Разделы презентаций


Лекция 7. Языковые инновации и социолингвистика

Как меняется язык?Познание процессов изменения в языке волновало многих ученых (прежде всего, исследования в области сравнительно-исторического языкознания)Очевидна структурность языковых изменений (появление одной инновации влечет за собой изменение всей системы).

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Лекция 7. Языковые инновации и социолингвистика
Д.С. Ермолин
Курс: Основы антропологии

языка.

Лекция 7.   Языковые инновации и социолингвистикаД.С. ЕрмолинКурс: Основы антропологии языка.

Слайд 2Как меняется язык?
Познание процессов изменения в языке волновало многих ученых

(прежде всего, исследования в области сравнительно-исторического языкознания)

Очевидна структурность языковых изменений

(появление одной инновации влечет за собой изменение всей системы).
Как меняется язык?Познание процессов изменения в языке волновало многих ученых (прежде всего, исследования в области сравнительно-исторического языкознания)Очевидна

Слайд 3Общегерманское передвижение согласных
Индоевропейск.

P T K

B D G

Bʰ Dʰ Gʰ
Общегерманск.

F Ɵ

H

P T K

B D G

Общегерманское передвижение согласныхИндоевропейск.P T KB D GBʰ Dʰ GʰОбщегерманск.F Ɵ HP T KB D G

Слайд 4Эти изменения произошли за 2 тысячи лет

Каждый класс сменил один

дифференцирующий признак

Система осталась в том же виде

На двух синхронных срезах

не видно процесса

Социолингвистику интересует процесс языковых изменений


Эти изменения произошли за 2 тысячи летКаждый класс сменил один дифференцирующий признакСистема осталась в том же видеНа

Слайд 5«Язык – это объект, который меняется в трех ипостасях» (У.

Лабов).
Параметры распространения инновации:

территориальный
временной
социальный

Было важно вписать принципы этих изменений в структуру

и видеть в изменениях не только влияние внутриязыковых факторов

Важны отношения между отдельными элементами: если в системе происходит какое-то событие, система перестраивается полностью

Инновации всегда появляются и распространяются по одинаковым законам, никогда не удастся увидеть процесс от начала и до конца
«Язык – это объект, который меняется в трех ипостасях» (У. Лабов).Параметры распространения инновации:территориальныйвременнойсоциальныйБыло важно вписать принципы этих

Слайд 6Язык и социальные параметры
Пол (мужчины меньше следят за аккуратностью речи)

Территория

(диалекты – англоязычная наука приравнивает их к социолектам)

Этническая принадлежность (билингвизм)

Возраст

Язык и социальные параметрыПол (мужчины меньше следят за аккуратностью речи)Территория (диалекты – англоязычная наука приравнивает их к

Слайд 7Возраст
Детство – усвоение vernacular-кода
Отрочество (9-13) – влияние друзей и внешней

образовательной среды, приобретение навыков аккомодации
Ранняя юность (14-16) – не

должен отличаться от окружения
Юность (16-20) – выбор группы, с которой хочет ассоциировать себя
Взросление – формирование социального сознания, переход на тот код, который «нужен» для того, чтобы занять свою нишу в обществе
Старость – возвращение к vernacular-коду

ВозрастДетство – усвоение vernacular-кодаОтрочество (9-13) – влияние друзей и внешней образовательной среды, приобретение навыков аккомодации Ранняя юность

Слайд 8Возраст и инновации
К 25 годам должны уйти языковые черты, маркирующие

peer-окружение. Те черты, которые сохраняются в языке после 25 лет,

видимо, стоит признать в качестве языкового изменения.

Дети получают «закрепившуюся» инновацию в качестве своего единственного варианта; впоследствии происходит влияние на систему целиком: восстанавливается симметрия, которая была нарушена.

Языковые изменения не сугубо языковой процесс, поскольку происходит передача инновации от одного человека к другому. Т.о., процесс языковых изменений зависит от людей.
Возраст и инновацииК 25 годам должны уйти языковые черты, маркирующие peer-окружение. Те черты, которые сохраняются в языке

Слайд 9Общество и инновации
Возникает как минимум 2 группы: в одной получает

распространение инновация, в другой – нет.

При осуждении инновационные формы могут

исчезнуть

Зависит от общества (СМИ, публичные фигуры) – так происходит иррадиация инновации
Общество и инновацииВозникает как минимум 2 группы: в одной получает распространение инновация, в другой – нет.При осуждении

Слайд 10Инноватор и социальная сеть
Инноватор (по Лабову) – центральная фигура языковой

общности. Обладает авторитетом и высоким неформальным статусом. Существуя в плотной

общности, он влияет на ее членов и способствует распространению инноваций. Он обладает сильными и многочисленными социальными связями.

Милрой Дж., Милрой Л. Механизмы изменений в городских диалектах: Роль класса, социальных сетей и гендера (1997)
Инноватор и социальная сетьИнноватор (по Лабову) – центральная фигура языковой общности. Обладает авторитетом и высоким неформальным статусом.

Слайд 11Инноватор (по Милроям) – человек со слабыми, но многочисленными связями.

Занимает периферийное социальное положение.

Сильные связи – друзья

Слабые связи – знакомые.

Их нельзя недооценивать! Такие типы социальной связи играют роль каналов иррадиации инноваций от одной общности к другой.
Инноватор (по Милроям) – человек со слабыми, но многочисленными связями. Занимает периферийное социальное положение.Сильные связи – друзьяСлабые

Слайд 12Социальные сети и класс
Плотная и многомерная сеть – наложение ситуаций

(работа и отдых вместе), характерна для WC.

Неплотная сеть – спектр

ситуаций (с одними людьми я работаю, с другими отдыхаю), характерна для MC.

Социальные сети и классПлотная и многомерная сеть – наложение ситуаций (работа и отдых вместе), характерна для WC.Неплотная

Слайд 13Инновации и социальная сеть
Плотная сеть достаточно устойчива к инновациям, общность

– сильный фактор социального контроля. Но если в плотную сеть

проникает инновация – стремительное распространение вплоть до статуса нормы

Потенциальный инноватор – человек из неплотной сети, социальный контроль слабее.
Early adopter – авторитет, вводит инновацию.

Инновации движутся по городам, минуя деревни (свои каналы).
Инновации и социальная сетьПлотная сеть достаточно устойчива к инновациям, общность – сильный фактор социального контроля. Но если

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика