Разделы презентаций


ЛЕКЦИЯ 8

Содержание

Классическая научная парадигма доминировала с 17 по 19 вв. Основана на: классической механике И. Ньютона; теории механицизма Р. Декарта- механика рассматривалась как универсальный метод познания и эталон науки в целом;- игнорировалась

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1ЛЕКЦИЯ 8.
Неклассическая и постнеклассическая
научные парадигмы.

Кризис классической научной парадигмы

и формирование неклассической парадигмы.
От атомизма к квантовой физике и теории

относительности.
Основные принципы неклассической научной парадигмы.





ЛЕКЦИЯ 8.   Неклассическая и постнеклассическаянаучные парадигмы.Кризис классической научной парадигмы и формирование неклассической парадигмы.От атомизма к

Слайд 2
Классическая научная парадигма доминировала с 17 по 19 вв.
Основана

на:
классической механике И. Ньютона;
теории механицизма Р. Декарта

- механика

рассматривалась как универсальный метод познания и эталон науки в целом;
- игнорировалась роль наблюдателя (субъекта познания);
оценка научного знания как истинного и достоверного;
рассмотрение мира как неразвивающегося целого (элементаризм, антиэволюционизм, статичность);
детерминизм (предсказуемость), исключение роли случайности и вероятности;
исключение уникальности живой и социальной материи;
противопоставление веры и разума, религии и науки.

Классическая научная парадигма доминировала с 17 по 19 вв. Основана на: классической механике И. Ньютона; теории механицизма

Слайд 3 В середине 19 века наука склонялась к мысли, что сформировавшаяся

картина мира завершена в ее фундаментальных основах.

Были только два

вопроса, которые смущали ученых. Дж. Томсон называл их два «облачка» на чистом небосклоне физического знания:
Затруднения теории теплового излучения.
Отсутствие изменения скорости света в движущихся телах.
Именно из этих «облаков» грянул гром…

В конце 19 – начале 20 вв. были сделаны открытия, которые опровергли классическую механику и классическую научную парадигму и повлияли на становление современной неклассической науки.

В середине 19 века наука склонялась к мысли, что сформировавшаяся картина мира завершена в ее фундаментальных основах.

Слайд 4

1. Открытие рентгеновских лучей, радиоактивности (Беккерель, 1895-1896 гг.) и

электрона (Томсон, 1897).
ВЫВОД 1: неделимость материи – иллюзия

2. Теория

теплового излучения Макса Планка (1900): энергия теплового излучения испускается не непрерывно, а в виде отдельных вспышек – квантов (порций).

Квантовая теория Эйнштейна. Установлено, что частицы, из которых состоят атомы, обладают, подобно свету, ДВОЙНОЙ ПРИРОДОЙ:
их можно рассматривать одновременно
и как волны,
и как частицы (кванты).

1. Открытие рентгеновских лучей, радиоактивности (Беккерель, 1895-1896 гг.) и электрона (Томсон, 1897). ВЫВОД 1: неделимость материи

Слайд 53. Уже открыто более 400 видов частиц, из которых состоит

атом. Они очень малы - субмикроэлементарные (СМЭ).
Атом состоит из

незаполненного пространства, в котором движутся СМЭ-частицы, которые в свою очередь, также не являются цельными и неделимыми.

Физиков волнует главный вопрос: если материя бесконечно делится, есть ли пределы её делимости????

МАТЕРИЯ ИСЧЕЗАЕТ……………..


3. Уже открыто более 400 видов частиц, из которых состоит атом. Они очень малы - субмикроэлементарные (СМЭ).

Слайд 64. Новая теория строения атома отрицает планетарную модель Резерфорда. Мы

должны представить себе не частицы, вращающиеся вокруг ядра, а «стоячие»

волны, распределенные по орбитам.
4. Новая теория строения атома отрицает планетарную модель Резерфорда. Мы должны представить себе не частицы, вращающиеся вокруг

Слайд 7Как возникают эти стоячие волны?

Они возникают всегда, когда волны ограничены

в некотором ограниченном объеме, в котором частица начинает усиленно двигаться:

чем значительнее ограничение, тем выше скорость.
Электрические силы стремятся как можно сильнее приблизить электрон к ядру, на что электрон реагирует, увеличивая свою скорость: чем сильнее притяжение ядра, тем выше скорость.

Вследствие этого атом воспринимается как непроницаемая сфера, так же как вращающийся пропеллер выглядит как диск. Очень сложно еще больше сжать атом, и поэтому материя кажется нам твердой.

ВЫВОД 2:
Твёрдость материи - иллюзия
Как возникают эти стоячие волны?Они возникают всегда, когда волны ограничены в некотором ограниченном объеме, в котором частица

Слайд 85. Атомы, образующие твердую материю, состоят из почти пустого пространства,

если рассматривать их с точки зрения распределения массы. НО!!! Пустоты

не существует в классическом понимании этого слова. Вселенная пронизана мощными энергиями и силами взаимодействия субмикроэлементарных
частиц.

ВЫВОД 3:
Пустота – иллюзия.

В буддизме Абсолют
называют
ПУСТОТА-ПОЛНОТА

5. Атомы, образующие твердую материю, состоят из почти пустого пространства, если рассматривать их с точки зрения распределения

Слайд 96. 1902 - 1912 гг. специальная и общая теория относительности

А. Эйнштейна. Обоснованы:

А). идея относительности пространства, времени и движения. Их

надо рассматривать в контексте определенной системе отсчета.
До этого считали, что пространство и время константы.

Б). идея пространственно-временного континуума.
(неразрывная взаимосвязь пространства и времени)

В) идея о взаимосвязи пространства-времени с движущейся материей и с гравитацией (феномены «замедление времени», «искривление пространства»).

6. 1902 - 1912 гг. специальная и общая теория относительности А. Эйнштейна. Обоснованы:А). идея относительности пространства, времени

Слайд 107. Новая концепция холизма (от англ. whole «целый»). Мир как

Целое. Внутри Целого существуют особые импликативные святи (от латинского implicito

– тесно, неделимым образом связываю). В таком мире каждый объект или явление влияет на другой, является одновременно и множественным и единым.

В науке на первое место выходит не материалистическое, а холистическое мировоззрение

7. Новая концепция холизма (от англ. whole «целый»). Мир как Целое. Внутри Целого существуют особые импликативные святи

Слайд 11
8. В. Гейзенберг сформулировал «соотношение неопределенности»: невозможно определить точное местоположение

(координату) частицы и ее импульс.
Почему?
Потому что субмикроэлементарные частицы –

это одновременно и волны.
Частица одновременно везде и нигде.

Частица устроена по принципу голограммы. Голограмма, как часть Целого, несет информацию о Целом
(сейчас чаще используется также понятие «голодинамика»)


8. В. Гейзенберг сформулировал «соотношение неопределенности»: невозможно определить точное местоположение (координату) частицы и ее импульс. Почему?Потому что

Слайд 12
9. Вхождении субъекта познания в „тело“ знания в качестве

его необходимого компонента.

- учитываются субъект познания, приборы, методы и способ

описания;
- субъективный характер научных знаний;
- признание того, что истинность теорий относительна (принцип фаллибилизма);
- признание равноправия нескольких различающихся теоретических подходов к описанию одного физического явления.

По выражению М. Бора, в физике возникает «философская проблема, трудность которой состоит в том, что мы должны говорить о состоянии объективного мира, учитывая, что это состояние зависит от того, что делает наблюдатель».



9. Вхождении субъекта познания в „тело“ знания в качестве его необходимого компонента.		- учитываются субъект познания, приборы,

Слайд 13


10. Кардинальное изменение стиля научного мышления.
По мнению В. Гейзенберга,

мы должны изменить саму структуру мышления, внести в науку неаристотелевскую

логику.
Новую логику называет квантовой. Логика Аристотеля рассматривается как частный случай.

Г. Башляр считает, что новая логика должна основываться на развитии, на движении.
10. Кардинальное изменение стиля научного мышления.	По мнению В. Гейзенберга, 	мы должны изменить саму структуру мышления, внести

Слайд 14
11. Заложены основы синергетики как науки о хаосе и порядке.



30-40-е гг. – брюссельская школа И. Пригожина
(учение о диссипативных системах).
Новый

этап – 60-70-е гг. – синергетика Г. Хакена и фрактальная геометрия Б. Мандельброта.

Мир существует во взаимосвязи двух его противоположных аспектов - порядка и хаоса, стабильности и нестабильности, определенности и неопределенности.

11. Заложены основы синергетики как науки о хаосе и порядке. 30-40-е гг. – брюссельская школа И. Пригожина(учение

Слайд 15Мир - это совокупность простых и сложных систем

устойчивость

неустойчивость
предсказуемость непредсказуемость
простые сложные
линейные уравнения нелинейные уравнения


В нелинейном уравнении возможно множество решений, которые соответствуют множеству путей развития.

В развитии системы наиболее важны точки бифуркации - критические состояния системы. Система «зависает» в ожидании выбора дальнейшего развития. Точка бифуркации является точкой принятия решения, от которой зависит будущее.

Мир - это совокупность простых и сложных системустойчивость

Слайд 16СИНЕРГЕТИКА - наука о самоорганизации, которая возможна только в
диссипативных

системах или структурах (термин И. Пригожина)
Открытая система, которая далека от

термодинамического равновесия. И именно поэтому всегда открыта к развитию.
В точке равновесия система обладает максимальной энтропией и неспособна к самоорганизации. Без притока энергии любая система не хочет менять свое состояние.
Самоорганизация происходит в точках бифуркации через флуктуации (случайные отклонения).

СИНЕРГЕТИКА - наука о самоорганизации, которая возможна только в диссипативных системах или структурах (термин И. Пригожина)	Открытая система,

Слайд 17

ВАЖНАЯ РОЛЬ ХАОСА (СЛУЧАЙНОСТИ) в создании нового ПОРЯДКА
Случайность – то,

что человеку трудно предвидеть. В основе случайности неустойчивые причинно-следственные связи



Важный вопрос: какова природа случайности?

Ответ 1: Случайность – непознанная закономерность.
Ответ 2: Случайность невозможно объяснить. Дополняет закономерность.




ВАЖНАЯ РОЛЬ ХАОСА (СЛУЧАЙНОСТИ) в создании нового ПОРЯДКАСлучайность – то, что человеку трудно предвидеть. В основе случайности

Слайд 18Синергетика придерживается ответа 2:
Нет жесткой предопределенности развития.
Есть многовариантность путей

эволюции мира.

По выражению астрофизика Дж. Джинса, мы живем в

«великолепной, ошеломляющей и странной Вселенной».

К открытым системам относят:
сознание,
жизнь,
общество,
физический вакуум.










Синергетика придерживается ответа 2:Нет жесткой предопределенности развития. Есть многовариантность путей эволюции мира. По выражению астрофизика Дж. Джинса,

Слайд 1912. Фрактальная геометрия Б. Мандельброта. В то время как голограмма

однородна, т. е. содержит абсолютно идентичные повторения той же структуры,

фрактал не только повторяет структуру в точности, но обнаруживает отклонения.





12. Фрактальная геометрия Б. Мандельброта. В то время как голограмма однородна, т. е. содержит абсолютно идентичные повторения

Слайд 21ДЕРЕВЬЯ
ОБЛАКА

ДЕРЕВЬЯ   ОБЛАКА

Слайд 22МОЛНИИ

МОЛНИИ

Слайд 23РЕКИ И БЕРЕГОВАЯ ЛИНИЯ

РЕКИ И БЕРЕГОВАЯ ЛИНИЯ

Слайд 27РАСТЕНИЯ

РАСТЕНИЯ

Слайд 29Фракталы возникают в результате самоорганизации.
Сам процесс самоорганизации является фрактальным.

Фрактал допускает

творчество и изобретение !!!!!
ВАЖНАЯ РОЛЬ ТВОРЧЕСТВА И ИГРЫ

процессе создания и развития Вселенной.

Вселенная существует по принципу подобия
«Всё в одном и одно во всем»
(был сформулирован еще в философии буддизма, даосизма, Древней Греции и др.).

Каждая ЧАСТЬ Вселенной несет информацию о Целом Мега-, макро- и микромир подобны друг другу.
Комбинация голограмм и фракталов.





Фракталы возникают в результате самоорганизации.Сам процесс самоорганизации является фрактальным.	Фрактал допускает творчество и изобретение !!!!!ВАЖНАЯ  РОЛЬ

Слайд 3013. Вселенная как совокупность самоорганизующихся систем. Все уровни Вселенной –

неживой, живой и социальный – систематизированы. Все системы способны к

самоорганизации (например, атомы соединяются в молекулы, клетки - в организмы).
В основе развития всех систем лежит принцип усложнения организации. Какую бы систему мы не изучали – Вселенную, солнечную систему, Землю или человеческое общество - все они развиваются путем постепенного перехода от простого к сложному.

14. От теории Дарвина к теории глобального эволюционизма.
Вселенная – это непрерывно саморазвивающаяся и самоорганизующаяся система.



13. Вселенная как совокупность самоорганизующихся систем. Все уровни Вселенной – неживой, живой и социальный – систематизированы. Все

Слайд 31
В 70-е гг. ХХ века научное знание претерпело качественную трансформацию,


что обусловлено изменением
объекта исследований.

1) Все чаще объектами исследования становятся

открытые и саморазвивающиеся системы.

Это произошло под влиянием синергетики, которая именно с 70-х гг. становится междисциплинарным научным направлением (сейчас называют «теорией диссипативных структур» или «неравновесной термодинамикой»).

Нетрудно догадаться, что первая модель соответствует восточной онтологии, а вторая – западной.

В 70-е гг. ХХ века научное знание претерпело качественную трансформацию, что обусловлено изменением объекта исследований.	1) Все чаще

Слайд 32
2) Если ранее наука изучала отдельные фрагменты действительности, то для

современной науки характерны комплексные исследовательские программы и междисциплинарные и проблемно-ориентированные

формы исследовательской деятельности.
3) Интенсивное применение научных знаний практически во всех сферах социальной жизни.
4) Изменение самого характера научной деятельности, которое связано с революцией в средствах сохранения и получения знаний.
5) Происходит компьютеризация науки. Появление сложных и дорогих комплексов приборов.

Нетрудно догадаться, что первая модель соответствует восточной онтологии, а вторая – западной.

2) Если ранее наука изучала отдельные фрагменты действительности, то для современной науки характерны комплексные исследовательские программы и

Слайд 33
ПРИНЦИПЫ ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКОЙ НАУКИ
 
1. Снятие противопоставления и отрыва субъекта познания от

объекта;
2. Отказ от редукции (сведение сложного к простому) как основного

метода научного познания;
3. Отказ от логоцентризма, признание других методов познания – интуиции, мистицизма, чувственного представления и воображения;
4. Ориентация на исследование сложных исторически развивающихся систем.
Такие системы характеризуются переходом от одной устойчивой системы к другой, с новой уровневой организацией элементов и саморегуляцией. Исторически развивающиеся системы формируют со временем все новые и новые уровни своей организации, причем возникновение каждого нового уровня влияет на ранее сформированные, меняя связи и композицию их элементов.


 


Нетрудно догадаться, что первая модель соответствует восточной онтологии, а вторая – западной.

ПРИНЦИПЫ ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКОЙ НАУКИ 1. Снятие противопоставления и отрыва субъекта познания от объекта;2. Отказ от редукции (сведение сложного к

Слайд 34
ПРИНЦИПЫ ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКОЙ НАУКИ
 
1. Снятие противопоставления и отрыва субъекта познания от

объекта;
2. Отказ от редукции (сведение сложного к простому) как основного

метода научного познания;
3. Отказ от логоцентризма, признание других методов познания – интуиции, мистицизма, чувственного представления и воображения;
4. Ориентация на исследование сложных исторически развивающихся систем.
Такие системы характеризуются переходом от одной устойчивой системы к другой, с новой уровневой организацией элементов и саморегуляцией. Исторически развивающиеся системы формируют со временем все новые и новые уровни своей организации, причем возникновение каждого нового уровня влияет на ранее сформированные, меняя связи и композицию их элементов.


 


Нетрудно догадаться, что первая модель соответствует восточной онтологии, а вторая – западной.

ПРИНЦИПЫ ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКОЙ НАУКИ 1. Снятие противопоставления и отрыва субъекта познания от объекта;2. Отказ от редукции (сведение сложного к

Слайд 35

Впервые с этим столкнулись биология, астрономия и науки о

Земле. Они сформировали картины реальности, которые включают идею историзма и

представления об уникальных развивающихся объектах – биосфера, метагалактика, земля как система взаимодействия геологических, биологических и техногенных процессов.
А в последние десятилетия на этот путь вступила и физика. С одной стороны, благодаря развитию современной космологии (от «большого взрыва» до становления различных видов физических объектов в процессе исторического развития Метагалактики). С другой стороны, благодаря разработке идей термодинамики неустойчивых процессов и синергетики.


 


Нетрудно догадаться, что первая модель соответствует восточной онтологии, а вторая – западной.

Впервые с этим столкнулись биология, астрономия и науки о Земле. Они сформировали картины реальности, которые включают

Слайд 36
5. Меняются нормы и идеалы исследовательской деятельности.
Историчность системного комплексного

объекта и вариативность его поведения допускают построение сценариев возможных линий

развития системы в точках бифуркаций.
В естествознании все шире используется принцип исторической реконструкции, хотя ранее этот тип теоретического знания применялся преимущественно в гуманитарных науках.
Теперь его применяют в биологии, геологии, астрофизике (модели развития метагалактики как путь воспроизведения основных этапов ее эволюции). Метод аппроксимации все более конкурирует с аксиоматическим и дедуктивным методом.

Нетрудно догадаться, что первая модель соответствует восточной онтологии, а вторая – западной.

5. Меняются нормы и идеалы исследовательской деятельности. 	Историчность системного комплексного объекта и вариативность его поведения допускают построение

Слайд 37
6. Возрастание человеческого фактора.
Среди объектов современной науки особое место

занимают природные комплексы, в которые как компонент включен сам человек.

К таким «человекоразмерным» комплексам относятся медико-биологические объекты, объекты экологии, биосфера в целом (глобальная экология), объекты биотехнологии (генетическая инженерия), системы «человек-машина».
Именно поэтому происходит переход от ценностно-нейтрального исследования к аксеологическому подходу.
Как следствие возрастание роли гуманитарных наук.
 


Нетрудно догадаться, что первая модель соответствует восточной онтологии, а вторая – западной.

6. Возрастание человеческого фактора. 	Среди объектов современной науки особое место занимают природные комплексы, в которые как компонент

Слайд 38
7. Происходит модернизация философских основ науки.
Осмысливается историческая переменчивость самих

идеалов и норм познания. Новое понимание фундаментальных философских категорий –

пространство и время, случайность и необходимость, возможность и действительность, часть и целое и др.
Если более двух столетий человек стремился изменять природу, то сейчас, чтобы не истребить ее окончательно и не погубить самого себя, человек должен научиться понимать природу.
Следовательно от научной рациональности необходимо перейти на точку зрения философского разума, т.е. мудрого разума, любящего разума («философия» от греческого «любовь к мудрости», «любящая мудрость»).
 


Нетрудно догадаться, что первая модель соответствует восточной онтологии, а вторая – западной.

7. Происходит модернизация философских основ науки. 	Осмысливается историческая переменчивость самих идеалов и норм познания. Новое понимание фундаментальных

Слайд 39

Картины мира различных наук ещё отделены друг от друга,
но

они совместно формируют общенаучную картину мира, отсутствовавшую как единое целое

в классической науке.
Эта картина перестаёт считаться вечной и неизменной истиной и осознаётся как последовательно развиваемое и уточняемое относительно верное знание о мире

Картины мира различных наук ещё отделены друг от друга, но они совместно формируют общенаучную картину мира, отсутствовавшую

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика