Слайд 1Лекция №7
Воспитание в Киевской Руси и русском государстве (до
ХVIII в.).
Слайд 21. Воспитание детей у славян до принятия христианства.
2. Крещение
Руси и его влияние на воспитание и обучение детей и
юношества.
3. Образование и педагогические идеи на Руси в киевский период.
4. Воспитание и образование в Русском государстве в московский период.
5. «Домострой». «Гражданство обычаев детских».
Слайд 3
6. Элементарное обучение и школы повышенного типа. Братские школы
7. Педагогические
воззрения в творчестве выдающихся деятелей культуры XV- XVII вв.: Епифаний
Премудрый, Максим Грек, Иван Федоров, Симеон Полоцкий, Карион Истомин и др.
Слайд 4
1. Воспитание детей у славян до принятия христианства
Период первобытно-общинного
строя (VI в.- IХ в.) - процесс воспитания неотделим от жизнедеятельности племени:
включение подрастающего поколения в трудовую, хозяйственную, бытовую, ритуально-обрядовую деятельность взрослых.
Формировались основные идеи, ценности, правила народной педагогики, которая определила специфику воспитания древних славян и стала базой всей педагогической культуры русского народа.
Слайд 5В период матриархата:
все дети до 4–5 лет, иногда до 7–8
лет находились под наблюдением женщин; затем мальчики переходили в дом
мужчин и усваивали навыки охоты, собирательства, трудовые умения и т. д.; девочки оставались с женщинами и обучались домоводству и рукоделию.
Возрастные этапы воспитания:
Ребенок до 6 лет назывался «молодым»,
от 7 до 12 – «чадом»,
от 12 до 15 – «отроком».
Слайд 6Период позднего матриархата:
организовывались дома молодежи: подготовка к инициациям (подростки
учились охоте и изготовлению орудий труда, постигали тайные мифологические ритуалы,
наставники стремились формировать у молодых людей волевые качества, дисциплину.
обряд «инициации»: переход из одной возрастной группы в другую.
Слайд 7Воспитание в разных социальных группах:
У земледельцев: воспитание в семье:
мальчики овладевали навыками земледелия, животноводства и сельского хозяйства, девочки учились
ведению домашнего хозяйства, ткачеству и рукоделию.
У жрецов: интеллектуальный компонент воспитания и знание мифологии и обрядов.
Слайд 8У ремесленников: ученик жил в семье ремесленника, осваивал навыки ремесла,
мастер стремился привить подростку нравственные и религиозные нормы поведения.
У
дружинников: в специально укрепленных лагерях дети обучались военному делу.
Слайд 9Переход к семье (VII–IХ вв.):
общественное воспитание сменило семейное.
в небогатой среде
в VII в. приглашали в семью для воспитания наставника (дядьку) или
отдавали благочестивым и порядочным соседям («кумовство»);
в знатных семьях воспитатель нес ответственность за нравственное, духовное и физическое воспитание отпрыска, обучал управлению, ведению экономической деятельности и военным навыкам «кормильство»;
Слайд 10с VIII по IХ в.
семья становится многодетной, главными воспитателями становятся
родители, особенно мать:
к воспитанию младших подключаются старшие дети;
отроки наследовали профессию
или ремесло своих родителей.
Слайд 11Использовали произведения устного народного творчества:
в сказках и былинах: идеал древнерусского
воспитания – трудолюбивый, любящий родину и детей человек, способный защитить
родную землю и соплеменников от любых врагов;
в пословицах: кодекс нравственного поведения;
в загадках: умственное развитие;
в песнях: эстетическое развитие.
Слайд 12В VIII веке:
у славян появилась письменность (вариант пиктографического письма);
некоторые
дети могли обучаться грамоте и письму;
школьных форм обучения не было.
Слайд 13Влияние христианства на развитие образования и педагогической мысли в России
до ХVIII в.
К Х в. сложилось государство – Киевская Русь.
В
988 г. Киевская Русь принимает крещение, и господствующим официальным вероисповеданием становится восточный византийский вариант христианства – православие.
Русь воспринимает от Византии образовательные традиции, основанные на античных образцах.
В 863 г. братья-монахи Кирилл и Мефодий создали славянскую азбуку – кириллицу.
Слайд 14Языком просвещения становится старославянский, затем древнерусский язык.
Образование на родном
языке стало доступным широким слоям населения.
Содержание образования: изучение священных текстов,
«житийной» литературы (жития святых), фольклорных произведений.
Основа воспитания и обучения: вера в Бога (русский человек должен ориентироваться не на рациональное осмысление окружающего мира, а на внутреннее самосовершенствование, достигаемое в смиренной праведной жизни).
Слайд 15В ХV в. Византийская империя пала под натиском турецких завоевателей:
Русь
отказалась от использования в обучении византийских традиций и ранее переведенных
античных источников;
враждебно относились ко всему западному, в том числе и к образованию;
не создавались школы различного типа.
Предпосылки возрожденческих тенденций не осуществились;
не появились университетские центры науки и образования.
Слайд 16Основное в школе чтению православной литературы (обучение грамоте и основам
наук было второстепенным).
Основной формой получения образования стало семейное воспитание, под
руководством «мастера грамоты» – бродячего монаха, обучавшего детей на дому.
Слайд 173. Образование и педагогические идеи на Руси в киевский период
Периоды
образования : киевский (Х - ХIII в.) и московский (ХIV -
ХVII в.)
1 период: в крупнейших городах существовала письменность, были грамотные люди, существовало индивидуальное обучение грамоте.
Постепенно развивались школьные формы обучения (Князь Владимир Святославович начал собирать детей дружинников и знати для приобщения к книжной культуре – «учению книжному», предназначались для обучения детей князей, бояр, дружинников.
учителями в них были греки, болгары и русичи, приобщившиеся к книжной культуре.
Слайд 18
Киевский князь Ярослав Мудрый (ХI в.):
создал первую русскую библиотеку в Киеве,
повышенную школу при дворе;
способствовал созданию школ в крупнейших русских городах;
учреждались
училища для подготовки духовенства и грамотных людей, необходимых государству: В конце ХI в. при женском монастыре Киева было создано женское училище (обучали чтению, письму, пению и швейному делу); в ХIII в. в Суздале учреждено женское училище.
Слайд 19Монастыри являлись культурными и образовательными центрами:
создавались летописи и другие
тексты нравственного и религиозного содержания, использовавшиеся в обучении;
сохранялись и
переписывались рукописные книги;
формировались библиотеки.
Слайд 20В Киевской Руси:
возникли учебные заведения различных типов, которые представляли начальную
и среднюю ступень образования,
на начальной ступени преобладали внешкольные формы
образования в рамках семейного воспитания, которое чаще всего осуществляли «мастера грамоты» (обучение чтению, письму и счету)
дети ремесленников, земледельцев, посадских людей в семье получали навыки сельскохозяйственного труда и выполнения различной домашней работы.
Сохранилось ремесленное ученичество, некоторые мастера обучали подростков чтению, письму и церковному пению.
Слайд 21
Начальное образование:
существовали специальные частные платные училища, иногда дети обучались на
дому у «мастера грамоты».
обучали представители низшего духовенства (певчие, дьячки,
чтецы), мелких чиновников, грамотных людей, служителей различных государственных учреждений.
Обучение было и в церковных и монастырских школах: основная цель: подготовка детей к самостоятельной работе с книгами Священного Писания и церковным служебником.
Слайд 22Вторая ступень обучения («учение книжное»)
С ХI по ХIII в. центры
«учения книжного» возникают по всей Руси при княжеских дворах, монастырях,
церквях для образования княжичей и детей знати.
в основе содержания «учения книжного» лежал тривиум (грамматика, риторика, диалектика),
Изучали произведения Иоанна Златоуста и др. византийские тексты, русские афоризмы, правила жизненного поведения, соответствовавшие православным этическим нормам.
включалось овладение элементарной арифметической культурой: запись чисел, удвоение, раздвоение, сложение, вычитание, деление, умножение.
Слайд 23
В ХI–ХII вв. появился ряд рукописных сборников, в которых были тексты
педагогического содержания
«Изборник» Святослава - первая попытка изложить знания, соответствующие представлениям
о византийской образовательной традиции (математический трактат Аристотеля), включал перечисление запретных для чтения «еретических» произведений, различных поучений и наставлений детям.
Слайд 24К ХIII в. школьные формы обучения приходят в упадок (разгром русских
княжеств и разрушение городов; культурные и образовательные центры в монастырях
и церквях полчищами Батыя были преданы «огню и мечу»).
книжная культура сохранялась в княжеской среде.
Слайд 25
4. Воспитание и образование в Русском государстве в московский период.
Элементарное обучение и школы повышенного типа. Братские школы
В начале ХIV в.
уровень грамотности и образованности снизился, уменьшилось число школ.
Вплоть до ХV в. Русь продолжала испытывать набеги и участвовать в войнах с татарами.
феодальная раздробленность и междоусобицы русских княжеств препятствовали распространению просвещения и развитию образования.
в период ХIV–ХVII вв. сохранила общие черты киевской системы образования.
Слайд 26
феодальная раздробленность и междоусобицы русских княжеств препятствовали распространению просвещения и
развитию образования.
в период ХIV–ХVII вв. сохранила общие черты киевской системы образования.
возникла
потребность в образованных людях в процессе объединения русских земель вокруг Москвы, укрепления институтов власти и управления.
к ХVI в. для письма стали использоваться бумага и упрощенный вариант написания – полууставное письмо.
Обучение грамоте начиналось в 7-летнем возрасте, было одинаковым во всех сословиях.
Слайд 27
В монастырских школах обучались духовенство и светские лица, в них
сосредоточились лучшие учительские кадры, продолжались традиции переписывания книг и сохранения
религиозного и научного знания.
При церквях организовывались училища (начальные школы): учились мальчики, в программу входили чтение, письмо, закон Божий, церковное пение.
Продолжались традиции обучения у «мастеров грамоты», из них начало формироваться сословие профессиональных учителей.
Распространение книгопечатания в России стимулировало развитие просвещения.
Традиции «учения книжного» сохранялись в семейном воспитании княжеских детей.
Слайд 28
Братские школы
На Украине и в Белоруссии открывались братские школы.
Дети обучались
по четыре часа в день, предусматривались обязательные домашние задания и
их регулярная проверка.
Школы были доступны для детей выходцев из различных слоев.
Зародились основы классно-урочной системы, которые были развиты в трудах и деятельности Я.А. Коменского.
Слайд 29в ХVII в. предпринимаются попытки создания высшей школы
Слайд 30
5. «Домострой». «Гражданство обычаев детских».
Слайд 316. Педагогические воззрения в творчестве выдающихся деятелей культуры XV- XVII
вв.: Епифаний Премудрый, Максим Грек, Иван Федоров, Симеон Полоцкий, Карион
Истомин и др.