Разделы презентаций


Лекция для студентов 2 курса педиатрического факультета ГБОУ ВПО ОмГМА

Содержание

Цель лекцииа) знать: здоровьесберегающие технологии, используемые в педиатрии.б) иметь представление: о факторах, формирующих здоровье ребенка в периоде новорожденности и в периоде грудного возраста.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Лекция для студентов 2 курса педиатрического факультета ГБОУ ВПО ОмГМА

Основы формирования здоровья детей в период новорожденности и

грудного возраста.

Артюкова Светлана Ивановна – к.м.н., доцент кафедры пропедевтики детских болезней и поликлинической педиатрии
Лекция для студентов 2 курса педиатрического факультета ГБОУ ВПО ОмГМА  Основы формирования здоровья детей в

Слайд 2Цель лекции
а) знать: здоровьесберегающие технологии, используемые в педиатрии.
б) иметь представление:

о факторах, формирующих здоровье ребенка в периоде новорожденности и в

периоде грудного возраста.

Цель лекцииа) знать: здоровьесберегающие технологии, используемые в педиатрии.б) иметь представление: о факторах, формирующих здоровье ребенка в периоде

Слайд 3План лекции
Здоровьесберегающие технологии в педиатрии.
Факторы, формирующие здоровье детей и факторы

риска здоровья ребенка в интранатальный период.
Факторы, формирующие здоровье детей и

факторы риска здоровья ребенка в периоде новорожденности.
Факторы, формирующие здоровье детей и факторы риска здоровья ребенка в периоде грудного возраста.





План лекцииЗдоровьесберегающие технологии в педиатрии.Факторы, формирующие здоровье детей и факторы риска здоровья ребенка в интранатальный период.Факторы, формирующие

Слайд 4Факторы, определяющие здоровье детей в период формирования наследственности

Факторы, определяющие здоровье детей в  период формирования наследственности

Слайд 5Здоровьесберегающие технологии в формировании здоровья детей
Медико-гигиенические. Обеспечивают правильные гигиенические условия

детям. Включают оказание консультативной помощи, проведение прививок, санитарно-гигиеническое просвещение

и другое.

2. Физкультурно-оздоровительные технологии. Обеспечивают физическое развитие детей: закаливание, физическую культуру.

3. Экологические. В первую очередь они направлены на создание экологически оптимальных условий жизни детей. В школе, садиках в их число входят: обустройство пришкольной территории, участие в природоохранных мероприятиях, живой уголок, озеленение кабинетов и рекреаций.

4. Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности. Этим вопросом занимаются специалисты по охране труда, пожарная инспекция, представители инженерно-технических служб (так как здоровье рассматривается как частная задача - сохранение жизни). Грамотность учащихся в этих вопросах обеспечивается изучением курса ОБЖ.

5. Образовательные здоровьесберегающие технологии.
Здоровьесберегающие технологии в формировании здоровья детейМедико-гигиенические. Обеспечивают правильные гигиенические условия детям. Включают оказание консультативной помощи, проведение

Слайд 6Перинатальный период
Поздний фетальный, интранатальный и ранний неонатальный периоды принято

объединять под общим названием перинатальный период (с 28-й недели внутриутробного

развития до 7-го дня жизни).

Число умерших детей в перинатальном периоде фактически равно числу смертельных случаев в течение первых 40 лет жизни. Поэтому, борьба за максимальное сохранение жизни и здоровья детей в перинатальном периоде является залогом снижения общего уровня смертности.
Перинатальный период Поздний фетальный, интранатальный и ранний неонатальный периоды принято объединять под общим названием перинатальный период (с

Слайд 7Интранатальный период - период родов
Интранатальный период (период родов) -

исчисляется от времени появления регулярных родовых схваток до момента перевязки

(пережатия) пуповины (обычно от 2-4 до 15 – 18 часов).
Интранатальный период - период родов Интранатальный период (период родов) - исчисляется от времени появления регулярных родовых схваток

Слайд 8Внеутробный этап или собственно детство - период новорожденности
Ранний неонатальный период

– от момента перевязки пуповины до окончания 7-х суток жизни

(всего 168 часов).
К состояниям, отражающим адаптацию ребенка к новым условиям относятся:
физиологический катар кожи,
физиологическая потеря массы тела,
физиологическое шелушение кожи,
конъюгационная желтуха,
мочекислый инфаркт,
половой криз
Внеутробный этап или собственно детство - период новорожденностиРанний неонатальный период – от момента перевязки пуповины до окончания

