Разделы презентаций


Лекция 5. Тема 4. Сущность и структура процесса управления организацией

Содержание

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ (ОСУ) –это упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их развитие и функционирование как единого целого.1. СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР УПРАВЛЕНИЯЦель ОСУ - установление

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Лекция 5. Тема 4. Сущность и структура процесса управления организацией  
1.

Сущностная характеристика организационных структур управления
2. Типология организационных структур управления организацией
3.

Нетрадиционные типы организационных структур управления


Лекция 5. Тема 4. Сущность и структура процесса управления организацией   1. Сущностная характеристика организационных структур управления2.

Слайд 2ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ (ОСУ) –
это упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся

между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их развитие и функционирование

как единого целого.

1. СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР УПРАВЛЕНИЯ

Цель ОСУ - установление четких взаимосвязей между отдельными подразделениями организации, распределение между ними прав и ответственности.

Организационные структуры становятся
недолговечными и неустойчивыми.
Раньше они менялись в течение нескольких поколений.
Теперь же не успевает компания провести
крупную реорганизацию, как все начинается снова.
П. Друкер

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ (ОСУ) –это упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их

Слайд 3Требования к организационной структуре
1. Оптимальность - рациональные связи при наименьшем числе

ступеней управления.
2. Оперативность - за время от принятия решения до его

исполнения в управляемой системе не успели произойти необратимые отрицательные изменения, делающие ненужной реализацию принятых решений.
3. Надежность – гарантия достоверной передачи информации (не допускать искажений управляющих команд и других передаваемых данных, обеспечивать бесперебойность связи в системе управления).
4. Экономичность - нужный эффект от управления достигался при минимальных затратах на управленческий аппарат.
5. Гибкость - способность изменяться в соответствии с изменениями внешней среды.
6. Устойчивость структуры управления - неизменность ее основных свойств при различных внешних воздействиях, целостность функционирования системы управления и ее элементов.
Требования к организационной структуре1. Оптимальность - рациональные связи при наименьшем числе ступеней управления.2. Оперативность - за время от принятия

Слайд 4Связи между элементами структуры управления бывают:
1) вертикальными, когда происходит взаимодействие между

руководителем и подчиненным (например, связь между директором фирмы и управляющим

структурным подразделением);
2) горизонтальными, когда происходит взаимодействие равноправных элементов (например, связи между управляющими структурными подразделениями одного уровня)
Виды отношений внутри организации аналогичны типу построения структуры ее управления и делятся на:
1) линейные отношения — это отношения между руководителем и его подчиненными;
2) функциональные отношения — это отношения специалиста, который уполномочен выполнять ту или иную функцию в рамках всей организации, с другими членами организации;
3) отношения управленческого аппарата, данный тип отношений имеет место в случае представления чьих-либо прав и полномочий. Должностные обязанности при этом состоят в предоставлении рекомендации, советов.

Связи между элементами структуры управления бывают:1) вертикальными, когда происходит взаимодействие между руководителем и подчиненным (например, связь между директором

Слайд 5Элементы структуры управления:
работник управления — человек, выполняющий определенную функцию

управления;
орган управления — группа работников, связанных определенными отношениями, состоящая

из первичных групп.
первичная группа — коллектив работников управления, у которого есть общий руководитель, но нет подчиненных.

Элементы структуры управления: работник управления — человек, выполняющий определенную функцию управления; орган управления — группа работников, связанных

Слайд 6Этапы формирования оптимальной организационной структуры управления организацией
I. Принципиальный выбор типа

организационной структуры
II. Формирование функционального и элементного состава
IІІ. Формирование функционального взаимодействия


ІV. Формирование информационного обмена

Оптимальная организационная структура

Этапы формирования оптимальной организационной структуры управления организациейI. Принципиальный выбор типа организационной структурыII. Формирование функционального и элементного составаIІІ.

Слайд 7Централизация — это концентрация прав принятия решений, сосредоточение властных полномочий на

верхнем уровне руководства организации.

Децентрализация — это передача или делегирование ответственности

за ряд ключевых решений, а, следовательно, и передача соответствующих этой ответственности прав на нижние уровни управления организацией.
Централизация — это концентрация прав принятия решений, сосредоточение властных полномочий на верхнем уровне руководства организации. Децентрализация — это передача

Слайд 8Факторы, влияющие на выбор организационной структуры управления организацией не записывали

Факторы, влияющие на выбор организационной структуры управления организацией не записывали

Слайд 92. Типология организационных структур управления организацией
Типы организационных структур управления

2. Типология организационных структур управления организациейТипы организационных структур управления

Слайд 10Линейная организационная структура отражает двухуровневое разделение, которое может существовать только

на малых предприятиях. При такой структуре в организации выделяются верхний (руководитель) и нижний

уровень (исполнитель). Основной принцип построения - вертикальная иерархия, т. е. соподчиненность звеньев управления снизу доверху.
Линейная организационная структура отражает двухуровневое разделение, которое может существовать только на малых предприятиях. При такой структуре в организации выделяются

Слайд 11Линейная организационная структура
Обсуждали записывали по желанию

Линейная организационная структура Обсуждали записывали по желанию

Слайд 12По мере роста организации, как правило, линейная структура преобразуется в линейно-штабную

в которой управление сосредоточено в штабах - группа работников, непосредственно

не дающих распоряжений исполнителям, но выполняющих консультационные работы по принятию управленческих решений.
По мере роста организации, как правило, линейная структура преобразуется в линейно-штабную в которой управление сосредоточено в штабах -

Слайд 13 Функциональная структура управления – осуществляется некоторой

совокупностью подразделений, специализированных на выполнении видов работ, необходимых для принятия

решений в системе линейного управления. Выполнение отдельных функций по конкретным вопросам возлагается на специалистов, т.е. каждый орган управления специализирован на выполнении им отдельных видов деятельности.
Функциональная структура управления – осуществляется некоторой совокупностью подразделений, специализированных на выполнении видов работ,

Слайд 14Функциональная организационная структура

Функциональная организационная структура

Слайд 15Пример функциональной организационной структуры
крупного строительного треста

Пример функциональной организационной структурыкрупного строительного треста

Слайд 16Разновидностью функциональной структуры является линейно-функциональная структура. Линейно-функциональная структура обеспечивает такое разделение

управленческого труда, при котором линейные звенья управления призваны командовать, а

функциональные — консультировать, помогать в разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов.
Разновидностью функциональной структуры является линейно-функциональная структура. Линейно-функциональная структура обеспечивает такое разделение управленческого труда, при котором линейные звенья управления

Слайд 17Дивизиональные структуры управления основаны на выделении крупных производственно-хозяйственных отделений с предоставлением этим

подразделениям оперативно-производственной самостоятельности и перенесением на этот уровень ответственности за получение прибыли. 

Дивизиональные структуры управления основаны на выделении крупных производственно-хозяйственных отделений с предоставлением этим подразделениям оперативно-производственной самостоятельности и перенесением на этот уровень ответственности

Слайд 18В соответствии с принципами структуризации дивизиональные структуры подразделяют на три типа:
-

дивизионально-продуктивные;
- организационные, ориентированные на потребителя;
- дивизионально-региональные.
При дивизионально-продуктовой структуре полномочия по руководству

производством и сбытом какого-либо продукта или услуги передаются одному руководителю, который является ответственным за данный вид продукции.
В соответствии с принципами структуризации дивизиональные структуры подразделяют на три типа:- дивизионально-продуктивные;- организационные, ориентированные на потребителя;- дивизионально-региональные.При дивизионально-продуктовой структуре

Слайд 19При создании организационных структур, ориентированных на потребителя, подразделения группируются вокруг определенных

групп потребителей (например, армия и гражданские отрасли, продукция производственно-технического и культурно-бытового назначения).

При создании организационных структур, ориентированных на потребителя, подразделения группируются вокруг определенных групп потребителей (например, армия и гражданские отрасли, продукция

Слайд 20Если деятельность компании распространена на несколько регионов, в которых требуется использование различных

стратегий, то целесообразно формировать дивизионально-региональную структуру, при которой вся деятельность

компании в определенном регионе подчиняется соответствующему руководителю, несущему за нее ответственность перед высшим руководящим органом фирмы.
Если деятельность компании распространена на несколько регионов, в которых требуется использование различных стратегий, то целесообразно формировать дивизионально-региональную структуру, при

Слайд 21Матричная структура отражает закрепление в организационном построении фирмы двух организационных альтернатив: вертикальное

направление — управление функциональными и линейными структурными подразделениями компании; горизонтальное направление — управление

отдельными проектами, программами, продуктами, для реализации которых привлекаются человеческие и иные ресурсы различных подразделений компании.
Матричная структура отражает закрепление в организационном построении фирмы двух организационных альтернатив: вертикальное направление — управление функциональными и линейными структурными подразделениями компании;

Слайд 22Матричная организационная структура

Матричная организационная структура

Слайд 23Пример формирования матричной организационной структуры

Пример формирования матричной организационной структуры

Слайд 24Не рассматривали Рассматривать организационную структуру представляется рациональным на трех уровнях

взаимодействия:
«внешняя среда – организация»,
«подразделение – подразделение»,
«индивид –

организация».
Не рассматривали Рассматривать организационную структуру представляется рациональным на трех уровнях взаимодействия: «внешняя среда – организация», «подразделение –

Слайд 25 При формировании организационных структур управления (прежде всего государственной власти)

важное значение имеет ДЕПАРТАМЕНТАЛИЗАЦИЯ - особая форма специализации и разделения

управленческого труда, определяющая создание специализированных подразделений - департаментов.

Функциональная департаментализация

При формировании организационных структур управления (прежде всего государственной власти) важное значение имеет ДЕПАРТАМЕНТАЛИЗАЦИЯ - особая форма

Слайд 26Сетевая структура - организация дезагрегирует свои основные функции (производство, продажи,

финансы, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы) между отдельными работающими по контрактам

компаниями, в качестве брокера (посредника) которых выступает небольшая головная организация. 

3. Инновационные типы организационных структур управления

В настоящее время развиваются такие виды структур, как сетевые и виртуальные организации, многомерные организации, партисипативные, эдхократические и др.

+ Конкурентоспособность на мировом уровне. Гибкое использование рабочей силы. Высокая адаптивность к требованиям рынка. Сокращение числа уровней иерархии (до 2-3 уровней) и, соответственно, потребности в управленческом персонале.

- Отсутствие непосредственного контроля над деятельностью компании. Возможность нежелательной утраты участников группы (если субподрядчик отходит от дел и его предприятие терпит банкротство). Низкая лояльность сотрудников

Сетевая структура - организация дезагрегирует свои основные функции (производство, продажи, финансы, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы) между отдельными

Слайд 27Виртуальная организация - временная или постоянная совокупность географически разобщенных индивидов,

групп, организационных единиц или же целостных организаций, функционирование производственного процесса

у которых проходит при обязательном участии информационных технологий, включая электронные средства связи.

+гибкость, фокус на ключевых компетенциях, низкие затраты на организацию и запуск бизнеса.  - высокая зависимость от бизнес-партнеров и, как следствие, высокие и слабоуправляемые временные и репутационные риски. 

Виртуальная организация - временная или постоянная совокупность географически разобщенных индивидов, групп, организационных единиц или же целостных организаций,

Слайд 28Многомерные организации - это организации, в которых структурные подразделения одновременно

выполняют несколько функций (как бы в нескольких измерениях) , например:
-

обеспечивают свою производственную деятельность необходимыми ресурсами;
- производят определенный вид продукта или услуги для конкретного потребителя или рынка;
- обеспечивают сбыт (распределение) своей продукции и обслуживают конкретного потребителя.
Основой многомерной организации является автономная рабочая группа (подразделение), которая реализует все три функции: снабжение, производство, распределение.

+ Гибкость и адаптивность к изменениям внешней среды. Снижение бюрократии и упрощение системы управления. Ориентация на цели, а не на средства. Сочетание широкой автономии подразделений с использованием эффекта синергии на уровне организации

- Тенденция к анархии. Борьба за ресурсы внутри организации. Отсутствие непосредственного контроля за подразделениями. Трудности в реализации стратегических проектов

Многомерные организации - это организации, в которых структурные подразделения одновременно выполняют несколько функций (как бы в нескольких

Слайд 29Пример трехмерной структуры управления фирмы "Доу корнинг»

В фирме имеется

10 основных направлений деятельности. По ним создано 10 производственных советов

под председательством менеджера направления, подчиненного генеральному директору фирмы. Их основные задачи — обеспечение конкурентоспособности продукции направления и решение экономических вопросов по сбыту. Производственные советы называют поэтому "центрами прибыли". Функциональные службы имеют основной задачей обеспечение наиболее полного использования имеющихся производственных, трудовых и материальных ресурсов. Соответственно они называются "центрами издержек производства".
Пример трехмерной структуры управления фирмы

Слайд 30Партисипативные организации - это организации, построенные на участии работников в

управлении, предоставляют своим членам возможность участвовать в решении вопросов, касающихся

их работы.

При формировании партисипативных организаций необходимо очень четко разделить такие вещи как власть, иерархия и демократия, иначе могут возникать ситуации, когда, например, СТК вмешивается в профессиональные (чисто технические) вопросы подотчетных им руководителей и т.д. Представляется, что такие организации весьма перспективны, но по-настоящему эффективны они могут стать только при условии, если в компании сформирована действенная система самоуправления.

Эдхократия - это одновременно и ОСУ и управленческий стиль. Важнейший параметр эдхократии - компетентность. Вокруг этого и строится вся деятельность: система стимулирования, высокая степень свободы в действиях работников, преобладание горизонтальных связей, преимущественно неформальный характер взаимодействия персонала (даже по вертикали) и т.д.

ОСУ эдхократической организации порой жестко не определена, иерархическое строение ее может довольно часто изменяться, у менеджеров не всегда есть жесткая привязка к определенной сфере деятельности. Наиболее эффективен он для организаций, где преобладает стохастический характер деятельности: НИОКР, консультационно-нововведенческая деятельность и т.п.

Партисипативные организации - это организации, построенные на участии работников в управлении, предоставляют своим членам возможность участвовать в

Слайд 31По приведенным структурам управления предприятиями установите, к какому типу структур

они относятся. Дайте обоснование.
Структура управления малой фирмой «Строитель»
Структура авиакосмического отделения

фирмы «Юниверсал Продактс»
По приведенным структурам управления предприятиями установите, к какому типу структур они относятся. Дайте обоснование.Структура управления малой фирмой

Слайд 32Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика