Слайд 1Лекция 6
Управление как социально-психологический феномен.
Подготовила:
доцент кафедры ГД СНУЯЭиП –
М.В. Косцова
Слайд 2
Вопросы лекции:
Управление как психологический процесс.
Основные подходы менеджмента.
Слайд 3Список рекомендуемой литературы:
Кумкин А.Н., Косцова М.В. Психология управления: учебное пособие.
СНУЯЭиП, 2007 г.
Кумкин А.Н. Основы психологии и педагогики: Учеб. Пособие.
– Севастополь: СИЯЭ и П, 2000. – С. 35-41.
Кумкин А.Н., Ерош И.Д. Психология и педагогика в плакатах и схемах. С.,2002 г.
Карпов А.В. Психология рефлексивных механизмов деятельности. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. – 424 с.
Смирнов В.Н., Психология управления персоналом в экстремальных условиях . - О Образовательно-издательский центр «Академия», 2007.
Слайд 4Завершите предложения…
Управление для меня – это………..
Самый эффективный метод управления, с
моей точки зрения, - это…………………………………
Мои будущие подчиненные ожидают от меня…………………..
Слайд 5Управление -
это сознательное воздействие человека на объекты, процессы и
на участвующих в них людей, осуществляемое с целью придать определенную
направленность деятельности для того, чтобы получить желаемые результаты
Слайд 6Структура
управленческой деятельности
Управленческие отношения
Слайд 7Управление с точки зрения руководителя (этапы):
1. Программирование:
Прогнозирование хода и результатов
деятельности;
Моделирование и доведение программы до объекта управления.
«навык опережающего управления»
Слайд 82. Создание определенной структуры для выполнения запланированной деятельности:
Подбор исполнителей;
Делегирование им
заданий, полномочий и ответственности.
Слайд 93. Функция мотивирования работников
Как процесс а создания внутреннего
побуждения к
деятельности в
результате учета
многих потребностей работника.
Слайд 104. Контроль
Выполняет функцию обратной связи.
3 основных аспекта:
Установление стандартов;
Измерение того, что
достигнуто с ожидаемыми результатами;
Коррекция.
Слайд 11менеджмент
как организация
управления
фирмой
как организация
управления
структурой
как процесс
принятия
управленческих
решений
Слайд 12Виды менеджмента:
Производственный;
Кадровый менеджмент;
Инновационный менеджмент;
Информационный менеджмент;
Финансовый менеджмент;
Торговый менеджмент;
Менеджмент маркетинга;
Международный менеджмент;
Слайд 13Задачи менеджмента:
Определение целей деятельности организации.
Достижение целей организации.
Увеличение доходов организации.
Предопределение рынка.
Слайд 14Характерные черты менеджмента:
Экономический аспект (заключается в том, что управление осуществляется
через координацию материальных и трудовых ресурсов для достижения цели –
прибыли).
Социально-психологический аспект (заключается в том, что деятельность осуществляется группой лиц по руководству усилиями всего персонала фирмы для достижения поставленных целей – система власти, культура, ценности, обычаи).
Слайд 15Характерные черты менеджмента:
Правовой аспект (заключается в том, что деятельность опирается
на государственную политику и определяется законодателем).
Организационно-технический аспект (заключается в необходимости
определить рациональную последовательность исполнения целей заданных стратегий).
Слайд 16Психологические закономерности управленческой деятельности
Закон неопределенности отклика;
Закон неадекватности восприятия человека человеком;
Закон
неадекватности самооценки;
Слайд 17Психологические закономерности управленческой деятельности
Закон расщепления смысла управленческой информации.
Слайд 18Психологические закономерности управленческой деятельности
Закон самосохранения:
Его смысл состоит в том, что
ведущим мотивом социального поведения субъекта управленческой деятельности является сохранение его
личного социального статуса, его личностной состоятельности, чувства собственного достоинства.
Закон компенсации.
При высоком уровне стимулов к данной работе или высоких требованиях среды к человеку нехватка каких-либо способностей для успешной конкретной деятельности возмещается другими способностями или навыками.
Слайд 19Таким образом, эффективность управления зависит от его субъекта, то есть
руководителя, а именно от такой интегральной личностной характеристики, как индивидуальная
управленческая концепция.
Слайд 21Первый подход:
«Научный менеджмент»,
«научная организация труда»
Ф.У. Тейлор, Френк
и Лилиан Джилберт,
Гаррингтон Эмерсон, Л. Ален, Э. Брег, Г.
Гантт,
Л. Гьюлик, Дж. Муни, С. Томпсон, Л. Урвик, К. Шелтон и др.
Слайд 22Для научной организации производства
Тейлор вводит три принципа:
Принцип специализации;
Принцип
функциональной дифференциации;
Принцип материальной заинтересованности;
Слайд 23Тейлоровская модель управления
Рабочее место –
человек
Определение
последовательности
операций
Четкое исполнение
операций
Конечные цели
производства
Слайд 24
Подход II.
Школа
административного управления.
Представители: Анри Файоль, Кароль Адамски.
управление как
процесс, состоящий из нескольких взаимосвязан-ных функций: планирование, организация, мотивация и
контроль.
Слайд 25Четырнадцать принципов управления:
Дисциплина;
Вознаграждение персонала;
Справедливость: сочетание доброты и правосудия;
Корпоративный дух;
Подчиненность личных
интересов общим;
Разделение труда, т.е. специализация;
Полномочия и ответственность;
Единоначалие;
Единство направления: работник должен
получать приказы только от одного – непосредственного начальника;
Централизация;
Скалярная цепь: от руководящего персонала до руководителей низшего звена;
Порядок;
Стабильность рабочего места для персонала;
Инициатива.
Слайд 26Анри Файоль
«диапазон контроля»
Принцип
«делегирования
полномочий»
Слайд 27Третий подход:
«Концепция человеческих отношений»
Представители:
Гуго Мюнстерберг, Мэри Паркер
Фоллет,
Элтон Мейо, Р. Лайкерт, К. Арджайрис,
У. Диксон,
Д.
Мак-Грегор,
У. Мур, Ф. Ротлисбергер, Ф. Селзник, А.П. Слоун,
Ф. Херцберг, У. Оучи.
Слайд 28Основные положения концепции человеческих отношений:
человек – существо социальное, ему нужно
работать в группе;
все члены группы придерживаются в своем поведении групповым
нормам;
выработка рабочего определяется скорее групповыми нормами, чем его физическими возможностями;
руководители производства должны ориентироваться в большей степени на людей, чем на продукцию.
Слайд 294 подход:
«Теория человеческих ресурсов» –
Ч. Барнард, Е.С. Кузьмин,
А.Л.
Свенцицкий и И.П. Волкова
Люди стали рассматриваться как основной ресурс организации,
ее совокупный человеческий капитал, ценность, а не переменные издержки
Слайд 30Изменения в управлении человеческим поведением
?
Слайд 31Задачи стратегии заинтересованной поддержки персонала:
Помощь
Слайд 32Изменения в организации труда:
Потребности клиента
должность
Виды профессиональной
деятельности
Слайд 33Стратегия управления человеческими ресурсами
Слайд 34Эволюция подхода к управлению человеческими ресурсами
Человек - должность
Личный вклад в
конечные
цели организации
Осознание конечных
целей
организации
Непрерывное профес-
сиональное
развитие
Понятие качества
Слайд 35Управление
человеческими ресурсами -
Стратегический, согласованный подход к управлению самым
ценным активом организации – сотрудниками, которые вместе и индивидуально вносят
вклад в достижение ее целей.
Основной целью УЧР, обеспечивающей внутреннюю устойчивость организации, является повышение результативности работы всей организации.
Слайд 36Профессиональная компетентность, методы отбора персонала
Слайд 37Виды компетентности:
Поведенческая
(индивидуальная)
характеризует индивидуальность человека
при выполнении им своих профессиональных обязанностей,
«мягкие
требования» к работнику
Техническая
(профессиональ-ная)
характеризует получаемый результат, связана со стандартами выполнения
профессиональный обязанностей,
«жесткие требования»
к работнику
Слайд 38Соотношение понятий «должность» и «компетенции»
Потребности клиента
должность
Виды профессиональной
деятельности
компетенции
Слайд 39Психология управления персоналом в экстремальных условиях изучает процесс оптимизации жизнедеятельности
специалистов, функциональных групп, их состояний, иных психических изменений в результате
управленческого взаимодействия руководителей с подчиненными в опасных для жизни и здоровья ситуациях, связанных с воздействием сильных и чрезмерных стрессовых факторов.