Слайд 1Левицкий Дмитрий Григорьевич (1735—1822)
Слайд 2Выдающийся русский живописец, портретист. Писал парадные и камерные портреты, в
которых запечатлел облик многих своих современников. История России в лицах
— так можно коротко сказать о творческом наследии Д. Г. Левицкого, живописца редкого дара, чья кисть отразила на полотнах эпоху XVIII века. Цари и царедворцы, философы и светские львы, холодные красавицы и писатели, промышленники и дипломаты, аристократы и купцы, чиновники и военные, родители и дети — их портреты говорят о прошлом гораздо значимей любых слов. Сотни лиц умных и глупых, злых и добрых, чувственных и холодных, лица так называемого галантного века. Что ни лицо — характер! Что ни лицо — биография!
Родился он на Украине в семье священника, который вместе с тем был известным гравером. Учился он в Петербурге у А.П.Антропова с 1758 по 1762 год и в его команде занимался украшением Триумфальных ворот, выстроенных в Москве по случаю коронации императрицы Екатерины II.
В 1770 году на большой академической выставке зрители увидели несколько портретов работы Левицкого, принесших ему известность и признание. Его избирают академиком, а затем он 17 лет возглавляет портретный класс Академии художеств.
Слайд 3Художник одинаково мастерски владел всеми видами портрета от парадного до
камерного. Левицкий получает придворные заказы, заказы Академии и частных лиц
из дворянской элиты Петербурга. Он становится признанным мастером парадного портрета. Отличительной чертой художника являлась способность найти выразительную позу и жест, сочетать интенсивность цвета с тональным единством и богатством оттенков.
По заказу Екатерины II в 1773-1776 гг. он создает знаменитую серию портретов «смолянок». Художник изобразил каждую из них в наиболее характерной позе, за любимым занятием.
Так называемые «Смолянки» («Смольнянки») — цикл из 7 портретов юных питомиц Воспитательного общества благородных девиц при Смольном монастыре (позже — Смольный институт), выполненный Дмитрием Левицким в 1772—76 годах.
Слайд 4В портреты смолянок художник вносит сюжетное начало, показывает человека в
действии, когда раскрываются черты его характера, а не просто запечатлевая
модель, позирующую в неподвижности. Этому помогла специфика заказа: портреты должны были утвердить и восславить результаты „разумного воспитания“, полученного девицами в институте, а главное — его „мудрую основательницу“, „мать отечества“, „неустанно пекущуюся о благе своих поданных“.
Назначение портретов определило и парадный характер их исполнения. А увеселения, сопровождавшие церемонии, балы, маскарады, концерты, спектакли, были использованы Левицким как сюжетная основа портретов „благородных девиц“, показанных в то время, когда они, выступая перед публикой, демонстрируют результаты своего обучения».
Реалистическая тенденция, пронизывающая весь цикл „Смолянок“, как бы преодолевает условную форму парадного портрета и выдвигает работу Левицкого в ряд наиболее передовых явлений русской живописи второй половины XVIII века. А по силе художественного выражения и по уровню мастерства „Смолянки“
принадлежат к числу самых совершенных созданий русского и мирового искусства той эпохи.
Слайд 5Александра Левшина
Девушка изображена в танцевальной позе, она представлена в сценическом
костюме, судя по всему, в том, в котором она с
большим успехом сыграла роль Заиры в одноименной трагедии Вольтера, которую ставили в Смольном.
Слайд 6Феодосия Ржевская и
Настасья Давыдова
Ржевская (справа) изображена в голубом форменном
платье, установленном для воспитанниц второго возраста Воспитательного общества благородных девиц
Давыдова
(слева) представлена в форменном платье кофейного цвета, установленном для первого (младшего) возраста.
Эта маленькая смуглая грузинская княжна держит в руке белую розу — символ юности и добродетели. Девочки демонстрируют свои светские манеры, утверждая тем самым успехи института в воспитании юношества.
Слайд 7Екатерина Хрущева и Екатерина Хованская
Девочки разыгрывают сцену из комической
оперы-пасторали Киампи «Капризы любви, или Нинетта при дворе».
Смуглая 10-летняя Хрущова
(слева) играет мужскую роль влюбленного пастушка и одета в соответствующий костюм — в институте, где учились одни девочки, она прославилась этим амплуа.
«Пастушок» треплет по подбородку свою партнершу жестом опытного волокиты.
Слайд 8Екатерина Нелидова
Поза Нелидовой — секундное мгновение между завершением одного танцевального
па и переходу к следующему.
Будущая фаворитка императора Павла изображена
танцующей менуэт на фоне театральной декорации — пейзажного парка. На 15-летней девушке надет сценический костюм. Сиреневое, с сероватым отливом, отделанное розовыми лентами платье из упругого шелка, кокетливая соломенная шляпка, украшенная цветами и лентами - один из тех нарядов, в которых она выступала в придворных балетах.
Полагают, что она изображена в костюме Сербины — очаровательной и остроумной плутовки из оперы Перголези «Служанка-госпожа»
Слайд 9Павел I был очарован изяществом и живостью Нелидовой.
Oна была
искренне привязана к нему и, хотя их отношения никогда не
были близкими, могла влиять на Павла I и предотвращать его неблагоразумные решения и истерики.
Обладая значительным умом и живым, веселым характером, она скоро стала другом и доверенным лицом как великого князя, так и великой княгини.
Екатерина Нелидова
Слайд 10Наталья Борщова
Изображена танцующей на фоне театральной декорации, что позволяет её
представить Аллегорией Танца.
Возможно, также как и Нелидова, она тут представлена
в роли Пандолфы из пьесы «Служанка-госпожа», где играла с ней вместе. (Любопытно, что в её правой руке присутствует анатомическая ошибка).
Слайд 11Екатерина Молчанова
Молчанова изображена в белом шелковом платье, установленном для воспитанниц
старшего (четвертого) возраста Воспитательного общества благородных девиц.
Справа на столе
— антлия (вакуумный насос), использовавшийся как пособие при обучении смолянок.
В левой руке она держит книгу. Этот атрибут позволяет воспринимать изображение и как Аллегорию Науки (или Декламации).
Слайд 12Глафира Алымова
Одна из лучших арфисток своего времени изображена с любимым
инструментом, который одновременно делает её и Аллегорией Музыки.
Она также
одета в форменное парадное платье из белого шелка, установленное для воспитанниц IV (старшего) возраста, которое выглядит особенно роскошно: это платье «полонез» с «хвостом» и «крыльями» на большом панье (каркасе из китового уса).
Подол юбки украшен фалбалой, а лиф — пышными бантами. Нити крупного жемчуга обвивают длинные локоны, драгоценные камни вплетены в прическу.
Эту роскошь связывают с тем, что к этому времени юная Глафира уже стала предметом всепожирающей страсти князя Бецкого.
Слайд 13Екатерина II — законодательница в храме богини правосудия
Это произведение Левицкого
стоит особняком в его творчестве. Оно отличается, прежде всего, надуманностью
литературного замысла.
В портрете менее всего отражены личные качества и характер Екатерины II.
Художник создал абстрагированный образ императрицы, иллюстрацию идеального типа монархического правления, каким он представлялся среде просветителей второй половины восемнадцатого века.
Это аллегорический портрет: образ «идеальной государыни» требовал от художника подтверждения в виде различных эмблем и символов.
В композицию привнесены предметы, соседство которых может быть оправдано только иносказательными смыслами, отчего полотно окончательно утратило реалистический характер.
Слайд 14Екатерина изображена в храме Фемиды — богини Правосудия. Она одета
в строгое белое платье с мантией, с орденами святого Андрея
Первозванного (цепь) и святого Владимира 1-й степени (лента и крест).
Императрица в лавровом венке и гражданской короне, жертвуя своим покоем, сжигает маки на стоящем под статуей Фемиды алтаре с надписью «для общего блага». На постаменте скульптуры вырезан профиль Солона — афинского законодателя. Имперский орел восседает на фолиантах законов, а в раскрывающемся позади царицы море виден русский флот под Андреевским флагом с жезлом Меркурия, знаком защищенной торговли, то есть мира и процветания.
Этот портрет, программа которого принадлежит Николаю Львову, а заказ — Александру Безбородко, был, вероятно, первым произведением русской живописи, которое оказалось общественным событием. Он созвучен появившейся в том же 1783 году оде Державина «Фелица». Тогда же Ипполит Богданович напечатал станс к художнику, на который Левицкий ответил в журнале, развернув идеологическую программу портрета, — первый случай прямого обращения русского живописца к публике. Таким образом, портрет принял на себя функции повествовательного исторического полотна, которое оформляет волнующие общество идеи и становится событием для относительно широкой аудитории. Это один из первых признаков нового для России процесса: изобразительное искусство перестает обслуживать утилитарные потребности элиты (репрезентация политических и личных амбиций, украшение жизни, визуализация знания и т. п.) и постепенно становится важным элементом национальной культуры, организуя диалог между различными частями общества.
Слайд 15Овал был редок в портретной практике Д. Г. Левицкого, однако
именно эту форму он выбрал для изысканного изображения светской красавицы.
С натурной иллюзорностью мастер передал прозрачность кружев, ломкость атласа, седину пудры модного высокого парика. Щеки и скулы «горят» жаром наложенного косметического румянца.
Лицо написано сплавленными мазками, неразличимыми благодаря прозрачным высветленным лессировкам и придающими портрету гладко-лакированную поверхность. На темном фоне выигрышно сочетаются голубовато-серые, серебристо-пепельные и золотисто-бледные тона.
Отстраненный поворот головы и любезно-заученная улыбка придают лицу вежливое светское выражение. Холодный прямой взгляд кажется уклончивым, скрывающим внутреннее «Я» модели.
Ее светлые открытые глаза обдуманно скрытны, но не таинственны, как в лучших портретах Ф. С. Рокотова. Эта женщина помимо воли вызывает восхищение, так же как и виртуозная живопись мастера.
Портрет Урсулы Мнишек
Слайд 16Весьма знаменательно, что в первом же из известных работ Левицкого,
"Портрете А.Ф.Кокоринова" (1769-1770), мы видим архитектора, строителя здания Академии художеств
и ее ректора.
Кокоринов стоит у отделанного бронзой, темного лакированного бюро, на котором лежат чертежи здания Академии художеств, книги, бумаги. На нем светло-коричневый, густо шитый золотым позументом мундир, поверх него - шелковый кафтан, опущенный легким коричневым мехом.
Крупная фигура, крупное лицо - энергия и сила лишь угадываются, а жест руки в сторону чертежей на столе и выражение глаз выказывают затаенную усталость или грусть.
И парадный портрет с выработанными приемами и необходимыми аксессуарами выявляет личность во всей ее жизненной непосредственности.
Слайд 17"Портрет П.А.Демидова" (1773), знаменитого горнозаводчика. Он стоит у стола на
террасе, опершись локтем левой руки о лейку; у основания колонн,
за которыми виден вдали Воспитательный дом, горшки с растениями, - их-то хозяин, видимо, поливал, выйдя утром, одетый, но в халате и ночном колпаке. Атласная одежда, алая и серебристая, сверкает. Движение руки Демидова так же величественно, как у полководца, который показывает на поле боя.
Это уже не купец, а промышленник новой формации, основавший на свои средства в здании Воспитательного дома коммерческое училище.
Слайд 18 "Портрет Д. Дидро" (1773). Философ по настоятельному приглашению Екатерины
II посетил Россию в 1773-1774 годах.
Мыслитель скептически относился к
собственным портретам, полагая, что его лицо мистифицирует портретистов благодаря своей изменчивости. Однако картина Левицкого произвела на него благоприятное впечатление, он увез ее с собой на родину.
Левицкий чутко уловил переменчивость этого неординарного обличья. Он написал лицо интеллектуала крупным планом, без приукрашивания слабостей и несовершенств. Заметны отеки под глазами, двойной подбородок, залысины. Внимания зрителей ничто не отвлекает, философ сидит в спокойной позе на темном фоне и выглядит на портрете по-будничному.
Левицкий изобразил его попросту, без церемоний, в домашнем атласном халате, в расстегнутой белой рубахе, без непременного в те годы парика. За совершенно простой внешностью Дидро скрывается глубокий ум и серьезный характер.
Левицкому удалось уловить и передать главное в характере и внешности великого мыслителя. На портрете воспроизведено почтение живописца к личности великого французского просветителя.