Разделы презентаций


Лекция 5 Тема: Элементы коммуникации в контексте межкультурной коммуникации

Содержание

Владение общением, средствами вербальной и невербальной коммуникации необходимо для каждого человека. От этого умения зависит не только эффективность взаимодействия с другими людьми, но и конструктивность принимаемых решений, имеющих важное практическое значение

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Лекция 5 Тема: Элементы коммуникации в контексте межкультурной коммуникации
План:

Основные элементы

МКК.
Вербальная коммуникация.
Стили коммуникации
Невербальная коммуникация и ее специфика.


Невербальные элементы коммуникации
Паравербальная коммуникация
Лекция 5 Тема: Элементы коммуникации в контексте межкультурной коммуникацииПлан: Основные элементы МКК. Вербальная коммуникация. Стили коммуникации Невербальная

Слайд 2Владение общением, средствами вербальной и невербальной коммуникации необходимо для каждого

человека. От этого умения зависит не только эффективность взаимодействия с

другими людьми, но и конструктивность принимаемых решений, имеющих важное практическое значение для жизни индивида.

Восприятие человека надолго программируется тем, насколько успешно он проводит первые минуты, а иногда и секунды общения.

1. ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ МКК

Владение общением, средствами вербальной и невербальной коммуникации необходимо для каждого человека. От этого умения зависит не только

Слайд 32. ВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ
В науке различные формы языкового общения получили название

вербальных средств коммуникации. К наиболее известным вербальным средствам общения относится,

прежде всего, человеческая речь

Значение языка чаще всего сводится к следующим образным утверждениям:
• зеркало культуры, в котором отражается не только реальный, окружающий человека мир, но и менталитет народа, его национальный характер, традиции, обычаи, мораль, система норм и ценностей, картина мира;
• кладовая, копилка культуры, так как все знания, умения, материальные и духовные ценности, накопленные тем или иным народом, хранятся в языковой системе: в фольклоре, книгах, в устной и письменной речи;
• носитель культуры, так как именно с помощью языка она передается из поколения в поколение. Дети в процессе инкультурации, овладевая родным языком, вместе с ним усваивают и обобщенный опыт предшествующих поколений;
• инструмент культуры, формирующий личность человека, который именно через язык воспринимает менталитет, традиции и обычаи своего народа, а также специфический культурный образ мира.

Язык представляет собой средство выражения мыслей, средство общения.

2. ВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯВ науке различные формы языкового общения получили название вербальных средств коммуникации. К наиболее известным вербальным

Слайд 43. СТИЛИ КОММУНИКАЦИИ
Стиль общения в МКК – это своеобразное мета-послание,

которое указывает, как индивидам следует понимать и интерпретировать вербальное сообщение

– контекст коммуникации. Он представляет собой индивидуальную стабильную форму коммуникативного поведения человека, проявляющуюся в любых условиях взаимодействия, в любой ситуации.

Четыре группы (класса) стилей вербальной коммуникации:

прямой и непрямой;
вычурный, точный и сжатый;
личностный и ситуационный;
инструментальный и аффективный.

3. СТИЛИ КОММУНИКАЦИИСтиль общения в МКК – это своеобразное мета-послание, которое указывает, как индивидам следует понимать и

Слайд 51. Благодаря стилям 1-го типа выявляется степень выражения человеком своих

внутренних побуждений и намерений в процессе общения, то есть выясняется

степень открытости человека. Прямой стиль связан с выражением истинных намерений человека. Непрямой стиль позволяет скрывать желания, потребности и цели человека в общении.

Прямой, жесткий стиль общения, характерен для низкоконтекстуальной американской культуры. В ней остается мало места для недосказанности. Американцы стремятся вызывать собеседника на прямой и ясный разговор,

Для высококонтекстуальных культур ведущим стилем коммуникации является непрямой стиль. В таких культурах предпочтение отдается непрямой, двусмысленной коммуникации, что продиктовано важностью уважения лица другого человека. Чаще всего это коллективистские культуры.

1. Благодаря стилям 1-го типа выявляется степень выражения человеком своих внутренних побуждений и намерений в процессе общения,

Слайд 62. Стили 2-го типа показывают степень использования экспрессивных средств языка,

пауз, молчания. Искусный, или вычурный, стиль предполагает использование богатого, экспрессивного

языка в общении.

Точный стиль заключается в использовании необходимого и достаточного минимума высказываний для передачи информации (не больше, но и не меньше, чем необходимо). Сжатый стиль, помимо лаконичности и сдержанности, включает уклончивость, использование пауз и выразительного молчания.
Использование вычурного стиля характерно для многих ближневосточных культур, точного – для Западной Европы и США, сжатый стиль свойственен многим азиатским культурам и некоторым культурам американских индейцев.

2. Стили 2-го типа показывают степень использования экспрессивных средств языка, пауз, молчания. Искусный, или вычурный, стиль предполагает

Слайд 73. Личностный стиль коммуникации делает акцент в общении на личности

индивида, а ситуационный – на его роли. В личностном стиле

вербальными средствами усиливается Я-идентичность, в ситуационном стиле – ролевая идентичность. Личностный стиль использует язык, отражающий социальное равенство, и характерен для индивидуалистских культур, ситуационный стиль отражает иерархичность общественных отношений и характерен для коллективистских культур.

4. Стили 4-го типа различаются своей ориентацией на того или иного участника вербальной коммуникации. Инструментальный стиль общения главным образом ориентирован на говорящего и на цель коммуникации, а аффективный – на слушающего и на процесс коммуникации. Инструментальный стиль опирается на точные знания, чтобы достичь цели общения.

Характерным образцом аффективного стиля коммуникации может служить японский стиль общения.

Инструментальный стиль общения представлен в европейских культурах и США.

3. Личностный стиль коммуникации делает акцент в общении на личности индивида, а ситуационный – на его роли.

Слайд 84. НЕВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ И ЕЕ СПЕЦИФИКА
Невербальная коммуникация представляет собой

обмен невербальными сообщениями между людьми, а также их интерпретацию.
В

процессе межкультурной коммуникации невербальное общение является ее составной частью и взаимосвязано с вербальным общением.

Люди используют невербальное общение для того, чтобы полнее, точнее и понятнее выразить свои мысли, чувства, эмоции.

4. НЕВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ И ЕЕ СПЕЦИФИКА Невербальная коммуникация представляет собой обмен невербальными сообщениями между людьми, а также

Слайд 9Отличия вербальной и невербальной коммуникации:

Невербальные сообщения всегда ситуативны, по ним

можно понять нынешнее состояние участников коммуникации, но нельзя получить информацию

об отсутствующих предметах или происшедших в другом месте явлениях.
Невербальные сообщения являются синтетичными.
Невербальные сообщения обычно непроизвольны и спонтанны

Невербальная коммуникация представляет собой многомерный, многослойный, аналоговый процесс, протекающий в основном неосознанно.

Отличия вербальной и невербальной коммуникации:Невербальные сообщения всегда ситуативны, по ним можно понять нынешнее состояние участников коммуникации, но

Слайд 10Типы невербальных средств:

1) поведенческие знаки, обусловленные физиологическими реакциями: побледнение или

покраснение, а также потоотделение от волнения, дрожь от холода или

страха и др.;
2) ненамеренные знаки, употребление которых связано с привычками человека (их иногда называют самоадапторами): почесывание носа, качание ногой без причины, покусывание губ и др.;
3) собственно коммуникативные знаки: сигналы, передающие информацию об объекте, событии или состоянии.
Типы невербальных средств:1) поведенческие знаки, обусловленные физиологическими реакциями: побледнение или покраснение, а также потоотделение от волнения, дрожь

Слайд 115. НЕВЕРБАЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ КОММУНИКАЦИИ
Кинесика представляет собой совокупность жестов, поз, телодвижений,

используемых при коммуникации в качестве дополнительных выразительных средств общения.
Элементами

