Слайд 1Лекция 5
Технологии обучения
План
1. Понятие педагогических технологий, их обусловленность характером педагогических
задач. Виды педагогических задач.
2. Понятие и характеристика технологий обучения.
3. Современные
модели организации обучения.
Слайд 21. Понятие педагогических технологий, их обусловленность характером педагогических задач. Виды
педагогических задач.
Педагогическая технология представляет собой совокупность психолого-педагогических установок, которые определяют
специальный подбор и компоновку форм, методов, способов, воспитательных приемов и средств.
Предметом педагогической технологии являются конкретные взаимодействия учителей и учащихся в любой области деятельности.
Слайд 3К задачам педагогической технологии относят следующие:
1) отработку и закрепление знаний, умений
и навыков в любых сферах деятельности;
2) формирование, отработку и закрепление социально
ценных форм и привычек поведения;
3) пробуждение у учащихся интереса к умственным занятиям, развитие способностей к интеллектуальному труду и мыслительной деятельности, осмыслению фактов и закономерностей науки;
4) обучение действиям с технологическим инструментарием;
5) развитие самостоятельного планирования, систематизации своей учебной и самообразовательной деятельности;
6) воспитание привычки четкого следования требованиям технологической дисциплины в организации учебных занятий и общественно полезного труда.
Слайд 4Педагогическая технология имеет ряд особенностей:
1) разные педагогические цепочки отличаются по воспитательному
потенциалу.
2) способность содержания обучения или воспитания подвергаться кодированию, не утрачивая
при этом своих воспитательно-обучающих возможностей.
3) творческое преломление педагогической технологии сквозь личность педагога и учащихся;
4) каждому технологическому звену, системе, цепочке, приему нужно определить целесообразное место в педагогическом процессе.
5) педагогическая технология тесно связана с психологией.
Слайд 5Существует три основных подхода к понятию «педагогическая задача»:
1) педагогическая задача связана
с прогрессивным изменением знаний, отношений, умений ученика (Б. Г. Ананьев,
Н. В. Кузьмина);
2) педагогическая задача находит свое выражение в планируемых эффектах роста, развития, продвижения учащихся, в которых проявляются способности человека успешно решать жизненные проблемы;
3) педагогическая задача выступает как некоторая знаковая модель педагогической ситуации и изменяется в соответствии с логикой целей педагогического процесса.
Слайд 6Классификация педагогических задач
1) стратегические задачи
2) тактические задачи
3) оперативные задачи
В
содержательном плане
1) задачи возбуждения;
2) задачи предвосхищения;
3) задачи преобразования.
Слайд 7Процесс решения педагогических задач
(по Л. Ф. Спирину):
1) анализ педагогической ситуации
2) целеполагание
и планирование
3) конструирование и реализация педагогического
процесса
4) регулирование и коррегирование
5) итоговый контроль и
учет полученных результатов.
Слайд 8Технология обучения – совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных
процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели.
Технология обучения состоит из нескольких взаимообусловленных частей:
1) предписаний способов деятельности (дидактические процессы)
2) условий, в которых эта деятельность должна воплощаться
3) средств осуществления этой деятельности.
2. Понятие и характеристика технологий обучения.
Слайд 9Схема алгоритма функционирования охватывает несколько этапов обучения:
1) ориентировки
2) исполнения (изучение отдельных
тем курса, межпредметных связей и пр.);
3) контроля и корректирования.
Алгоритм управления –
система правил слежения, контроля и коррекции познавательной деятельности учащихся для достижения поставленной цели.
Слайд 10Развивающее обучение – направление в теории и практике образования, ориентирующееся
на развитие физических, познавательных и нравственных способностей учащихся путем использования
их потенциальных возможностей.
Проблемное обучение – обучение, при котором учитель, опираясь на знание закономерностей развития мышления, специальными педагогическими средствами ведет работу по формированию мыслительных способностей и познавательных потребностей учеников в процессе обучения.
Функции проблемного обучения:
1) усвоение учениками системы знаний и способов умственной практической деятельности;
2) развитие познавательной деятельности и творческих способностей учащихся;
3) воспитание навыков творческого усвоения знаний;
4) воспитание навыков творческого применения знаний и умение решать учебные проблемы;
5) формирование и накопление опыта творческой деятельности.
Слайд 11Типы проблемных ситуаций:
1) первый тип – проблемная ситуация возникает при условии,
если учащиеся не знают способы решения поставленной задачи;
2) второй тип –
проблемная ситуация возникает при столкновении учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых условиях;
3) третий тип – проблемная ситуация возникает в том случае, если имеется противоречие между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимостью выбранного способа;
4) четвертый тип – проблемная ситуация возникает тогда, когда имеются противоречия между практически достигнутым результатом и отсутствием у учащихся знаний для теоретического обоснования.
Слайд 12Методы проблемного обучения (система методов М. Н. Скаткина и И
. Я. Лернера):
1) объяснительный метод – состоит из системы приемов, включающих
сообщение и обобщение учителем фактов данной науки, их описание и объяснение;
2) репродуктивный метод – применяется для осмысления усвоения теоретических знаний, для обработки умений и навыков, для заучивания учебного материала и т. д.;
3) практический метод – является сочетанием приемов обработки навыков практических действий по изготовлению предметов, их обработки с целью совершенствования, предполагает деятельность, связанную с техническим моделированием и конструированием;
4) частично-поисковый метод – является сочетанием восприятия объяснений учителя учеником с его собственной поисковой деятельностью по выполнению работ, требующих самостоятельного прохождения всех этапов познавательного процесса;
5) исследовательский метод – представляет умственные действия по формулировке проблемы и нахождения путей ее решения.
Слайд 13Блочно-модульное обучение – метод обучения, при котором содержание учебного материала
и организация его изучения заключается в модули.
Структурные элементы обучающего модуля:
1) информационное
обеспечение – реализуется в форме лекций, практических, самостоятельных и лабораторных работ;
2) дидактическое обеспечение – автоматизированная база данных, пакет прикладных программ;
3) базовый компонент – группа взаимосвязанных фундаментальных понятий дисциплины;
4) вариативная часть – позволяет изменять и обновлять содержание без снижения качества подготовки;
5) практическое обеспечение – практические рекомендации для использования полученных навыков, знаний и умений при прохождении практики, дипломном проектировании и т. д.
Слайд 14Программированное обучение представляет собой относительно самостоятельное и индивидуальное усвоение знаний
и умений по обучающей программе с помощью информационных средств.
Разновидности программ
в программированном обучении:
1) линейная
2) разветвленная
3) смешанная
Компьютерное обучение пришло на смену программированному обучению и широко используется для тестирования, обучения, развития познавательных интересов и способностей.
Слайд 15Компенсирующее обучение
Классы компенсирующего обучения создаются для детей «группы риска» (в
основном это дети с задержкой психического развития конституционального, психогенного, соматогенного
происхождения).
Виды коррекционной помощи, характерные для классов компенсирующего обучения:
1) актуализация мотива действия, создание эмоциональных игровых ситуаций;
2) организация внимания и усиление речевого контроля;
3) уменьшение объема и темпа работы;
4) формирование произвольных форм деятельности;
5) тренинг функционально – незрелых и ослабленных функций (тонкой моторики, зрительно-пространственного и слухового восприятия, слухоречевой памяти, слухо-двигательной и зрительно-двигательной координаций и т. д.).
Слайд 16Обучение «трудных» детей
Сам термин «трудный ребенок» может быть понят неоднозначно,
он имеет по крайней мере два значения.
К категории «трудных» детей
относят учащихся с неблагоприятными семейными условиями жизни.
К категории «трудных» детей относят учащихся с дисграфией (нарушение письма) и дислексией (нарушение чтения).
Обучение одаренных детей
Обучение одаренных, талантливых детей – одно из направлений дифференциации образования, главная цель которого – исследование и поощрение обучения людей с особыми способностями.
Слайд 173. Современные модели организации обучения.
К современным моделям организации обучения
относятся:
1) предметные кружки;
2) секции;
3) факультативы и предметы по выбору;
4) экскурсии;
5) олимпиады;
6) дополнительные занятия с отстающими
в учебе учащимися;
7) выставки и др.