Разделы презентаций


Лекция № 10 Казахская культура на рубеже XVIII-конца ХIХ вв

Содержание

Вопросы лекции1. Феномен казахского Просвещения2. Казахская общественная мысль и основные направления в казахской литературы на рубеже XIX-XX вв.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1 Лекция № 10 Казахская культура на рубеже XVIII-конца ХIХ вв.
Лекция по

курсу «КульТУРОЛОГИЯ»

Лекция № 10 Казахская культура на рубеже XVIII-конца ХIХ вв.Лекция по курсу «КульТУРОЛОГИЯ»

Слайд 2Вопросы лекции
1. Феномен казахского Просвещения
2. Казахская общественная мысль и основные

направления в казахской литературы на рубеже XIX-XX вв.

Вопросы лекции1. Феномен казахского Просвещения2. Казахская общественная мысль и основные направления в казахской литературы на рубеже XIX-XX

Слайд 31. Феномен казахского Просвещения
XIX в. в культурной жизни Казахстана по

праву называется просветительским. Под мощным влиянием мировой цивилизации пробудился глубокий

интерес к приобретаемым Россией восточным землям. В Казахстан стали прибывать ученые, географы и путешественники, востоковеды; по материалам Казахстана работали историки. Своими исследованиями огромный вклад в изучаемые края внесли П.П. Семенов-Тянь-Шанский, Н.А. Северцов. И.В. Мушкетов, В.В. Радлов и др. Большое влияние на развитие образования и культуры оказала русская интеллигенция. 
1. Феномен казахского Просвещения  XIX в. в культурной жизни Казахстана по праву называется просветительским. Под мощным

Слайд 4Казахстан стал объектом изучения отделений Русского географического общества. Здесь работали

культурно-просветительские учреждения и статкомитеты: открывались краеведческие музеи, изучались древние памятники,

устное народное творчество; открывались русско-казахские школы и библиотеки.
На фоне всеобщего подъема и интереса к знаниям сформировалась когорта казахских просветителей во главе с Чоканом Валихановым, Абаем Кунанбаевым, Ибраем Алтынсариным.
Казахстан стал объектом изучения отделений Русского географического общества. Здесь работали культурно-просветительские учреждения и статкомитеты: открывались краеведческие музеи,

Слайд 5Чокан Валиханов (1835-1865)
Чингизид, внук Аблай-хана, первый казахский учёный, историк, этнограф, фольклорист, 
путешественник, 
Просветитель, востоковед

Чокан Валиханов (1835-1865)Чингизид, внук Аблай-хана, первый казахский учёный, историк, этнограф, фольклорист, путешественник, Просветитель, востоковед

Слайд 6Деятельность Ч. Валиханова
получил образование в омском кадетском корпусе. В 1856

г. он посетил Илийский край, где встреча с П.П. Семеновым пробудила в

нем решимость первым из образованных русских людей проникнуть в Кашгар. Переодевшись купцом, в 1858 г. он вступает в область каракиргизских кочевий и пересекает Тянь-Шань по маршруту: Верный, Иссык-Куль, перевал Заук, озеро Чатыр-Куль, перевал Туругарт и Кашгар. По возвращении своем, в 1859 г., он отправился в Санкт-Петербург для научной разработки собранного им обширного этнографического и исторического материала; очень много здесь трудился, слушал лекции в университете; но в 1866 году умер, не успев издать всех результатов своего, по тому времени, очень интересного и смелого путешествия.
Деятельность Ч. Валихановаполучил образование в омском кадетском корпусе. В 1856 г. он посетил Илийский край, где встреча

Слайд 7Произведения Ч. Валиханова
«О состоянии Алтышара или шести восточных городов китайской

провинции Нань-лу в 1858 - 59 годах»
«Очерки Джунгарии»
«Киргизское родословие»
«Записки о

