Слайд 1ЛЕКЦИЯ № 14. Архитектура российской империи в эпоху
капитализма
(середина XIXв. -1917г.)
1. Социально-экономические и политические факторы, влияющие на развитие архитектуры середины XIX , начала XX в.
2. Русско-византийский стиль – как олицетворение национальной самобытности.
3. Стилизаторство, ретроспективизм, эклектика.
Быковский М.Д. – Голицынская галерея (1835-1842гг.);
– Купеческая биржа (1836-1839 гг.);
– ансамбль подмосковной усадьбы Марфино.
Брюллов А.П. – лютеранская церковь св. Петра (1831-1842 гг.) псевдороманский.
4. Псевдорусский стиль.
5. Модерн. Ведущий архитектор модерна в Петербурге –
Ф.И.Лидваль (1870-1945гг.)
Ведущий архитектор модерна в Москве – Ф.О.Шехтель (1859-1926гг.)
Литература:
1. ВИА (12т.) – 10т.
2. Пилявский В.И. История русской архитектуры.
3. Гуляницкий Н.Ф. История архитектуры. М.: Стройиздат, 1984г.
4. Бартенев И.А., Батажкова В.Н. Очерки истории архитектурных стилей.
5. Саваренская Т.Ф. История градостроительного искусства.
6. http://ru.wikipedia.org/wiki/Шехтель,_Фёдор_Осипович
7. http://www.citywalls.ru/photo1079-6167.html
Слайд 2 1. Социально-экономические и политические факторы, влияющие на развитие архитектуры
середины XIX , начала XX в.
В середине XIX в. в архитектуре ведутся стилизаторские поиски, которые определяются вкусами заказчиков; при этом архитекторы оказались в полной зависимости от заказчика, представителя нового класса – буржуазии, которая, в основном, не обладала необходимой художественной культурой, но имела большие денежные ресурсы.
Чтобы получить заказы, архитекторы были вынуждены считаться с требованиями богатых заказчиков.
Развитие русского зодчества эпохи капитализма условно делят на два периода, приблизительно совпадающими с двумя стадиями развития капитализма в России:
- Архитектура периода капитализма (середина XIX в. – 1890гг.);
- Архитектура периода империализма (1890-егоды – 1917г.)
Слайд 3 Быстрый рост городов вызывал
необходимость в коренном улучшении их благоустройства, что стало
возможным благодаря развитию строительной науки и техники. К концу XIX в. в ряде городов велось замощение улиц и площадей, прокладывались водопровод и канализация, начал создаваться общественный городской транспорт и появлялось уличное освещение.
Застройка осуществлялась без взаимной увязки и без с согласования с окружением.
Дворянские особняки и помещичьи дворцы в городах вытеснялись
доходными многоквартирными домами, в которых первые этажи обычно
отводились для торговых целей – в них размещались лавки, склады. С сере-
дины XIX в. доходные дома стали основным элементом застройки
больших городов.
Характерной особенностью больших городов стала плотная застройка жилых кварталов , вследствие чего появились понятия «дворы-колодцы», «дворы-щели». Большое значение приобретают гостиницы и постоялые дворы.
Слайд 4 Предприятия промышленности располагались в городах стихийно. Цеховые
и складские сооружения занимали окраины городов,
охватывая их кольцом и отделяя от окружающей среды.
Укоренились типы зданий и сооружений сформировавшиеся в конце
XVIII века: торговые, банковские, административно-конторские, учебные,
научные, выставочные, зрелищные, музейные, больничные, казарменные,
культовые здания, транспортные и инженерные сооружения.
Конструктивно-технические особенности архитектуры XIX в.
Технические достижения в строительстве и архитектуре XIX в. в России стали возможными благодаря росту металлургической промышленности.
С начала XIX в. металл широко внедрялся в строительство в качестве
конструкционного материала несущих частей зданий, для возведения
большепролётных перекрытий, покрытий, куполов, фонарей верхнего света,
опорных столбов и целых сооружений.
Мостостроение : архитектор В.И.Гесте, инженеры Е.А. Адам, Г. Треттер.
Арх. А.Н. Воронихин – купол Казанского собора (рёбра из ковкого железа)
Слайд 5 Наиболее выдающиеся примеры инженерных перекрытий и покрытий
крупных зданий в Петербурге относятся к 1830-м годам и связаны
с
именами архитекторов К.И. Росси и В.П. Стасова и инженеров И.И.
Кроля, М.Е. Кларка.
Новый материал – железобетон. Железобетонный мост на Нижегородс-
кой ярмарке (1896г.). Пролёт моста – 45м.
С 1830-х годов начинают проявляться признаки распада классицизма в
творчестве таких архитекторов как К.И. Росси, О. Монферран, В.П. Стасов,
Е.Д. Тюрин и др.
2. Русско-византийский стиль – архитектор К.А.Тон (1794-1881гг.)
Обращение к средневековой архитектуре Москвы, которая
олицетворяла собой национальную самобытность русского зодчества.
Формальная сущность русско-византийского стиля заключалась в
использовании архитектурных образов и форм средневекового
культового русского зодчества в эклектическом сочетании их с
элементами византийской архитектуры. Крестообразные в плане церкви с
большим центральным куполом на четырёх внутренних опорах и
колокольнями с малыми куполами на углах здания.
Слайд 7Быковский М.Д. – Голицынская галерея
Слайд 9Храм Христа Спасителя в Москве
Слайд 11 3. Стилизаторство, ретроспективизм, эклектика
Стилизаторство – романтическая направленность
архитектурного творчества, интерпретация средневековой западноевропейской архитектуры (арх. М.Д.
Быковский, псевдороманика, псевдоготика).
Ретроспективизм – воспроизведение снаружи и внутри здания
композиционно-декоративных форм какого-то одного стиля.
Эклектика – употребление в декоративном убранстве одного здания
мотивов различных стилей, иногда смешиваемых друг с другом. Фасады
оформлялись, к примеру, в стиле готики, а декоративное убранство
интерьеров в стиле барокко и т. п.
Слайд 12 В середине и второй
половине XIX в. видными представителями ретроспективного
стилизаторства западноевропейской архитектуры
в России были такие зодчие как:
Н.Е. Ефимов (1799-1851гг.) А.И. Штакеншнейдер (1802-1865г.)
В.А. Шретер (1839-1901гг.) К.М. Быковский (1841-1906гг.)
М.Е. Месмахер (1842-1906гг.) И.А. Монигетти (1819-1878гг.)
А.И. Резанов (1817-1887гг.) Н.Л. Бенуа (1813-1898гг.)
4. Псевдорусский стиль
В противовес эклектическому стилизаторству западных архитектурных
стилей и форм с 1870-х годов возникли новые идеологические предпосылки
обращения к русскому национальному наследию, его изучению.
Художественные поиски во многом определялись идеями народнического
движения. Русский стиль – это не только внешняя декоративная форма, но и
система закономерностей средневекового национального зодчества.
Русские павильоны на выставке в Париже (арх. И.Н. Ропет, 1845-1908гг.),
1878г., Копенгагене (1888г.) и Чикаго (1893г.), Исторический музей
в Москве (1875-1881гг.) (арх. В.О. Шервуд, инж. А.А. Семёнов)
Слайд 13Исаакиевский собор в Петербурге арх. О. Монферран
Слайд 14Москва. Исторический музей (1875-1881гг.), арх. В.О. Шервуд
Слайд 15Москва. Исторический музей (1875-1881гг.), арх. В.О. Шервуд
Слайд 16Верхние торговые ряды в Москве (ныне ГУМ) 1889-1893гг.,арх.А.Н.Померанцев
Слайд 17Покровский собор «что на рву» в Москве (Храм Василия Блаженного),
(1555-1561гг.,
зодчие Барма и Постник.)
Слайд 18С.-Петербург. Здание в стиле «флорентийского палаццо».
Слайд 195. Архитектура модерна в России.
Русский архитектор А.К. Красовский
(1816-1875гг.) в 1851г. в книге «Гражданская
архитектура» изложил основы утверждающегося
направления рационализма:
«техника или конструкция есть главный источник архитектурной формы»;
«между конструкциею, создающей формы, и художественной обделкой их
необходимо взаимодействие»;
«архитектура должна иметь целью обнаружить внешним представлением внутренний смысл».
Интерес к модерну объяснялся его рационалистичностью и инновационным
духом. В конце XIX – начале XX в. в большинстве стран Западной Европы
модерн уже существовал как в художественных отраслях промышленности ,так и
в искусстве и архитектуре. Естественно, что и Россия, как активная участница
на международной экономическо-политической арене, не могла остаться в стороне
от влияния и внедрения модерна.
Сторонники модерна критически пересматривали архитектуру прошлого и
призывали полностью отказаться от художественных традиций прошлого.
Слайд 20С.-Петербург. Здание в стиле эклектика
Слайд 21С.-Петербург. Доходный дом К. Розенштейна
(19. 13-1917гг.), арх. А.Е. Белогруд,
С середины XIX века участок, где сегодня располагается дом Розенштейна,
принадлежал различным хозяевам. В 1895 г. здесь был велодром, куда в дни больших соревнований приходило до десяти тысяч человек.
Зимой на этом участке размещался Северный каток, на льду которого в 1898 г. состоялся первый в России матч по хоккею с мячом. С 1898 г. на этом месте располагался дом прусского поданного, владельца склада голландского какао С. Фелькеля. В 1912 году инженер и архитектор К. Розенштейн начал строительство дома по собственному проекту, но вынужден был пригласить к сотрудничеству архитектора А. Белогруда. Белогруд увлекался средневековой архитектурой, поэтому бельведеры по углам здания, вынесенные на площадь, он превратил в настоящие шестигранные башни.
Детали здания подчеркнуты коричневым цветом, в то время как стены дома окрашены в желто-серый. В украшении дома использованы элементы средневековой готической архитектуры. В стене одной из башен Белогруд разместил декоративный циферблат со знаками зодиака.
С 17 октября 1996 года в помещениях бывшего кинотеатра начал работать театр «Русская антреприза имени Андрея Миронова».
Слайд 22С.-Петербург. Доходный дом К. Розенштейна (19. 13-1917гг.), арх. А.Е. Белогруд,
неоретроспективизм
Слайд 23Москва. (1903-1913гг) арх. Толстых П.А. , модерн.
Слайд 25Дом выполнен в светлых тонах, стены отделаны керамической плиткой и
майоликой с изображением причудливых орхидей, широкие окна в замысловатых переплетах,
рисунок которых перекликается с балконной решеткой и оградой - все продуманно, стилистически выдержано и красиво. Парадная лестница - мажорная нота интерьера, ее фантастические перила, напоминающие бегущую волну, начинаются от светильника с цветным витражным абажуром и, перекликающегося с ним, витража окна.
Особняк Рябушинского С.П.
1900- 1903, архит. Ф. О. Шехтель, мозаичный фриз выполнен в мастерской В. А. Фролова
Слайд 26Особняк Рябушинского С.П.
1900- 1903, архит. Ф. О. Шехтель.
Интерьер.
Парадная
лестница
Слайд 27Интерьер в стиле московского модерна.
Слайд 28Ярославский вокзал в Москве, 1902 г.
Арх. Ф.О. Шехтель
Первое
здание Ярославского вокзала было построено в середине ХIХ в. по
проекту архитектора Р.Кузьмина.
В 1902 г. было принято решение заново отделать здание Ярославского вокзала.
В убранстве вокзала использованы архитектурные мотивы севера России — Ярославской, Костромской и Архангельской губерний, совмещенные с новой, свойственной модерну композиционной схемой.
В основе композиции лежит принцип асимметрии. Композиционное построение главного входа в общих чертах повторяет принятую в архитектуре модерна схему: центральная арка помещена между двумя пилонами с прорезанными в них оконными проемами.
Формы здания обобщены, плавны и незаметно перетекают одна в другую. Углы не выражены, грани между фасадами сглажены. Плавный изгиб одной из угловых частей здания повторен в широкой ленте майоликового фриза, подчеркивающего нераздельность фасадов.
Слайд 29Казанский вокзал(1913-1940гг.), в Москве.
Арх. А.В.Щусев. Ансамбль зданий вокзала, выполненного
в неорусском стиле, отличается сложной по формам, силуэту и полихромности
объёмно-пространственной композицией.
Слайд 33С.-Петербург.
Дом Ю. Коллана, 1904-1905 г.
арх. Лидваль Ф.И. (северный модерн)
Фасад здания
симметричен. Центр выделен трехгранным эркером, расположенным над входом. Два боковых
эркера уравновешивают композицию фасада.Первый этаж облицован гранитом различных оттенков и фактур. Темная штукатурка фасада контрастирует со светлыми боковыми эркерами.
Слайд 34С. –Петербург. Доходный дом графа М. П. Толстого,1910-1912 г.
арх.
Лидваль Ф.И.