Слайд 1Лекция №1:
«Методика обучения и воспитания
по профилю «Физическая культура»
в
структуре содержания подготовки педагога физической культуры»
Лектор – к.п.н., советник Российской академии
естествознания, член Международной
академии естествознания
Ю.В. Смирнова
Слайд 2Разновидности физического воспитания
детей и подростков
Учебный предмет
«Физическая
культура»
Общешкольные
Физкультурно-
массовые
и спортивные
мероприятия
Физкультурно-
оздоровительные
мероприятия
в режиме дня
Внеклассная
спортивно-
массовая
работа
Слайд 3Основные дидактические единицы темы:
Теоретико-методологические основы дисциплины, ее связь с курсом
«Педагогика», «Теория и методика физической культуры и спорта». Интегративные функции
дисциплины в профессиональной подготовке педагога по физической культуре. Общая характеристика содержания дисциплины «Методика обучения и воспитания по профилю «Физическая культура»; требования дисциплины к уровню подготовленности студента.
Основные понятия методики обучения предмету «Физическая культура»: «Физкультурное образование», «Учебный предмет», «Методика обучения предмету», «Дидактика предмета», «Дидактические основы предмета», «Педагогическая система предмета «Физическая культура».
Слайд 4Специфика уч. процесса по физической культуре:
Связан с комплексным воздействием на
морфофункциональную сферу, состояние здоровья и психику учащихся.
Общие закономерности обучения двигательным
действиям, развития двигательных способностей, воспитания качеств личности в процессе занятия физ. упражнениями – описаны в теории и методике физического воспитания.
Слайд 5Теоретико-методологические основы дисциплины, ее связь с другими дисциплинами
Методика обучения и
воспитания по профилю «Физическая культура»
Базовые науки:
Дидактика;
Теория физической
культуры;
Психология: общая, физ. воспитания, возрастная;
Физиология человека: общая, возрастная, физ. упр.;
Гигиена: общая, школьная, физ. упр.;
Биомеханика;
Спортивная метрология;
Информатика и др.
Смежные науки:
Методика физ. воспитания;
Теории и методики спортивно-педагогических дисциплин;
Теории и методики внеурочных форм организации
Физ. воспитания в школе и др.
Слайд 6Понятие учебный предмет «Физическая культура»
Физическая культура – это учебный предмет,
представляющий инвариантную и одноименную область содержания базовой части федерального компонента
гос. стандарта общего образования
Учебный предмет выражает специфическую часть общечеловеческой культуры – физическую культуры
Ориентация уч. предмета на реализацию социально- значимой функции в содержании общего среднего образования
Признание в качестве составляющей результатов учебно-воспитательного процесса - сформированность личной физической культуры учащихся
Необходимость отражения в содержании определения (дефиниции) связи уч. предмета с отраслями наук, его представляющих, педагогической теорией и ТиМФВ
Слайд 7Определения:
Учебный предмет «Физическая культура» - это педагогически адаптированная часть базовой
физической культуры, ориентированная на обеспечение общего среднего физкультурного образования
Педагогическая система
предмета «Физическая культура» - это упорядоченная самоуправляемая целостность ограниченного множества динамично взаимодействующих элементов, функционирование которой ориентировано на достижение цели учебной дисциплины
Слайд 8Определения:
Физическая культура – это инвариантная составляющая содержания образования глобального характера,
независимо от политической ориентации и характера производственных отношений в государствах,
расовой, этнической и конфессиональной принадлежности
Слайд 9Цель предмета «Физическая культура» - это
выполнение функции системообразования, диагностирования конечных,
этапных, промежуточных и текущих результатов учебно-воспитательного процесса, управления образованием, воспитанием
и развитием учащихся, мотивации деятельности преподавания и учения, их взаимодействие с тенденцией на взаимосодействие учителя и учащихся.
Слайд 10Функции педагогической системы предмета «Физическая культура»
Функция самосохранения;
Функция самосовершенствования
Слайд 11Физическое воспитание как специфическая сфера общественной деятельности, обособленная от физического
труда, возникла примерно
80000 – 8000 лет назад.
НАЧАЛО…
Слайд 12Отличие занятий физической культурой от других видов деятельности:
Направлены на развитие
собственных физических кондиций, двигательных умений, физических качеств, функциональных возможностей человека
Слайд 13Цель физической культуры -
Положительное воздействие на жизненно важные функции
организма человека
Слайд 14Исторические истоки направлений физкультурно-спортивной деятельности:
Трудовая
деятельность
Игры с мячом;
Поднятие
тяжестей;
Охота;
Стрельба
из
лука и др.
Военная
деятельность
Стрельба;
Метание;
Бег на различ-
ные дистанции;
Единоборства;
Пятиборье и др.
Деятельность,
связанная
с
естественны-
ми силами
природы
Плавание;
Лыжный спорт;
Конный спорт;
Конькобежный
спорт;
Кросс;
Гребля
Барьерный бег
и др.
Ритуально-
магическая
деятельность
Спортивные танцы;
Дыхательная
гимнастка;
Лечебная физичес-
кая культура;
Массаж;
Спортивная
гигиена;
Массаж
и др.
Слайд 15Средства физической культуры
Основные:
Физические упражнения;
Гигиенические факторы;
Естественные силы природы
Вспомогательные:
Методические факторы;
Музыкальное сопровождение
Слайд 16Средства физической культуры
Основные:
Физические упражнения;
Гигиенические факторы;
Естественные силы природы
Вспомогательные:
Методические факторы;
Музыкальное сопровождение
Слайд 17Закономерности возникновения и развития явлений в жизни общества
Спиралеобразное развитие цивилизаций
«маятниковые
движения»
Слайд 18Первичный импульс – запрос общества
- постановка ЦЕЛИ
Поиск форм, средств,
методов, путей достижения цели
Возникновение нового явления, отвечающего запросу
Внедрение (апробация)
Определение
эффективности
Широкое распространение в жизни общества
Достижение цели
Изменение условий, определяющих запрос
Условия формирования запроса(определяющие необходимость перемен)
Новый виток развития
Слайд 19Условия, определяющие вектор развития физической культуры
Географический фактор (природная среда обитания);
Общественный
строй (тип правления);
Экономический фактор (тип хозяйствования);
Политическая ситуация (войны с соседями
или мир);
Религиозные верования (идеология);
Уровень здоровья населения, этнонациональные особенности.
Слайд 20Требования к реферату – «Что такое реферат???»
Реферат – самая малая
форма научного исследования. Исследуется мнение разных авторов (научных деятелей, не
рекламщиков, не журналистов и прочих блогеров!)
Смысл реферата – не в «сдирании» чужого текста, и даже не в написании личного сочинения по теме.Фразы – «я так считаю» - не уместны.
Смысл – в овладении методом научного исследования – анализом научно-методической литературы. Данный метод – базовый для студента, потом он будет оттачивать его в своей курсовой, а в финале – блистать в дипломной работе.
Слайд 21Требования к реферату – общие параметры оформления
Объём – 16
стр. А4
Параметры страницы – поля:
верх -2 см.,низ – 2,5 см.;
слева – 3 см.;,
справа – 1,5 см.
Шрифт - Times New Roman, кегль – 14,
Интервал - 1,5
Абзац- отступ – 1,27 см.
Заголовки – ориентация по центру,
Основной текст – ориентация по ширине стр.
Слайд 22Требования к реферату - структура
1 стр. – титульный лист
2 стр.
– оглавление
В содержании обязательны:
Введение
1.
2.
3.
…
Заключение
Список литературы
Слайд 23Требования к реферату - источники
Минимальное количество источников – 6;
Источники –
за последние 5 лет;
Обязательны ссылки на каждом абзаце чужого авторского
текста
Недопустимо «скачивание» - плагиат, чужих работ из интернета.
Пользоваться интернет-ресурсами – можно и нужно, но чётко давать эл. адрес
Недопустимо использование ненаучных сайтов (реклама, форумы, блоги и пр.)
Слайд 24Написание реферата – алгоритм действий
1 – Выбрать тему (желательно, адекватную,
и хоть сколько-то интересную автору сего труда)
2 – Почитать (хоть
что-нибудь) по выбранной теме
3 – Составить общий замысел грядущего шедевра и попытаться сгруппировать свою мысль по разделам (что и составит пункты 1, 2,3 и далее - в оглавлении реферата)
4 – Подобрать 6 – 8 лит. Источников и по тем разделам, которые есть в реферате, выбрать самое интересное у РАЗНЫХ авторов (выдёргивать из 1 автора по параграфу не стоит, так как анализировать и сравнивать будет нечего)
5 – Скомпоновать текст работы
6 – Набрать на компьютере и оформить согласно требований
7 – ПРОЧИТАТЬ!!! И ОСМЫСЛИТЬ!!!
8 - Сдать нетленный труд на суд педагога (быть готовым ответить за все написанные слова)