Слайд 9Факторы, формирующие здоровье

детей в

интранатальный период

Плановое и своевременное родоразрешение
Профессионализм акушеров, неонатологов РД
Современное оснащение РД
Раннее выкладывание ребенка на живот матери
Раннее прикладывание к груди - молозиво


Факторы, формирующие         здоровье детей в

Слайд 10Факторы, формирующие здоровье детей в ранний неонатальный период
Совместное пребывание

матери и ребенка в палате РД
Свободное вскармливание ребенка грудным молоком

по требованию
Гигиенический уход, в том числе обработка пуповины
Ранняя выписка их РД
Неонатальный скрининг – на гипотиреоз, ФКУ, муковисцедоз, адреногенитальный синдром, галактоземию
Профилактические прививки против туберкулеза, гепатита В
Факторы, формирующие здоровье детей в  ранний неонатальный периодСовместное пребывание матери и ребенка в палате РДСвободное вскармливание

Слайд 11Факторы риска здоровья детей в ранний неонатальный период
Заболевания новорожденного:
Недоношенность
ЗВУР

– задержка внутриутробного развития
Поражения ЦНС
Дыхательные расстройства
Гнойно-септические инфекционные з/б

Факторы риска здоровья детей в  ранний неонатальный периодЗаболевания новорожденного:НедоношенностьЗВУР – задержка внутриутробного развитияПоражения ЦНС Дыхательные расстройстваГнойно-септические

Слайд 12Поздний неонатальный период
Выписка из родильного дома производится на 4-5-6- день.


Поздний неонатальный период занимает 21 день (с 8-го по 28

день жизни).

Ребенок находится под наблюдением участкового врача – педиатра и медсестры детской поликлиники. Осуществляется патронажи врача и медицинской сестры на дому;
контролируют: состояние лактации у матери, активность сосания ребенка, прибавку массы тела, приемы ухода и кормления, режим, купание, состояние пупочной ранки, состояние сна, нервно-психическое развитие, образование условных рефлексов, возникновение эмоционального, зрительного и тактильного контакта с матерью.
Поздний неонатальный периодВыписка из родильного дома производится на 4-5-6- день. Поздний неонатальный период занимает 21 день (с

Слайд 13Факторы, формирующие здоровье детей в ранний неонатальный период
Грудное вскармливание

ребенка.
Рациональное питание кормящей матери.
Гигиенический уход за ребенком

Факторы, формирующие здоровье детей в  ранний неонатальный периодГрудное вскармливание ребенка.Рациональное питание кормящей матери.Гигиенический уход за ребенком

Слайд 14Факторы риска здоровья детей в поздний неонатальный период
Проблемы при

организации вскармливания ребенка грудным молоком
Отсутствие поддержки и поощрения практики грудного

вскармливания
Отсутствие адекватного гигиенического ухода за ребенком
Факторы риска здоровья детей в  поздний неонатальный периодПроблемы при организации вскармливания ребенка грудным молокомОтсутствие поддержки и

Слайд 15Период грудного возраста с 29 дня до конца 1-го года жизни

фундамент здоровья человека

Период грудного возраста с 29 дня до конца 1-го года жизни фундамент здоровья человека

Слайд 16Характеристика периода грудного возраста – высокий темп физического развития
Рост и

масса тела нарастают в течение всего первого года жизни, но

интенсивность постепенно снижается.
В возрасте 1—3 месяцев рост ребенка увеличивается каждый месяц на 3 см, 4—6 месяцев — на 2,5 см, в 7—9 месяцев — на 1,5—2 см, 10—12 месяцев — на 1 см. В среднем за первый год жизни длина тела увеличивается на 25—30 см.
Масса тела постепенно нарастает, в 4—5 месяцев удваивается, к году— утраивается и в среднем достигает 10 кг.
Характеристика периода грудного возраста – высокий темп физического развитияРост и масса тела нарастают в течение всего первого

Слайд 17Характеристика периода грудного возраста – рост и развитие органов и

систем
физиологические особенности ССС - облитерация плодовых коммуникаций, частота сердечных

сокращений, изменения артериального давления;
физиологические особенности дыхательной системы - особенности частоты, ритма и типа дыхания;
физиологические особенности желудочно-кишечного тракта, зависимость состава флоры кишечника от вида вскармливания;
физиологические особенности состава крови;
потеря пассивного иммунитета.

Характеристика периода грудного возраста – рост и развитие органов и систем физиологические особенности ССС - облитерация плодовых

Слайд 18Характеристика периода грудного возраста – нервно-психическое развитие
Ребенок рождается с

мозгом весом около 390 г. Мозговая субстанция быстро нарастает, достигая

к 6 мес. веса в 600—700 г, к концу года вес мозга—около 900 г. За первый год жизни головной мозг увеличивается в 2,5 раза.
Характеристика периода грудного возраста – нервно-психическое развитие Ребенок рождается с мозгом весом около 390 г. Мозговая субстанция

Слайд 19Динамика моторного развития на 1 году жизни – движения общие

Динамика моторного развития на 1 году жизни – движения общие

Слайд 201 месяц 4-5

месяцев

1 месяц        4-5 месяцев

Слайд 216-8 месяцев 12 месяцев

6-8 месяцев      12 месяцев

Слайд 22Пищевые потребности грудного ребенка
Объем пищи в сутки

до 1 месяца

— 1/5 массы тела;
от 1 месяца до 3,5 месяцев

— 1/6 массы тела:
от 3,5 месяцев до 5 месяцев — 1/7 массы тела;
от 5 до 6 месяцев — 1/8 массы тела;
от 6 до 9 месяцев — 1/9 — 1/4 массы тела.

Потребность в калориях

I квартал — 125—130 кал/кг ;
II квартал—120—115 кал/кг
III квартал — 115—110кал/кг ;
IV квартал — 100—-95 кал/кг.
Пищевые потребности грудного ребенкаОбъем пищи в сутки до 1 месяца — 1/5 массы тела; от 1 месяца

Слайд 23Паратрофия Гипотрофия, рахит


Паратрофия    Гипотрофия, рахит

Слайд 24 Здоровьесберегающая медико-гигиеническая технология в грудном возрасте – организация режима

дня детей
Режим дня ребенка от рождения до 2,5—3 месяцев:

кормления 6—8 раз в сутки с интервалом между кормлениями в 3—3,5 часа (интервал может колебаться от 2,5 до 4,5 часов при свободном вскармливании). Бодрствование между кормлениями составляет при этом режиме 1 — 1,5 часа. Спит ребенок 4 раза в день по 1,5—2 часа.
Режим дня ребенка от 3 месяцев до 5-6 месяцев: кормления 6 раз в сутки с интервалом между кормлениями в 3,5 часа и обязательным 10—11-часовым ночным перерывом. Режим дня ребенка в 3 месяца, в 4 месяца и в 5-6 месяцев обязательно включает сон 4 раза в день. Бодрствует ребенок по 1,5—2,0 часа. По режиму дня для 3-6 месячных детей могут жить и дети до 3 месяцев, если они хорошо едят и выдерживают промежуток между кормлениями в 3,5 часа.
Режим дня ребенка от 5-6 месяцев до 9-10 месяцев: кормления 5 раз в сутки с интервалом между кормлениями 4 часа. Время бодрствования увеличивается до 2,0—2,5 часов, дневной сон — 3 раза в день по 2,0 часа, ночной — 10—11 часов.
Режим дня ребенка от 9-10 месяцев до 1 года: Число кормлений — 5, интервал между кормлениями составляет 4—4,5 часа. Время бодрствования 3—3,5 часа, дневной сон — 2 раза в день по 2,0 —2,5 часа, ночной — 10—11 часов.
Здоровьесберегающая медико-гигиеническая технология в грудном возрасте – организация режима дня детей Режим дня ребенка от рождения

Слайд 25Формирование здоровья детей
Основная здоровьесберегающая медико-гигиеническая и экологическая технология в грудном

возрасте– организация грудного вскармливания!

Формирование здоровья детейОсновная здоровьесберегающая медико-гигиеническая и экологическая технология в грудном возрасте– организация грудного вскармливания!

Слайд 26Режим и диета кормящей матери
Для кормящей матери обязательны прогулки в

течение 3—4 ч в день, сон — не менее 8-9

ч в сутки.
Прием пищи 4—5 раз в день с относительно равными интервалами.
Кормящая мать ежедневно должна употреблять 180—200 г мяса, 500 г молока, 50 г творога, 50 г сыра, 50 г масла, 1 яйцо, 500—600 г овощей, 400—500 г хлеба, 200 г фруктов.
Режим и диета кормящей материДля кормящей матери обязательны прогулки в течение 3—4 ч в день, сон —

Слайд 27Грудное вскармливание – состав грудного молока - белки
В зрелом женском

молоке белка 1,1-1,5 г/100 мл.
В коровьем молоке белка 2,8-3,5

г/100 мл.

Таким образом, при получении коровьего молока ребенок перекармливается белком. Это предрасполагает к «омоложению» хронических заболеваний – гипертонической болезни, сахарному диабету, з/б почек.

Соотношение между альбумино-глобулиновыми фракциями и казеиногеном в грудном и коровьем молоке соответственно равно 4:1 и 1:4. Казеин – основной аллерген.

Материнское молоко имеет большое количество таурина—аминокислоты, необходимой для для формирования сетчатки глаза и головного мозга (у взрослого человека таурин синтезируется из цистина и метионина, что не происходит у ребенка).

Грудное вскармливание – состав грудного молока - белкиВ зрелом женском молоке белка 1,1-1,5 г/100 мл. В коровьем

Слайд 28Грудное вскармливание – состав грудного молока - жиры
Количество жира

в зрелом грудном молоке —3,5-4,5 г/100 мл — не намного

больше количества в коровьем (3,2-3,5 г/100 мл).
Основную часть жиров составляют триглицериды — 98%.
в женском молоке имеется фермент липаза, которая способствует всасыванию 90-95% жира грудного молока (жира коровьего молока — меньше 60%);
Полиненасыщенные жирные кислоты ω3/ω6, холестерин.
Грудное вскармливание – состав грудного молока - жиры Количество жира в зрелом грудном молоке —3,5-4,5 г/100 мл

Слайд 29Грудное вскармливание – состав грудного молока - УВ
В среднем в

грудном и коровьем молоке углеводы составляют соответственно г/100 мл и

4,5-4,8 г/100 мл.
Углеводы в женском молоке — это в основном молочный сахар в виде бета-лактозы, составляющей 90% общего его количества.
Функциональные особенности лактозы грудного молока следующие:
- она доходит до толстой кишки, так как медленно всасывается в тонкой — вызывает интенсивное размножение бифидум-флоры, которая нормализует состав флоры в кишечном тракте;
- создает в толсти кишке слабокислую среду (рН 5-5,5), что губительно действует на гнилостные бактерии;
- стимулирует синтез витаминов группы В.


Грудное вскармливание – состав грудного молока - УВВ среднем в грудном и коровьем молоке углеводы составляют соответственно

Слайд 30 Грудное вскармливание – состав грудного молока - осмолярность
Еще одной

особенностью женского молока является его ОСМОЛЯРНОСТЬ, которая равна 260-270 мОсм/л.

Она очень близка к осмолярности плазмы крови. Это способствует нормальному перевариванию пищи и физиологическому состоянию гомеостаза, так как в грудном возрасте почечные механизмы его регуляции еще незрелые.
Грудное вскармливание – состав грудного молока - осмолярностьЕще одной особенностью женского молока является его ОСМОЛЯРНОСТЬ, которая

Слайд 31 Состав грудного молока
активные ферменты - протеаза, трипсин, амилаза, липаза;
Витамины
Макро-

и микроэлементы
Гормоны щитовидной железы, надпочечников, гипофиза и кишечного тракта;


гормоноподобные вещества (эритропоэтин, кальцитонин и простагландины);
Факторы специфической зашиты Ig A, Іg М, Ig G
Факторы неспецифической зашиты (лизоцим, макрофаги);
Состав грудного молокаактивные ферменты - протеаза, трипсин, амилаза, липаза;ВитаминыМакро- и микроэлементы Гормоны щитовидной железы, надпочечников, гипофиза

Слайд 32Искусственное вскармливание

Искусственное вскармливание

Слайд 33Прикорм — это постепенная замена материнского молока приготовленной пищей.
Необходимость прикорма

обоснована следующим:
постепенно количество молока у матери уменьшается;
в грудном

молоке достаточное для нормального развития ребенка количество белков, жиров, углеводов имеется только до 4-5 месяцев малыша;
в продуктах растительного происхождения имеются минеральные вещества, потребность в которых к концу первого полугодия увеличивается;
для правильного функционирования желудочно-кишечного тракта нужна клетчатка, которой нет в материнском молоке;
жевание во время прикорма — один из факторов правильного развития аппарата речи;
благодаря прикорму ребенок постепенно приучается к приготовленной пище и отвыкает от материнского молока.
Прикорм — это постепенная замена материнского молока приготовленной пищей.Необходимость прикорма обоснована следующим: постепенно количество молока у матери

Слайд 35 Здоровьесберегающая медико-гигиеническая технология в грудном возрасте – профилактика рахита,

дефицита йода

Здоровьесберегающая медико-гигиеническая технология в грудном возрасте – профилактика рахита, дефицита йода

Слайд 36 Здоровьесберегающая медико-гигиеническая технология в грудном возрасте – гигиенический уход

за кожей
Основные гигиенические процедуры:
Утренний туалет
Смена подгузника
Гигиеническая ванна

Здоровьесберегающая медико-гигиеническая технология в грудном возрасте – гигиенический уход за кожей	Основные гигиенические процедуры:Утренний туалетСмена подгузникаГигиеническая ванна

Слайд 37правильно
неправильно
Особенности гигиенических процедур у девочек

правильнонеправильноОсобенности гигиенических процедур у девочек

Слайд 38 раздражение кожи в области подгузника, основной причиной которого

являются дефекты ухода – редкая смена подгузника, тугое пеленание
Пеленочный дерматит

раздражение кожи в области подгузника, основной причиной которого являются дефекты ухода – редкая смена подгузника,

Слайд 39 Здоровьесберегающая медико-гигиеническая технология в грудном возрасте – профилактические

прививки

Здоровьесберегающая медико-гигиеническая технология в грудном возрасте –  профилактические прививки

Слайд 40Здоровьесберегающая медико-гигиеническая технология в грудном возрасте – санитарно-гигиеническое просвещение
Школа

матерей Вскармливание грудного ребенка.
Гигиенический уход за детьми.
Физическое воспитание детей.
Развивающие

игры и игрушки для детей различных возрастов.
Значение режима дня и как его организовать.
Здоровьесберегающая медико-гигиеническая технология в грудном возрасте – санитарно-гигиеническое просвещение Школа матерей Вскармливание грудного ребенка. Гигиенический уход за

Слайд 41 Здоровьесберегающая физкультурно-оздровительная технология в грудном возрасте – физическое воспитание
Физическое

воспитание включает массаж, гимнастику, закаливание, подвижные игры
Общие правила физического

воспитания:
- заниматься необходимо ежедневно;
- время процедуры — через 1,5-2 часа после или за 1,5-2 часа до приема пищи;
- в хорошо проветренной комнате или на свежем воздухе;
- на ребенке должна быть легкая одежда, которая не ограничивает его движения, не создает неудобств;
- к процедуре ребенка необходимо психологически подготовить;
- методы усложнять постепенно;
- процедуры желательно периодически менять.

Здоровьесберегающая физкультурно-оздровительная технология в грудном возрасте – физическое воспитаниеФизическое воспитание включает массаж, гимнастику, закаливание, подвижные игры

Слайд 42Физическое воспитание ребенка – гигиеническая гимнастика

Физическое воспитание ребенка – гигиеническая гимнастика

Слайд 43Физическое воспитание ребенка – гигиенический массаж

Физическое воспитание ребенка – гигиенический массаж

Слайд 44Физическое воспитание ребенка – закаливание

Физическое воспитание ребенка – закаливание

Слайд 45 Здоровьесберегающая образовательная технология в грудном возрасте – воспитание
Погремушки и

модули – зрительное и слуховое сосредоточение

Здоровьесберегающая образовательная технология в грудном возрасте – воспитаниеПогремушки и модули – зрительное и слуховое сосредоточение

Слайд 46Воспитание грудных детей

Воспитание грудных детей

Слайд 47Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности

Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности

Слайд 48 Благодарю за внимание Вопросы?

Благодарю за внимание Вопросы?

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика