Слайд 1Лекция 6
Управление как социально-психологический феномен.
Подготовила: 
доцент кафедры ГД СНУЯЭиП –
                                                            
                                    
М.В. Косцова
                                                                    
                            							
							
							
						 
											
                            Слайд 2
Вопросы лекции:
Управление как психологический процесс. 
Основные подходы менеджмента.
                            							
														
						 
											
                            Слайд 3Список рекомендуемой литературы:
Кумкин А.Н., Косцова М.В. Психология управления: учебное пособие.
                                                            
                                    
СНУЯЭиП, 2007 г.
Кумкин А.Н. Основы психологии и педагогики: Учеб. Пособие.
                                    – Севастополь: СИЯЭ и П, 2000. – С. 35-41.
Кумкин А.Н., Ерош И.Д. Психология и педагогика в плакатах и схемах. С.,2002 г.
Карпов А.В. Психология рефлексивных механизмов деятельности. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. – 424 с. 
Смирнов В.Н., Психология управления персоналом в экстремальных условиях . - О Образовательно-издательский центр «Академия», 2007. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 4Завершите предложения…
Управление для меня – это………..
Самый эффективный метод управления, с
                                                            
                                    
моей точки зрения, - это…………………………………
Мои будущие подчиненные ожидают от меня…………………..
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 5Управление - 
это сознательное воздействие человека на объекты, процессы и
                                                            
                                    
на участвующих в них людей, осуществляемое с целью придать определенную
                                    направленность деятельности для того, чтобы получить желаемые результаты
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 6Структура 
управленческой деятельности
Управленческие отношения
                            							
														
						 
											
                            Слайд 7Управление с точки зрения руководителя (этапы):
1. Программирование:
Прогнозирование хода и результатов
                                                            
                                    
деятельности;
Моделирование и доведение программы до объекта управления. 
«навык опережающего управления»
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 82. Создание определенной структуры для выполнения запланированной деятельности:
Подбор исполнителей;
Делегирование им
                                                            
                                    
заданий, полномочий и ответственности. 
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 93. Функция мотивирования работников
Как процесс а создания внутреннего 
побуждения к
                                                            
                                    
деятельности в 
 результате учета
 многих потребностей работника. 
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 104. Контроль
Выполняет функцию обратной связи.
3 основных аспекта:
Установление стандартов;
Измерение того, что
                                                            
                                    
достигнуто с ожидаемыми результатами;
Коррекция. 
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 11менеджмент
как организация 
управления
фирмой
как организация 
управления
структурой
как процесс 
принятия 
управленческих
решений
                            							
														
						 
											
                            Слайд 12Виды менеджмента:
Производственный;
Кадровый менеджмент;
Инновационный менеджмент;
Информационный менеджмент;
Финансовый менеджмент;
Торговый менеджмент;
Менеджмент маркетинга;
Международный менеджмент;
                            							
														
						 
											
                            Слайд 13Задачи менеджмента:
Определение целей деятельности организации.
Достижение целей организации.
Увеличение доходов организации.
Предопределение рынка.
                            							
														
						 
											
                            Слайд 14Характерные черты менеджмента:
Экономический аспект (заключается в том, что управление осуществляется
                                                            
                                    
через координацию материальных и трудовых ресурсов для достижения цели –
                                    прибыли).
Социально-психологический аспект (заключается в том, что деятельность осуществляется группой лиц по руководству усилиями всего персонала фирмы для достижения поставленных целей – система власти, культура, ценности, обычаи). 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 15Характерные черты менеджмента:
Правовой аспект (заключается в том, что деятельность опирается
                                                            
                                    
на государственную политику и определяется законодателем).
Организационно-технический аспект (заключается в необходимости
                                    определить рациональную последовательность исполнения целей заданных стратегий).
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 16Психологические закономерности управленческой деятельности
Закон неопределенности отклика;
Закон неадекватности восприятия человека человеком;
Закон
                                                            
                                    
неадекватности самооценки;
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 17Психологические закономерности управленческой деятельности
Закон расщепления смысла управленческой информации.
                            							
														
						 
											
                            Слайд 18Психологические закономерности управленческой деятельности
Закон самосохранения:
Его смысл состоит в том, что
                                                            
                                    ведущим мотивом социального поведения субъекта управленческой деятельности является сохранение его
                                    личного социального статуса, его личностной состоятельности, чувства собственного достоинства. 
Закон компенсации.
При высоком уровне стимулов к данной работе или высоких требованиях среды к человеку нехватка каких-либо способностей для успешной конкретной деятельности возмещается другими способностями или навыками. 
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 19Таким образом, эффективность управления зависит от его субъекта, то есть
                                                            
                                    
руководителя, а именно от такой интегральной личностной характеристики, как индивидуальная
                                    управленческая концепция.
                                
                            							
														
						 
											
											
                            Слайд 21Первый подход: 
«Научный менеджмент», 
«научная организация труда» 
Ф.У. Тейлор, Френк
                                                            
                                    
и Лилиан Джилберт, 
Гаррингтон Эмерсон, Л. Ален, Э. Брег, Г.
                                    Гантт, 
Л. Гьюлик, Дж. Муни, С. Томпсон, Л. Урвик, К. Шелтон и др.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 22Для научной организации производства 
Тейлор вводит три принципа:
Принцип специализации; 
Принцип
                                                            
                                    
функциональной дифференциации;
Принцип материальной заинтересованности;
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 23Тейлоровская модель управления
Рабочее место – 
 человек
Определение 
последовательности 
операций
Четкое исполнение
                                                            
                                    
операций
Конечные цели 
производства
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 24
Подход II.
 Школа 
административного управления.
Представители: Анри Файоль, Кароль Адамски.
управление как
                                                            
                                    
процесс, состоящий из нескольких взаимосвязан-ных функций: планирование, организация, мотивация и
                                    контроль. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 25Четырнадцать принципов управления:
Дисциплина;
Вознаграждение персонала;
Справедливость: сочетание доброты и правосудия;
Корпоративный дух;
Подчиненность личных
                                                            
                                    
интересов общим;
Разделение труда, т.е. специализация;
Полномочия и ответственность;
Единоначалие;
Единство направления: работник должен
                                    получать приказы только от одного – непосредственного начальника;
Централизация;
Скалярная цепь: от руководящего персонала до руководителей низшего звена;
Порядок;
Стабильность рабочего места для персонала;
Инициатива.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 26Анри Файоль
«диапазон контроля»
Принцип 
«делегирования 
полномочий»
                            							
														
						 
											
                            Слайд 27Третий подход: 
«Концепция человеческих отношений» 
Представители:
 Гуго Мюнстерберг, Мэри Паркер
                                                            
                                    
Фоллет, 
Элтон Мейо, Р. Лайкерт, К. Арджайрис,
 У. Диксон, 
Д.
                                    Мак-Грегор, 
У. Мур, Ф. Ротлисбергер, Ф. Селзник, А.П. Слоун, 
Ф. Херцберг, У. Оучи.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 28Основные положения концепции человеческих отношений:
человек – существо социальное, ему нужно
                                                            
                                    
работать в группе;
все члены группы придерживаются в своем поведении групповым
                                    нормам;
выработка рабочего определяется скорее групповыми нормами, чем его физическими возможностями;
руководители производства должны ориентироваться в большей степени на людей, чем на продукцию.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 294 подход: 
«Теория человеческих ресурсов» – 
Ч. Барнард, Е.С. Кузьмин,
А.Л.
                                                            
                                    
Свенцицкий и И.П. Волкова
Люди стали рассматриваться как основной ресурс организации,
                                    ее совокупный человеческий капитал, ценность, а не переменные издержки
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 30Изменения в управлении человеческим поведением
?
                            							
														
						 
											
                            Слайд 31Задачи стратегии заинтересованной поддержки персонала:
Помощь 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 32Изменения в организации труда:
Потребности клиента
должность
Виды профессиональной 
деятельности
                            							
														
						 
											
                            Слайд 33Стратегия управления человеческими ресурсами
                            							
														
						 
											
                            Слайд 34Эволюция подхода к управлению человеческими ресурсами
Человек - должность
Личный вклад в
                                                            
                                    
конечные 
цели организации
Осознание конечных 
целей 
организации
Непрерывное профес-
сиональное 
развитие
Понятие качества
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 35Управление 
человеческими ресурсами - 
Стратегический, согласованный подход к управлению самым
                                                            
                                    
ценным активом организации – сотрудниками, которые вместе и индивидуально вносят
                                    вклад в достижение ее целей.
Основной целью УЧР, обеспечивающей внутреннюю устойчивость организации, является повышение результативности работы всей организации.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 36Профессиональная компетентность, методы отбора персонала
                            							
														
						 
											
                            Слайд 37Виды компетентности:
Поведенческая
(индивидуальная)
характеризует индивидуальность человека 
при выполнении им своих профессиональных обязанностей,
«мягкие
                                                            
                                    
требования» к работнику 
Техническая
(профессиональ-ная)
характеризует получаемый результат, связана со стандартами выполнения
                                    профессиональный обязанностей,
«жесткие требования»
к работнику 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 38Соотношение понятий «должность» и «компетенции»
Потребности клиента
должность
Виды профессиональной 
деятельности
компетенции
                            							
														
						 
											
                            Слайд 39Психология управления персоналом в экстремальных условиях изучает процесс оптимизации жизнедеятельности
                                                            
                                    
специалистов, функциональных групп, их состояний, иных психических изменений в результате
                                    управленческого взаимодействия руководителей с подчиненными в опасных для жизни и здоровья ситуациях, связанных с воздействием сильных и чрезмерных стрессовых факторов.