судебной реформе»
«О мусульманстве в степи»
Произведения Ч. Валиханова«О состоянии Алтышара или шести восточных городов китайской провинции Нань-лу в 1858 - 59 годах»«Очерки

Слайд 8Абай Кунанбаев (1845-1904)
великий поэт-просветитель, родоначальник новой письменной казахской литературы, мыслитель

и композитор

Абай Кунанбаев  (1845-1904)великий поэт-просветитель, родоначальник новой письменной казахской литературы, мыслитель и композитор

Слайд 9Деятельность Абая Кунанбаева
Начальное образование мальчик получил в семье. На него

огромное влияние оказали бабушка Зере и мать Улжан. Образование продолжил

в медресе Ахмет-Ризы в Семипалатинске и одновременно в русской школе этого города. Еще в медресе он начал писать стихи, но из застенчивости приписывал их авторство своему школьному другу Джантасову Коклаю. Многие из этих произведений были навсегда утрачены. Лишь в 40-летнем возрасте Абай Кунанбаев опубликовал первый сборник своих стихов. На протяжении последующих 20 лет талант писателя, поэта и композитора только расцветал. Он стал настоящим властителем дум народа. И это не могло не вызвать зависть и ненависть некоторых биев.
Деятельность Абая КунанбаеваНачальное образование мальчик получил в семье. На него огромное влияние оказали бабушка Зере и мать

Слайд 10Произведения Абая Кунанбаева
- Первый сборник «Стихи казахского поэта Ибрагима Кунанбаева»

(под ред. Какитая Искакова) - Санкт-Петербург, 1909; Казань, 1922; Ташкент, 1922.
-

«Абай Кунанбайұлы толық жинақ» (полное собрание стихов под ред. М. Ауэзова), Кызыл-Орда, 1933.
- Кунанбаев А. Лирика и поэмы / Под ред. Соболева, предисл. М. Ауэзова, Москва, Гослитиздат, 1940.
- Құнанбаев А. «Книга слов» (Қара сөз). (Пер. с каз. Р. Сейсенбаева), Семипалатинск, 2001.


Произведения Абая Кунанбаева- Первый сборник «Стихи казахского поэта Ибрагима Кунанбаева» (под ред. Какитая Искакова) - Санкт-Петербург, 1909; Казань,

Слайд 11Первый сборник стихов Абая, Санкт-Петербург, 1909 (в музее Абая, город

Семей)

Первый сборник стихов Абая,  Санкт-Петербург, 1909  (в музее Абая, город Семей)

Слайд 12Абай Ввёл в казахское стихосложение новые размеры, рифмы и стихотворные формы: восьмистишия и

шестистишия.
Абаем создано около 170 стихотворений и 56 переводов, написаны поэмы,

«Слова назидания» («Қара сөздер»).
Абай был также композитором. Он создал около двух десятков мелодий, которые популярны в наши дни. Некоторые свои стихи Абай Кунанбаев переложил на музыку, а песня на его стихи «Көзімнің қарасы» («Ты зрачок глаз моих») стала народной.

Абай Ввёл в казахское стихосложение новые размеры, рифмы и стихотворные формы: восьмистишия и шестистишия.Абаем создано около 170 стихотворений и 56

Слайд 13Ибрай Алтынсарин 1841-1889
 казахский педагог-просветитель, писатель, фольклорист, общественный деятель, учёный-этнограф

Ибрай Алтынсарин 1841-1889 казахский педагог-просветитель, писатель, фольклорист, общественный деятель, учёный-этнограф

Слайд 14Деятельность И. Алтынсарина
Алтынсарин Создавал варианты алфавита на основе русской графики для записи

казахских текстов.
Алтынсарин положил начало светскому образованию казахского народа. Открыл четыре

двухклассных центральных русско-казахских училища, одно ремесленное училище, первое в Казахстане женское училище, пять волостных школ, два училища для детей русских поселян. А также учительскую школу в Троицке, немного позже она была переведена в Оренбург.

Деятельность И. АлтынсаринаАлтынсарин Создавал варианты алфавита на основе русской графики для записи казахских текстов.Алтынсарин положил начало светскому образованию казахского

Слайд 15Произведения И. Алтынсарина
- «Казахская хрестоматия» (1879; 2 изд., 1906)
«Начальное

руководство к обучению казахов русскому языку» (1879),
автор басен и

рассказов
автор переводов Л. Н. Толстого, И. А. Крылова.
Произведения И. Алтынсарина- «Казахская хрестоматия» (1879; 2 изд., 1906) «Начальное руководство к обучению казахов русскому языку» (1879),

Слайд 16Шакарим Кудайбердиев (1858-1931)
казахский поэт, писатель, переводчик, композитор, историк и философ. Племянник Абая

Шакарим Кудайбердиев (1858-1931)казахский поэт, писатель, переводчик, композитор, историк и философ. Племянник Абая

Слайд 17Деятельность Ш. кудайбердиева
Занимался политикой, был избран в волостные правители. Всерьёз

творчеством занялся только с 1898 года, после сорока лет. По

определённой системе стал изучать западную и восточную литературу, познакомился с наследием таких поэтов и мыслителей Востока как Хафиз, Физули, Навои, а также с произведениями Байрона, А. С. Пушкина, Л. Толстого. Самостоятельно овладел арабским, персидским, турецким, русским языками. В 1903 году был принят членом Западно-Сибирского отделения Императорского русского географического общества.
Деятельность Ш. кудайбердиеваЗанимался политикой, был избран в волостные правители. Всерьёз творчеством занялся только с 1898 года, после

Слайд 18Деятельность Ш. кудайбердиева
В 1906 году совершил хадж в Мекку, Посетил

Египет, Стамбул, работал в библиотеках, пересылая по почте в Семипалатинск

приобретённые им книги. Участвовал в национально-освободительном движении «Алаш». Социалистическую идеологию не принял.
С 1922 года поэт жил в местечке Шакпан в горах Чингистау.
2 октября 1931 года тайно расстрелян без суда и следствия.

Деятельность Ш. кудайбердиеваВ 1906 году совершил хадж в Мекку, Посетил Египет, Стамбул, работал в библиотеках, пересылая по

Слайд 19Труды Ш. кудайбердиева
Дастаны:
- Калкаман и Мамыр
- Енлик-Кебек
- Нартайлак Айсулу
- Лайлы-Мажнун
-

Буря


Слова Назидания:
Шафрановый сад
- В каждой шутке есть доля истины
- Эгоизм
-

Зеркало истинного счастья
Труды Ш. кудайбердиеваДастаны:- Калкаман и Мамыр- Енлик-Кебек- Нартайлак Айсулу- Лайлы-Мажнун- БуряСлова Назидания:Шафрановый сад- В каждой шутке есть

Слайд 20Курмангазы Сагырбайулы
казахский народный музыкант, композитор, домбрист, автор кюев (пьес для домбры)

Курмангазы Сагырбайулыказахский народный музыкант, композитор, домбрист, автор кюев (пьес для домбры)

Слайд 21Деятельность курмангазы
Родился в Букеевской орде в семье бедняка. С раннего

детства занимался игрой на домбре.  В возрасте 6 лет под

давлением жестокой нужды Курмангазы был отдан в пастухи. В возрасте 18 лет Курмангазы покидает родной аул и начинает скитальческую жизнь бродячего кюйши. Был очевидцем восстания И. Тайманова и М. Утемисова. За открытую критику богатых подвергался преследованиям, неоднократно сидел в тюрьме. Переживший скитания, оскорбления и преследования кюйши создает кюи «Алатау» и «Сарыарка», отразившие глубокие думы народа о независимости и свободе, любовь к своей земле. Сохранилось 60 кюев курмангазы.

Деятельность курмангазыРодился в Букеевской орде в семье бедняка. С раннего детства занимался игрой на домбре.  В возрасте

Слайд 22Таттимбет Казангапулы (1815-1862)
казахский волостной правитель и дипломат, народный композитор-кюйши, домбрист,

один из основателей центрально-казахстанской школы исполнения кюев в стиле шертпе.

Таттимбет Казангапулы  (1815-1862)казахский волостной правитель и дипломат, народный композитор-кюйши, домбрист, один из основателей центрально-казахстанской школы исполнения

Слайд 23Деятельность Таттимбета
Таттимбет принадлежал к родовой знати. Увлечение музыкой сочеталось в

его жизни с административной деятельностью. Среди его предков – Казыбек-би.
Сохранилось

предание, что у Таттимбета был конь Бозжорга́, которого он научил танцевать под звуки домбры. Когда он играл свой кюй «Кара жорга» («Вороной иноходец»), Бозжорга ходил в ритме кюя - то шагом, то иноходью, то убыстряя движения.
Деятельность ТаттимбетаТаттимбет принадлежал к родовой знати. Увлечение музыкой сочеталось в его жизни с административной деятельностью. Среди его предков

Слайд 24Произведения Таттимбета
Таттимбет автор большого количества кюев, среди которых:
- «Сылкылдак» («Хохотушка»)

о внезапно умершей девушке-кюйши Сакау;
- «Сары жайляу» («Пожелтевшая летовка») отчетливо

выражены философские настроения о природе и жизни;
- «Аксак кулан» («Хромой кулан») - легенда про кюйши из рода ногай Кет-Буге и хане Джучи;
- «Көкейкестi» (Сокровенное).
Произведения ТаттимбетаТаттимбет автор большого количества кюев, среди которых:- «Сылкылдак» («Хохотушка») о внезапно умершей девушке-кюйши Сакау;- «Сары жайляу»

Слайд 25Байжанов ЖАЯУ Муса (1835-1919)
казахский акын, народный композитор, певец

Байжанов ЖАЯУ Муса (1835-1919)казахский акын, народный композитор, певец

Слайд 26Деятельность Жаяу Мусы
Рано остался без матери, с 7-ми лет был

отдан на учение мулле. В детские годы Муса познакомился с

искусством посещавших его родной аул певцов и кюйши, с разновидностями исполнителей школы народной музыки. Сам он также пел и играл на домбре. В 1851, приехав в Петропавловск, самостоятельно изучал русский язык. Помимо домбры и кобыза, осваивал скрипку и сырнай.
Жаяу Муса дружил с Валихановым, написал музыку на стихи Алтынсарына «Давайте дети учиться», посвятил песни Абаю Кунанбаеву.

Деятельность Жаяу МусыРано остался без матери, с 7-ми лет был отдан на учение мулле. В детские годы

Слайд 27произведения Жаяу Мусы
- песня «Ақсиса» («Белый ситец»), в которой воссоздана

картина социального неравенства, произвола правящей верхушки, протеста против несправедливости;
- «Плач

телёнка», «Плач узника» (про социальное неравенство);
- «Сурша қыз», «Шолпан», «Cәлем қыздар», «Гаухар кыз» (лирические песни о любви);
- «Баянаул», «Летний день», «Улытау» (о природе родного края).
произведения Жаяу Мусы- песня «Ақсиса» («Белый ситец»), в которой воссоздана картина социального неравенства, произвола правящей верхушки, протеста

Слайд 282. Казахская общественная мысль и основные направления в казахской литературы

на рубеже XIX-XX вв.
Проникновение капитализма в Казахстан, массовые переселения крестьян

из центра и связанные с этим глубокий кризис в хозяйстве, морально-нравственное состояние казахского кочевого аула породили группу поэтов, которые в своих произведениях оценивали эти явления как наступление «эпохи скорби» (зар заман).

2. Казахская общественная мысль и основные направления в казахской литературы на рубеже XIX-XX вв.   Проникновение

Слайд 29 «эпоха скорби» (зар заман)
Родоначальником этой поэзии в литературе был поэт

Шортанбай Канайулы (1818-1881). В своем произведении «Зар заман» он называет

эпохой скорби период казахской истории после присоединения Казахстана к России.
Шортанбай критикует новую социальную группировку в казахском обществе, байство, возникшее в результате развития в степи товарно-денежных отношений. С горечью описывает тяжелую жизнь бедняков-жатаков, которые все заработанные за год деньги отдают в уплату за налог, бьет тревогу об испорченности нравов, лицемерии, ханжестве людей. 
«эпоха скорби» (зар заман)  Родоначальником этой поэзии в литературе был поэт Шортанбай Канайулы (1818-1881). В

Слайд 30Для современной казахской поэзии начала XXI века, переживающей  некую стагнацию,

представляется особо интересным период, который принято называть в современном казахском

литературоведении, с легкой руки М. О. Ауэзова, поэзией Эпохи Зар заман – Эпохи скорби и плача. Актуальности изучения поэзии периода Зар заман придает тот факт, что поэтическое творчество представителей той эпохи способствует пониманию менталитета современного казахского народа, обретшего свою независимость и государственность.
Для современной казахской поэзии начала XXI века, переживающей  некую стагнацию, представляется особо интересным период, который принято называть

Слайд 31Поэты Эпохи скорби и плача – Дулат Бабатайулы, Шортанбай Канайулы,

Мурат Монкеулы, Аубакир Кердери Боранкулулы и другие мечтали об этом

несколько веков тому назад. Все эти акыны заняли достойное место в истории казахской литературы, так как своими произведениями создали скорбную родословную казахского народа. Они сердцем описали трагедию народа, оторванного от сложившегося веками кочевого образа жизни, от выработанного предыдущими поколениями степного института  власти, народа, вынужденного подчиниться политике колонизации.
Поэты Эпохи скорби и плача – Дулат Бабатайулы, Шортанбай Канайулы, Мурат Монкеулы, Аубакир Кердери Боранкулулы и другие

Слайд 32Казахская общественная мысль на рубеже XIX-XX вв.
Сегодня в понятие «культура»

наука вкладывает многогранное содержание: под культурой понимается вся совокупность материальных

и духовных ценностей, созданных человеческим разумом, талантом за всю историю существования человеческого общества. Освоение и через него осознание культурного наследия – одна из задач, которую решала во все времена национальная интеллигенция. Не явилась исключением и казахская интеллигенция конца XIX-начала ХХ в., которая через осознание культурного наследия прошлого сама явилась созидателем и творцом большого количества трудов, произведений, вошедших в золотой фонд казахского и мирового культурного наследия.

Казахская общественная мысль  на рубеже XIX-XX вв.Сегодня в понятие «культура» наука вкладывает многогранное содержание: под культурой

Слайд 33Алихан Букейханов (1866-1937)
Казахский общественный деятель, преподаватель, журналист, этнограф, один из лидеров

партии «Алаш».
Алихан Букейханов считается первым премьер-министром Казахстана

Алихан Букейханов (1866-1937)Казахский общественный деятель, преподаватель, журналист, этнограф, один из лидеров партии «Алаш».Алихан Букейханов считается первым премьер-министром

Слайд 34Деятельность А. Букейханова
Был чингизидом. Окончил Омское техническое училище, затем экономический

факультет Петербургского лесного института. Занимался статистикой. Сотрудничал с газетой «Семипалатинские областные

ведомости».
Относил себя к «западническому направлению» общественного движения казахской интеллигенции, которая «видит будущее киргизской степи в сознательном претворении западной культуры. Активно боролся против русской колонизации Казахстана.
Член партии кадетов с 1905 года, член 1-й Государственной Думы, один из лидеров партии «Алаш», в советское время работал в сфере культуры. В 1937 осужден за принадлежность к «террористической организации» и расстрелян, реабилитирован в 1989.
Деятельность А. БукейхановаБыл чингизидом. Окончил Омское техническое училище, затем экономический факультет Петербургского лесного института. Занимался статистикой. Сотрудничал с

Слайд 35Труды А. Букейханова
- Букейханов А. Переселенцы в тарских урманах // Сибирские

вопросы: периодический сборник. № 11. 23 марта 1908 год. Томск.
- Букейханов

А. Переселенцы в тарских урманах // Сибирские вопросы: периодический сборник. № 12. 31 марта 1908 год. Томск.
- Букейханов А. Киргизы. Формы национального движения в современных государствах. (Под ред. А. И. Костелянского), СПб, 1910.
- Букейханов А. Шыгармалары (Сочинения). — Алматы: Жалын, 1994.

Труды А. Букейханова- Букейханов А. Переселенцы в тарских урманах // Сибирские вопросы: периодический сборник. № 11. 23 марта 1908

Слайд 36Ахмет Байтурсынов (1872-1937)
просветитель, учёный-лингвист, литературовед, тюрколог, поэт и переводчик. В Казахстане

почитается как «Ұлт ұстазы» («Учитель нации»).

Ахмет Байтурсынов (1872-1937)просветитель, учёный-лингвист, литературовед, тюрколог, поэт и переводчик. В Казахстане почитается как «Ұлт ұстазы» («Учитель нации»).

Слайд 37Деятельность А. Байтурсынова
Байтурсынов был блестящим литератором, педагогом, лингвистом. Он реформировал казахскую

письменность на основе арабской графики, дав возможность пользоваться ею миллионам казахов,

живущих за границей. В 1912 году Ахмет Байтурсынулы исключил все чисто арабские буквы, не используемые в казахском языке, и добавил буквы, специфические для казахского языка. Новый алфавит, получивший название «Жаңа Емле» («Новая орфография»), до сих пор применяется казахами, живущими в Китае, Афганистане, Иране. Разработал основы казахского и научную терминологию для определения казахской грамматики. Расстрелян в период Большого террора, реабилитирован посмертно.

Деятельность А. БайтурсыноваБайтурсынов был блестящим литератором, педагогом, лингвистом. Он реформировал казахскую письменность на основе арабской графики, дав возможность пользоваться

Слайд 38Деятельность А. Байтурсынова
А. Байтурсынов обучался грамоте у аульных мулл. Родственники

отдали его в Тургайское двухклассное русско-казахское училище. Окончив его Байтурсынов

отправляется в Оренбург для продолжения образования и поступает в четырёхлетнюю учительскую школу, основанную просветителем И. Алтынсариным. 
В 1905 активно включается в политическую деятельность. Один из авторов «Каркаралинской петиции», в которой декларировались требования прекратить экспроприацию земли у казахов, приостановить поток переселенцев.
В 1913 вместе с А. Букейхановым и М. Дулатовым начинает издавать газету «Казах» в Оренбурге.
Один из создателей партии «Алаш».
В советское время член Кирревкома, нарком просвещения, член ВЦИК, КазЦИК.
Деятельность А. БайтурсыноваА. Байтурсынов обучался грамоте у аульных мулл. Родственники отдали его в Тургайское двухклассное русско-казахское училище.

Слайд 39Труды А. Байтурсынова
Байтурсынов создаёт учебные пособия по родной речи, учебники

для системы ликбезов, иллюстрированный букварь, выдержавший в 1920-е годы несколько

изданий.
известны его басни, вошедшие в сборники «Сорок басен» и «Маса».
Выпустил книги «23 причитания» (1926) и «Литературоведение» (1926), последняя из которых является первым научным исследованием по истории казахской литературы.
Труды А. БайтурсыноваБайтурсынов создаёт учебные пособия по родной речи, учебники для системы ликбезов, иллюстрированный букварь, выдержавший в

Слайд 40Миржакып Дулатов (1885-1935)
казахский поэт, писатель, один из лидеров правительства «Алаш-Орды» и национально-освободительного движения Казахстана

Миржакып Дулатов (1885-1935)казахский поэт, писатель, один из лидеров правительства «Алаш-Орды» и национально-освободительного движения Казахстана

Слайд 41Деятельность М. Дулатова
Рано остался без родителей. Миржакып окончил начальную школу

в ауле. В 1901 году он поступает в Государственное русско-казахское

училище, педагогический класс которого окончил в 1902 году, став сельским учителем. Преподавателем казахского языка в этом училище был А. Байтурсынов, с которым в дальнейшем будет неразрывно связана литературная и политическая деятельность Дулатова. В 1904 году в Каркаралы Миржакип познакомился с А. Букейхановым.
Деятельность М. ДулатоваРано остался без родителей. Миржакып окончил начальную школу в ауле. В 1901 году он поступает

Слайд 42Литературная Деятельность М. Дулатова
В 1909 выпустил свой первый поэтический сборник

«Оян, казах!» (Проснись, казах!)
В 1910 Дулатов написал книгу «Бақытсыз Жамал» (Несчастная Жамал),

которая является первым романом, написанным на казахском языке, а также, вероятно, первым на мусульманском Востоке художественным произведением, посвящённым проблеме неравноправного положения женщины.
В 1913 он публикует патриотическую поэму «Азамат» (Гражданин).
Один из лидеров партии «алаш». В советское время Дулатов вернулся к издательской и педагогической деятельности и с 1922 по 1928 год жил в Оренбурге, затем арестован как «враг народа» и умер в тюрьме, реабилитирован в 1988.
Литературная Деятельность М. ДулатоваВ 1909 выпустил свой первый поэтический сборник «Оян, казах!» (Проснись, казах!)В 1910 Дулатов написал книгу

Слайд 43Турар Рыскулов (1894-1938)
казахский государственный деятель, участник национально-освободительного восстания 1916, дипломат, борец за

права тюркских народов

Турар Рыскулов (1894-1938)казахский государственный деятель, участник национально-освободительного восстания 1916, дипломат, борец за права тюркских народов

Слайд 44Деятельность Т. Рыскулова
Учился в русско-казахской школе-интернате, затем окончил пишкекскую сельскохозяйственную

школу. В 1916-1917 учился в Ташкентском педагогическом институте. Участник восстания 1916, активный

деятель Туркестанской АССР. Рыскулов внес большой вклад в экономическое преобразование республик Центральной Азии, Российской Федерации и Монголии. По инициативе Т. Рыскулова в Казахстане была построена Туркестанско-Сибирская железная дорога, возникли мощные индустриальные центры - угледобывающие и металлургические комплексы Караганды, цветная металлургия Восточного и Южного Казахстана, нефтегазовая промышленность Западного Казахстана. В 1938 расстрелян как «враг народа», реабилитирован в 1956.
Деятельность Т. РыскуловаУчился в русско-казахской школе-интернате, затем окончил пишкекскую сельскохозяйственную школу. В 1916-1917 учился в Ташкентском педагогическом институте. Участник

Слайд 45Труды Т. Рыскулова
- Рыскулов Т. Революция и коренное население Туркестана

(Сборник главнейших статей, докладов, речей и тезисов). С предисловием автора.

Часть І. 1917-1919. - Ташкент, Узгосиздат, 1925.
- Рыскулов Т. О восстании казахов и каракиргизов в 1916 г. (К 10-летней годовщине). Основные экономические и политические причины восстания. — Кустанай, 1926.
- Рыскулов Т. Казахстан. - М.-Л., Госиздат, 1927.

Труды Т. Рыскулова- Рыскулов Т. Революция и коренное население Туркестана (Сборник главнейших статей, докладов, речей и тезисов).

Слайд 46СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

СПАСИБО  ЗА ВНИМАНИЕ

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика