Слайд 2Заходите по этой ссылке. Там должна быть лицензионная программа
SPSS-18.
Если у вас Windows Vista, то с загрузкой будут проблемы,
а если все другие версии, то без проблем. Там есть понятный учебник на русском языке, так что можно разобраться. Эта версия действительна до августа.
http://files.mail.ru/XXYQWS
Слайд 3Определение частоты рождения близнецов
N — общее число родившихся
двоен
n — число разнополых пар ДЗ
2n — общее
число пар ДЗ
(N – 2n) — число пар МЗ.
Слайд 4 Частота рождения ДЗ близнецов связана с вероятностью полиовуляции.
Частота полиовуляции зависит от уровня гормона гонадотропина.
С этим связаны межрасовые различия в частоте рождаемости ДЗ близнецов:
негроиды — 110 ДЗ пар на 10 000 родов
монголоиды — 20 ДЗ пар на 10 000 родов
Слайд 5Частота рождения ДЗ близнецов повышается:
1) с возрастом матери (в
связи с повышением уровня гонадотропина)
2) после лечения от бесплодия
(по той же причине)
3) в семьях, где есть ДЗ близнецы (наследственные различия в уровне того же гормона)
На частоту рождения МЗ это не влияет
Слайд 6 Статистика по Европе
ДЗ
близнецы рождаются с частотой
60 – 90 на 10 000 родов,
в последнее время частота рождения ДЗ во всем мире растет
МЗ близнецы — 30 – 40 на 10 000 родов.
Соотношение ДЗ : МЗ = 2 : 1
В мире примерно 70-80 млн близнецов
Слайд 8
1600 г. Нижняя Саксония.
На памятнике запечатлён факт рождения семерых
близнецов (все дети после рождения умерли).
Слайд 10Изучение близнецов
Гемеллология – наука о близнецах.
Близнецовая ситуация — ситуация в
семье, воспитывающей близнецов.
Рене Заззо — французский психолог, наиболее известный исследователь
близнецовой ситуации.
Слайд 12Примеры фенотипического сходства МЗ близнецов
Слайд 13Дерматоглифические узоры на ступнях
МЗ близнецов
Слайд 15Позы разлученных МЗ близнецов
Позы разлученных ДЗ близнецов
Слайд 16
Знаменитый клон девочек (пятерня МЗ) Дионн
Слайд 17
Тройня взрослых МЗ близнецов. Имеют сходство в причёсках, усах и
выбранной профессии
Слайд 19
Разлучённые вскоре после рождения МЗ близнецы, воспитанные в разных условиях
(город и деревня).
Сходство по умственным способностям высокое, характеры — различные.
Слайд 20МЗ близнецы, воспитывавшиеся раздельно
Одинаково держат кружки. Заметна разница в весе
Слайд 22Близнецовая ситуация и типичные ошибки родителей, воспитывающих близнецов
Слайд 23Близнецы, растущие в одной семье, представляют собой психологическую диаду.
Важно
избежать типичных ошибок, свойственных большинству семей.
Слайд 24Типичные традиции воспитания близнецов:
Одинаково одевают
Дают похожие имена
Не обращаются к каждому
отдельно
Почти не разлучают
Оставляют играть одних
Мало общаются с каждым в отдельности
Всячески
подчёркивают сходство МЗ близнецов
Слайд 25Последствия:
Отставание в когнитивном развитии (автономная речь и др.)
Позднее формирование «Я»,
преобладание «Мы»
Развитие зависимости друг от друга (принятие разных ролей, например,
лидер—ведомый, формирование комплементарности)
Непереносимость разлуки
Слайд 27Что делать?
Чаще разлучать
Подчёркивать индивидуальность
Заниматься с каждым в отдельности
Отдавать
в разные группы детского сада, разные классы и т. д.
(в случае автономной речи—эта мера необходима ).
Слайд 28 Всё это необходимо начинать с момента рождения близнецов.
Если этого не делать, близнецы могут быть патологически зависимы друг
от друга, что создаст им непреодолимые трудности при необходимости разлучиться.
Слайд 30 Классический близнецовый метод (КБМ) используется для оценки
роли наследственности и среды в формировании межиндивидуальных различий по интересующему
признаку.
Впервые идея метода сформулирована Ф.Гальтоном.
Научная основа создана Г.Сименсом в 20-е годы XX в. Сименс разработал методы диагностики зиготности, предложил использовать ДЗ близнецов в качестве контрольной группы.
Слайд 31 В основе КБМ лежат следующие допущения:
1) предполагается, что партнёры-близнецы, живущие вместе, имеют равные условия среды
развития;
2) считается, что отсутствуют систематические различия между близнецами и одиночнорождёнными;
3) считается, что отсутствуют систематические различия между МЗ и ДЗ близнецами.
Слайд 32СХЕМА МЕТОДА
(основана на соответствии коэффициентов корреляции коэффициентам родства)
Слайд 33 Вычисление основных компонентов
дисперсии
на основе коэффициентов
корреляции близнецов.
(формулы Игнатьева-Фальконера и Пломина)
h2 = 2 (RМЗ - RДЗ)
RМЗ = h2 + c 2
c 2 = RМЗ – h2
1 = h2 + c 2 + e 2 (P = h2 + c 2 + e 2 )
e 2 = 1– (h2 + c 2)
Слайд 34
Генетические и средовые факторы, влияющие на фенотипы
близнецов, воспитывающихся вместе
Слайд 35
Генетические и средовые факторы, влияющие на фенотипы близнецов, воспитывающихся раздельно
(на схемах не учтена общая внутриутробная среда).
Слайд 37 Нарушение постулата о равенстве сред
для партнёров
Внутриутробная среда
– неравномерное распределение питательных веществ и кислорода (неравномерное сдавливание
плаценты, артериально-венозные шунты у МЗ близнецов).
Роды
риски для 1-го и 2-го близнецов отличаются (1 – родовая травма, 2 - гипоксия). Поэтому близнецы могут рождаться с разным весом и зрелостью
Слайд 38
После родов
— разное отношение родителей;
— отношения типа «лидер-ведомый»
или
комплементарные;
— все типы различающейся среды.
В
результате складываются различные личностные особенности.
Слайд 39За счет этого возникает искажение коэффициента наследуемости
МЗ — чаще стратегия
на сближение;
ДЗ – довольно часто обратные тенденции.
Следовательно, сходство
МЗ завышается за счёт среды,а сходство ДЗ - занижается.
h2 искажается (растёт); h2 = 2 (RМЗ - RДЗ)
Слайд 40Нарушение постулата об отсутствии различий между близнецами и одиночнорождёнными
По сравнению
с одиночнорожденными
Вес близнецов при рождении в среднем ниже.
Речевое развитие в
первые годы отстает.
IQ в среднем немного ниже у близнецов (в детском возрасте).
Эта разница с годами исчезает
Нарушение основных постулатов близнецового метода ограничивает его возможности.
Слайд 41Распределение тестовых оценок учеников 9-х классов для датских одиночнорожденных детей
(N=6575)
и близнецов (N=2866)
1986-1988 годов рождения
Слайд 42Разновидности близнецового метода
Классический близнецовый метод (схема Сименса), или метод контрастных
пар.
Метод разлучённых близнецов (только МЗ).
Слайд 433. Метод контрольного близнеца
(только МЗ)
Слайд 444. Метод близнецовых семей
(для исследования материнского эффекта)
Слайд 45 5. Близнецовый лонгитюд (для исследования влияния наследственности и
среды на ход развития).
6.Обслуживающие схемы.
а) Метод близнецовой
пары (для изучения близнецовой ситуации внутри отдельных пар).
б) Метод одиночных близнецов (1 партнёр умер при рождении; для изучения влияния многоплодия на развитие).
в) Сопоставление близнецов с неблизнецами (проверка третьего постулата).
Слайд 47Пары сравниваемых родственников:
1) ребёнок – биологическая мать (отец)
2) ребёнок –
мать-усыновительница (отец)
3) родные сибсы (в приёмной семье)
4) неродные сибсы
(в приёмной семье).
5) виртуальные близнецы (дети-неродственники, с рождения воспитывающиеся вместе в одной семье)
Среда внутриутробного развития ребёнка определяется его биологической матерью, поэтому наиболее жёсткая схема метода имеет место в том случае, когда в качестве биологических родителей выступают отцы.
Слайд 48СХЕМА МЕТОДА
(основана на соответствии коэффициентов корреляции коэффициентам родства)
Слайд 49 Простые формулы для вычисления составляющих фенотипической дисперсии на
основе метода приёмных детей
h2
= 2 R биол. родств.
с2 = R приёмн.
е2 = 1 – (h2 + с2)
Слайд 50 Основное препятствие в применении метода приёмных
детей – тайна усыновления
(например, в России).
Метод
широко применяется в США и Австралии.
Слайд 51Трудные моменты:
1) Необходимость тщательного отбора (дети должны быть от психически
здоровых благополучных матерей). В США это, в основном, семьи, которые
формируются католическими общинами
Слайд 52Сравнение приемных (adoptive) и биологических (nonadoptive) родителей в Миннесоте
%
(McGue
et al., 2001) Nonadoptive - биологические,
Adoptive – приемные;
Dad - папа, Mom - мама; ASPD антисоциальное поведение и психопатология; Drug - наркотики
Слайд 53IQ матерей-одиночек с одним (светлая область) и двумя и более
(темная область) незаконнорожденными детьми
(Миннесота, 1946-1951 )
Слайд 54IQ брошенных детей до (синие) и
после (красные) усыновления
Duyme, M.
(1999). PNAS, 96: 8790-8794.
SES –социо-экономический статус
Слайд 55Количество проблем (%) у приемных (синие) и обычных (зеленые) подростков
(Miller et al., 2001)
школьные трудности
алкоголь эмоц. дистресс драки
Слайд 56Трудные моменты:
2) Необходимо проверять, чтобы дети попадали в приемные семьи
случайно (нет ли тенденции к сходству биологических и приемных родителей,
это могут быть родственники)
Слайд 57Биологические родители
Приемные родители
Гены
Среда воспитания
Фенотип потомков
Избирательность усыновления
Среда будет
сближать с
биологическими
родителями
Сходство генов
будет
сближать с
приемными
родителями
Слайд 58 3) Разница в возрасте родителей и детей (влияет
на результаты психологического тестирования). Трудность преодолевается путем проведения долгосрочных исследований
(тестированием детей в том же возрасте, что и родителей).
4) Всё большее участие биологических матерей в воспитании их детей, отданных в другие семьи.
Слайд 59Генетические и средовые факторы, влияющие на фенотипы приемных детей
Слайд 60Метод приемных детей
Биологические родители
Приемные родители
Гены
Среда воспитания
Фенотип потомков
Пренатальная среда