Слайд 1Лекция на тему: Теория спроса и предложения
Слайд 2План лекции
1. Потребительские предпочтения и предельная полезность. Закон убывающей предельной
полезности.
2. Спрос. Факторы спроса. Закон спроса. Эластичность спроса.
3.
Предложение. Факторы предложения. Закон предложения. Эластичность предложения.
4. Равновесная цена. Механизм рыночного равновесия.
Слайд 3
1. Потребительские предпочтения и предельная полезность. Закон убывающей предельной полезности
Слайд 4Потребительские предпочтения
Для удовлетворения одной и той же потребности можно
использовать различные блага: товары-заменители (субституты) и товары-дополнители (комплементы).
Слайд 5Товары заменители (субституты)
Товары заменители - это взаимозаменяемые товары или
услуги, для которых существует прямая связь между ценой на один
из них и спросом на другой: повышение цены на один товар вызывает увеличение спроса на другой.
Товары-заменители - это товары из смежных товарных групп, сходные с рассматриваемым товаром по своему назначению и использованию.
Товары-заменители - это товары, выполняющие ту же функцию для той же группы потребителей, но основанные на другой технологии. Взаимозаменяемые товары служат однородным целям, т.е. покупателю безразлично, какой из них выбрать.
Примерами взаимозаменяемости могут служить масло и маргарин, велосипеды и мотоциклы, куры и индейки, пирожные и шоколад и т.д. Здесь важна связь между ценой на один товар и спросом на другой: если снизится цена на один товар, то спрос на другой уменьшится, и наоборот.
Слайд 6товары-дополнители (комплементы)
Комплементарные (взаимодополняемые) товары — товары или услуги, которые взаимно
усиливают удовлетворение от их потребления.
В экономических терминах комплементарные товары (комплементы)
характеризуются тем, что изменение спроса на один товар вызывает изменение спроса на другой в том же направлении. Если же растёт цена одного из товаров, это приведёт к снижению спроса на оба товара.
Примерами таких товаров могут служить: автомобиль и бензин; компьютер, монитор, клавиатура и мышка; подушка и одеяло.
Слайд 7Полезность
Полезность означает способность экономического блага (товара, услуги) удовлетворять определенные потребности
людей.
Полезность — понятие сугубо индивидуальное. То, что полезно для
одного человека, может быть абсолютно бесполезно для другого.
Однако, если выбранный нами продукт полезен для потребителя, существуют обязательства, ограничивающие возможности покупателя в его приобретении. Такими ограничителями являются цена и доход. Например, мясо полезно для большинства людей, однако высокие цены и ограниченные доходы не всем позволяют потреблять его в нужных количествах.
Слайд 8Предельная полезность (пример)
Голодный человек, может съесть много хлеба, но,
когда он утолит голод, каждый дополнительный кусок будет иметь для
него все меньшую ценность и это значит, что каждая последующая потребленная единица блага добавляет к совокупной полезности меньше, чем предыдущая единица.
Полезность последней кусок называется предельной (или наименьшей).
Слайд 9
2. Спрос. Факторы спроса. Закон спроса. Эластичность спроса
Слайд 10Спрос
Спрос — это количество товаров и услуг, которые покупатели готовы
приобрести по данной цене в данное время.
Необходимо четко разграничить
два экономических понятия: «спрос» и «потребности».
Спросом является не всякая потребность в данном товаре, а только платежеспособная. Кроме того, спрос количественно не совпадает с потребностью, ибо цена и доход всегда ограничивают объем покупок.
Слайд 11Закон спроса
Между ценой товара и объемом спроса на него
существует обратная зависимость: чем выше цена, тем меньше величина спроса.
Закон спроса гласит: при прочих равных условиях спрос на товары в количественном выражении изменяется в обратной зависимости от цены.
Слайд 12Закон спроса не действует:
1) при ажиотажном спросе, вызванном ожидаемым
повышением цен;
2) для некоторых редких и дорогостоящих товаров (золота,
драгоценностей, антиквариата и др.), являющихся предметом роскоши;
3) при переключении спроса на более качественные и дорогостоящие товары (например, при переключении спроса с маргарина на масло снижение цен на маргарин не увеличит спроса на него).
Слайд 13Изменение спроса под действием неценовых факторов
На изменение спроса влияют следующие
неценовые факторы:
1) число покупателей;
2) изменение в денежных доходах
населения. Например, рост доходов увеличивает спрос на дорогие виды товаров: мебель, бытовую технику, высококачественные продукты питания;
3) изменение цен на другие товары, особенно на товары-заменители. Так, рост цен на сливочное масло повысит спрос на маргарин, величина спроса зависит от цены товаров, которые являются взаимозаменяемыми.
4) величина спроса зависит от цены товаров, которые являются либо взаимодополняемыми (например, автомобиль и бензин).
5) изменение структуры населения, например старение населения. Увеличение количества пенсионеров увеличивает спрос на лекарства, медицинское обслуживание.
Слайд 14Изменение спроса под действием неценовых факторов
Кривая спроса под воздействием
прочих (неценовых) факторов может смещаться вправо или влево.
Если спрос
увеличится, кривая спроса сдвинется вправо, если спрос уменьшится, кривая спроса сдвинется влево
Слайд 15Эластичность спроса
Эластичность спроса показывает, насколько изменилась в процентном отношении
величина спроса на товар при изменении его цены на 1%.
Слайд 16Коэффициент эластичности спроса
Коэффициент эластичности спроса определяется как отношение процента изменения
спроса к проценту изменения цены.
т.е.
Слайд 17Если Кэс > 1 это значит, что при изменении цены
на 1% спрос увеличивается больше чем на 1% (спрос эластичен).
Если Кэс = 1 это значит, что при изменении цены на 1% спрос меняется также на 1% (спрос имеет единичную эластичность).
Если Кэс < 1 это значит, что при изменении цены на 1% спрос меняется меньше, чем на 1% (спрос неэластичен)
Если Кэс = 0 это значит, что независимо от того цена растет (падает), спрос постоянен и потребители приобретают фиксированное количество товаров независимо от цены (спрос совершенно неэластичен).
Если Кэс =
это значит, что спрос растет (падает), цена постоянна (Спрос совершенно эластичен).
Слайд 19Факторы, влияющие на эластичность спроса
1) наличие товаров-заменителей. Чем больше
на рынке продуктов-субститутов, призванных удовлетворить одну и ту же потребность,
тем больше возможностей у покупателя отказаться от приобретения данного конкретного продукта в случае повышения его цены, тем выше эластичность спроса на данный товар;
2) размер дохода;
3) значимость товара. Спрос на предметы первой необходимости неэластичен, спрос на товары, не играющие важной роли в жизни потребителя, обычно эластичен;
4) размеры дохода покупателей. При этом цена может не меняться, изменяется платежеспособность. Чем дороже товар, тем эластичней спрос на него;
5) качество товара. Чем выше качество, тем менее эластичен спрос.
Слайд 20
3. Предложение. Факторы предложения. Закон предложения. Эластичность предложения
Слайд 21Предложение
Предложение - это количество товаров и услуг, которое производители готовы
продать по определенной цене, в определенном объеме, за определенный период
времени.
Слайд 22Закон предложения
Закон предложения гласит: при прочих равных условиях предложение на
товары и услуги в количественных выражениях изменяется в прямой зависимости
от их цены.
Слайд 23Неценовые факторы, оказывающие влияние на предложение
1) изменение издержек производства в
результате технических нововведений, изменения источников ресурсов, налоговой политики, стоимости факторов
производства;
2) увеличение предложения вне зависимости от цен при выходе на рынок новых фирм;
3) изменение цен на другие товары, приводящее к переливу ресурсов (уход фирм из отрасли). Уход фирм из отрасли уменьшит предложение;
4) технологические возможности производства;
5) уровень налогов и дотации;
6) перспективы развития отрасли;
7) влияние природных катастроф, политических действий, войн на сокращение предложения.
Слайд 24Под воздействием определенных (неценовых) факторов, кривая предложения может перемещаться влево
либо вправо
Слайд 25Эластичность предложения
Эластичность предложения — это степень изменения объема предложения товаров
в зависимости от изменения цены
Слайд 28
4. Равновесная цена. Механизм рыночного равновесия
Слайд 29Равновесная цена—это цена, при которой объем спроса равен объему предложения,
и этот объем является, соответственно, равновесным.
Когда предложение превышает спрос,
образуется излишек. Покупатель находится в более благоприятном положении. Это рынок покупателей.
Когда спрос превышает предложение (возникает дефицит), в более благоприятном положении находится продавец. Это рынок продавца.
Слайд 30Кривая спроса и предложения
(Рыночное равновесие)
Слайд 31ценах «пола» и «потолка»
Рыночное ценообразование может быть нарушено либо деятельностью
монополий, либо вмешательством государства, волевым способом устанавливающего цены выше или
ниже точки равновесия. В таких случаях говорят о ценах «пола» и «потолка».