелепипед – здание, лестница, встроенно-пристроенная к зданию труба, труба над зданием, постамент и т.д.
Проем (окно, дверь, портал, арка..., а в них своя иерархия элементов), его конфигурация и разнообразие.
Не менее сложны стена, лестница, крыша, колонна и прочие базовые элементы.
Слайд 8Знаковая вариабельность основных архитектурных первоэлементов:
Часть экстерьера
Часть интерьера
Скульптурный
элемент
(плоскостной или пространственный)
Декоративный элемент
Крупная часть сооружения
Изменение функции
Сооружение в целом
Слайд 9Роль знака в архитектуре чрезвычайно велика и еще не до
конца осознана. Графически можно проиллюстрировать его положения показом одного и
того же элемента – колонны, которая выступает каждый раз в иной роли (по У. Эко).
Знаковая роль колонны:
Колонна – скульптура в интерьере
Колонна – здание
Колонна – труба на электростанции
Колонна – портик классического здания
Колонна – памятник на площади
Колонна – перистиль античного храма
Колонна – здание водонапорной башни
Колонна – декорация на площади
Колонна – опора для лестницы
Колонна – лифтовая шахта
Слайд 103. Виды знаков-первоэлементов
Соотношение семантики (устойчивость и развитость) и синтаксиса (изменчивость
и вариабельность) архитектурного языка
Многозначность, сочетание диаметральных противоположностей (плоскости и пространства)
Классификация
Ч. Дженкса – три типа зданий-знаков: индексные, иконические и символические (метафоры: простая, смешанная, намекающая)
Если добавить к этому делению еще один тип – новые знаки, то с помощью этой классификации можно описать практически все архитектурные объекты
Слайд 114. Индексные знаки
Индексные знаки – это архитектурные знаки, которые имеют
однозначное прочтение, которые независимы ни от чего и ни от
кого, либо не имеют архитектурной метафоры вообще, либо имеют ее одну, очевидную для всех. Это знаки типа табличек "вход-выход" или стрелок-указателей
В чистом виде их нет (окно – сущ. среднего рода, ед. числа, им. падежа)
Стремление к индексным знакам – архитектура функционализма и конструктивизма
Вертикальный параллелепипед или цилиндр с подчеркивающим вертикаль остеклением, частично или полностью выступающий из тела здания – лестница (чуть позже лестничная клетка или лифтовая шахта). Трапециевидная косоугольная форма, выделенная в общем объеме – зал или большая аудитория
Область распространения индексных знаков
Слайд 125. Иконические знаки
Иконический знак - архитектурный знак, в котором форма
дает понятие о содержании и, иногда, о функции. В иконических
знаках эти понятия (содержание и функция) разделяются. Содержание и функция получают в иконическом знаке большее различие, нежели где-либо.
Отель или многоэтажный гараж с позиций архитектурного эсперанто или символических знаков очень схожи между собой. Это объект временного пребывания людей или машин в небольших, примерно одинаковых ячейках (в номерах в одном случае, боксов – в другом), в которых присутствуют большие блоки обслуживания этих людей или этих машин (в отеле этот блок чуть больше и чуть параднее – и только).
С позиций иконического знака отель и многоэтажный гараж, принципиально разные вещи, ибо в одном случае – это человек, в другом - машина.
Иконический знак – оперный театр в Сиднее. Не видно снаружи, что внутри много выставочных залов, ресторанов, различных театров. Однако видно – это необычное здание, что у него должна быть необычная "начинка", у него внутри вполне может быть много выставочных залов, ресторанов, различных театров …
Слайд 13Р. Вентури – здания-утки и здания – декоративные сараи.
Объединение
индексных и иконических знаков в одну группу по отношению к
символическим, задача – показать содержание, для чего существует это здание.
В этом смысле кинотеатр существует не для того, чтобы собрать большое количество людей в течение 15 минут, запустить их одновременно в большой зал, продержать в этом зале в течение 1,5-3 часов, а затем разом выпустить. Кинотеатр для того, чтобы показать кино.
Иконические и индексные знаки одинаково ставят содержание перед функцией, только показывают это по-разному: архитектура индексных знаков – просто и однозначно, вплоть до буквализма и инфантильности; архитектура иконографических знаков – сложно, неоднозначно, подчас конфликтно, в прямой зависимости от особенностей различных смысловых кодов и границ их прочтения.
Слайд 14Культовые здания – не место для собрания людей, а место
общения человека с богом, место пребывания бога на земле
«Прочтение» культового
здания представителями разных субкультур независимо от их культовой принадлежности (или непринадлежности)
Общность с точки зрения архитектурного языка – в целом сложное объемно-пространственное построение, ярко выраженная пространственная вертикаль, богатый декор
Греческий храм. Отсутствие четко обозначенных элементов – «уток»
Начало формирования в архитектуре развитой системы символических знаков
Слайд 156. Символические знаки
Символический знак - наиболее распространен в архитектурном языке.
Это архитектурные знаки, смысловой код которых исторически сложился и стал
общепринятым. Для его возникновения необходима повторяемость во времени и всеобщность смыслового кода. Он не зависит от количества смысловых ассоциаций, их может быть много, может быть мало.
Дорическая колонна греческого храма или круглая в сечении опора этрусского жилого дома – индексный или, реже, иконический знак. Колонна в сегодняшнем понимании этого слова, т.е. архитектурный первоэлемент со сложным, многовариантным кодом – символический знак.
Архитектурные символические знаки – краткое обозначение в лингвистике (кирпич, выкружка, портал, барокко, башня и т.д.), с поясняющей графикой дает архитектурный словарь или глоссарий. Архитектурные словари первоэлементов – это обычно словари символических знаков, которые подчас имеют пояснения в виде иконических знаков.
Слайд 16
Изменение и трансформация символического знака – процесс непростой
и подчас болезненный. Пример ошибки. Поселки конструктивистов и функционалистов первой
половины XX века.
Последствия: скатные крыши вместо плоских, традиционные окна вместо ленточных, добавление ставен, простенков, карнизов и т.д.
Учет символических знаков и их использование, опасность доминирования. Язык дикторов центрального телевидения
Слайд 17Заключение
"Словарный" запас архитектуры гибок, индивидуален и изменчив. Он должен быть
подчас даже в чем-то конфликтогенен и в чем-то непонятен современниками
Символические знаки-первоэлементы и знаки-здания должны занимать свое основополагающее, базовое место, но ни в коем случае не должны быть единственными словами архитектурного языка. Они баланс между новым и старым, между жизнью и смертью, между статикой и динамикой. Полноценная речь – это язык смешанных знаков. В зависимости от обстоятельств он может быть официальным, лирическим, эпатажным, жаргонным и т. д. и т.п.
Каждый знак имеет свой эволюционный путь развития, во время которого он испытывает определенные метаморфозы. На путь и способы его эволюции влияет целый комплекс причин, начиная от социальных, экономических и технологических новаций в обществе и заканчивая личностными умениями и амбициями архитектора.
Конечные физические трансформации знака, так или иначе, зависят от архитектора.
Слайд 18Попробовать разложить процесс трансформации знака на составляющие, вычленив из него
физическую трансформацию. Следуя далее, вычленить из физической трансформации отдельно механическую
(сжатие, разделение, вычленение, добавление…) и немеханическую составляющую (например, природные процессы: отражение, испарение, горение, таяние…).
Содержание задания:
1 – выполнить механическую трансформацию первоэлемента № 1 (z.b., окно)
2 – выполнить немеханическую трансформацию первоэлемента № 1 (z.b., окно)
3 – создать композицию из механической и немеханической
трансформации первоэлементов № 1 и № 2 (z.b., окно и колонна)
Задание
Слайд 25Константин Ильин. Эксперименты с винтовой лестницей 1
Слайд 28Константин Ильин. Эксперименты с винтовой лестницей 4