Разделы презентаций


Лекция № 5 КУЛЬТУРА НОМАДОВ КАЗАХСТАНА

Содержание

Вопросы лекции1. Архаическая культура на территории древнего Казахстана2. Номадизм как тип культуры3. Основные признаки культуры номадов евразийского пространства

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1 Лекция № 5 КУЛЬТУРА НОМАДОВ КАЗАХСТАНА
Лекция по курсу «КульТУРОЛОГИЯ»

Лекция № 5 КУЛЬТУРА НОМАДОВ КАЗАХСТАНА Лекция по курсу «КульТУРОЛОГИЯ»

Слайд 2Вопросы лекции
1. Архаическая культура на территории древнего Казахстана
2. Номадизм как

тип культуры
3. Основные признаки культуры номадов евразийского пространства

Вопросы лекции1. Архаическая культура на территории древнего Казахстана2. Номадизм как тип культуры3. Основные признаки культуры номадов евразийского

Слайд 31. Архаическая культура на территории древнего Казахстана

1. Архаическая культура на территории древнего Казахстана

Слайд 4Каменный век Казахстана

Каменный век Казахстана

Слайд 5Зарождение искусства Казахстана
Территория Казахстана принадлежит к районам, где не было

покровного оледенения, хотя холодное дыхание ледника и ощущалось.
На территории

Казахстана пока не найдено остатков древнего че­ловека, материалы этого периода представлены только каменными оруди­ями.
В верхнем палеолите появляются первые памятники культуры

Зарождение искусства КазахстанаТерритория Казахстана принадлежит к районам, где не было покровного оледенения, хотя холодное дыхание ледника и

Слайд 6Древняя живопись
У людей верхнего палеолита получило развитие искусство. Об этом

говорят находки древней живописи, выполненной минеральными красками на стенах и

по­толках пещер, где изображались животные, сцены охоты и риту­альные пляски.
Традиционно петроглифами называют все изображения на камне с древнейших времен (палеолита) вплоть до средневековья, за исключением тех, в которых достоверно присутствует хорошо разработанная система знаков
Древняя живописьУ людей верхнего палеолита получило развитие искусство. Об этом говорят находки древней живописи, выполненной минеральными красками

Слайд 8Древняя скульптура
Люди верхнего палеолита умели из кости вырезать различные фигурки.

Особенно популярным был образ женщины-матери, которая символизировала прародительницу рода, племени.



Древняя скульптураЛюди верхнего палеолита умели из кости вырезать различные фигурки. Особенно популярным был образ женщины-матери, которая символизировала

Слайд 9Музыкальное искусство
При раскопках находят черепа живо­тных и берцовые кости. Следы

«сработанности» на черепах пока­зывают, что их использовали в качестве своеобразных

барабанов. Этот факт говорит о том, что человек этого времени был музы­кален, он чувствовал ритм.
Рог оленя могли использовать на охоте, чтобы подавать сигналы
Музыкальное искусствоПри раскопках находят черепа живо­тных и берцовые кости. Следы «сработанности» на черепах пока­зывают, что их использовали

Слайд 11Культура бронзового века Казахстана
В эпоху бронзы на территории Казахстана жили

андроновцы, которые занимались скотоводством и земледелием и имели самобытную культуру



Культура бронзового века КазахстанаВ эпоху бронзы на территории Казахстана жили андроновцы, которые занимались скотоводством и земледелием и

Слайд 12Искусство андроновских племен
Наскальная живопись и орнамент
Монументальная скульптура
Мелкая пластика
Ювелирное искусство
Гончарное

производство
Религиозные верования

Искусство андроновских племенНаскальная живопись и орнаментМонументальная скульптура Мелкая пластикаЮвелирное искусствоГончарное производствоРелигиозные верования

Слайд 13Петроглифы андроновцев
О художественном вкусе и культуре древних племен Казахстана эпохи

бронзы можно су­дить по украшениям и предметам искусства. В горных

ущельях, где совершали жертвоприношения и звучали гимны, обнаружены гран­диозные картинные галереи – Тамгалы, Сынтас и др.
В урочище Тамгалы зафиксирован сюжет с ритуальным танцем: вокруг солнцеголового человека изображен хоровод из пляшущих человечков, а также одиночные и парные танцоры. Сам хоровод – это символ солнца, а движение участников – это имитация движения светила на небе.

Петроглифы андроновцевО художественном вкусе и культуре древних племен Казахстана эпохи бронзы можно су­дить по украшениям и предметам

Слайд 15Обряд погребения
У племен эпохи бронзы существовал культ огня, о чем

говорит широко распространенный в этот период обряд трупосожжения. Даже в

погребениях с трупоположением встречаются остатки золы и угля. Во многих захоронениях труп посыпали красной охрой или опускали кусок красной охры в могилу. Красный цвет в сознании древних людей отождествлялся с огнем и имея магическую силу, защищал от злых духов.

Обряд погребенияУ племен эпохи бронзы существовал культ огня, о чем говорит широко распространенный в этот период обряд

Слайд 16Урочище ак-баур

Урочище ак-баур

Слайд 17Керамические изделия

Керамические изделия

Слайд 18Ювелирные украшения

Ювелирные украшения

Слайд 192. Номадизм как тип культуры
Кочевничество (номадизм) – особый вид хозяйственной

деятельности и связанный с ним тип общества, когда большинство населения

занимается экстенсивным кочевым скотоводством
В некоторых случаях кочевниками называют всех, кто ведет подвижный образ жизни (бродячих охотников-собирателей) или мигрирующие группы населения, например цыгане
Далеко не все скотоводы являются кочевниками
2. Номадизм как тип культурыКочевничество (номадизм) – особый вид хозяйственной деятельности и связанный с ним тип общества,

Слайд 20Признаки кочевничества
1) экстенсивное скотоводство как главный вид хозяйственной деятельности;
2)

периодические перекочевки большей части населения и скота;
3) особая материальная

культура, тип общества и мировоззрение обитателей степи.

Признаки кочевничества1) экстенсивное скотоводство как главный вид хозяйственной деятельности; 2) периодические перекочевки большей части населения и скота;

Слайд 21Быт кочевников
Кочевники жили в засушливых степях и полупустынях или высокогорных

районах, где скотоводство является оптимальным видом хозяйственной деятельности. Главной их

пищей были различные виды молочных продуктов, реже – мясо животных, охотничья добыча, продукты земледельческого хозяйства и собирательства. Засуха, снежный буран (джут), эпидемии скота (эпизоотии) могли за одну ночь лишить кочевника всех средств существования. Для противодействия природным напастям скотоводы разработали эффективную систему взаимопомощи – каждый из соплеменников снабжал пострадавшего несколькими головами скота.
Быт кочевниковКочевники жили в засушливых степях и полупустынях или высокогорных районах, где скотоводство является оптимальным видом хозяйственной

Слайд 22Быт кочевников
Поскольку животным постоянно требуются новые пастбища, скотоводы были вынуждены

несколько раз в год перемещаться с одного места на другое.

Наиболее распространенным типом жилищ у кочевников являлись различные варианты разборных, легко переносимых конструкций, покрываемых, как правило, шерстью или кожей (юрта, палатка или шатер). Домашняя утварь у номадов была немногочисленна, а посуда чаще всего делалась из небьющихся материалов (дерево, кожа). Одежда и обувь шились, как правило, из кожи, шерсти и меха.
Быт кочевниковПоскольку животным постоянно требуются новые пастбища, скотоводы были вынуждены несколько раз в год перемещаться с одного

Слайд 23Кочевники и оседлый мир
Явление «всадничества» (т. е. наличие большого количества

лошадей или верблюдов) давало кочевникам значительные преимущества в военном деле.

Кочевники никогда не существовали изолированно от земледельческого мира. Они нуждались в продукции земледелия и ремесла.
Кочевники и оседлый мирЯвление «всадничества» (т. е. наличие большого количества лошадей или верблюдов) давало кочевникам значительные преимущества

Слайд 24Менталитет кочевников
Для кочевников характерна особая ментальность, которая предполагает специфическое восприятие

пространства и времени, обычаи гостеприимства, неприхотливость и выносливость, наличие у

древних и средневековых номадов культов войны, воина-всадника, героизированных предков. Это в свою очередь нашло отражение как в устном творчестве (героический эпос), так и в изобразительном искусстве (звериный стиль), в культовом отношение к скоту – главному источнику существования номадов. При этом необходимо иметь в виду, что так называемых чистых кочевников (кочующих постоянно) немного (часть номадов Аравии и Сахары, монголы и некоторые другие народов евразийских степей).
Менталитет кочевниковДля кочевников характерна особая ментальность, которая предполагает специфическое восприятие пространства и времени, обычаи гостеприимства, неприхотливость и

Слайд 25Разновидности кочевников
- бедуины, или кочевники-верблюдоводы - находятся в Северной Африке

и Юго-Восточной Азии;
- африканские кочевники - выращивают крупный рогатый скот,

территория распространения - пустыни Южной Сахары;
- евро-азиатские кочевники - специализируются на разведении коз и овец, при этом используют лошадь и крупный рогатый скот для езды верхом;
- кочевники Тибета - разводят яков, которые являются главным источником их существования;
- народы-оленеводы - занимаются преимущественно оленеводством и живут в Севе-ро-Азиатской тундре;
- морские кочевники - образ жизни связан с рыболовством.

Разновидности кочевников- бедуины, или кочевники-верблюдоводы - находятся в Северной Африке и Юго-Восточной Азии;- африканские кочевники - выращивают

Слайд 26Классификации кочевничества
Наиболее распространенные схемы основаны на выявлении степени оседлости и

основы экономической деятельности: кочевое, полукочевое и полуоседлое (когда земледелие уже

преобладает) хозяйство, отгонное (когда часть населения живет, кочуя со скотом), яйлажное (от тюркс. «яйлаг» - летнее пастбище в горах). В некоторых других построениях учитывают также вид кочевания: вертикальное (горы - равнины) и горизонтальное, которое может быть широтным, меридиональным, круговым и т. д.
Классификации кочевничестваНаиболее распространенные схемы основаны на выявлении степени оседлости и основы экономической деятельности: кочевое, полукочевое и полуоседлое

Слайд 283. Основные признаки культуры номадов евразийского пространства
Первые два тысячелетия кочевая

культура испытывала подъем. Технический прогресс наблюдался во всем. Первоначальная телега

на обрубках древесных стволов, которую могла сдвинуть только запряжка волов, в IV в. заменилась телегой на высоких колесах, а в VII в. вошел в употребление вьючный транспорт, что сделало кочевание более легким, быстрым и способным форсировать горные хребты.
3. Основные признаки культуры номадов евразийского пространстваПервые два тысячелетия кочевая культура испытывала подъем. Технический прогресс наблюдался во

Слайд 29юрта
Было усовершенствовано жилище - юрта. Китайский поэт IX в. Бо

Цзюи посвятил восхвалению юрты два прекрасных стихотворения, в которых он

доказывает преимущества легкоотапливаемой юрты перед деревянными дворцами китайских вельмож и тростниковыми хижинами крестьян. В VII-IX вв. тюркская одежда перенималась и китайцами и даже византийцами, заимствовавшими ее у хазар, так как эта одежда была наиболее удобна, тепла и даже красива.

юртаБыло усовершенствовано жилище - юрта. Китайский поэт IX в. Бо Цзюи посвятил восхвалению юрты два прекрасных стихотворения,

Слайд 30Бо Цзюйи «ГОЛУБАЯ ЮРТА»
В северной прозрачной синеве
Воин юрту ставил на

траве,
И теперь, как голубая мгла,
Вместе с ним она на юг

пришла.
Юрту вихрь не может покачнуть,
От дождя её твердеет грудь.
Нет в ней ни застенков, ни углов,
Но внутри уютно и тепло.
Удалившись от степей и гор,
Юрта прибрела ко мне во двор.
Тень ее прекрасна под луной,
А зимой она всегда со мной.
В юрту мне милей войти, чем в дом,
Сытый - сплю на войлоке сухом.
Юрте позавидует монах
И школяр, запутанный в долгах.
В юрте я приму моих гостей,
Юрту сберегу я для детей.
Князь свои дворцы покрыл резьбой,
Что они пред юртой голубой!
Я вельможным княжеским родам
Юрту за дворцы их не отдам.

Бо Цзюйи «ГОЛУБАЯ ЮРТА»В северной прозрачной синевеВоин юрту ставил на траве,И теперь, как голубая мгла,Вместе с ним

Слайд 31Кочевничество есть не только стратегия приро­допользования посредством посезонного кочевания по

определен­ным маршрутам в поисках удобных пастбищных угодий, но и объек­тивно

такая организация системы материального производства, которая находится в состоянии динамического равновесия со средой обитания и является фактором ее функционирования и кондициони­рования ее жизнедеятельности. Интересно, что необходимость равновесного использования природопользования отчасти понимали и сами номады, которые практиковали попеременное использование различных участков земли, чередовали их, оставляли под «пар»­ интенсивно использовавшиеся ранее пастбища.

Кочевничество есть не только стратегия приро­допользования посредством посезонного кочевания по определен­ным маршрутам в поисках удобных пастбищных угодий,

Слайд 32Скифо-сакская культура
Скифы-саки создали высокую культуру для того времени, влияние которой

сказалось на огромных просторах Восточной Европы, Западной и Центральной Азии.

Сакская культурная общность, включавшая Северное Причерноморье и Крым, Евразийскую аридную зону, степь служила звеном между Передней, Средней Азией и Европой. Куль­турные связи и торговые отношения возникли несколько раньше, в эпоху поздней бронзы и в киммеРI1йское время, но культурное общение народов никогда не достигало тех высот, каких оно достигло при саках.

Скифо-сакская культураСкифы-саки создали высокую культуру для того времени, влияние которой сказалось на огромных просторах Восточной Европы, Западной

Слайд 33Археологические памятники саков
Наиболее известные памятники саков:
иссык – «золотой человек» №

1 (Акишек К.А.)
Шиликты – «золотой человек» № 2 (толеубаев А.т.)
Берель

– мумификация умерших, вечная мерзлота (самашев з.с.)

Археологические памятники саковНаиболее известные памятники саков:иссык – «золотой человек» № 1 (Акишек К.А.)Шиликты – «золотой человек» №

Слайд 34Одежда саков
Об одежде саков можно судить как по античным данным,

так и по изображениям (Персеполь, Амударьинский клад). На них саки

изобра­жены в высоких головных уборах, в облегающих кафтанах до колен, опоясанных ремнем, в бескаблучной обуви, к ремню справа подвешен кинжал, слева - лук. Находка в кургане Иссык представляет редкую возможность реконструировать парадную одежду, головной убор, обувь и расположение предметов украшения у знатного сака. Вся одежда вождя была обшита золотыми пластинами с изображениями зооморфного стиля.

Одежда саковОб одежде саков можно судить как по античным данным, так и по изображениям (Персеполь, Амударьинский клад).

Слайд 35иссык

иссык

Слайд 36Звериный стиль
Звериный стиль искусства кочевников I тыс. до н.э. –

феномен, предпосылки возникновения которого были заложены в предшествующую эпоху. На

всем пространстве великого пояса степей звериный стиль распространялся не из одного какого-то источника, а появлялся одновременно в разных регионах и, как правило, обладал определенными локальными особенностями. В целом, комплексы находок позволяют проследить генезис искусства звериного стиля от эпохи поздней бронзы до раннего средневековья.

Звериный стильЗвериный стиль искусства кочевников I тыс. до н.э. – феномен, предпосылки возникновения которого были заложены в

Слайд 37шиликты

шиликты

Слайд 38берель

берель

Слайд 39Религиозные верования саков
Доминирующей формой религиозных верований был культ предков. Существовали

специальные родовые кладбища, находившиеся возле зимовок. Сюда, как правило, доставляли

всех умерших независимо от времени года и отдаленности места смерти. Для того чтобы сохранить труп, особенно в летнее время, степняки применяли бальзамирование и мумификацию трупов. В могилу рядом с покойником саки клали часть его имущества. Поклонялись различным божествам, верховным среди которых был бог Митра. Конь в мифологии саков связывался с солнцем и огнем, кабан – с культом бога грома.
Религиозные верования саковДоминирующей формой религиозных верований был культ предков. Существовали специальные родовые кладбища, находившиеся возле зимовок. Сюда,

Слайд 40Боги саков
Верховное божество митра, который сотворил мир, выезжал, согласно «Авесте»

(словарь: священная книга у древних народов Ирана, Средней Азии, Азербайджана

и Афганистана, составлявшаяся в течении многих веков), на четверке лошадей. К коням имели отношение боги Сурья, Яма, Агни, Индра. Роль коня в религиозных обрядах саков была огромна, возможно, конь был их своеобразным тотемом. Появление и развитие полукочевого скотоводства, изменило весь образ жизни всех горно-степных районов, и освоение верхового коня, без чего не возможно существование этой формы хозяйства, самым существенным образом отразились на мировоззренческом уровне.

Боги саковВерховное божество митра, который сотворил мир, выезжал, согласно «Авесте» (словарь: священная книга у древних народов Ирана,

Слайд 41СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

СПАСИБО  ЗА ВНИМАНИЕ

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика