Слайд 1
Лекция 8.
Формы научного психологического знания
Слайд 2Научная проблема
Объективно возникающий в ходе развития познания вопрос или комплекс
вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес; это
задача, решение которой нельзя получить путем логического преобразования имеющегося научного знания.
Решение научной проблемы связано с выходом за пределы известного знания, поиском новых фактов, теоретических данных.
Слайд 3Проблема содержит противоречие между теорией и практикой, старыми знаниями и
новыми фактами и т.д.
Это познавательная ситуация, выражающаяся в невозможности
объяснить имеющиеся факты в рамках существующего знания.
Решение проблемы начинается с поиска и анализа фактов.
Слайд 4Актуальность исследования
должна показать, обосновать, почему эту проблему необходимо решать именно
в данный момент, какова будет ее теоретическая или практическая значимость.
Основными аспектами актуальности психологического исследования чаще всего могут быть следующие:
1) необходимость дополнения теоретических построений, относящихся к изучаемому явлению. Имеется в виду, что новые данные об его характеристиках и взаимосвязях позволят прояснить природу явления, закроют некоторое «белое пятно» в существующих представлениях, позволят разрешить имеющиеся противоречия;
2) потребность в новых фактах, которые позволяют расширить теорию и сферу ее применения;
3) потребность в более эффективных психодиагностических и исследовательских методах, способных обеспечить получение новых данных;
4) потребность в методах (способах, технологиях), имеющих более широкие возможности и эффективность психологического воздействия, обучения, воспитания, тренировки, коррекции, реабилитации, лечения, используемых в различных сферах деятельности;
5) потребность в дополнении или переработке психологических теорий, концепций, рекомендаций с целью более полного использования их как представителями других наук, так и широкими слоями населения
Слайд 5Цель исследования
предполагает ответ на вопрос: для чего вы это
делаете? Предполагает то, чего вы желаете достичь. Это — желаемый
конечный результат, он может быть теоретико-познавательным или практическим, прикладным.
Основанием для постановки цели работы обычно могут быть:
1) обнаруженная вами или отмеченная в литературе неполнота описания психического явления, изучение которого достаточно актуально в данный момент;
2) противоречия между эмпирическими данными разных авторов.
Слайд 6Объект исследования
— что фиксируется — характеристики, свойства, качества, присущие объекту.
Еще
С. Л. Рубинштейн в книге «Основы общей психологии» (1940) писал:
«Специфический круг явлений, который изучает психология, выделяется отчетливо и ясно — это наши восприятия, чувства, мысли, стремления, намерения, желания и т.п., — т.е. все то, что составляет внутреннее содержание нашей жизни и что в качестве переживания как будто нам не дано...»
Слайд 7 объектами психологической науки выступают: психика и весь мир психических явлений, присущие
своим конкретным материальным носителям: индивиду, группе людей, высшему животному, сообществу таких животных.
Причем именно
эти конкретные психические явления, присущие индивиду, группе, и являются объектами психологического исследования.
Слайд 8Предмет исследования
— что необходимо выявить, вскрыть какие закономерности, взаимосвязи, отношения, особенности,
динамику психических процессов, явлений и т.д.
Слайд 9Вот как определяется предмет психологии в учебном пособии, вышедшем под
редакцией А. А. Смирнова, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна
и Б. М. Теплова в 1962 г.: «...психология изучает законы психической деятельности в ее развитии. Эти законы вскрывают, как совершается отражение объективного мира в мозгу человека, как в силу этого регулируются его действия, как развивается психическая деятельность и формируются психические свойства личности»
Слайд 10в качестве предмета психологического исследования могут выступать взаимосвязи, взаимовлияния, те или иные
сущностные особенности психических явлений, процессов, состояний, свойств личности, видов поведения,
деятельности и общения, их пространственные, временные, интенсивностные характеристики и т.д., присущие их материальным носителям (отдельному индивиду, группе людей, высшим животным, сообществам таких животных).
Слайд 11Гипотеза
Форма теоретического знания, содержащая предположение, сформулированное на основе ряда факторов,
истинное значение которого неопределенно и нуждается в доказательстве, имеющее своим
назначением решить научную проблему и носящее вероятностный характер; это предположение о возможных результатах, которые будут получены в ходе исследования.
Слайд 12Гипотетическое знание носит вероятностный характер и требует проверки, обоснования.
В ходе
доказательства выдвинутых гипотез:
Одни становятся истинной теорией;
Другие видоизменяются, уточняются и конкретизируются;
Третьи
отбрасываются, превращаются в заблуждения, если проверка дает отрицательный результат.
Слайд 13Качество гипотезы определяется мерой ее способности охватывать как исследуемый круг
явлений, так и другие, в том числе и вновь открываемые
явления.
Сила гипотезы измеряется тем, насколько она способна предсказать новые факты.
Она должна отвечать требованию принципиальной проверяемости, верифицируемости.
Слайд 14Гипотезы могут иметь теоретический (объяснительный) и эмпирический характер.
Различают:
Описательные;
Объяснительные;
Каузальные (причинно-следственные);
О связях
между переменными;
Количественные гипотезы.
Слайд 15Гипотетический конструкт
Объяснительный компонент в экспериментальных и других эмпирически нагруженных гипотезах,
задающих интерпретацию устанавливаемым зависимостям исходя из положений определенной теории.
Слайд 16Концепция
Определенный способ понимания, трактовки какого-либо явления, основная точка зрения, руководящая
идея для его освещения.