движений головы и шеи;
- тонус мышц шеи;
- тонус большой грудной
мышцы слева (определяется пальпаторно и
сравнивается с тонусом на здоровой стороне) ;
- пульс в покое (частоту, ритм, наполнение);
- артериальное давление в покое;
- данные электрокардиограммы.
- функциональная проба. Перед выполнением пробы у больных в
покое определяют пульс и артериальное давление. Больному
предлагается нагрузка, заключающаяся в восхождении на
ступеньку высотой 18 см. Проба разделяется на 3 этапа:
1 этап — 20 восхождений за 1 мин.
2 этап — 40 восхождений за 2 мин (выполняется через 3 мин после 1 этапа).
3 этап — 60 восхождений за 3 мин (выполняется через 3 мин после 2 этапа).
Если после выполнения 1 этапа пробы пульс и артериальное
давление через 3 мин достигают исходных показателей, то
предлагается 2 этап пробы. Если больной справляется и с этой
нагрузкой, то предлагается 3 этап пробы. Если больной
справился с 3 этапом пробы, то физическую нагрузку на занятиях
ЛФК такому больному можно давать на общих основаниях. Если
больной справился лишь с 1 этапом пробы, то общую нагрузку в
занятиях следует давать по IV режиму для больных с инфарктом
миокарда по В. С. Лебедевой.
Если больной справился с 1 и 2 этапами пробы, то занятия
проводятся, по V режиму. Если больной не справился с 1 этапом
пробы, то занятия ЛФК следует проводить по III режиму.
При заднем шейном симпатическом синдроме определяют:
- амплитуду движений головы и шеи (при данном синдроме
важно не только определение амплитуды движений головы
и шеи, но и реакция больного на эти движения –
головокружение, тошнота и т. д.);
- тонус мышц шеи;
- степень устойчивости тела (определяется в позе Ромберга
при стоянии с сомкнутыми стопами: при позе Ромберга -1 - с
открытыми глазами, при позе Ромберга-2 — с закрытыми
глазами; при наличии вестибулярных нарушений больного
пошатывает, он балансирует корпусом и руками; в тяжелых
случаях больной может потерять равновесие и упасть,
особенно в позе Ромберга-2, поэтому следует помнить о
необходимости страховки больного инструктором ЛФК;
больные, теряющие равновесие, требуют контроля и
индивидуального подхода при групповых занятиях при
выполнении упражнений на повышение устойчивости
вестибулярного аппарата).