Разделы презентаций


Лекция №7

Содержание

1. Воспитание детей у славян до принятия христианства. 2. Крещение Руси и его влияние на воспитание и обучение детей и юношества. 3. Образование и педагогические идеи на Руси в киевский

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Лекция №7
Воспитание в Киевской Руси и русском государстве (до

ХVIII в.).

Лекция №7 Воспитание в Киевской Руси и русском государстве (до ХVIII в.).

Слайд 21. Воспитание детей у славян до принятия христианства.
2. Крещение

Руси и его влияние на воспитание и обучение детей и

юношества.
3. Образование и педагогические идеи на Руси в киевский период.
4. Воспитание и образование в Русском государстве в московский период.
5. «Домострой». «Гражданство обычаев детских».

1. Воспитание детей у славян до принятия христианства.  2. Крещение Руси и его влияние на воспитание

Слайд 3 6. Элементарное обучение и школы повышенного типа. Братские школы
7. Педагогические

воззрения в творчестве выдающихся деятелей культуры XV- XVII вв.: Епифаний

Премудрый, Максим Грек, Иван Федоров, Симеон Полоцкий, Карион Истомин и др.

6. Элементарное обучение и школы повышенного типа. Братские школы 7. Педагогические воззрения в творчестве выдающихся

Слайд 4 1. Воспитание детей у славян до принятия христианства
Период первобытно-общинного

строя (VI в.- IХ в.) - процесс воспитания неотделим от жизнедеятельности племени:

включение подрастающего поколения в трудовую, хозяйственную, бытовую, ритуально-обрядовую деятельность взрослых.
Формировались основные идеи, ценности, правила народной педагогики, которая определила специфику воспитания древних славян и стала базой всей педагогической культуры русского народа.
1. Воспитание детей у славян до принятия христианства  Период первобытно-общинного строя (VI в.- IХ в.) - процесс

Слайд 5В период матриархата:
все дети до 4–5 лет, иногда до 7–8

лет находились под наблюдением женщин; затем мальчики переходили в дом

мужчин и усваивали навыки охоты, собирательства, трудовые умения и т. д.; девочки оставались с женщинами и обучались домоводству и рукоделию.
Возрастные этапы воспитания:
Ребенок до 6 лет назывался «молодым»,
от 7 до 12 – «чадом»,
от 12 до 15 – «отроком».

В период матриархата:все дети до 4–5 лет, иногда до 7–8 лет находились под наблюдением женщин; затем мальчики

Слайд 6Период позднего матриархата:
организовывались дома молодежи: подготовка к инициациям (подростки

учились охоте и изготовлению орудий труда, постигали тайные мифологические ритуалы,

наставники стремились формировать у молодых людей волевые качества, дисциплину.
обряд «инициации»: переход из одной возрастной группы в другую.

Период позднего матриархата: организовывались дома молодежи: подготовка к инициациям (подростки учились охоте и изготовлению орудий труда, постигали

Слайд 7Воспитание в разных социальных группах:
У земледельцев: воспитание в семье:

мальчики овладевали навыками земледелия, животноводства и сельского хозяйства, девочки учились

ведению домашнего хозяйства, ткачеству и рукоделию.
У жрецов: интеллектуальный компонент воспитания и знание мифологии и обрядов.

Воспитание в разных социальных группах: У земледельцев: воспитание в семье: мальчики овладевали навыками земледелия, животноводства и сельского

Слайд 8У ремесленников: ученик жил в семье ремесленника, осваивал навыки ремесла,

мастер стремился привить подростку нравственные и религиозные нормы поведения.
У

дружинников: в специально укрепленных лагерях дети обучались военному делу.

У ремесленников: ученик жил в семье ремесленника, осваивал навыки ремесла, мастер стремился привить подростку нравственные и религиозные

Слайд 9Переход к семье (VII–IХ вв.):
общественное воспитание сменило семейное.
в небогатой среде

в VII в. приглашали в семью для воспитания наставника (дядьку) или

отдавали благочестивым и порядочным соседям («кумовство»);
в знатных семьях воспитатель нес ответственность за нравственное, духовное и физическое воспитание отпрыска, обучал управлению, ведению экономической деятельности и военным навыкам «кормильство»;


Переход к семье (VII–IХ вв.):общественное воспитание сменило семейное. в небогатой среде в VII в. приглашали в семью для воспитания

Слайд 10с VIII по IХ в.
семья становится многодетной, главными воспитателями становятся

родители, особенно мать:
к воспитанию младших подключаются старшие дети;
отроки наследовали профессию

или ремесло своих родителей.
с VIII по IХ в. семья становится многодетной, главными воспитателями становятся родители, особенно мать:к воспитанию младших подключаются старшие

Слайд 11Использовали произведения устного народного творчества:
в сказках и былинах: идеал древнерусского

воспитания – трудолюбивый, любящий родину и детей человек, способный защитить

родную землю и соплеменников от любых врагов;
в пословицах: кодекс нравственного поведения;
в загадках: умственное развитие;
в песнях: эстетическое развитие.

Использовали произведения устного народного творчества:в сказках и былинах: идеал древнерусского воспитания – трудолюбивый, любящий родину и детей

Слайд 12В VIII веке:
у славян появилась письменность (вариант пиктографического письма);
некоторые

дети могли обучаться грамоте и письму;
школьных форм обучения не было.

В VIII веке: у славян появилась письменность (вариант пиктографического письма); некоторые дети могли обучаться грамоте и письму;школьных форм

Слайд 13Влияние христианства на развитие образования и педагогической мысли в России

до ХVIII в.
К Х в. сложилось государство – Киевская Русь.
В

988 г. Киевская Русь принимает крещение, и господствующим официальным вероисповеданием становится восточный византийский вариант христианства – православие.
Русь воспринимает от Византии образовательные традиции, основанные на античных образцах.
В 863 г. братья-монахи Кирилл и Мефодий создали славянскую азбуку – кириллицу.

Влияние христианства на развитие образования и педагогической мысли в России до ХVIII в. К Х в. сложилось государство

Слайд 14Языком просвещения становится старославянский, затем древнерусский язык.
Образование на родном

языке стало доступным широким слоям населения.
Содержание образования: изучение священных текстов,

«житийной» литературы (жития святых), фольклорных произведений.
Основа воспитания и обучения: вера в Бога (русский человек должен ориентироваться не на рациональное осмысление окружающего мира, а на внутреннее самосовершенствование, достигаемое в смиренной праведной жизни).

Языком просвещения становится старославянский, затем древнерусский язык. Образование на родном языке стало доступным широким слоям населения.Содержание образования:

Слайд 15В ХV в. Византийская империя пала под натиском турецких завоевателей:
Русь

отказалась от использования в обучении византийских традиций и ранее переведенных

античных источников;
враждебно относились ко всему западному, в том числе и к образованию;
не создавались школы различного типа.
Предпосылки возрожденческих тенденций не осуществились;
не появились университетские центры науки и образования.

В ХV в. Византийская империя пала под натиском турецких завоевателей:  Русь отказалась от использования в обучении византийских

Слайд 16Основное в школе чтению православной литературы (обучение грамоте и основам

наук было второстепенным).
Основной формой получения образования стало семейное воспитание, под

руководством «мастера грамоты» – бродячего монаха, обучавшего детей на дому.
Основное в школе чтению православной литературы (обучение грамоте и основам наук было второстепенным). Основной формой получения образования

Слайд 173. Образование и педагогические идеи на Руси в киевский период
Периоды

образования : киевский (Х - ХIII в.) и московский (ХIV -

ХVII в.)
1 период: в крупнейших городах существовала письменность, были грамотные люди, существовало индивидуальное обучение грамоте.
Постепенно развивались школьные формы обучения (Князь Владимир Святославович начал собирать детей дружинников и знати для приобщения к книжной культуре – «учению книжному», предназначались для обучения детей князей, бояр, дружинников.
учителями в них были греки, болгары и русичи, приобщившиеся к книжной культуре.


3. Образование и педагогические идеи на Руси в киевский периодПериоды образования : киевский (Х - ХIII в.) и

Слайд 18 Киевский князь Ярослав Мудрый (ХI в.):
создал первую русскую библиотеку в Киеве,

повышенную школу при дворе;
способствовал созданию школ в крупнейших русских городах;
учреждались

училища для подготовки духовенства и грамотных людей, необходимых государству: В конце ХI в. при женском монастыре Киева было создано женское училище (обучали чтению, письму, пению и швейному делу); в ХIII в. в Суздале учреждено женское училище.


Киевский князь Ярослав Мудрый (ХI в.): создал первую русскую библиотеку в Киеве, повышенную школу при дворе;способствовал созданию

Слайд 19Монастыри являлись культурными и образовательными центрами:
создавались летописи и другие

тексты нравственного и религиозного содержания, использовавшиеся в обучении;
сохранялись и

переписывались рукописные книги;
формировались библиотеки.

Монастыри являлись культурными и образовательными центрами: создавались летописи и другие тексты нравственного и религиозного содержания, использовавшиеся в

Слайд 20В Киевской Руси:
возникли учебные заведения различных типов, которые представляли начальную

и среднюю ступень образования,
на начальной ступени преобладали внешкольные формы

образования в рамках семейного воспитания, которое чаще всего осуществляли «мастера грамоты» (обучение чтению, письму и счету)
дети ремесленников, земледельцев, посадских людей в семье получали навыки сельскохозяйственного труда и выполнения различной домашней работы.
Сохранилось ремесленное ученичество, некоторые мастера обучали подростков чтению, письму и церковному пению.
В Киевской Руси:возникли учебные заведения различных типов, которые представляли начальную и среднюю ступень образования, на начальной ступени

Слайд 21 Начальное образование:
существовали специальные частные платные училища, иногда дети обучались на

дому у «мастера грамоты».
обучали представители низшего духовенства (певчие, дьячки,

чтецы), мелких чиновников, грамотных людей, служителей различных государственных учреждений.
Обучение было и в церковных и монастырских школах: основная цель: подготовка детей к самостоятельной работе с книгами Священного Писания и церковным служебником.


Начальное образование: существовали специальные частные платные училища, иногда дети обучались на дому у «мастера грамоты». обучали

Слайд 22Вторая ступень обучения («учение книжное»)
С ХI по ХIII в. центры

«учения книжного» возникают по всей Руси при княжеских дворах, монастырях,

церквях для образования княжичей и детей знати.
в основе содержания «учения книжного» лежал тривиум (грамматика, риторика, диалектика),
Изучали произведения Иоанна Златоуста и др. византийские тексты, русские афоризмы, правила жизненного поведения, соответствовавшие православным этическим нормам.
включалось овладение элементарной арифметической культурой: запись чисел, удвоение, раздвоение, сложение, вычитание, деление, умножение.

Вторая ступень обучения («учение книжное») С ХI по ХIII в. центры «учения книжного» возникают по всей Руси при

Слайд 23 В ХI–ХII вв. появился ряд рукописных сборников, в которых были тексты

педагогического содержания
«Изборник» Святослава - первая попытка изложить знания, соответствующие представлениям

о византийской образовательной традиции (математический трактат Аристотеля), включал перечисление запретных для чтения «еретических» произведений, различных поучений и наставлений детям.

В ХI–ХII вв. появился ряд рукописных сборников, в которых были тексты педагогического содержания «Изборник» Святослава -

Слайд 24К ХIII в. школьные формы обучения приходят в упадок (разгром русских

княжеств и разрушение городов; культурные и образовательные центры в монастырях

и церквях полчищами Батыя были преданы «огню и мечу»).
книжная культура сохранялась в княжеской среде.
К ХIII в. школьные формы обучения приходят в упадок (разгром русских княжеств и разрушение городов; культурные и образовательные

Слайд 25 4. Воспитание и образование в Русском государстве в московский период.

Элементарное обучение и школы повышенного типа. Братские школы
В начале ХIV в.

уровень грамотности и образованности снизился, уменьшилось число школ.
Вплоть до ХV в. Русь продолжала испытывать набеги и участвовать в войнах с татарами.
феодальная раздробленность и междоусобицы русских княжеств препятствовали распространению просвещения и развитию образования.
в период ХIV–ХVII вв. сохранила общие черты киевской системы образования.
4. Воспитание и образование в Русском государстве в московский период. Элементарное обучение и школы повышенного

Слайд 26 феодальная раздробленность и междоусобицы русских княжеств препятствовали распространению просвещения и

развитию образования.
в период ХIV–ХVII вв. сохранила общие черты киевской системы образования.
возникла

потребность в образованных людях в процессе объединения русских земель вокруг Москвы, укрепления институтов власти и управления.
к ХVI в. для письма стали использоваться бумага и упрощенный вариант написания – полууставное письмо.
Обучение грамоте начиналось в 7-летнем возрасте, было одинаковым во всех сословиях.

феодальная раздробленность и междоусобицы русских княжеств препятствовали распространению просвещения и развитию образования. в период ХIV–ХVII вв.

Слайд 27 В монастырских школах обучались духовенство и светские лица, в них

сосредоточились лучшие учительские кадры, продолжались традиции переписывания книг и сохранения

религиозного и научного знания.

При церквях организовывались училища (начальные школы): учились мальчики, в программу входили чтение, письмо, закон Божий, церковное пение.
Продолжались традиции обучения у «мастеров грамоты», из них начало формироваться сословие профессиональных учителей.
Распространение книгопечатания в России стимулировало развитие просвещения.
Традиции «учения книжного» сохранялись в семейном воспитании княжеских детей.



В монастырских школах обучались духовенство и светские лица, в них сосредоточились лучшие учительские кадры,

Слайд 28 Братские школы
На Украине и в Белоруссии открывались братские школы.
Дети обучались

по четыре часа в день, предусматривались обязательные домашние задания и

их регулярная проверка.
Школы были доступны для детей выходцев из различных слоев.
Зародились основы классно-урочной системы, которые были развиты в трудах и деятельности Я.А. Коменского.

Братские школы На Украине и в Белоруссии открывались братские школы.Дети обучались по четыре часа в день,

Слайд 29в ХVII в. предпринимаются попытки создания высшей школы

в ХVII в. предпринимаются попытки создания высшей школы

Слайд 30 5. «Домострой». «Гражданство обычаев детских».

5. «Домострой». «Гражданство обычаев детских».

Слайд 316. Педагогические воззрения в творчестве выдающихся деятелей культуры XV- XVII

вв.: Епифаний Премудрый, Максим Грек, Иван Федоров, Симеон Полоцкий, Карион

Истомин и др.

6. Педагогические воззрения в творчестве выдающихся деятелей культуры XV- XVII вв.: Епифаний Премудрый, Максим Грек, Иван Федоров,

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика