Разделы презентаций


Лекция № 4. Системы менеджмента качества 1

Содержание

Предыстория: от управления качеством к менеджменту качества

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Лекция № 4.
Системы менеджмента качества

Лекция № 4. Системы менеджмента качества

Слайд 2Предыстория:
от управления качеством
к менеджменту качества

Предыстория: от управления качеством к менеджменту качества

Слайд 3Концепция всеобщего управления качеством (TQM – total quality management) зародилась

в Японии в 50-х годах прошлого века благодаря идеям и

теоретическим наработкам американских специалистов

История создания и развития современных систем менеджмента качества связана с именами Уильяма Эдварда Деминга, Джозефа М. Джурана и Арманда В. Фейгенбаума. Восприняв и реализовав на практике идеи этих ученых японцы их развили и добились к 80-м годам XX столетия таких успехов в обеспечении качества продукции, что слоган «японское качество» стал нарицательным.

Этим успехам Япония обязана, прежде всего, авторам «японского ответа»: Каору Ис(ш)икава, Генити Тагути, Сиего Синго.

Благодаря достижениям промышленности Японии в области менеджмента качества с конца 70-х годов Концепция TQM распространилась в США, в Европе, в странах Юго-Восточной Азии и в других промышленных регионах.
Концепция всеобщего управления качеством (TQM – total quality management) зародилась в Японии в 50-х годах прошлого века

Слайд 4Саратовская система организации бездефектного изготовления продукции (БИП) и сдачи её

с первого предъявления (середина 50-х годов).

Системно – комплексный подход

реализован в системах:
«НОРМ» (научная организация работ по увеличению моторесурса),
«КАНАРСПИ» (качество, надежность, ресурс с первых изделий),
«СБТ» (система бездефектного труда) и их разновидностях.

Комплексная система управления качеством продукции (КС УКП) была разработана в 70-х годах результате совместного научно – производственного эксперимента, проводимого Госстандартом и передовыми промышленными предприятиями Львовской области.

В КС УКП принцип управления качеством продукции использовался на всех стадиях жизненного цикла: при исследовании и проектировании, изготовлении, обращении и реализации, эксплуатации и потреблении.

Следует добавить, что советским ученым принадлежит приоритет в создании новой, быстроразвивающейся области научных званий – квалиметрии. Это показывает, что разработка методических основ управления качеством шла в СССР параллельно передовому международному опыту.

Саратовская система организации бездефектного изготовления продукции (БИП) и сдачи её с первого предъявления (середина 50-х годов). Системно

Слайд 5Система управления качеством, принятая во всем мире до 70-х годов,

как и системы управления качеством действовавшие в СССР, концептуально полностью

отличались от концепции TQM и, на самом деле, сводились к «системе контроля качества».

И это при том, что понятие «качество» воспринималось и сейчас воспринимается фактически одинаково: «качество – это соответствие требованиям».

Смысл этого выражения заключается в том, что, если измеримые параметры изделия (продукции) соответствуют требованиям, установленным для этой продукции, значит продукция – качественная. Однако даже это, казалось бы, вполне ясное и конкретное определение, предполагает принципиально различные трактовки в «системе управления качеством» и в «системе менеджмента качества».
Система управления качеством, принятая во всем мире до 70-х годов, как и системы управления качеством действовавшие в

Слайд 6Принципиальные отличия «управления качеством» от «менеджмента качества»

Принципиальные отличия «управления качеством» от «менеджмента качества»

Слайд 7Качество – степень соответствия совокупности присущих характеристик требованиям
Требование – потребность

или ожидание, которое установлено, обычно предполагается или является обязательным.
ГОСТ

Р ИСО 9000-2011. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.

Принципиальное отличие заключается в том, что при управлении качеством требования устанавливает производитель, исходя из своих представлений о качестве, а в СМК – требования к качеству формирует потребитель (рынок).

Всеобщее управление качеством (TQM) это не новая технология, это особая, совершенно иная культура производства, ориентированная на потребности рынка.

Почему именно Япония?

Выводы из предыстории:

Качество – степень соответствия совокупности присущих характеристик требованиямТребование – потребность или ожидание, которое установлено, обычно предполагается или

Слайд 8Принципы
менеджмента качества

Принципыменеджмента качества

Слайд 9Принципы У.Э. Деминга и их реализация в национальных условиях

Принципы У.Э. Деминга и их реализация в национальных условиях

Слайд 10Принципы У.Э. Деминга и их реализация в национальных условиях

Принципы У.Э. Деминга и их реализация в национальных условиях

Слайд 11Принципы У.Э. Деминга и их реализация в национальных условиях

Принципы У.Э. Деминга и их реализация в национальных условиях

Слайд 12Принципы У.Э. Деминга и их реализация в национальных условиях

Принципы У.Э. Деминга и их реализация в национальных условиях

Слайд 13Принципы У.Э. Деминга и их реализация в национальных условиях

Принципы У.Э. Деминга и их реализация в национальных условиях

Слайд 14Принципы У.Э. Деминга и их реализация в национальных условиях

Принципы У.Э. Деминга и их реализация в национальных условиях

Слайд 15Принципы У.Э. Деминга и их реализация в национальных условиях

Принципы У.Э. Деминга и их реализация в национальных условиях

Слайд 16Резюме: ключевые принципы менеджмента качества
1. Принятие решений, основанное на фактах.

И только на фактах. «Управлять можно только тем, что подлежит

измерению» – в этом утверждении и кроется смысл рассматриваемого принципа. В макроэкономике важнейшую роль играет объективная статистика. В управлении предприятием – измеримые показатели финансово-хозяйственной деятельности. В управлении качеством – результаты измерений параметров процессов. В СМК широко используются статистические методы анализа показателей, характеризующих качество процесса. В системах экологического менеджмента (СЭМ) оценивается не ущерб окружающей среде, а убытки предприятия, обусловленные недостатками в природоохранной деятельности. В системе менеджмента безопасности труда и охраны здоровья (СМ БТиОЗ) оценивается не ущерб, наносимый процессом труда здоровью работника, а убытки предприятия, обусловленные пробелами в организации безопасного производственного процесса.

2. Процессный и системный подход. Процессный подход предполагает рассмотрение всех этапов жизненного цикла продукции в виде последовательности процессов, каждый из которых имеет своего владельца и взаимосвязан с другими процессами и внешними сторонами отношениями «поставщик-потребитель». Эта особенность процессного подхода также оказывает существенное влияние на эффективность СМК. Системный подход предполагает восприятие каждого элемента в виде совокупности (множества) отношений некоторой части элементов системы. Системный подход позволяет лучше понять существо процессов, происходящих в реальных объектах и управлять состоянием этих объектов (процессов).

3. Лидерство руководства. Существует заблуждение, что лидерство - это то же самое, что и «начальственность». В некоторых переводных национальных стандартах термин «лидерство», не найдя ему достойного эквивалента переводят как «ответственность». Лидерство – это внутренне состояние человека (не всегда руководителя) осознающего свою персональную ответственность за результат деятельности (труда) всего коллектива. «Начальник» в случае неудачи всегда найдет виновного среди подчиненных. «Лидер» знает, что причина - только в нем: в неудачном подборе кадров, в плохом управлении, в недостаточном учёте внешних условий и т.д. Лидерство позволяет изгнать из организации страх принятия решений и повысить вовлеченность персонала в управление процессами.
Резюме: ключевые принципы менеджмента качества1. Принятие решений, основанное на фактах. И только на фактах. «Управлять можно только

Слайд 17Резюме: ключевые принципы менеджмента качества
4. Вовлеченность персонала. Формула «начальник всегда

прав», характерная для административного управления, не предполагает вовлечения подчиненных в

проблемы руководства. В случае реального «лидерства» возникают условия для того, чтобы все работники почувствовали себя активными участниками общего процесса. Лидерство – необходимое условие вовлеченности персонала в управление производственными процессами. Но – не достаточное. Для России характерен многовековой глубокий патернализм. Для того, чтобы обеспечить вовлеченность необходимо формирование новой культуры отношений, формирование самоуважение работников к себе, как к Личности. Это первейшая задача для службы управления персоналом.

5. Непрерывное совершенствование. «Непрерывное совершенствование» - это не просто популярный лозунг или модный слоган. Непрерывное совершенствование – методологическое ядро современных систем менеджмента. Весь мир сегодня живет в соответствии с эволюционной Гипотезой Чёрной Королевы, которая гласит: «Относительно эволюционной системы, виду необходимы постоянное изменение и адаптация, чтобы поддерживать его существование в окружающем биологическом мире, постоянно эволюционирующем вместе с ним». Гипотеза Чёрной (Красной) Королевы («Эффект Чёрной Королевы») происходит из книги Л. Кэрролла. «Алиса в стране чудес»:

«– Какая медлительная страна! – вскричала Королева. – Ну а здесь, знаешь ли, приходится бежать со всех ног, чтобы только остаться на том же месте. А чтобы попасть в другое место нужно бежать вдвое быстрее».
Без наличия встроенного в систему менеджмента реально работающего двигателя непрерывного совершенствования – система менеджмента обрекает предприятие на замедление развития по отношению к конкурентам, на отставание, деградацию, разорение, уход с рынка.

6. Ориентация на потребителя. Это одно из наиболее революционных отличий современных СМК от прежних (традиционных) систем контроля качества. В современной концепции качество – соответствие требованиям, установленным (или ожидаемым) потребителем.
Резюме: ключевые принципы менеджмента качества4. Вовлеченность персонала. Формула «начальник всегда прав», характерная для административного управления, не предполагает

Слайд 18Резюме: ключевые принципы менеджмента качества
7. Приоритет предупреждающих действий перед реагирующими.

Вся философия современных систем менеджмента настроена на то, чтобы не

допустить ни малейших убытков, обусловленных затратами на выпуск бракованной продукции, неблагоприятным воздействием на окружающую среду и ущербами для жизни и здоровья работников и иных лиц в результате деятельности предприятия. Названному принципу соответствует и главное отличие СМК от прежних систем контроля качества – управление параметрами процесса, а не контроль результата процесса. В странах с развитыми правовыми системами ущербы выгоднее предупреждать, чем компенсировать. Эта особенность, связанная с развитостью правовой системы государства, гражданского общества является важнейшей причиной неразвитости современных систем менеджмента в России.

8. Документирование. Отличительной чертой современных СМК является документирование всех данных и процедур, имеющих отношение к качеству. Документирование играет решающую роль в обеспечении технологической дисциплины (документирование технологических процессов), в управлении знаниями (развитие и систематизация базы знаний о продукции и процессах), в обучении персонала (как в целях СМК, так и в целях безопасного производства работ). Особую роль документирование играет в реализации статистических методов. В вещественном (материальном, осязаемом) плане СМК – это и есть документация. В отличие от национальной практики между содержанием (руководящей) документации СМК и реальными действиями персонала различий нет. Ни одно из действий работники не вправе осуществлять произвольно, не так как это прописано в документации и ни одно улучшение не применяется до тех пор, пока не будет документировано и вменено в обязанность.
Резюме: ключевые принципы менеджмента качества7. Приоритет предупреждающих действий перед реагирующими. Вся философия современных систем менеджмента настроена на

Слайд 19Элементы и структура
Современных систем
менеджмента

Элементы и структура Современных системменеджмента

Слайд 20Обобщенная циклическая процессная модель любой системы управления (включая и менеджмент…)

Обобщенная циклическая процессная модель любой системы управления (включая и менеджмент…)

Слайд 21Study
Циклические модели
У.Э. Шухарта

и

У.Э. Деминга

PDCA

PDSA

StudyЦиклические модели У.Э. Шухарта         и

Слайд 22Модифицированная модель системы менеджмента
94-98 %
2-6 %
APDS (C)

Модифицированная модель системы менеджмента94-98 %2-6 %APDS (C)

Слайд 23Структура и элементы СМК

Структура и элементы СМК

Слайд 24СМК: от процедурного подхода к процессному

Для успешного функционирования организация должна

определить и осуществлять менеджмент многочисленных взаимосвязанных видов деятельности.

Деятельность, использующая

ресурсы и управляемая в целях преобразования входов в выходы, может рассматриваться как процесс.

Применение в организации системы процессов наряду с их идентификацией и взаимодействием, а также менеджмент процессов, направленный на получение желаемого результата, могут быть определены как «процессный подход».

При применении в системе менеджмента качества процессный подход подчеркивает важность:
понимания и выполнения требований;
необходимости рассмотрения процессов с точки зрения добавляемой ими ценности;
достижения запланированных результатов выполнения процессов и обеспечения их результативности;
постоянного улучшения процессов, основанного на объективном измерении.

Мониторинг удовлетворенности потребителей требует оценки информации о восприятии потребителями выполнения их требований.

Роль процессного подхода в СМК

СМК: от процедурного подхода к процессномуДля успешного функционирования организация должна определить и осуществлять менеджмент многочисленных взаимосвязанных видов

Слайд 25Модель СМК, основанной на процессном подходе

Модель СМК, основанной на процессном подходе

Слайд 26Сущность и предназначение этого элемента заключается в том, что высшее

руководство должно обеспечивать наличие объективных свидетельств выполнения своих обязательств по

разработке и внедрению системы менеджмента качества, а также постоянному улучшению её результативности.
В качестве таких свидетельств стандарт предлагает минимальный набор обязательных требований, которые должны быть реализованы в любой СМК:
доведение до персонала организации понимания важности выполнения требований потребителей, а также законодательных и иных обязательных требований;
разработка политики в области качества;
разработка целей в области качества;
проведение анализа СМК высшим руководством;
обеспечение СМК необходимыми ресурсами.
Ответственность руководства не следует смешивать с «лидерством».
В лидерстве руководства заинтересована сама организация (предприятие). Лидерство необходимо для мотивации и вовлечения персонала в работу по поддержанию и улучшению качества и СМК. Лидерство руководства не является проверяемым требованием при аудитах и при сертификации. Лидерство и невозможно проверить, точно так же, как невозможно объективно проверить действительно ли счастлив человек или только притворяется счастливым.
Ответственность руководства за обеспечение СМК- это гарантия стабильности качества, предъявляемая потребителям, поэтому этот элемент СМК подлежит обязательной проверке при внешних аудитах и сертификации.
Вспомним, что означает роль «обеспечивает»?

Ответственность руководства

Сущность и предназначение этого элемента заключается в том, что высшее руководство должно обеспечивать наличие объективных свидетельств выполнения

Слайд 27Организация должна определить и обеспечивать ресурсы, требуемые:
для внедрения и обеспечения

функционирования СМК, а также постоянного повышения её результативности;
для повышения удовлетворенности

потребителей путем выполнения их требований.
 
К числу основных ресурсов СМК относят:

человеческие ресурсы (персонал, выполняющий работу, влияющую на соответствие продукции требованиям, с учётом его компетенций, основанных на образовании, профессиональной подготовке, практических навыках и опыта).
производственную инфраструктуру (здания, рабочее пространство и связанные с ним средства труда; оборудование для процессов, включая как технические, так и программные средства; службы обеспечения, такие как транспорт, связь или информационные системы).
производственную среду, необходимую для достижения соответствия требованиям к продукции.




В переводных стандартах оригинальный термин maintain (поддерживать, обеспечивать функционирование, создавать условия для функционирования) часто переводят как «поддерживать в рабочем состоянии». Такой перевод вводит в заблуждение в отношении действительных принципов СМК.

2. Менеджмент ресурсов

Организация должна определить и обеспечивать ресурсы, требуемые:для внедрения и обеспечения функционирования СМК, а также постоянного повышения её

Слайд 28При планировании процессов жизненного цикла конкретной продукции организация должна установить

требования к качеству процессов, необходимый состав документации, необходимую деятельность по

верификации и валидации, мониторингу, измерению, контролю и испытаниям для конкретной продукции, а также критерии приемки продукции (т.е. признания продукции «качественной»).

Результат планирования производства продукции, определяющий процессы системы менеджмента качества (включая процессы жизненного цикла продукции) и ресурсы, которые предстоит применять к конкретной продукции, проекту или контракту, называют Планом качества.

Верификация и валидация – два самых «любимых» менеджерами СМК термина.

Верификация - подтверждение на основе представления объективных свидетельств того, что установленные требования были выполнены.
Валидация - подтверждение на основе представления объективных свидетельств того, что требования, предназначенные для конкретного использования или применения, выполнены.

Валидация подтверждает, что «вы создали правильный продукт», т.е. продукт, соответствующий требованиям к продукту, а верификация подтверждает, что «вы создавали продукт правильно», т.е. в соответствии с требованиями к процессу.

3. Процессы жизненного цикла продукции (создание и реализация продукции)

При планировании процессов жизненного цикла конкретной продукции организация должна установить требования к качеству процессов, необходимый состав документации,

Слайд 29«Организация должна проводить мониторинг информации, касающийся восприятия потребителем выполнения организацией

его требований как одного из способов измерения работы системы менеджмента

качества. Должны быть установлены методы получения и использования этой информации».

4. Измерение, анализ и улучшение

Возможный перевод требования с «менеджерского» на «человеческий»:

Восприятие потребителем выполнения организацией требований (потребностей) потребителя - один показателей качества самой системы менеджмента качества.
Мониторинг информации о восприятии потребителем выполнения организацией требований (потребностей) потребителя - один из способов измерения результативности системы менеджмента качества.
Организация должна каким-либо способом обеспечить получение и измерение информации о степени восприятия потребителем выполнения организацией его требований.
Методы получения и измерения информации о степени восприятия потребителем выполнения организацией его требований должны быть в организации «установлены» (т.е. описаны, документированы, введены в действие). 

«Организация должна проводить мониторинг информации, касающийся восприятия потребителем выполнения организацией его требований как одного из способов измерения

Слайд 30«Организация должна проводить внутренние аудиты (проверки) через запланированные интервалы времени

в целях установления того, что система менеджмента качества:
a) соответствует запланированным

мероприятиям (7.1), требованиям настоящего стандарта и требованиям к системе менеджмента качества, разработанным организацией;
b) внедрена результативно и поддерживается в рабочем состоянии».

5. Аудит СМК

Это положение, на самом деле, говорит о следующем:

Организация устанавливает периодичность проведения внутренних аудитов самостоятельно. Главное, чтобы периодичность проведения аудитов была заранее установлена (запланирована).
Целью внутренних аудитов является получение объективных свидетельств того, что:
разработанная в организации СМК (документация СМК) соответствует требованиям стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2011;
фактически действующая в организации СМК соответствует содержанию разработанной документации;
документация, мероприятия и деятельность в рамках СМК соответствуют Плану качества;
СМК внедрена, функционирует и обеспечивает достижение положительного экономического эффекта от её внедрения.
Организация должна быть готова эти свидетельства предъявить по всем положениям СМК…

Для организации аудитов применяют специальный стандарт – ГОСТ Р ИСО 19011-2012. «Руководящие указания по аудиту систем менеджмента».

«Организация должна проводить внутренние аудиты (проверки) через запланированные интервалы времени в целях установления того, что система менеджмента

Слайд 31Документация системы менеджмента качества должна включать в себя:
документально оформленные заявления

о политике и целях в области качества;
руководство по качеству;
документированные процедуры

и записи, требуемые настоящим стандартом;
документы, включая записи, определенные организацией как необходимые ей для обеспечения эффективного планирования, осуществления процессов и управления ими.

6. Документирование в СМК

Процедура (в терминологии СМК) - установленный способ осуществления деятельности или процесса. Стандарт явным образом требует наличия только нескольких (шести) «документированных процедур»:

Документированная процедура управления документацией
Документированная процедура управления записями
Документированная процедура по планированию, организации и проведению аудитов
Документированная процедура управления несоответствующей продукцией (браком)
Документированная процедура осуществления корректирующих действий
Документированная процедура осуществления предупреждающих действий

Документация системы менеджмента качества должна включать в себя:документально оформленные заявления о политике и целях в области качества;руководство

Слайд 32Научная основа СМК – статистические методы…
(следующая лекция)

Научная основа СМК – статистические методы…(следующая лекция)

Слайд 33Система
экологического менеджмента
(СЭМ)

Система экологического менеджмента (СЭМ)

Слайд 34Обобщенная модель системы менеджмента
94-98 %
2-6 %
APDS (C)

Обобщенная модель системы менеджмента94-98 %2-6 %APDS (C)

Слайд 35Основными целями, оправдывающими внедрение СЭМ в организации являются:
• улучшение управления исполнением

государственных природоохранных требований с целью исключения санкций за их нарушение

(система управления охраной окружающей среды) ;
• минимизация убытков организации, обусловленных экологическими платежами и санкциями за превышение установленных лимитов выбросов в атмосферу, сбросов сточных вод и размещения отходов (система экологического менеджмента).

Почему среди целей, оправдывающих внедрение СЭМ не указано предотвращение ущерба для окружающей среды?

Для улучшения своей природоохранной деятельности (сверх требований законодательства) многие организации:
«оценивают экологические аспекты»,
проводят экологические «анализы» или «аудиты»
оценивают свою экологическую результативность.
Однако сами по себе такие «оценки», «анализы» и «аудиты» не могут быть достаточными для того, чтобы придать организации уверенность не только в том, что нужная результативность достигнута, но что она и впредь будет отвечать требованиям экологического законодательства и собственной экологической политики.

«Чтобы быть результативными, такие "анализы" и "аудиты" …. (???)

«…Иначе такое занятие будет простою забавою…» (К. Прутков)

Стратегический путь – от «управления охраной окружающей среды» к «экологическому менеджменту»
Основными целями, оправдывающими внедрение СЭМ в организации являются:•	улучшение управления исполнением государственных природоохранных требований с целью исключения санкций

Слайд 36Система экологического менеджмента СЭМ (EMS) представляет собой часть системы менеджмента

организации, используемая для разработки и осуществления экологической политики и управления

ее экологическими аспектами. Существует и другое определение: «СЭМ - совокупность взаимосвязанных элементов СЭМ, используемых для установления политики и целей, и достижения этих целей».

В оригинальном тексте ISO 14001:2004 используется термин «implement», что иногда не вполне корректно переводят как «внедрить». Однако внедрить СЭМ недостаточно. Необходимо СЭМ постоянно «поддерживать», и «претворять в жизнь», «обеспечивать выполнение» (и это всё – implement).

Обратим внимание, что система экологического менеджмента изначально предназначена:
для разработки и осуществления экологической политики и установления целей в области экологического менеджмента;
для управления экологическими аспектами организации и достижения поставленных целей.

Система экологического менеджмента СЭМ (EMS) представляет собой часть системы менеджмента организации, используемая для разработки и осуществления экологической

Слайд 37Структура системы экологического менеджмента

Структура системы экологического менеджмента

Слайд 38Исходный анализ и формирование общей схемы СЭМ
Исходный анализ (оценка обстановки)

должен охватывать четыре ключевые области:
идентификацию экологических аспектов, включая те, которые

связаны с нормальными и ненормальными (аномальными) условиями функционирования, включая запуски и остановы, нештатные ситуации и аварии;
идентификацию применимых законодательных и других требований, которые организация обязалась выполнять;
исследование существующей практики и процедур экологического менеджмента, включая те, которые связаны с деятельностью по закупкам и контрактам;
оценку предшествующих нештатных ситуаций и аварий.

При формировании СЭМ организация должна:
сформулировать соответствующую экологическую политику;
идентифицировать экологические аспекты, обусловленные прошлой, настоящей или планируемой деятельностью, продукцией или услугами, с последующим определением значимости воздействий на окружающую среду;
идентифицировать применимые законодательные и другие требования, которые организация обязалась выполнять;
идентифицировать приоритеты и установить соответствующие экологические цели и задачи;
разработать структуру и программу(ы) реализации политики, достижения целей и выполнения задач;
способствовать деятельности по планированию, управлению, мониторингу, предупреждающим и корректирующим действиям, аудиту и анализу для придания уверенности в том, что вся эта деятельность согласуется с политикой организации и что система экологического менеджмента соответствует установленным требованиям;
быть способной к адаптации к изменяющимся обстоятельствам.

Создание системы экологического менеджмента

Исходный анализ и формирование общей схемы СЭМИсходный анализ (оценка обстановки) должен охватывать четыре ключевые области:идентификацию экологических аспектов,

Слайд 392. Идентификация экологических аспектов
Рассматривая отдельные виды деятельности или процессы изолировано,

в отрыве от других процессов, можно выявить все экологические аспекты.

Однако, при таком подходе невозможно выработать наиболее рациональные методы управления этими аспектами.

Процессный подход!

2. Идентификация экологических аспектовРассматривая отдельные виды деятельности или процессы изолировано, в отрыве от других процессов, можно выявить

Слайд 40При идентификации ЭА учитывают:
выбросы в атмосферу;
сбросы в воду;
сбросы на рельеф

и размещение отходов;
использование сырьевых материалов и природных ресурсов;
использование энергии;
потери энергии,

например, в виде тепла, радиации, вибраций;
отходы и побочные продукты;
физические характеристики, например, размеры, форма, цвет, внешний вид.

Следует рассмотреть аспекты, относящиеся к деятельности организации, продукции и услугам, такие как:

проектирование и разработка продукции (услуг);
процессы производства продукции;
хранение, упаковка и транспортирование;
распределение, использование и утилизация продукции, срок службы которой закончился;
деятельность субподрядчиков и поставщиков;
извлечение (получение) и распределение сырьевых материалов и использование природных ресурсов;
воздействие на дикую природу и биоразнообразие.

В дополнение к тем экологическим аспектам, которые организация может контролировать непосредственно, следует также рассмотреть аспекты, на которые она может влиять, например, аспекты, связанные с продукцией и услугами, используемыми организацией, и той продукцией и услугами, которые организация предоставляет.

2. Идентификация экологических аспектов

При идентификации ЭА учитывают:выбросы в атмосферу;сбросы в воду;сбросы на рельеф и размещение отходов;использование сырьевых материалов и природных

Слайд 41Организация должна разработать, внедрить и постоянно поддерживать в адекватном состоянии

процедуры, направленные на обеспечение подготовленности к нештатным ситуациям, авариям и

реагирования на них, которые соответствуют ее собственным потребностям.
При разработке этих процедур организация должна учитывать:
характер опасностей на производственных площадках, например, наличие легковоспламеняющихся жидкостей, емкостей для их хранения, баллонов со сжатым газом, а также меры, принимаемые в случае проливов (утечек) или аварийных выбросов;
наиболее вероятные тип и масштабы аварий, нештатных ситуаций;
наиболее приемлемые методы реагирования на аварийные или нештатные ситуации;
планы внутреннего и внешнего оповещения;
действия, необходимые для минимизации ущерба, наносимого окружающей среде;
смягчающие и ответные действия, предпринимаемые при различных видах аварий или нештатных ситуаций;
необходимость проведения оценки ситуации после произошедшей аварии, установления и выполнения корректирующих и предупреждающих действий;
периодическую проверку выполнения процедуры реагирования на аварийные и нештатные ситуации;
подготовку персонала к действиям при авариях и нештатных ситуациях;
перечень ответственных лиц и аварийных служб, включая контактную информацию (например, противопожарной части, службы ликвидации утечек);
маршруты эвакуации и пункты сбора;
возможность аварий или нештатных ситуаций на близлежащих объектах (например, завод, автомагистраль, железная дорога);
возможность взаимопомощи со стороны соседних организаций.

Готовность к нештатным ситуациям, авариям и ответные действия

Организация должна разработать, внедрить и постоянно поддерживать в адекватном состоянии процедуры, направленные на обеспечение подготовленности к нештатным

Слайд 42Структура целей СЭМ

Структура целей СЭМ

Слайд 43Политика и цель. Цели, задачи, мероприятия, меры

Политика и цель. Цели, задачи, мероприятия, меры

Слайд 44Цели, программы, мероприятия и результаты

Цели, программы, мероприятия и результаты

Слайд 45Проблема «качества» в специальной оценке условий труда и в иных

«фискальных» услугах

Проблема «качества» в специальной оценке условий труда и в иных «фискальных» услугах

Слайд 46Понятие о «КАЧЕСТВЕ»
Качество – степень соответствия совокупности присущих характеристик требованиям
Требование

– потребность или ожидание, которое:
установлено, установленным является такое требование,

которое определено, например в документе (например в договоре - прим. АНО «ИБТ»)
обычно предполагается или
является обязательным.
Требования могут выдвигаться различными заинтересованными сторонами.
Потребитель – организация или лицо, получающие продукцию.
Удовлетворенность потребителей – восприятие потребителями степени выполнения их требований.
(ГОСТ Р ИСО 9000–2008 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь»)
Понятие о «КАЧЕСТВЕ»Качество – степень соответствия совокупности присущих характеристик требованиямТребование – потребность или ожидание, которое: установлено, установленным

Слайд 47Для того чтобы оценить уровень «качества», необходимо осуществить ряд обязательных

шагов:
определить (идентифицировать) потребность (желание): «Зачем вам это?», «Что вы планируете

получить от приобретения товара или услуги?»;
установить состав показателей, характеризующих наиболее важные свойства продукции или услуги с точки зрения удовлетворения потребностей;
определить требования к показателям качества, оценив которые, можно отличить «качественную» продукцию или услугу от «некачественной»;
определить порядок (метод) оценки соответствия действительных показателей (присущих характеристик) продукции (услуги) требованиям.

Понятие о «КАЧЕСТВЕ» в СМК

Для того чтобы оценить уровень «качества», необходимо осуществить ряд обязательных шагов:определить (идентифицировать) потребность (желание): «Зачем вам это?»,

Слайд 48Для того чтобы оценить уровень «качества», необходимо осуществить ряд обязательных

шагов:
оценить потребности рынка сбыта и возможности предприятия по достижению показателей

качества продукции;
установить состав показателей, характеризующих наиболее важные свойства продукции или услуги с точки зрения возможностей предприятия;
определить требования к показателям качества, оценив которые, можно отличить «качественную» продукцию или услугу от «некачественной»;
определить порядок (метод) оценки соответствия действительных показателей (присущих характеристик) продукции (услуги) требованиям.

Понятие о «КАЧЕСТВЕ» (при управлении качеством)

Для того чтобы оценить уровень «качества», необходимо осуществить ряд обязательных шагов:оценить потребности рынка сбыта и возможности предприятия

Слайд 49Структура системы СОУТ

Структура системы СОУТ

Слайд 50«качество исполнения законодательной обязанности работодателя по обеспечению и проведению мероприятия

охраны труда – «специальная оценка условий труда». Заказчиком этого мероприятия

является государство, которое устанавливает требования к «качеству» (как процесса, так и результата), государство же и оценивает «качество» его исполнения;
«качество оказания услуги по проведению «измерений и оценок, а также оценки соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, … оформлению и подготовке отчета о СОУТ». Заказчиком этой «услуги» является работодатель, он же и оценивает «качество» услуги.

Структура «КАЧЕСТВА СОУТ»

Работники

«качество исполнения законодательной обязанности работодателя по обеспечению и проведению мероприятия охраны труда – «специальная оценка условий труда».

Слайд 51Структура «КАЧЕСТВА СОУТ»
Государство
Работодатель
Организация, проводящая СОУТ
Договор (на оказание услуг)
Результаты услуги по

СОУТ
Результаты СОУТ (КАЧЕСТВО)
«Федеральный закон О СОУТ» и др. НПА…
QСОУТ
Qусл
Комиссия

организции

Государство

Структура «КАЧЕСТВА СОУТ»ГосударствоРаботодательОрганизация, проводящая СОУТДоговор  (на оказание услуг)Результаты  услуги по СОУТРезультаты СОУТ (КАЧЕСТВО) «Федеральный закон

Слайд 52Статистические методы – методологическое ядро и ключ к пониманию основополагающих

принципов современного менеджмента вообще, а не только СМК.

Статистические методы – методологическое ядро и ключ к пониманию основополагающих принципов современного менеджмента вообще,  а не

Слайд 53При разладке процесса доля производимого брака лишь несколько увеличивается: до

1, 2, 10 % и крайне редко до 100 %

(это зависит от конкретной технологии и конкретной причины разладки)

Если в результате разладки технологического процесса доля производимого брака возросла до 5 % это означает, что в среднем каждая двадцатая изготовляемая единица продукции окажется дефектной

Вероятность обнаружения нарушения процесса в пределе равна вероятности изготовления дефектной единицы продукции при разлаженном процессе, в нашем случае - 5 %...

Качество на уровне 100% при традиционном (выборочном) контроле качества можно обеспечить только при 100% контроле качества всех выпускаемых изделий...

Выборочный контроль

При разладке процесса доля производимого брака лишь несколько увеличивается: до 1, 2, 10 % и крайне редко

Слайд 54Самое главное отличие системы менеджмента качества от традиционных систем управления

(контроля) качества является следующий момент: применяемые в СМК статистические методы

позволяют достоверно обнаруживать риск появления брака даже тогда,
когда две-три единицы продукции, отобранные для контроля, окажутся годными!

Статистические методы управления качеством, так же, как и концепция TQM – это не просто технология, методология, техническая часть СМК или еще один подход. TQM – это совершенно иная философская система, иная культура организации производства.

Без лидерства и вовлеченности статистические методы работать не будут.

Знание статистических методов - часть нормального образования инженера.
Но…

Способность рассматривать события с точки зрения статистики важнее, чем знание самих методов!

Философия статистических методов

Самое главное отличие системы менеджмента качества от традиционных систем управления (контроля) качества является следующий момент: применяемые в

Слайд 55
1) диаграмма Парето;
2) схема (диаграмма) Ис(ш)икавы;
3) расслаивание (стратификация);
4) контрольные листки;
5)

гистограммы;
6) графики (на плоскости)
контрольные карты (карты Шухарта).
Семь простых методов СМК

1) диаграмма Парето;2) схема (диаграмма) Ис(ш)икавы;3) расслаивание (стратификация);4) контрольные листки;5) гистограммы;6) графики (на плоскости)контрольные карты (карты Шухарта).Семь

Слайд 56Расслаивание (стратификация)
Начальная диаграмма распределения данных по сменам 1 и 2
Страт

отклонений по смене 2
Страт отклонений по смене 1

Расслаивание (стратификация)Начальная диаграмма распределения данных  по сменам 1 и 2Страт отклонений по смене 2Страт отклонений по

Слайд 57Метод контрольного листка
Контрольный листок - это:
средство регистрации данных, как

правило, в виде бумажного бланка с заранее внесенными в него

контролируемыми параметрами, соответственно которым можно заносить необходимые данные с помощью пометок или каких-либо символов;
инструмент, позволяющий облегчить задачу контроля протекающих процессов и предоставить различного рода факты для анализа, корректировки и улучшения качества процессов.
 

Все статистические методы базируются на достоверной информации (на фактах), но главное в разработке метода – совершенно четко понять для каких целей (Зачем?) будет применена получаемые этим методом данные

Метод контрольного листкаКонтрольный листок - это: средство регистрации данных, как правило, в виде бумажного бланка с заранее

Слайд 58Виды различных контрольных листков (КЛ) исчисляются сотнями (Зачем?):
КЛ для регистрации

распределения измеряемого параметра в ходе производства;
КЛ причин дефектов;
КЛ

для фиксирования отказавших деталей в приборе;
КЛ регистрации телефонных звонков;
КЛ локализации травм;
КЛ регистрации видов инцидентов;
КЛ регистрации явки (неявки) учащихся на занятия по дисциплине МТБ;
КЛ (график) заболеваемости и т. д.

Виды контрольных листков:

Виды различных контрольных листков (КЛ) исчисляются сотнями (Зачем?):КЛ для регистрации распределения измеряемого параметра в ходе производства; КЛ

Слайд 59Определение состава данных, подлежащих регистрации, и их характеристик.
Определение порядка (место,

время, периодичность, продолжительность) сбора информации.
Установление источника данных и (при необходимости

и возможности) его метрологических характеристик.
Формулирование заголовка КЛ, отражающего тип собираемой информации.
Разработка бланка - стандартной формы регистрации данных, максимально удобной для заполнения в соответствии с принятыми правилами.

Правила составления контрольных листков:

Определение состава данных, подлежащих регистрации, и их характеристик.Определение порядка (место, время, периодичность, продолжительность) сбора информации.Установление источника данных

Слайд 60Пример контрольного листка

Пример контрольного листка

Слайд 61Пример контрольного листка в СМ БТиОЗ

Пример контрольного листка в СМ БТиОЗ

Слайд 62Контрольные карты Шухарта
Метод представляет собой практическую реализацию метода «6 сигм».

Целью метода (как и метода «6 сигм») является выявление и

устранение неслучайных факторов влияющих на вариабельность (изменчивое поведение) статистических параметров процесса.

Метод «Контрольных карт Шухарта» предназначен для наилучшей настройки процесса с целью получения устойчивых статистических показателей качества и повышения надежности показателей качества.

В отличие от метода «6 сигм», устанавливающего общий подход к статистическому контролю показателей качества «Контрольные карты Шухарта» (КК) - конкретная рабочая технология, реализующая этот метод, делающая применение метода «6 сигм» простым и наглядным.
Контрольные карты ШухартаМетод представляет собой практическую реализацию метода «6 сигм». Целью метода (как и метода «6 сигм»)

Слайд 63Девиз метода «6 Сигм»:
«Хороший процесс – это процесс, изменения

которого обусловлены исключительно случайными факторами».

Сущность метода «6 сигм» заключается

в выявлении и устранении неслучайных факторов влияющих на вариабельность (изменчивое поведение) статистических параметров процесса.

Метод «6 сигм»

Девиз метода «6 Сигм»: «Хороший процесс – это процесс, изменения которого обусловлены исключительно случайными факторами». Сущность метода

Слайд 64«Хороший» и «плохой» процессы (метод «6 сигм»)

«Хороший» и «плохой» процессы (метод «6 сигм»)

Слайд 65Настройка процесса по методике «6 Сигм» предполагает целенаправленную работу, направленную

на:

уменьшение разброса параметров процесса (уменьшение дисперсии параметров процесса);

смещение среднего значения

в середину диапазона допуска (совмещение моды и медианы параметров процесса);

выявление и исключение дестабилизирующих неслучайных воздействий на процесс.
Настройка процесса по методике «6 Сигм» предполагает целенаправленную работу, направленную на:уменьшение разброса параметров процесса (уменьшение дисперсии параметров

Слайд 66Функция Лапласа и нормальное распределение

Функция Лапласа и нормальное распределение

Слайд 67Таблица нормального распределения

Таблица нормального распределения

Слайд 68Диапазон 6σ («6 Сигм») соответствует вероятности попадания нормально распределенной случайной

величины в диапазон - 0,9973. На практике это означает, что

вероятность произвести дефектную продукцию очень мала – 2,7 дефекта на 1000 изделий.

Пример.
Но при современных масштабах массового производства и такой процент брака недопустим.
Например, линия по производству металлических (пивных) банок выдает примерно 1500 готовых банок в минуту.
В смену (8 часов) это составит – 720 тыс. банок, а объем брака при уровне качества 0,9973 составит 1944 банки.
За один рабочий день – почти 6000 бракованных банок,
а за год – более 2 млн. бракованных банок. При весе банки около 50г - 100 тонн алюминиевой фольги … в металлолом.

При сужении диапазона разброса (±3,3 σ) – уменьшение брака в 5 раз
При сужении диапазона разброса (±3,6 σ) – уменьшение брака в 30 раз

Диапазон 6σ («6 Сигм») соответствует вероятности попадания нормально распределенной случайной величины в диапазон - 0,9973. На практике

Слайд 69Идеальный процесс – процесс на который влияют только управляемые факторы

и факторы случайные.

Достижение идеального процесса требует затрат:

интеллектуальных – поиск

причин «разладки» процесса и его «настройка»;

технологических – совершенствование оборудования, средств и технологий измерений;

на сырье и комплектующие – выбор более надежного поставщика (с более дорогой продукцией).
Идеальный процесс – процесс на который влияют только управляемые факторы и факторы случайные. Достижение идеального процесса требует

Слайд 70
ПО ВИДУ ДАННЫХ Контрольные карты Шухарта подразделяются:

Контрольные карты по альтернативному

признаку (Да-Нет, 1-0);
Общее правило для КК по альтернативному признаку следующее:
объем

выборки должен быть таким, чтобы для предполагаемого уровня несоответствий среднее количество обнаруживаемых несоответствий в выборке было не менее пяти ( для приведенного ранее примера с линией для производства банок при допустимом уровне брака 0,3% объем выборки для тотального контроля составит около 11 тыс. банок).
Контрольные карты по количественному признаку требуют обязательного применения измерительных приборов (точных средств измерений) для контроля каждого изделия выборки.
Эти карты позволяют контролировать две важные характеристики процесса:
• центр настройки, т.е. истинное среднее (математическое ожидание) параметра процесса;
• разброс (т.е. стандартное отклонение) показателя качества.

Карты первого вида (центр настройки) называются картами расположения (X- карта) а карты второго вида - картами разброса (R –карта). Чаще всего эти карты применяют совместно в виде двойных КК, верхняя из которых должна быть картой расположения, а нижняя - картой разброса. Горизонтальные оси времени (или оси с номерами выборок) у этих карт одинаковые.

ПО НАЗНАЧЕНИЮ КК Шухарта условно подразделяют на два вида:
• Контрольные карты для анализа процесса;
• Контрольные карты для управления технологическим процессом (ТП).

Контрольные карты Шухарта

ПО ВИДУ ДАННЫХ Контрольные карты Шухарта подразделяются:Контрольные карты по альтернативному признаку (Да-Нет, 1-0);Общее правило для КК по

Слайд 71Контрольная карта Шухарта для анализа ТП

Контрольная карта Шухарта для анализа ТП

Слайд 72Контрольный листок для составления КК Шухарта

Контрольный листок для составления КК Шухарта

Слайд 73Контрольные карты расположения и разброса

Контрольные карты расположения и разброса

Слайд 74 Другие названия метода: "Причинно-следственная диаграмма" ("рыбий скелет"). Назван по имени

автора К. Исикава (Япония), 1952 г.
Диаграмма Исикавы - инструмент,

обеспечивающий системный (методический) подход к определению фактических причин возникновения проблем. В частности – выявления случайных факторов, влияющих на вариабельность процесса и неслучайных факторов, влияющих на смещение распределения (диаграммы) процесса относительно центра поля допуска.

Метод "Диаграмма Исикавы"

 Другие названия метода:

Слайд 75Метод Парето

Метод Парето

Слайд 76Применение Метода Парето в МБТ

Применение Метода Парето в МБТ

Слайд 77Метод Исикавы несколько сходен с более простым, но менее наглядным

методом, получившим название «5 почему?» (автор Сакити Тойота, 1930 г.).

«Пять

почему?» - эффективный инструмент, использующий вопросы для изучения причинно-следственных связей, лежащих в основе конкретной проблемы, определения причинных факторов и выявления первопричины. Рассматривая логику в направлении "Почему?", мы постепенно раскрываем всю цепь последовательно связанных между собой причинных факторов, оказывающих влияние на проблему.
 
Порядок решения проблемы с использованием метода «5 почему?»
 
Определить конкретную проблему, которую необходимо решить.
Прийти к согласию относительно формулировки рассматриваемой проблемы.
При поиске решения проблемы следует начинать с конечного результата (проблемы) и идти в обратном направлении (в направлении возникновения первопричины), спрашивая, почему возникает проблема.
Ответ записать под проблемой.
Если ответ не выявляет первопричину проблемы, снова задать вопрос "Почему?" и новый ответ записать ниже.
Вопрос "Почему?" необходимо повторять до тех пор, пока первопричина проблемы не станет очевидной.
Если ответ решает проблему, и группа согласна с ним, принимается решение, использующее ответ.

Метод «5 Почему?»

Метод Исикавы несколько сходен с более простым, но менее наглядным методом, получившим название «5 почему?» (автор Сакити

Слайд 78Место МТБ среди систем менеджмента

Место МТБ среди систем менеджмента

Слайд 79Конец водной части

Конец водной части

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика