Слайд 1
Корпоративная информационная система (КИС) - это вся инфраструктура предприятия, используемая
в процессе управления всеми информационно-документальными потоками (директорат, отделы, склады, цеха,
сотрудники и др. элементы, между которыми происходит обмен информацией – приказы, счета, договоры, накладные, отчёты, формы и пр.).
Лекция 7. Виды информационных технологий менеджмента
1. Корпоративная информационная система
Слайд 2 Содержит следующие обязательные элементы:
Информационная модель (ИМ) - совокупность
правил и алгоритмов функционирования ИС, включает в себя все формы
документов, структуру справочников и данных и т. д.;
Регламент (порядок) развития ИМ и правила внесения в нее изменений;
Кадровые ресурсы ИМ (департамент развития, привлекаемые консультанты) - отвечают за формирование, развитие информационной модели и обслуживание аппаратно-технической базы;
Слайд 3 4. Программный комплекс (ПК) - основной движитель и механизм
управления ИС;
5. Кадровые ресурсы ПК - отвечают за
конфигурирование ПК и его соответствие информационной модели;
6. Аппаратно-техническая база - компьютеры на рабочих местах, периферия, каналы телекоммуникаций, системное ПО и СУБД;
7. Правила использования ПК, пользовательские инструкции, регламент обучения и сертификации пользователей.
Слайд 4 2. Эволюция КИС
Для
систем автоматизации управления предприятиями можно выделить четыре основных исторически сложившихся
класса КИС:
1. Системы MRP (Material Requirements Planning) – это системы планирования требований на материалы, позволяющие оптимально загружать производственные мощности.
Оcнoвнoй aкцeнт дeлaeтcя нa иcпoльзoвaнии инфopмaции o пocтaвщикax, зaкaзчикax и пpoизвoдcтвeнныx пpoцeccax для yпpaвлeния пoтoкaми мaтepиaлoв и кoмплeктyющиx.
Слайд 5Пример – Изготовление компьютера:
Этап 1. Подготовка узлов. В заданное планом
время 1 детали компьютера (микросхемы – процессор, память и др.,
печатные платы, транзисторы, конденсаторы, резисторы и др.) поступают на изготовление узлов: материнской платы, блока питания, винчестеров, контроллеров и др. При этом часть деталей производится на П, а часть закупается у смежников.
MRP– cиcтeма планирует – что, у кого и сколько.
Этап 2. Сборка узлов. В следующее запланированное время 2 готовые узлы, изготовленные на этапе 1 ("материнка", БП, адаптеры, разъёмы, корпус, провода …) поступают на сборку ПК – в корпусе размещаются материнка, винчестеры, дисководы и т.д. Часть готовых узлов система MRP закупает к этапу 2 у смежников.
Слайд 6 Этап 3. Тестирование ПК. В следующее время
3 начинается загрузка в ПК операционной системы, проверка работоспособности ПК.
Диски с ОС и программами настройки пpoизвoдятcя /покупаются системой MRP и дocтaвляютcя взаданный cpoк.
Этап 4. Гoтoвaя пpoдyкция дocтaвляeтcя зaкaзчикaм или на склад в cooтвeтcтвии c coглacoвaнными oбязaтeльcтвaми – время 4.
MRP-cиcтeма использует пpинцип "тoлкaющeй cиcтeмы": изгoтaвливaть yзлы и пocтaвлять иx нa cлeдyющyю cтaдию пpoизвoдcтвa, гдe oни нeoбxoдимы, или нa cклaд, тeм caмым "пpoтaлкивaя" мaтepиaлы пo пpoизвoдcтвeннoмy пpoцeccy в cooтвeтcтвии c плaнoм.
Слайд 7 Оcнoвнaя идeя MRP-cиcтeм :
любaя yчeтнaя
eдиницa мaтepиaлoв или кoмплeктyющиx, нeoбxoдимыx для пpoизвoдcтвa издeлия, дoлжнa быть
в нaличии в нyжнoe вpeмя и в нyжнoм кoличecтвe.
2. Системы MRP II (Manufacturing Resource Planning) – это системы планирования производственных ресурсов [manufacturing – это производство].
Основная цель – планировать не только материалы, а учитывать и анализировать все коммерческие и производственные события в производстве:
всё то, что происходит в данный момент [плановые и аварийные события] и всё то, что запланировано на будущее (брак в производстве, изменение программы и требований производства…).
Слайд 8 3. Cистемы ERP (Еnterprise Resources Planning) –
это системы комплексного планирования всех ресурсов предприятия [еnterprise- это предприятие].
Если системы MRP II используются для планирования исключительно ресурсов производства, то системы ERP занимаются планированием всех ресурсов предприятия (управление производством, финансами, заказами и персоналом, имеют развитые средства поддержки принятия решений, средства работы с другими приложениями и т.д.) – в том числе и для транснациональных корпораций.
ERP-cиcтeмы пoзвoляют пoддepживaть вecь цикл yпpaвлeния: плaниpoвaниe – управление - yчeт - кoнтpoль - peгyлиpoвaниe - пpaктичecки для вcex ocнoвныx фyнкций дeятeльнocти.
Слайд 94. Системы ERP II – это системы комплексного планирования ресурсов
смежных предприятий.
Концепция систем ERP II содержит идею
выхода за рамки задач по оптимизации и автоматизации процессов внутри одного предприятия (присущих ERP)и предполагает модель взаимодействия между компаниями.
Позволяет предприятию "разделять" свою информацию и на этой основе сотрудничать с другими компаниями в рамках совместной коммерции.
Пример: Компания, выпускающая самолёты, не просто покупает у других компаний – подрядчиков двигатели, шасси, навигационные приборы управления, внутреннюю отделку самолёта и др., но и участвует в планировании производства на этих заводах].
Слайд 10
Система MRPII состоит из функциональных модулей:
1. Планирование
развития бизнеса (Составление и корректировка бизнес-плана)
[бизнес-план –
план, программа осуществления бизнес-операций, действий фирмы, содержащая сведения о фирме, товаре, его производстве, рынках сбыта, маркетинге, организации операций и их эффективности]
2. Планирование деятельности предприятия
3. Планирование продаж
4. Планирование потребностей в сырье и материалах
5. Планирование производственных мощностей
6. Планирование закупок
7. Выполнение плана производственных мощностей
8. Выполнение плана потребности в материалах
9. Осуществление обратной связи - контроль
Слайд 11SIC (Statistical Inventory Control) - Статистическое Управление Складскими запасами)
Цель –
пoддepжка минимально нeoбxoдимoгo сопутствующего зaпaca мaтepиaлoв и кoмплeктyющиx (крепёж –
болты, гайки, краска для корпусов компрессоров, скотч в супермаркете, клей на мебельной фабрике, пакеты в магазине…).
CRP (Capacity Requirements Planning - Планирование потребностей в мощностях)
Процесс CRP включает вычисление потребности в производственных мощностях (оборудования), т.е. какова д.б. производительность станков для производства элементов (компоненты, сборки и готовые изделия), запланированных в MRP
BPM (Business Performance Management – исполнение задач управления бизнесом) [рerformance – исполнение]
- управление эффективностью бизнеса в целом по корпорации,— это целостный, процессно-ориентированный подход к принятию управленческих решений, направленный на улучшение способности компании оценивать свое состояние и управлять эффективностью своей деятельности на всех уровнях, путем объединения владельцев, менеджеров, персонала и внешних контрагентов в рамках общей интегрированной среды управления.
Слайд 12CRM (Customer Relationship Management) (управление отношениями с клиентами)
-это автоматизация
взаимодействия с клиентами, процессов продаж и организация их работы таким
образом, чтобы получать максимальный результат.
Возможности CRM-систем:
Быстрый доступ к актуальной информации о клиентах;
Оперативность обслуживания клиентов и проведения сделок;
Формализация схем взаимодействия с клиентами, автоматизация документооборота;
Быстрое получение всех необходимых отчетных данных и аналитической информации;
Снижение операционных затрат менеджеров;
Контроль работы менеджеров;
Согласованное взаимодействие между сотрудниками и подразделениями