кинесики являются жесты, мимика, позы и взгляды, которые имеют как физиологическое происхождение (например, зевота, потягивание, расслабление и др.), так и социокультурное (широко раскрытые глаза, сжатый кулак, знак победы и т. п.).
5. НЕВЕРБАЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ КОММУНИКАЦИИКинесика представляет собой совокупность жестов, поз, телодвижений, используемых при коммуникации в качестве дополнительных выразительных

Слайд 12Жесты – это различного рода движения тела, рук или кистей

рук, сопровождающие в процессе коммуникации речь человека и выражающие отношение

человека непосредственно к собеседнику, к какому-то событию, другому лицу, какому-либо предмету, свидетельствующие о желаниях и состоянии человека. Жесты могут быть произвольными и непроизвольными, культурно обусловленными и физиологичными.

Жесты можно классифицировать следующим образом.
Иллюстраторы – описательно-изобразительные и выразительные жесты, сопровождающие речь и вне речевого контекста теряющие смысл.
Конвенциональные жесты, или эмблемы используются при приветствии или прощании, приглашении, запрещении, оскорблении и т. п.
Модальные жесты – жесты одобрения, неудовольствия, иронии, недоверия, неуверенности, незнания, страдания, раздумья, сосредоточенности, растерянности, смятения, подавленности, разочарования, отвращения, радости, восторга, удивления.
Жесты, используемые в различных ритуалах

Жесты – это различного рода движения тела, рук или кистей рук, сопровождающие в процессе коммуникации речь человека

Слайд 13Мимика представляет собой все изменения выражения лица человека, которые можно

наблюдать в процессе общения.
Мимика складывается из спонтанных и произвольных

мимических реакций.

Окулистика – использование движения глаз или контакт глазами в процессе коммуникации.

Поза – положение человеческого тела и движения, которые принимает человек в процессе коммуникации.

Три группы поз:
• Включение или исключение из ситуации
• Доминирование или зависимость
• Противостояние или гармония

Мимика представляет собой все изменения выражения лица человека, которые можно наблюдать в процессе общения. Мимика складывается из

Слайд 14Походка человека. Ее характер указывает как на физическое самочувствие и

возраст человека, так и на его эмоциональное состояние
Манера одеваться. В

каждой культуре есть модели одежды, способные сообщить нам о социальном статусе человека (дорогой костюм или рабочая роба), иногда по одежде мы узнаем о событиях в жизни человека (свадьба, похороны). Форменная одежда указывает на профессию ее владельца.
Походка человека. Ее характер указывает как на физическое самочувствие и возраст человека, так и на его эмоциональное

Слайд 15Такесика разнообразные виды прикосновений к своим собеседникам. К такого рода

прикосновениям ученые относят прежде всего рукопожатия, поцелуи, поглаживания, похлопывания, объятия

и т. п.

Прикосновения можно разделить на следующие типы:
• профессиональные – они носят безличный характер, человек при этом воспринимается только как объект общения (осмотр врача);
• ритуальные – рукопожатия, дипломатические поцелуи;
• дружеские;
• любовные.

Виды рукопожатий:
• Ладонь, повернутая вверх под ладонью партнера, означает готовность подчиниться, бессознательный сигнал тому, чье доминирование признается.
• Ладонь, повернутая вниз на ладони партнера, выражает стремление к доминированию, попытку взять ситуацию под свой контроль.
• Ладонь ребром вниз (вертикальное положение) фиксирует положение равенства собеседников.
• Рукопожатие «перчатка» (две ладони обхватывают одну ладонь собеседника) подчеркивает стремление к искренности, дружелюбию, доверительности.

Такесика разнообразные виды прикосновений к своим собеседникам. К такого рода прикосновениям ученые относят прежде всего рукопожатия, поцелуи,

Слайд 16Сенсорика представляет собой тип невербальной коммуникации, основывающийся на чувственном восприятии

представителей других культур.
Наряду со всеми другими сторонами невербальной коммуникации

отношение к партнеру формируется на основе ощущений органов чувств человека. В зависимости от того, как мы чувствуем запахи, ощущаем вкус, воспринимаем цветовые и звуковые сочетания, ощущаем тепло тела собеседника, мы строим наше общение с этим собеседником. Эти коммуникативные функции человеческих органов чувств позволяют считать их инструментами невербальной коммуникации.

Запахи

Цветовые сочетания

Слуховые предпочтения

Сенсорика представляет собой тип невербальной коммуникации, основывающийся на чувственном восприятии представителей других культур. Наряду со всеми другими

Слайд 17Территории, расстояния и дистанции
Проксемика – это использование пространственных отношений

при коммуникации.
Четыре зоны коммуникации:

• интимная – разделяющая достаточно близких

людей, не желающих посвящать в свою жизнь третьих лиц;
• личная – расстояние, которое поддерживает индивид при общении между собой и всеми другими людьми;
• социальная – дистанция между людьми при формальном и светском общении;
• публичная – дистанция общения на публичных мероприятиях (собраниях, в аудитории и др.).
Территории, расстояния и дистанции Проксемика – это использование пространственных отношений при коммуникации. Четыре зоны коммуникации:• интимная –

Слайд 18Хронемика – это использование времени в невербальном коммуникационном процессе.
Модели

использования времени: монохронная и полихронная.
При монохронной модели время представляется в

виде дороги или длинной ленты, разделенной на сегменты. Это разделение времени на части приводит к тому, что человек в данной культуре предпочитает одновременно заниматься только одним делом, а также разделяет время для дела и для эмоциональных контактов.
В полихронной модели нет такого строгого расписания, человек там может заниматься несколькими делами сразу. Время здесь воспринимается в виде пересекающихся спиральных траекторий или в виде круга.

Примером полихронной культуры может служить русская, латиноамериканская, французская культуры. Монохронные культуры – немецкая, североамериканская.

Хронемика – это использование времени в невербальном коммуникационном процессе. Модели использования времени: монохронная и полихронная.При монохронной модели

Слайд 19Хронемика также изучает ритм, движение и расчет времени в культуре.


Разные культуры используют формальные и неформальные виды времени. Неформальное время

связано с неопределенным отсчетом: «через некоторое время», «позже», «во второй половине дня» и т.д. Формальное время, напротив, отсчитывает время очень точно: «к двум часам», «завтра в 15.30» и т.д.
Хронемика также изучает ритм, движение и расчет времени в культуре. Разные культуры используют формальные и неформальные виды

Слайд 206. ПАРАВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ
Паравербальные средства представляют собой совокупность звуковых сигналов, сопровождающих

устную речь, привнося в нее дополнительные значения. Примером такого рода

может служить интонация, сигнализирующая нам о вопросительном характере предложения, сарказме, отвращении, юморе и т.д. То есть при паравербальной коммуникации информация передается через голосовые оттенки, которым в разных языках придается определенный смысл.

Средствами достижения эффективной коммуникации здесь служат следующие характеристики человеческого голоса.
• Скорость речи.
• Громкость.
• Артикуляция.
• Высота голоса.
• Режим речи.

6. ПАРАВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯПаравербальные средства представляют собой совокупность звуковых сигналов, сопровождающих устную речь, привнося в нее дополнительные значения.

Слайд 21Назначение паравербальной коммуникации заключается в том, чтобы вызвать у партнера

те или иные эмоции, ощущения, переживания, которые необходимы для достижения

определенных целей и намерений. Такие результаты обычно достигаются с помощью паравербальных средств общения, к которым относятся: просодика — это темп речи, тембр, высота и громкость голоса; экстралингвистика — это паузы, кашель, вздохи, смех и плач.

Паравербальная коммуникация основывается на тональных и тембровых особенностях языка и их использовании в культуре. На этом основании можно выделять тихие и громкие культуры.

Назначение паравербальной коммуникации заключается в том, чтобы вызвать у партнера те или иные эмоции, ощущения, переживания, которые

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика